Файл: Учебное пособие 2 Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края кгбпоу Алтайская академии гостеприимства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 280

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

16
История советской (российской) статистики
За годы Советской власти органы государственной статистики выполнили много различных работ большой государственной важности. Они неоднократно перестраивались и реорганизовывались применительно к решению новых, все более сложных в научном и техническом отношении задач, которые ставились перед ними на различных этапах социалистического строительства.
Уже в первые годы своего существования ЦСУ выполнило много крупных статистических работ,
Таких, как
– первая советская перепись промышленности и одновременно профессиональная перепись рабочих и служащих промышленности и одновременно профессиональная перепись рабочих и служащих промышленных предприятий (1918 г), первая советская перепись населения (1920 г), итоги которых были использованы при составлении плана ГОЭЛРО. Усиление роли планового руководства народным хозяйством привело к созданию в 1926 г. при ЦСУ специальной комиссии
(Статплан). В 1930г. ЦСУ было преобразовано в начале в сектор народнохозяйственного учета Госплана СССР, а затем в Центральное управление народнохозяйственного учета (ЦУНХУ) при Госплане СССР. В этот период ЦСУ выполнило ряд больших работ, среди них: Всесоюзные переписи населения 1926 и 1939 гг., динамическое обследование крестьянских хозяйств по расширенной программе в 1927 и 1929 гг., первая перепись оборудования промышленности в 1943 г. и др. В 1941 г. ЦУНХУ было преобразовано в ЦСУ Госплана СССР.
В годы Великой Отечественной войны советская статистика перестраивалась применительно к нуждам фронта и внесла свой вклад в дело обороны страны и разгрома врага. Главное, что отличает статистику в этот период, это резкое повышение ее оперативности.
В послевоенные годы органы государственной власти преобразовались сначала применительно к нуждам скорейшего восстановления разрушенного народного хозяйства, а затем к задачам дальнейшего быстрого его развития. В
1948 г. ЦСУ было выделено из Госплана СССР, так как подчинение государственных органов статистики Госплану не позволяло им объективно отражать ход выполнения плановых заданий, и стало самостоятельным органом
– Центральным статистическим управлением при Совете Министров СССР, а в
1980 г. – Центральным статистическим управлением.
Статистика в РФ представляет собой единую централизованную систему, построенную по единому плану и пользующуюся единой методологией.
Руководящим и методологическим центром государственной статистики в РФ является Центральное статистическое управление (ЦСУ) РФ.
ЦСУ РФ возглавляет начальник, назначаемый в соответствии с
Конституцией РФ Верховным Советом РФ. В ЦСУ РФ образована коллегия в составе начальника ЦСУ РФ. Коллегия рассматривает важнейшие вопросы практической и методологической работы; итоги по основным статистическим работам; вопросы подготовки и подбора кадров; заслушивает отчеты о работе управлений и отделов ЦСУ РФ и местных статистических органов.


17
Основными задачами государственной статистики являются сбор, проверка и обработка статистических данных (по стране в целом, по регионам и отраслям народного хозяйства), своевременное представление необходимой информации Правительству РФ, правительством союзных республик и местным органам власти, осуществления централизованного руководства ведением учета и статистики в стране.
ЦСУ разрабатывает систему статистических показателей и единую методологию учета и статистики. Совместно с Госпланом ЦСУ осуществляет мероприятия по обеспечению единства статистических и плановых показателей, а совместно с Министерством финансов РФ ведет работу по совершенствованию показателей и форм бухгалтерского учета и отчетности.
Важными задачами
ЦСУ являются руководство механизацией, а автоматизацией учетно - статистических работ, организация и эксплуатация вычислительных центров (ВЦ), создание автоматизированной системы государственной статистики (АСГС) на основе применения современных электронно-вычислительных машин
(ЭВМ), экономико-математических методов и моделей.
Ведомственной статистикой является статистика, которая ведется в торговле на отдельных уровнях ее управления как отраслью народного хозяйства.
Статистика на предприятиях отдельных отраслей осуществляется в соответствии с планом государственной статистики. Основной задачей статистики отраслей является цифровое освещение процесса отрасли для планового (отношения) управления отраслью, т.е. обеспечения необходимыми данными для разработки планов, контроля за выполнением плановых заданий, для выявления резервов и неиспользованных возможностей, изучения передового опыта. Перед учетом и статистикой поставлены задачи по совершенствованию учетной документации и отчетности для обеспечения всех уровней управления торговлей полной и достоверной информацией.
Правильность выводов из экономических исследований достигается не только составом применяемых технических средств, математических методов и моделей. В значительной степени она определяется доброкачественностью исходной информации. Это ставит важные задачи по дальнейшему совершенствованию приемов и методов сбор, обработки и анализа статистических данных, улучшению системы показателей статистики торговли.
Важнейшей задачей статистики торговли является совершенствование методологии изучения динамики и эффективности торговой деятельности, выполнения торговлей ее социально-экономических функций в новых условиях хозяйствования.
Вопрос 6
Актуальность статистики в рыночных условиях
При сегодняшней экономической ситуации из огромной гаммы различных аспектов статистических наблюдений наиболее важным представляется


18 отражение происходящих в народном хозяйстве страны качественных и количественных изменений с точки зрения:
– быстрого восстановления положительного характера общеэкономического развития страны;
– наблюдения за процессами рыночной трансформации (изменения, преобразования);
– обеспечения экономической и социальной стабильности.
В соответствии с тремя указанными аспектами наблюдения и анализа статистической информации предполагается система трёх основных статистических блоков современной экономической ситуации:
1 – макроэкономика (статистика производства, финансов, цен);
2 – статистика трансформации хозяйства (субъектов хозяйствования, рыночной инфраструктуры);
3 – экономическая конъюнктура и социальная стабильность.
На основе этих блоков может быть сформирована система взаимосвязанных показателей, характеризующих количественную и качественную динамику хозяйственной сист6емы страны и любых регионов.
И, наконец, рыночный климат должен поддерживаться и в самой статистике, т.е. можно было бы допустить создание альтернативной независимой статистической службы, выражающие интересы определённого круга лиц, способной к быстрым изменениям.
Российская статистика имеет богатую историю, свои национальные особенности и традиции, солидный кадровый потенциал профессионалов.
И здесь необходимо учитывать, что при рыночных отношениях спрос на статистику двоякий:
- с одной стороны, мы хотим иметь статистику, соответствующую рынку
(конфиденциальность первичной информации);
- с другой стороны, мы не хотим терять привычную статистику, позволяющую нам быть не только в курсе общих интересов, но и «грубо говоря», влезать во внутреннее дело предприятий.
В этом главное противоречие статистики нашего времени. Она у нас ещё не директивная, но ещё и не рыночная.
Следующие изменения, произошедшие в экономике:
- интенсивное развитие негосударственного сектора;
- развитие рыночной инфраструктуры и другие изменения обуславливают применение новых методов:
1) организация статистического наблюдения;
2) разработка принципиально отличных системообразующих признаков и состава экономических показателей.
При этом имеется в виду, также, приближение методов формирования статистической информации к стандартам, принятым в практике развитых стран с рыночной экономикой и международных экономических организаций.
У Российской государственной статистики появилась уникальная возможность использовать опыт других стран для перестройки методов сбора, обработки и предоставления статистической информации.


19
Важнейшим направлением совершенствования статистики является переход экономики РФ на систему национальных счетов (СНС).
Выполнение данной программы призвано обеспечить переход к системе показателей учёта и статистики в соответствии с международными стандартами.
В настоящее время методологическая работ Росстата направлена на внедрение интегрированной системы учета и статистики, соответствующей международным стандартам, прежде всего на разработку системы национальных счетов РФ, позволяющей исследовать формирование основных пропорций экономики и рассчитывать важнейшие макроэкономические показатели, используемые в международной практике, а так же на изменение инфляции и уровня жизни. Эта работа ведется при участии международных статистических организаций и национальных статистических служб других стран. Широко распространились международные связи между национальными статистическими службами и на региональном уровне.

20
Тема 1.2
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Статистическое наблюдение
1) Понятие статистического наблюдения.
2) Программно - методологические вопросы статистического наблюдения.
3) Организационные формы, виды и способы статистического наблюдения.
4) Ошибки наблюдения и меры по обеспечению точности статистического наблюдения.
5) Отчетность как основная форма статистического наблюдения.
Вопрос 1
Понятие статистического наблюдения
Для того чтобы произвести статистическое исследование, необходима научно обоснованная информационная база. Она формируется в результате статистического наблюдения, которое является начальной стадией статистического исследования.
Но не всякое наблюдение можно назвать статистическим. Имеется определенная связь и отличие статистического наблюдения и просто наблюдения, восприятие человеком явления.
Статистическое наблюдение можно рассматривать с двух сторон:
- статистическое наблюдение может базироваться на собственном наблюдении человека. В этом случае статистический характер этому наблюдению придает регистрация его результатов в определенных документах;
- статистическое наблюдение это сбор информации по уже зарегистрированных данным ( по отчетности).
Таким образом, статистическим наблюдением можно считать лишь такое наблюдение, которое обеспечивает регистрацию устанавливаемых фактов в учетных документах для последующего их обобщения.
Факты собранные в процессе статистического наблюдения должны отвечать требованиям:
1- достоверность данных,
2- полнота охвата данных,
3- обоснованный отбор данных,
4- сопоставимость данных.
Практика сложившаяся статистических наблюдений в нашей стране определяет два вида наблюдения:
Обособленное
Необособленное
Сбор и обработка статистической информации, осуществляется статистическими органами.
Сбор и обработка статистической
Статистическое наблюдение – это планомерный, научно- обоснованный сбор данных о социально- экономических явлениях и их регистрация в учетных документах.

21
( стат.управления, стат.отделы.): информации осуществляется отдельными органами или ведомствами
(налоговая инспекция,
Госимущество, органы здравоохранения)
Централизованное:
В РФ действует в основном эта форма. Сбор данных осуществляется для важных общегосударственных целей,. Оно позволяет концентрировать ресурсы на выполнение государственных задач.
Децентрализованное:
Сбор сведений для негосударственных целей (для предприятий, частных лиц.)
В том и другом случае общее руководство и методологическое обеспечение проводимых в стране статистических наблюдений осуществляет
Росстат.
Вопрос 2
Программно- методические вопросы статистического наблюдения
Статистическое наблюдение проводится строго в соответствии с планом статистического исследования. При подготовке и проведении статистического наблюдения решается ряд вопросов.
1 группа вопросов: Организационные вопросы.
2 группа вопросов: Программно- методологические вопросы.
Организационные вопросыохватывают сроки и место проведения наблюдения, подготовка и расстановка кадров, орган наблюдения, составления предварительных списков единиц наблюдения.
Программно – методологические вопросыопределяют цель наблюдения, устанавливается объект и единица наблюдения, разрабатывается инструментарий для каждого участника наблюдения, определяется круг признаков, характеризующих единицы наблюдения, разрабатывается программа наблюдения.
План статистического наблюдения
1 Цель наблюдения - это получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов. Неясно поставленная цель может привести к тому, что будет собраны ненужные данные или наоборот необходимые сведенья не будут получены.
2 Основные категории статистики:

Объект наблюдения – это статистическая совокупность единиц изучаемого явления, то есть то что именно подлежит обследованию;

Единица наблюдения– это первичный элемент объекта статистического наблюдения, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации;

Единица совокупности– это субъект, та первичная ячейка, от которой должны быть получены необходимые сведения.