Файл: Дипломная работа Роль органов службы занятости в реализации гражданами права на труд и обеспечение занятости населения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 1136

Скачиваний: 39

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- ознакомиться со способами обеспечения занятости граждан;

- провести анализ Государственного казенного учреждения Московской области «Домодедовский центр занятости населения».

В работе использованы следующие методы: метод диалектической логики (при выделении признаков по результатам изучения определений), сравнительный метод, исторический метод, а также логические, социологические и др

Теоретическую основу данного исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, исследующих как широкий комплекс проблем занятости населения в условиях рыночного хозяйства, так и вопросы ее государственного регулирования в тесной взаимосвязи с макроэкономическими процессами. В исследовании проблем занятости, безработицы и функционирования российского рынка труда важное место принадлежит таким ученым, как В.И. Салтыков, М.Р. Шаисламова, В.А. Казанцев, З.Ф. Ибрагимова, Н.П. Киселева, А.И. Бексултанова, А.С. Баева, А.С. Бризгалова и другие.

Структура выпускной квалификационной работы обусловлена её целями и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что проведенный анализ Центра занятости может быть полезен в аналитической работе научных и учебных центров, занимающихся проблемами занятости, преподаванием дисциплин, связанных с социально-трудовыми отношениями и государственным регулированием экономики.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ


    1. Понятие занятости и безработице в Российской Федерации

Согласно ст.1 ФЗ «О занятости населения в РФ» занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.1 Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом. Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

В любом обществе существует объективная связь и взаимозависимость между наличным трудоспособным населением и характером, степенью его участия в общественном производстве. Совокупность экономических отношений, связанных с обеспечением рабочими местами и участием в хозяйственной деятельности, можно рассматривать как занятость.


Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанный с удовлетворением его потребностей в сфере труда. Как социально-экономическая категория занятости характеризует деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую им заработок (трудовой доход).

Безработица - это часть населения страны, состоящая из лиц, достигших трудоспособного возраста, не имеющих работы и находящихся в поиске работы в течение определенного по законодательству периода времени.

Безработица - социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы не занята в производстве. Это циклическое явление, выражающееся в превышении предложения труда над спросом на него.

Безработица - это отсутствие занятости по экономическим причинам у определенной, большей или меньшей в каждый данный момент, части рабочего населения страны, способной и желающей трудиться. В теоретическом плане безработица представляет собой социально-экономическую категорию, выражающую отношения между наемными работниками и работодателями по поводу осуществления основополагающего, естественного права человека - права на труд, реализации его способности к труду, причем не только в плане обеспечение средств к существованию, необходимых для сохранения и воспроизводства самой жизни, но и в плане реализации в трудовой деятельности достоинств и качеств человека как личности, его данной от природы потребности в труде как форме жизнедеятельности. Довольно тщательно исследовал безработицу К. Маркс в «Капитале». Он отметил, что с техническим прогрессом растет количество и стоимость средств производства, приносящихся на одного работника. Это приводит к относительному отставанию спроса на труд от темпов накопления капитала, и в этом кроется причина безработицы. Такая трактовка математически не вполне корректна, т.к. если спрос на рабочую силу растет, то безработица исчезает, или хотя бы рассасывается, несмотря на то, что рост капитала происходит еще более высокими темпами. Выведение безработицы из циклического развития экономики стало после Маркса устойчивой традицией в экономической теории.2

В России статус безработного определен более жестко: согласно Закону «О занятости населения в Российской Федерации» «безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имели работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней» Закон «О занятости населения в Российской федерации» (с последующими дополнениями и изменениями) от 11.04.1996г., ст.3.; кроме того, законом определено, что безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16 лет, и пенсионеры по возрасту.



Для анализа проблем безработицы необходимо, прежде всего, четко определить, кого следует считать безработным. Критерии признания человека безработным обычно устанавливаются законом или правительственными документами и могут немного различаться по странам. Но, как правило, несколько признаков присутствуют во всех определениях.

Это:

- трудоспособный возраст, то есть человек должен быть старше минимального возраста, с которого законодательство разрешает работать по найму, но младше возраста, по достижении которого назначается пенсия по старости. Следовательно, подростки до трудоспособного возраста или мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет (в России) не могут считаться безработными, даже если они хотят работать, но не могут найти место;

- отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени (например, месяца);

- доказанное стремление человека найти работу (например, обращение его в службу занятости и посещение тех работодателей, к которым его направляют на собеседование сотрудники этой службы).

При этом безработных подсчитывают на основе тех данных, которые предоставляют соответствующие органы и институты (например, во многих странах используется статистика бирж труда), а рабочая сила определяется как разница общего показателя численности населения страны и отдельных групп населения, которые составляют:

- лица, не достигшие трудоспособного возраста;

- лица, находящиеся в специальных учреждениях (местах заключения, психиатрических клиниках и т.п.);

- лица, выбывшие из состава рабочей силы (пенсионеры, потерявшие трудоспособность и т.п.).

Слабозащищенные (социально уязвимые) группы на рынке труда:

- бывшие военнослужащие и трудоспособные члены их семей;

- женщины, особенно имеющие малолетних детей, многодетные;

- молодежь и подростки, впервые вступающие в трудовую деятельность;

- выпускники вузов и техникумов;

- работающие инвалиды и пенсионеры.3

К показателям безработицы относят уровень безработицы и ее продолжительность. Продолжительность безработицы определяется как число месяцев, которые человек провел, не имея работы. Как правило, большинство людей быстро находят работу, и безработица для них представляется краткосрочным явлением. В этом случае можно предположить, что это фрикционная безработица, и она неизбежна. С другой стороны, есть люди, которые месяцами не могут найти работу. Их называют долговременными безработными. Такие люди наиболее остро ощущают на себе бремя безработицы и часто, отчаявшись найти работу, покидают группу экономически активного населения. К безработным, применительно к стандартам Международной организации труда (МОТ), относятся лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период одновременно удовлетворяли определённым критериям. А именно:


- не имели работы (доходного занятия);

- занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации организации (работодателю), использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;

- были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели. Обучающиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней. К безработным, зарегистрированным в государственных учреждениях службы занятости населения, относятся трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в службе занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней.

Уровень безработицы рассчитывается в процентах как отношение численности безработных определенной возрастной группы к численности экономически активного населения соответствующей возрастной группы.

С января 2017 года в период каждого обследования опрашивается около 77 тыс. человек (0,06% от численности населения обследуемого возраста). В целях повышения репрезентативности данных месячные данные обследования сформированы в среднем за 3 месяца по совокупности трех последовательных выборок. Годовые данные сформированы в среднем за 12 месяце по совокупности двенадцати последовательных выборок.

Уровень безработицы характеризует текущее состояние экономики страны. Согласно современным представлениям экономистов, уровень безработицы в 4-5% считается нормой. Низкая безработица (2-4%) свидетельствует о периоде подъема, высокая (7% и выше) говорит о спаде.

В августе 2020 года Росстат сообщил об очередном повышении уровня безработицы в России. Показатель составил рекордно высокие 6,4%. Рискну предположить, что такой высокий уровень безработыцы вызван пандемией COVID-19.

По данным Росстата, в 2021 году уровень безработицы пошёл на спад. В авгсуте 2021 года уровень безработицы в процентах составил всего 4,4%, еще 4 месяца показатели были стабильны – 4,3%. В январе 2022 года показатели снода достигли 4,4%, но после этого вновь пошли на спад и больше не поднимались до такого уровня. В марте 2022 года 2609 россиян подпадали под описание безработных, то есть рекордно низкие за последние 7 лет - 3,5% безработицы, если следовать методологии Росстата. Большинство граждан с безработным статусом получали пособие по безработице .
4

В Росстате отмечают, что уровень безработицы среди сельских жителей, гораздо выше, чем среди городских. Если у жителей городского округа показатель составляет 3,8%, то вот граждане, которые живут в поселках и деревнях, сталкиваются с безработицей на уровне 6,5%.

Таким образом, безработица в РФ является важным аспектом, которому уделяется должное внимание со стороны Правительства РФ и организаций, чья деятельность направлена на помощь безработным. Далее рассмотри вопросы признания граждан безработными.

1.2 Порядок и условия признания граждан безработными

В случаях, когда гражданин, лишается постоянного места работы, он может рассчитывать на помощь государства, которое готово предоставить ему средства для поддержания комфортных условий существования до момента трудоустройства. При этом стоит отметить, что на основании норм действующего законодательства для получения финансовых выплат каждое заинтересованное лицо может зарегистрироваться в центре занятости населения, в том числе и граждане, впервые ищущие работу. Центр занятости населения является государственной организацией, который безвозмездно оказывает содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.

Безработными не могут быть признаны граждане:

- не достигшие 16-летнего возраста;

- имеющие трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

- отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы;

- не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в центр занятости населения для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный центром занятости населения для регистрации их в качестве безработных;

- осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

- представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

- занятые (работающие по трудовому договору; по гражданско-правовому договору; члены производственных кооперативов; индивидуальные предприниматели