Файл: Дипломная работа Роль органов службы занятости в реализации гражданами права на труд и обеспечение занятости населения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 1134

Скачиваний: 39

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.2 Анализ деятельности Государственного казенного учреждения Московской области «Домодедовский центр занятости населения» до 2022 г. 57

Персонал - наиболее ценный актив службы занятости. Человеческие ресурсы рассматриваются, как важнейший внутренний ресурс. Поэтому формирование коллектива службы и эффективное управление им имеет ключевое значение для эффективной деятельности. 57

Организационная структура Домодедовского центра занятости населения Московской области имеет линейный вид. 57

В марте 2022 г. в Московской области стартовало преобразование Центров занятости населения. В ряде городских округов ЦЗН прекратили работу на время реорганизации, территории закреплены за другими центрами. 57

О необходимости преобразовать центры занятости в апреле 2021 года заявлял губернатор Подмосковья Андрей Воробьёв: «Очевидно, необходимо нам преобразовать центры занятости. Сегодня мы должны признать, что часто люди делают это через разные другие порталы, но не через центры занятости». 57

14 марта 2022 года региональное министерство социального развития опубликовало распоряжение о начале реорганизации. Согласно документу в ряде подмосковных городов Центры занятости закрыли, а с 15 марта «до завершения реорганизации» принимали граждан и оказывали государственные услуги оставшиеся Центры с закреплёнными за ними территориями. 57

Так, Домодедовский городской округ закреплён за Домодедовским территориальным отделением ЦЗН. Помимо Домодедовского городского округа, к этому ЦЗН прикреплен Ленинский городской округ. 58

В числе видов деятельности ЦЗН до марта 2022 года были: 58

- регистрация безработных граждан; 58

- содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; 58

- организация ярмарок вакансий; 58

- профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности; 58

- организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые; 58

- содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации. 58


Домодедовское территориальное отделение областного Центра занятости возглавляет Директор (Дроздова Любовь Сергеевна), назначаемый на должность и освобождаемый от должности в порядке, установленном областным законодательством. Трудовой договор с Директором Центра занятости заключается сроком на пять лет. 58

Сегодня в Центре занятости работают высококвалифицированные специалисты. Благодаря умению быстро реагировать на различные изменения и тенденции на рынке труда коллектив Центра занятости населения всегда справляется с поставленными перед ним задачами. 59

На развитие ситуации в сфере занятости Московской области в 2023 году оказывают влияние многие факторы, а именно процессы, происходящие в экономике и социальной сфере (низкая инвестиционная активность хозяйствующих субъектов, уменьшение количества работодателей, зарегистрированных в Московской области, сокращение приема кадров и списочной численности работников в организациях Московской области, снижение экономической активности населения, сохранение высокого уровня общей безработицы в соответствии с критериями Международной организации труда). 59

В хозяйствующих субъектах Московской области в 2023 году продолжаются процессы оптимизации численности персонала, сопровождающиеся высвобождением работников, но в меньших масштабах, чем в 2022 году. Численность работников, заявленных к высвобождению в целом по Московской области на январь 2023 года, составила 1,1 тыс. человек, из которых фактически по состоянию на конец января 2022 года были высвобождены 0,2 тыс. человек (22,5 процента первоначально заявленной численности), высвобождение 0,9 тыс. человек не состоялось (в 2021 году из заявленных к высвобождению на январь 2021 года 0,6 тыс. человек фактически по состоянию на конец января 2021 года были высвобождены 0,3 тыс. человек, или 41,4 процента первоначально заявленной численности, высвобождение 0,3 тыс. человек не состоялось). 59

Далее рассмотри как развивалась ситуация в Центре занятости по Домодедовскому району. 59

За 8 месяцев 2020 года в хозяйствующих субъектах Домодедовского района продолжались процессы оптимизации численности персонала, сопровождавшиеся высвобождением работников, число предприятий заявивших о высвобождении за январь - август 2020 года составило 13 работодателей, которые заявили о высвобождении 228 работников, фактически на 01 сентября 2020 года высвобождено 16 человек, о введении режима неполной занятости поступили сведения от 1 организации. 59



За январь - август 2020 года в центр занятости за содействием в поиске подходящей работы обратилось 1305 человек, среди ищущих работу граждан - 56 инвалидов, 12 граждан освобожденных из мест лишения свободы, 274 гражданина в возрасте от 16 до 29 лет, 578 мужчин, 542 женщины, 327 - родители, имеющие несовершеннолетних детей; из числа обратившихся 747 граждан, проживающие в городе, 558 граждан, проживающие в сельской местности. Уровень зарегистрированной безработицы за 1 полугодие 2020 года составил 1,7 процента к численности рабочей силы (на 01.07.2020 года - 22448 человек). Средняя продолжительность безработицы на конец отчетного периода 2020 года составила 4,37 месяца, 60


По состоянию на 1 сентября 2020 года признаны безработными 492 человека, из них проживающие в сельской местности - 181 человек (47,1 процентов), молодёжь в возрасте 16-29 лет - 61 человек (15,9 процентов), женщины - 179 человек (46,6 процентов), инвалиды - 32 человека (8,3 процентов). 60

Всего в статусе безработного с учётом переходящих на начало года побывали 905 человек. 60

По причинам незанятости в составе безработных: 60

- уволившиеся по собственному желанию - 20,1 процентов; 60

- уволенные в связи с ликвидацией или сокращением численности - 7,6 процентов. 60

В отчетном периоде заявлено 1758 вакансий от 151 работодателя, на 01.09.2018г. числится 425 вакансий. Размер средней заработной платы на 01.07.2018 года составил 11525,00 рублей. 60

Коэффициент напряженности на рынке труда за отчетный период составил 0,7 единиц (на 01.07.2017 - 0,6). 61

Относительно Домодедовского района Московской области показатели регистрируемой безработицы на период начала 2020 года составило 422 человека на 22,374 человек численности рабочей силы. Уровень зарегистрированной безработицы 1,9 %. От работодателей заявлено 721 ед. потребность в работниках. Коэффициент напряженности на рынке труда (незанятых граждан на 1 вакансию) составило 0,7. 61

В 2021 году Государственным казенным учреждением Московской области "Центр занятости населения Московской области" заключено с работодателями Домодедовского муниципального района 69 договоров, в том числе 14 договоров за счет собственных средств работодателей. 61

При этом за девять месяцев 2021 года создано 141 рабочее место, в том числе: 61

- за счет иных межбюджетных трансфертов - 86 рабочих мест, что составляет 61,0 процент от общего количества рабочих мест; 61

- за счет собственных средств работодателей - 55 рабочих мест, что составляет 39,0 процентов от общего числа рабочих мест. 61

В целом во временных общественных работах приняли участие 141 человек, в том числе: 61

- 51 безработный гражданин; 61

- 90 граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы; 61

- 73 гражданина, проживающие в городе; 68 граждан в сельской местности. 61

На 2019 год предусмотрено средств на организацию и проведение общественных работ в размере 1299,5 тыс. рублей, в том числе: 61

- 819,0 тыс. рублей в виде иных межбюджетных трансфертов на оплату труда участникам общественных работ; 61

- 361,6 тыс. рублей из местного бюджета; 61

- 118,9 тыс. рублей на выплату материальной поддержки. 61

По состоянию на 01.10.2022 года выплачено участникам общественных работ: 62

- на оплату труда из средств областного бюджета в виде иных межбюджетных трансфертов - 809,7 тыс. рублей, что составляет 98,9 процентов от предусмотренных средств на 2019 год; 62

- на оплату труда из средств местного бюджета 275,4 тыс. рублей; 62

- на выплату материальной поддержки израсходовано - 118,9 тыс. рублей. 62

Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. Всего в 2022 году на начала года заключено 25 договоров, в соответствии с которым трудоустроен 271 учащийся. За отчётный период в 8 бригадах по благоустройству территории и ремонту школ отработали 92 человека. Созданы рабочие места при комитете по делам молодёжи (18 рабочих мест). 62

Проводя организацию оплачиваемых общественных работ, Центр помогает трудоустройству гражданам своего города, которые имеют длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы, и также тем самым параллельно реализует часть мероприятий программы по снижению напряженности на рынке труда Домодедовского муниципального района. 62

Организация содействия в трудоустройстве осуществляется на основании трехстороннего договора между центром занятости, гражданином и работодателем. 62

Договор определяет обязанности сторон, сроки действия договора. Продолжительность трудовых отношений не менее четырех месяцев. Для граждан, освободившихся из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, и граждан, которым назначено наказание в виде лишения свободы условно, продолжительность трудовых отношений составляет не менее шести месяцев. 62

Общественные работы - это трудовая деятельность, имеющая социально-полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Общественные работы позволяют безработным гражданам и гражданам, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы получить заработную плату за фактически отработанное время, помогают сохранять мотивацию к труду и дают возможность находиться пусть хоть временно, но в трудовом коллективе. 62

Работодатели, предоставляющие временные рабочие места под общественные работы, выплачивают гражданам заработную плату за фактически выполненные ими работы в размере не ниже минимального размера оплаты труда. Центр занятости населения оказывает со своей стороны материальную поддержку безработным гражданам, участвующим во временных работах, за фактическое количество дней их участия во временных работах. 63

Дополнительные мероприятия направлены на повышение конкурентоспособности незанятых граждан на рынке труда, путем: 63

- профессиональной переподготовки отдельных категорий граждан, в том числе: работников, находящихся под риском увольнения, граждан воспитывающих детей в возрасте до 3-х лет, пенсионеров, инвалидов; 63

- организации стажировки выпускников профессионального образования; 63

- содействие самозанятости безработных граждан; 63

- содействие работодателям в обеспечении занятости отдельных категорий граждан, из числа социально уязвимых категорий граждан (многодетные родители, родители, воспитывающие детей - инвалидов, лица с ограниченными возможностями, женщины, имеющие малолетних детей, граждан освободившихся из учреждений, исполняющих наказание, граждан, которым назначена трудовая пенсия по старости). 63

В качестве дополнительных мер проведена организация профессионального обучения отдельных категорий граждан, не зарегистрированных в качестве безработных, занятость которых обеспечена после прохождения ими профессионального обучения, таким образом, приступили к профессиональному обучению -9 человек. 63

Профессиональное обучение граждан организуется центром занятости во взаимодействии с образовательными учреждениями и работодателями, с учетом контрольных показателей оценки деятельности центров занятости, утвержденных распоряжением Главного управления. 63

Организация профессионального обучения граждан осуществляется на условиях трудоустройства граждан у работодателя либо продолжения трудовых отношений с тем же работодателем с переводом на другую работу в соответствии с полученной профессией и сохранением прежнего места работы, либо трудоустройства у другого работодателя. 64

Подготовка осуществляется по профессиям, востребованным на рынке труда, в числе которых охранник, кладовщики, электрогазосварщик, специалист по предоставлению маникюрных услуг, а так же некоторые категории водительских профессий. Данная услуга предоставляется гражданам бесплатно. Не смотря на то, что курсы краткосрочные, человек за время обучения получает стипендию. Так, только за 2022 год переподготовку смогли пройти более 120 безработных гражданин и более 60 отдельных категорий граждан, жителей Домодедовского района. В 2023 году на эти цели из регионального бюджета выделены средства в сумме 952 тысячи рублей. Это почти на 25% больше по сравнению с прошлым годом. 64

Также Центр занятости содействуют безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по имеющейся у них профессии. 64

На данный момент на информационном портале «Работа для всех» можно увидеть актуальную базу вакансий, предлагаемую Центром занятости. В разделе указана актуальная вакансия с уровнем заработной платы, также организация и количество вакантных мест, где каждый желающий может подробно ознакомиться. Для повышения эффективности работы центра занятости населения по содействию в трудоустройстве незанятого населения способствует организация ярмарок вакансий. 64

Таким образом, Центр занятости Домодедовского района ведет активную трудовую деятельность в сфере оказания помощи безработным, и оказании дополнительных мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности незанятых граждан на рынке труда. 64

ЗА.КЛЮЧЕНИЕ 66

Изучив тему выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы. 66

Проблема безработицы имеет место во всех странах мира, является одной из острейших социальных проблем, так как за ней стоит бедность и духовное обнищание людей. Эта проблема действительно актуальна на сегодняшний день и не утратит своей актуальности в будущем, так как безработица - это естественное явление в экономике и в жизни общества, полностью избежать которого в силу несовершенства рыночного механизма. 66

Необходимо помнить, что потеря работы для человека - серьезный стресс, отражающийся на его социальном статусе, здоровье, а значит благосостоянии страны в целом. Обращаясь в поисках подходящей работы в центр занятости, человек должен получать, прежде всего, психологическую поддержку для преодоления негативных последствия безработицы и более активного самостоятельного поиска выхода из сложившейся ситуации. Также стоит с должным вниманием относиться к безработице молодежи, выбору их будущей профессии - профориентации, согласно потребностям рынка труда и в последующем поиску работы. 66

Вопросы занятости являются одними из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества, они всегда были острыми и злободневными социальными проблемами. Структура занятости является объективным индикатором уровня экономического развития страны и позволяет судить о стадии развития национального рынка труда, наличии негативных процессов в сфере социально-трудовых отношений. 66

Но на уровень занятости влияет не только кризис, но и развитие научно-технического прогресса, структурные преобразования в экономики, развитие общества, воспроизводство рабочей силы, параметрами финансово-кредитной и инвестиционной политик, степенью участия государства в регулировании экономической активностью населения. Динамика занятости зависит от решений, принимаемых в области развития отраслей экономики, инвестиционных, финансовых программ, политики доходов и так далее. 66

Изучив деятельность Домодедовского территориального отделения областного Центра занятости необходимо отметить следующее. 67

Центр занятости осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ Трудовым кодексом, Гражданским кодексом, Налоговым кодексом, Федеральными законами, Указами Президента и Постановлениями Правительства РФ, нормативно-правовыми актами Министерства труда и социального развития РФ, актами Федеральной службы по труду и занятости. 67

Главной задачей Центра занятости является помощь населению в трудоустройстве. Высококвалифицированные специалисты оказывают содействия по решению проблем занятости населения, их трудоустройства и профессиональной переподготовкой. Для работы с гражданами действует сайт, где можно подробно ознакомиться с условиями регистрации безработным, поиске вакансий и другими организационными вопросами. Также на сайте представлен отчет о проделанной работе Центра. Так, за период с 2021 по 2022 год были выполнены работы по оптимизации численности персонала, сопровождающиеся высвобождением работников. 67

Была проделана работа по содействию в поиске подходящей работы. В начало 2022 года уровень зарегистрированной безработицы 1,9 %. Было создано 141 рабочие место. Организация содействия в трудоустройстве осуществляется на основании трехстороннего договора между центром занятости, гражданином и работодателем. Также проводятся дополнительные мероприятия: профессиональная переподготовка, организация стажировки, содействие самозанятости безработных граждан. Также Центр занятости содействуют безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по имеющейся у них профессии. 67

Учитывая проведенный анализ, можно сделать вывод, что Домодедовское территориальное отделение областного Центра занятости ведет активную трудовую деятельность в сфере оказания помощи безработным, и оказании дополнительных мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности незанятых граждан на рынке труда. 68




ВВЕДЕНИЕ

Нoвые условия хозяйствования, обусловленные началом экономического роста в России, поставили перед экономической наукой и практикой много сложных и принципиально новых проблем, требующих своего осмысления и решения. К числу таких проблем надо отнести проблему занятости населения, которая является многоаспектной проблемой рыночного хозяйства. Исходя из важности системного характера процессов становления рыночной экономики, занятость населения представляет собой не только важный производственный ресурс общества, эффективное использование которого является необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основу для социальной стабильности в обществе и гармоничного общественного развития в целом. Вместе с тем по мере снижения уровня безработицы в стране после кризиса 1998 г. наблюдается недооценка проблем занятости. Это находит свое отражение, как в основных программных документах Правительства, так и в тематике научных экономических публикаций и касается, прежде всего, недооценки механизмов формирования занятости и способов ее регулирования.

В современный период развития рынка очевидна потребность во всестороннем анализе и глубокой проработке теоретических и методологических аспектов государственного регулирования занятости в целях достижения наиболее полного использования трудовых ресурсов общества. Представляется важным исследование широкого круга проблем, связанных с функционированием системы государственного регулирования занятости и ее трансформацией в условиях экономического роста и повышения конкурентоспособности российской экономики.

Актуальность такого исследования особенно возрастает в настоящее время в связи с новым организационно-управленческим подходом к государственному регулированию занятости - с передачей значительной части полномочий в этой сфере от федерального центра на уровень субъектов Российской Федерации.

Объектом исследования является роль службы занятости в реализации гражданами прав на труд и обеспечение занятости населения.

Предметом исследования выступает служба занятости населения.

Цель работы изучить роль органов службы занятости в реализации гражданами права на труд и обеспечения занятости на примере корректной организации.

Задачи, поставленные для выполнения цели:

- рассмотреть понятие занятости и безработицы в РФ;

- изучить порядок и условия признания граждан безработными;