Файл: Учебное пособие 2 Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края кгбпоу Алтайская академии гостеприимства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 276

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края
КГБПОУ «Алтайская академии гостеприимства»
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

2
Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края
КГБПОУ «Алтайская академии гостеприимства»
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ
Составитель:
Н.Н. Алымова
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
3-е издание, переработанное и дополненное
Барнаул
«Буквица»
2014

3
ББК 60.6
О-28
Общая теория статистики : курс лекций : учеб. пособие /
Н. Н. Алымова ; Барн. торг.-экон. колледж. – 3-е изд., перераб. и доп.
– Барнаул : Буквица, 2014. – 127 с.
Учебное пособие «Общая теория статистики» рекомендовано к печати Методическим советом КГБОУ СПО «Барнаульский торгово- экономический колледж», протокол № 5 от 09.06.2014.
Пособие составлено с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, программ дисциплины
«Статистика».
Пособие предназначено для изучения последовательности осуществления статистического учета и первичного экономического анализа, для приобретения навыков работы с экономической информацией и расчета аналитических показателей.
Материал пособия состоит из двух частей и сгруппирован по темам. Первая теоретическая часть – курс лекций. Вторая практическая часть – практикум, здесь подобраны в достаточном количестве разноуровневые задачи, что позволит приобрести навыки и умения на практических занятиях в аудитории, самостоятельно и на зачетных занятиях, а так же позволит отрабатывать пропущенный материал.
Пособие рекомендовано для специальностей 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,100701 «Коммерция (по отраслям)», 100801 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».
Рецензенты: Глубокова Л.Г. –
к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, аудита и анализа ФГБОУ «Алтайский государственный университет»
Скрябина И.И. – преподаватель бухгалтерского учета
КГБОУ СПО «БТЭК»

4
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие…………………………………………………………………...
5
Введение……………………………………………………………………....
6 1 Теоретическая часть
1.1 Предмет, метод и задачи статистики…………………………………...
7 1.2 Статистическое наблюдение……………………………………………
21 1.3 Сводка и группировка статистических данных………………………..
32 1.4 Способы наглядного представления статистических данных………..
39 1.5 Абсолютные и относительные величины в статистике……………….
52 1.6 Средние величины и показатели вариации в статистике…………….
59 1.7 Ряды динамики…………………………………………………………..
66 1.8 Статистические индексы………………………………………………..
74 2 Практическая часть (практикум)
2.1 Осуществление группировки статистических данных……………….
86 2.2 Формирование статистических таблиц и построение статистических графиков……………………………………………………………………….
91 2.3 Расчет относительных величин и формирование экономических выводов ………………………………………………………………………..
96 2.4 Расчет средних величин и показателей вариации……………………..
105 2.5 Расчет показателей динамики и формирование экономических выводов……………………………………………….………………………..
114 2.6 Расчет статистических индексов и формирование экономических выводов ………………………………………………………………………..
121
Экзаменационные вопросы…………………………………………………...
127
Список рекомендуемых и использованных источников……………………
128


5
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебное пособие«Общая теория статистики» предназначено для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,100701 «Коммерция (по отраслям)»,
100801 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» по дисциплине «Статистика».
Последовательность изучения учебного материала обусловлена взаимосвязью его разделов и логикой основных этапов профессиональной деятельности.
При изучении дисциплины необходимо учитывать знания, полученные обучающимися при изучении других дисциплин: «Математика», «Основы экономической теории». В свою очередь, дисциплина «Статистика», является основополагающей для изучения следующих дисциплин «Экономика организации»,
«Анализ финансово- хозяйственной деятельности»,
Бухгалтерский учет», а так же профессиональных модулей.
Изучение дисциплины «Статистика» способствует формированию профессиональных компетенций перечисленных выше специальностей.
Методика изучения дисциплины строится на основе сочетания теоретического обучения и выполнения практических работ.
Практические занятия проводятся с целью закрепления теоретических знаний приобретения необходимых умений и навыков по соответствующей теме дисциплины.
При изучении дисциплины следует также уделять внимание самостоятельной работе студентов, способствующей формированию профессиональных умений и навыков, решению практических задач, грамотной интерпретации экономических расчетов, углублению профессиональной подготовке, организации творческого труда.
Целью написания учебного пособия является оказание помощи студентам при изучении дисциплины «Статистика», используя наглядные схемы и таблицы. В данном пособии изложены основные понятия, классификация статистических величин, расчет статистических показателей.
Разноуровневые задачи, представленные в пособии, помогут студентам приобрести практические навыки при работе со статистической информацией и обработке статистических данных.

6
I ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Тема 1.1 Предмет, метод и задачи статистики
1) Роль и значение статистики как общественной науки.
2) Предмет и метод статистики.
3) Задачи статистики. Роль и значение статистической информации.
4) Организация статистики в Российской Федерации.
5) История развития статистики.
6) Актуальность статистики в рыночных условиях.
Вопрос 1
Роль и значение статистики как общественной науки
Развитие статистики сходно с развитием языка и счета. Эта наука имеет древние корни.
Большим шагом вперёд к развитию статистической науки послужило применение и использование математических методов и компьютерной техники.
В настоящее время ведется работа по совершенствованию статистической методологии и переходу РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития международной экономики.
Само понятие «статистика» употребляется в самых разных значениях. Это слово многолико, многозначно и многомерно.
Значения слова «статистика»:
1 Статистика– это общественная наука, которая изучает массовые социально- экономические явления в жизни общества с их количественной стороны.
2 Статистика– это практическая деятельность органов государственной статистики по сбору, накоплению и обработке, анализу и сопоставлению числового представления фактов, относящихся к самым разнообразным массовым явлениям и процессам, их структуру и распределение, размещение в пространстве, движении во времени, выявляя действующие количественные зависимости, тенденции, закономерности, причем в конкретных условиях места и времени.
3 Статистика – это учебная дисциплина. Она составляет важный блок учебного плана подготовки студентов экономических специальностей.
Дисциплина «Статистика» изучает основные экономические показатели, необходимые в последующих экономических дисциплинах и не только.
Статистика – самостоятельная общественная наука, имеющая свой предмет и метод исследования. Возникла она из практических потребностей общественной жизни. Уже в древнем мире появилась потребность подсчитывать численность жителей государства, учитывать людей, пригодных


7 к военному делу, определять качество скота, размеры земельных угодий и другого имущества. Информация такого рода была необходима для сбора налогов, ведения войн и т.п. В дальнейшем по мере развития общественной жизни, круг учитываемых явлений постепенно расширяется.
Особенно возрастает объем собираемой информации с развитием рыночной экономики и мирохозяйственных связей. Потребности этого периода вынуждали органы государственного управления и капиталистические предприятия собирать для практических нужд обширную и разнообразную информацию о рынках труда, и сбыта товаров, сырьевых ресурсах.
Большое значение статистики в обществе объясняется тем, что она представляет собой одно из самых основных, одно из наиболее важных средств, с помощью которых хозяйствующий субъект ведет учет в хозяйстве. Учет является способом систематического измерения и изучения общественных явлений с помощью количественных методов.
Не всякое изучение количественных соотношений есть учет. Различные количественные отношения между явлениями можно представить в виде тех или иных математических формул, и это само по себе еще не будет учетом.
Одна из характерных особенностей учета – подсчет отдельных элементов, отдельных единиц, из которых складывается то или иное явление. В учете используются различные математические формулы, но их применение обязательно связано с подсчетом элементов. Учет является средством контроля и мысленного обобщения процессов общественного развития.
Лишь благодаря статистике управляющие органы могут получать всестороннюю характеристику управляемого объекта, будь то национальное хозяйство в целом или отдельные его отрасли или предприятия. Статистика дает сигналы о неблагополучии в отдельных частях механизма управления, показывая, таким образом, необходимость обратной связи – управляющих решений. Общие принципы и методы научного познания служат фундаментом для понимания и правильного использования статистической методологии.
Итак, основной задачей статистики является сбор, учет, обработка и хранение данных (информации), отображающих ход общественного развития.
Таким образом, статистика выступает важнейшим инструментом познания и использования экономических и других законов общественного развития.
Вопрос 2
Предмет и метод статистики
Предмет статистики. Статистика имеет дело, прежде всего с количественной стороной явлений и процессов общественной жизни. Одной из характерных особенностей статистики является то, что при изучении количественной стороны явлений и процессов она всегда отображает качественные особенности исследуемых явлений, т.е. изучает количество в неразрывной связи, единстве с качеством.
Качество, в научно - философском понимании – это свойства, присущие предмету или явлению, которые отличают данный предмет или явление от


8 других. Качество – это то, что делает предметы и явления определенными.
Пользуясь философской терминологией, можно сказать, что статистика изучает общественные явления как единство их качественной и количественной определенности, т.е. изучает меру общественных явлений.
Явления и процессы в жизни общества изучаются статистикой с помощью статистических показателей.
В зависимости от целевой функции статистические показатели делят на два
вида:
1) Учетно- оценочные показатели – это статистическая характеристика размера социально- экономических явлений в конкретных условиях места и времени( констатация факта).
Эти показатели могут отражать:
А) либо объемы явлений за период времени,
Б) либо достигнутые уровни развития на определенные моменты времени.
2) Аналитические показателиприменяются для анализа статистической информации и характеризуют особенности развития изучаемого явления.
Характеризуют:
- типичность признака,
- соотношение отдельных частей,
- меру распространения признака в пространстве,
-скорость развития признака.
Тесно с понятием показатель связано понятие признак.
Важная особенность статистической науки в том, что изучая свой предмет, она образует статистические совокупности.
Предмет – это то, что изучает статистика:
1.статистика изучает, с количественной стороны массовые социально- экономические явления (констатация факта).
2.статистика изучает влияние природных и технических факторов на изменение количественных характеристик социально- экономических явлений.
Статистический показатель – это количественнаяоценка свойства изучаемого явления.
Признак – это характерное свойство изучаемого явления, отличающее его от другихявлений.
Статистическая совокупность – это множество единиц изучаемого явления, объеденных единой качественной основой.

9
Метод – это то, как, с помощью чего изучается предмет.
Совокупность методов статистики образует статистическую методологию.
В статистике применяется диалектический подход. Он требует изучения всех явлений и процессов в их взаимосвязи, движении и развитии.
Статистическое исследование – это длительный, многоступенчатый и сложный процесс. Оно осуществляется в несколько этапов.
Каждому этапу соответствует метод статистики.
Этап статистического исследования
Метод
1 Сбор информации
Статистическое наблюдение
Чтобы охарактеризовать с количественной стороны любое массовое явление, необходимо сначала собрать информацию о составляющих его элементах. Это и достигается при помощи массового наблюдения, осуществляемого на основе выработанных статистической наукой правил и способов.
2 Обработка материалов статистического наблюдения
Статистическая сводка и группировка
Собранные в процессе статистического наблюдения сведения подвергаются в дальнейшем сводке (первичной научной обработке), в процессе которой из всей совокупности обследованных единиц характерные части
(группы). Выделение групп и подгрупп единиц из всей обследованной массы называется в статистике группировкой. Группировка в статистике является основой обработки и анализа собранной информации. Осуществляется она на основе определенных принципов и правил.
3 Анализ информации
Методы обобщающих показателей:
-относительные величины,
-средние величины,
-показатели динамики,
-индексы.
Статистическая оценка и экономические выводы.
В процессе обработки статистической информации совокупность обследованных единиц и выделенные ее части на основе применения метода группировок характеризуются системой цифровых показателей: абсолютных и средних величин, показателей динамики и т.д.
Вопрос 3
Задачи статистики. Роль и значение статистической информации
Задачи:
1 Всестороннее исследование происходящих в обществе преобразований экономических и социальных процессов.
2 Обобщение и прогнозирование тенденций развития народного хозяйства.
3 Выявление имеющихся резервов эффективности производства.


10 4 Своевременное обеспечение надёжной информацией законодательной власти, управленческих, исполнительных и хозяйственных органов, а также широкой общественности.
Необходимо отметить, что в современных условиях имеет особое значение расширение гласности и доступности сводной статистической информации, но при сохранении принципа конфиденциальности индивидуальных данных.
Главной задачей статистики является получение и соответствующая обработка статистической информации для принятия решений, направленных на достижение желаемого результата в хозяйственной, социально- экономической, научной, культурной и других видах творческой деятельности государства, общественных организаций, экономических структур общества и т.д.
Статистика призвана способствовать выявлению наиболее острых проблем экономического и социально-политического содержания, а также обоснованию путей достижения многообразных целей развития общества и в первую очередь таких как активное участие населения в реализации крупных экономических задач, связанных с развитием рыночных отношений в нашей стране.
В задачи статистики конкретных направлений статистической деятельности входят все те вопросы, которые решаются соответствующей экономической или социальной структурой.
В условиях становления рыночных отношений в экономических структурах нашей страны возникают новые вопросы, проблемы, которые не были предметом внимания административно-командной экономики. К таким вопросам можно отнести проблемы вынужденной безработицы, банкротства и остановки предприятий, забастовки, количественной характеристики соглашений и договоров, заключённых между администрацией и рабочими в лице профсоюзных организаций, цена и прожиточный уровень, размер заработной платы работающих в различных структурах промышленного производства и т.д.
Все эти вопросы и проблемы существуют объективно. Количественную характеристику этих вопросов и проблем призвана дать статистика, на базе которой и возможны адекватные меры по преодолению имеющихся трудностей в развитии промышленного или любого другого производства или вида полезной общественной деятельности.
Современная организация статистики представлена сетью государственных статистических учреждений, которые с учётом потребностей государства и корпораций необходимы для улучшения экономической конъюнктуры, составления бюджета, для проведения мероприятий по налогообложению и государственно-монополистическому регулированию. Функции, выполняемые государственными статистическими учреждениями развитых стран однородны, а формы организации статистики различны по степени централизации
(децентрализации).
Центральными статистическими учреждениями являются: во Франции –
Национальный институт статистики и экономических исследований; в Японии
– Статистическая комиссия; в Великобритании и ФРГ – Центральное