Файл: Задача 1 16 Задача 2 17 Список использованной литературы 18.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К корпоративным ценным бумагам относятся акции, облигации и иные документы, выпускаемые акционерными обществами. Имущественные права, воплощенные в акциях, имеют комплексный характер. Они включают в себя помимо имущественных прав на получение объявленного дивиденда и имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов при ликвидации акционерного общества, неимущественное право на участие в управлении акционерным обществом.

Что касается облигаций, выпускаемых акционерными обществами с целью привлечения финансовых ресурсов на денежных рынках, то в своей основе они имеют денежный характер. Отнесение их к корпоративным, а не денежным ценным бумагам мотивируется двумя соображениями. Во-первых, при ликвидации акционерных обществ в случае отсутствия у соответствующего акционерного общества денежных средств удовлетворение требований кредиторов по облигациям может проводиться в натурально-вещественной форме или в форме получения каких-либо имущественных прав. Во-вторых, при наступлении определенных обстоятельств в принципе не исключается возможность их конвертации в акции, если такая возможность предусмотрена в уставе акционерного общества и в договоре о реализации выпускаемых обществом облигационных займов.

В числе необходимых требований к ценной бумаге значатся требования закона о соблюдении установленной формы и наличии в ней обязательных реквизитов. Несоблюдение указанных требований влечет недействительность (ничтожность) ценной бумаги. По общему правилу, ценная бумага представляет собой письменный документ, составленный на специальном бланке, имеющем определенную степень защиты от подделки. Закон допускает выпуск бездокументарных ценных бумаг, о которых будет сказано ниже.

Реквизиты ценных бумаг устанавливаются применительно к каждому конкретному виду ценных бумаг. Так, чек должен иметь следующие реквизиты: 1) наименование "чек", включенное в текст документа; 2) поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму; 3) наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж; 4) указание валюты платежа; 5) указание даты и места составления чека; 6) подпись лица, выписавшего чек, - чекодателя (ст. 878 ГК).

Чек, не содержащий указания места его составления, рассматривается как подписанный в месте нахождения чекодателя. Указание о процентах считается ненаписанным. Форма чека и порядок его заполнения определяются законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.


По легитимизации правообладателей ценных бумаг различаются три вида ценных бумаг: ценные бумаги на предъявителя, именные ценные бумаги, ордерные ценные бумаги. Права, удостоверенные ценной бумагой на предъявителя, принадлежат предъявителю ценной бумаги; права, удостоверенные именной ценной бумагой, - названному в ценной бумаге лицу; права, удостоверенные ордерной ценной бумагой, - названному в ценной бумаге лицу, которое может само осуществить эти права или назначить своим распоряжением (приказом) другое управомоченное лицо.

Законом может быть предусмотрена возможность выпуска ценных бумаг в виде всех названных видов, либо применительно к определенным категориям в виде их отдельных видов. Так, согласно ст. 25 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" все акции общества являются именными. С другой стороны, облигации, выпускаемые акционерными обществами, могут быть именными или на предъявителя (ст. 33 Закона "Об акционерных обществах").

С рассмотренным делением ценных бумаг на три вида непосредственно связаны положения данного Закона о передаче прав по ценным бумагам.

В силу единства данных прав с документом, в котором они воплощены, передача прав возможна только путем передачи самого документа. При отсутствии факта передачи документа не происходит и передачи прав по ценной бумаге. При этом законодатель исходит из необходимости создания наиболее оптимальных условий для повышения оборотоспособности ценных бумаг.

С этой целью ценные бумаги, прежде всего денежные ценные бумаги, наделяются двумя свойствами. Им присущи абстрактный характер и свойство публичной достоверности.

Абстрактный характер ценных бумаг выражается в том, что в последующем существовании они отделяются от того основания (конкретно - каузального правоотношения), в связи с которым были созданы. Правоотношения по их обороту и исполнению заключенных в них прав приобретают самостоятельный характер. Отказ от исполнения обязательства, удостоверенного ценной бумагой, со ссылкой на отсутствие обязательства, либо на его недействительность не допускается (п. 2 ст. 147 ГК). Указанная правовая норма не применяется, однако, к недобросовестному приобретателю.

Следует также иметь в виду, что векселедатель по простому векселю и акцептант по переводному векселю вправе выдвигать против требований первого векселедержателя об оплате векселя возражения, связанные с признанием его недействительным или отсутствием основания выдачи векселя. В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 августа 1999 г. N 2849/97 по иску ЗАО "Автомобильная финансовая корпорация" к ОАО "Хабаровск-Лада-Сервис" записано: "Первому векселедержателю векселедатель мог возражать на связывающую их сделку. Второй и последующие приобретатели, не являющиеся участниками этой сделки, могут основываться только на тексте векселя".



Публичная достоверность ценной бумаги заключается в том, что против добросовестного держателя ценной бумаги не могут выдвигаться возражения, основанные на его отношениях с предшествующими держателями ценной бумаги. Законом ограничен перечень тех оснований, на которые вправе ссылаться должник при отказе от исполнения лежащей на нем обязанности, указанной в ценной бумаге.

Такими основаниями считаются нарушение установленных законом положений, относящихся к форме, обязательным реквизитам ценной бумаги, а также подлогу или подделке ценной бумаги. Владелец ценной бумаги, обнаруживший подлог или подделку ценной бумаги, вправе предъявить лицу, передавшему ему бумагу, требование о надлежащем исполнении обязательства, удостоверенного ценной бумагой, и о возмещении убытков (п. 2 ст. 147 ГК).

Способ передачи прав по ценной бумаге зависит от ее вида. Максимально оборотоспособной является ценная бумага на предъявителя. Для передачи прав по этой бумаге достаточно простого вручения такой бумаги ее держателем другому избранному им лицу.

Наиболее формализованный способ передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, установлен законом в отношении именных ценных бумаг. Они передаются лицом, на имя которого выдана ценная бумага, другому лицу в порядке уступки требований (цессии), предусмотренных ст. ст. 382, 384 - 390 ГК. Лицо, передающее право по ценной бумаге, несет ответственность за недействительность сделок соответствующего требования, но не за его исполнение.

Достаточно простой способ передачи прав по ценной бумаге установлен в отношении ордерных ценных бумаг (п. 3 ст. 146 ГК). Права, удостоверенные такой бумагой, передаются путем совершения на этой бумаге передаточной надписи, называемой индоссаментом. Лицо, совершающее индоссамент, называется индоссантом; лицо, которому или по приказу которого передаются все права по ценной бумаге, - индоссатом. Разрешается бланковый индоссамент без указания лица, которому должно быть произведено исполнение, а также так называемый препоручительный индоссамент. В последнем случае индоссамент означает поручение индоссату выступать в качестве представителя, осуществлять права, удостоверенные ценной бумагой без права их передачи другому индоссату.


При передаче прав по ордерной ценной бумаге индоссат несет ответственность не только за существование передаваемых прав, но и за их неисполнение.

В отношении ответственности закон устанавливает общее правило, в соответствии с которым лицо, выдавшее ценную бумагу, и все лица, индоссировавшие ее, отвечают перед ее законным владельцем солидарно с предоставлением лицу, исполнившему обязательство, права обратного требования (регресса) к остальным лицам, обязавшимся по ценной бумаге (п. 1 ст. 147 ГК).

В случае утраты ценных бумаг на предъявителя и ордерных ценных бумаг права по ним восстанавливаются судом в порядке, установленном процессуальным законодательством. В ГПК предусмотрен порядок восстановления прав по утраченным документам на предъявителя.

Наряду с ценными бумагами, существующими в документарной форме, о которых говорилось выше, все большее распространение прежде всего в сфере применения корпоративных бумаг в настоящее время получают так называемые бездокументарные ценные бумаги (ст. 149 ГК). Они называются бездокументарными, поскольку фиксация прав в данном случае производится не на бумажном носителе (документе), обращающемся в вещественно-материальной форме на рынке, а с помощью средств электронно-вычислительной техники путем записи по счету "Депо" в депозитарии на лицевом счете в системе ведения реестра владельцев бездокументарных ценных бумаг.

Фиксация прав в бездокументарной форме может производиться только: 1) в случаях, определенных законами в установленном ими порядке; 2) лицом, получившим специальную лицензию; 3) в отношении прав, закрепляемых именной или ордерной ценной бумагой.

Обладатель бездокументарной ценной бумаги вправе потребовать от лица, осуществляющего фиксацию прав, выдачи ему документа, свидетельствующего о закрепленном праве. Операции с бездокументарными ценными бумагами могут осуществляться только через посредство лица, официально совершающего записи прав.

2. Право пользования членами семьи собственника жилым помещением



Российское общество с нетерпением ожидало принятия Жилищного кодекса Российской Федерации в надежде, что имущественные отношения по поводу жилого помещения между членами семьи будут оптимальным образом урегулированы. Однако и по сей день правовое положение членов семьи собственника и нанимателя жилого помещения остается предметом острой дискуссии.


В течение последнего десятилетия бурно обсуждались и предлагались различные пути развития данных правоотношений. При этом одни ученые считали, что необходимо прежде всего защитить интересы собственника или нанимателя жилого помещения, в то время как другие отстаивали жилищные права бывших членов семьи, считая безнравственным выгонять из жилья бывших супругов и детей. Задача, стоявшая перед разработчиками ЖК РФ, была сложной. Остановимся лишь на некоторых аспектах.

Новое жилищное законодательство пересмотрело перечень лиц, относящихся к категории членов семьи собственника или нанимателя жилого помещения (ст. 31, 69 ЖК РФ). Их можно сгруппировать в три группы:

- супруг, дети и родители нанимателя или собственника жилого помещения при условии подтверждения их семейно-правовой связи и совместного проживания с нанимателем или собственником жилого помещения;

- другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы в случае признания названных лиц членами семьи собственника (п. 1 ст. 31 ЖК РФ), что свидетельствует о том, что у них с собственником жилого помещения должны сложиться отношения по типу семейных. Для данной категории членов семьи нанимателя жилого помещения помимо вселения в качестве членов семьи необходимо также ведение с нанимателем общего хозяйства;

- иные лица в исключительных случаях могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке либо быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве члена своей семьи.

На практике часто встает вопрос: может возникнуть у членов семьи собственника жилого помещения право проживания, если сам собственник в нем не проживает? Ведь отсутствует главный критерий - совместное проживание, о котором указано в ст. 31, 69 ЖК РФ. Ответы ученых на этот вопрос расходятся. Нам представляется справедливой позиция, в соответствии с которой если сам собственник не проживает в данном жилом помещении, то отсутствуют, следовательно, и предпосылки для возникновения у заинтересованных лиц самостоятельного права на это жилое помещение.

ЖК РФ не относит к безусловным членам семьи собственника или нанимателя жилого помещения детей и родителей их супруга. Чтобы оценить справедливость данного закрепления, необходимо определить, чьи права необходимо защищать приоритетно: самого собственника или нанимателя либо их супругов и их родственников. И справедливо ли обеспечивать предусмотренное конституционное право на жилище иных граждан за счет ущемления права собственника и права нанимателя жилого помещения? Нам представляется целесообразным отдать предпочтение первоначальным правам на жилое помещение и защищать их обладателей, тем более что гражданское законодательство закрепляет различные основания приобретения права пользования жилым помещением, в том числе и в рамках договора коммерческого найма, долевого инвестирования строительства, ипотечного жилищного кредитования и т.д.