Файл: Практика работы по подготовке к Всероссийской проверочной работе по русскому языку.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практика работы по подготовке к Всероссийской проверочной работе по русскому языку
Основная функция ВПР для образовательных организаций - совершенствование методики преподавания предметов в конкретных школах, а также для индивидуальной работы с учащимися по устранению имеющихся пробелов в знаниях. И хотя и мы, и дети прекрасно знаем, что оценка за ВПР не влияет на четвертную, годовую отметки, всё же проведение работы в сентябре у многих сначала вызывало шок, панику среди родителей, учащихся и учителей. Столько времени без практики: карантин, каникулы. И как бы специалисты ни утверждали, что ВПР помогает:
- Психологически подготовить учащихся к экзаменам в старших классах, в частности к ОГЭ и ЕГЭ.
- Определить количество и уровень знаний, которые были получены в течение пройденного года обучения.
-Подтолкнуть к систематическим занятиям в течение всех лет обучения, а не только в выпускных классах.
- Выявить недостатки учебной программы по проверяемым предметам.
- Информировать родителей об уровня знаний своего ребёнка.
- Улучшить общую систему обучения-
нам от этого не легче, так как одним из самых сложных предметов ВПР является - русский язык.
Специально готовить ребёнка к ВПР не нужно - так пишут на всех официальных сайтах и во всех официальных документах. Действительно, специальная подготовка не требуется, требуется только каждодневная отработка того, что уже изучено. Самое главное — настроиться на положительный лад, не создавать нервозную ситуацию, успокоить ребенка и объяснить, что это всего лишь часть учебного процесса. Пусть пишет то, что знает.
- чтобы результаты были успешными, работа должна вестись в системе и начинаться как можно раньше (принцип системности). Большое внимание следует уделять орфографической и пунктуационной работе. Обычно навык распознавания орфограмм развит слабо у пятиклассников, поэтому одна из основных задач учителя - научить видеть орфограммы и распознавать части речи. Я этого добиваюсь, приучая ребят работать графически: находить орфограммы, выделять их, объяснять. Часто урок начинаю с синтаксической пятиминутки: пятиклассники выполняют разбор предложения, указывая части речи. Усложняя, эту работу проводим и в следующих классах.
- принцип мотивирования на понимание изученного материала. Начиная с 5 класса, заводим тетради - справочники по русскому языку, в которые заносится весь теоретический материал, необходимый для написания ВПР в форме схем, таблиц, алгоритмов, блоков. Этими справочниками пользуемся в течение всей дальнейшей работы в 5 - 11 классах. Многие ученики обладают зрительной памятью, и такая подача материала помогает при подготовке к ВПР.
- принцип системного повторения пройденного на каждом уроке. Считаю, что на каждом уроке необходима преемственность, которая основывается на комплексном изучении русского языка и предполагает системное повторение. Опыт работы подсказывает, что такое повторение может быть построено на анализе ошибок, допущенных в домашних, самостоятельных, контрольных работах, а также на повторении изученного ранее материала.
В уроки необходимо вводить комплексный анализ текста. Во время такой работы повторяются темы по разным разделам лингвистики. Ученики во время анализа текста повторяют не только орфограммы и пунктограммы, но и выполняют различные виды разборов, повторяют изобразительные средства языка.
- принцип проектирования уроков с учётом дифференциации и индивидуализации обучения. В каждом классе есть дети с разным уровнем знаний, с разной мотивацией к обучению. Ребята, мотивированные на учёбу, часто работают самостоятельно, являются консультантами на уроках.
- принцип контроля (со стороны учителя) и самоконтроля (со стороны учащегося). Грамотная организация контроля приучает ученика к дисциплине, к требованиям по предмету. Школьник видит результаты своего труда, оценивает уровень своих знаний. Думаю, что все со мной согласятся, что ребенок должен САМ проверять себя и САМ выставлять себе баллы. Например, ребенок решил задание, а вы просто начали править красной пастой, ставить баллы. В таком случае ученик никогда не поймет и не прочувствует глупость ошибок, которые он совершил, не обратит внимания на эти слабые места, и они для него останутся за кадром. А когда он САМ проверит и САМ увидит, из-за какой ерунды он потерял баллы, то внутренняя обида и эмоции не дадут ему об этом забыть, и в следующий раз он не допустит таких ошибок. Именно в тот момент, когда ребенок сам себе ставит ноль баллов, и приходит понимание обидной глупой ошибки. Почему в школах при подготовке к ВПР дети каждый раз совершают одни и те же ошибки, и потом на ВПР тоже их совершают? Потому что на ошибки им указывает учитель. Они эти ошибки не прочувствовали.
В систему работы по подготовке к ВПР входят:
-
Психологический настрой учащихся
ВПР является не только проверкой знаний, но и своеобразным испытанием социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной жизни. В этой связи психологическая устойчивость учеников является одной из основных характеристик, способствующих успешному выполнению работы. Очень важным условием успешной подготовки к ВПР является наличие положительного контакта учитель-ученик, отсутствие нервозности, создание благоприятной атмосферы. Я
стараюсь внушить детям уверенность в том, что им по силам успешно написать ВПР. «Начните действовать с того, что необходимо, затем сделайте то, что возможно, и неожиданно вы сможете сделать невозможное». Эти слова я считаю призывом действовать, учитывая многие аспекты: уровень подготовленности класса, мотивацию учащихся, информированность родителей.
В подготовке детей к ВПР огромную роль играют родители. Семейная атмосфера является главным фактором успешной адаптации к подготовке и написанию работы. В этой ситуации родителям, прежде всего, должно быть присуще умение владеть собой, быть ответственными, сильными, активными и в то же время тонкими и чуткими, понимать эмоциональное состояние своего ребенка, помочь ему освободиться от негативных эмоций. Родители должны помочь ребенку в развитии позитивного представления о себе путем внимательного отношения и поощрения его деятельности, создавая благоприятную атмосферу доброжелательности.
Недостаток положительного стимулирования и преобладания отрицательной оценки со стороны родителей вызывает чувство внутренней незащищенности, неуверенности в себе, тревожности и страха перед предстоящими испытаниями.
В ходе беседы с родителями даю им рекомендации и памятки по подготовке учащихся к ВПР.
Наиболее значимыми причинами волнения учащихся являются:
-
сомнение в полноте и прочности знаний; -
сомнение в собственных способностях; -
неумение анализировать, концентрировать и распределять внимание; -
быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе.
Для решения этой задачи можно использовать психологическую службу.
Информационная работа - важное условие формирования психологической устойчивости обучающихся. В ходе подготовки к ВПР необходима тесная связь с родителями. Необходимо информировать родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, об изменениях в структуре КИМов, о процедуре проведения ВПР, критериях оценивания, ходе подготовки и уровне готовности каждого ученика.
В работе при подготовке к ВПР уделяю большое внимание информационно – разъяснительной работе: знакомлю ребят с организационными вопросами, составляю памятки к заданиям из ВПР.
Название электронного ресурса | Режим доступа |
Портал «Русский язык» — Грамота.ру | http://www.gramota.ru |
Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны Интерактивные технологии в образовании | https://saharina.ru/tests/test.php?name=test485.xml |
Сайт «Академик» | http://dic.academic.ru |
Сайт «Культура письменной речи» | http://www.gramma.ru |
Сайт «Словари.ру» | http://slovari.ru |
Фундаментальная электронная библиотека | http://feb-web.ru |
Образовательный портал для подготовки к работам «Решу ВПР» | https://vpr.sdamgia.ru/ |
Приобретаем учебно-методические пособия, которые содержат варианты контрольных работ для подготовки к ВПР по русскому языку. Пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход.
Эффективные образовательные технологии при подготовке к ВПР
Из большого количества образовательных технологий при подготовке к ВПР я бы выделила следующие:
- технология критического мышления помогает работе с текстом, систематизировать, обобщать материал, развивает аналитические способности, помогает осуществить деятельностный подход. Целесообразно использовать на уроках такие приёмы и методы как мозговой штурм, написание эссе, составление таблицы, взаимоопрос, «кластер».
- тестовая технология. На всех этапах обучения в разных классах по темам используем тестовую технологию. Это тесты с выбором и без выбора ответа, на установление правильного или неправильного ответа, на заполнение пропусков букв и знаков. Составление тестов можно задавать в качестве домашнего задания детям.
- игровая технология повышает интерес, познавательную активность на уроке, развивает творческие способности на уроке. Например, при изучении темы «Однокоренные слова» я использую приём «Вырасти дерево». Ребятам даётся корень, необходимо подобрать как можно больше однокоренных слов. Проводим на уроках аукционы. Как итоговую работу по теме в среднем звене провожу урок - смотр знаний, где ребята работают в группах.
- информационно-коммуникационная технология. ИКТ применяю не только при самоподготовке выпускников к ВПР, но и при изучении новой темы, закреплении материала, проверке. Это презентации, тренажёры, видеоролики, аудио, видео. Используя тренажёры, реализую поэтапную подготовку учеников к ВПР по темам, изученным в течение школьного курса. Со временем накапливается дидактический материал, который требует лишь небольших изменений с учётом особенностей класса или отдельного ученика. Но, используя ИКТ, не следует забывать о здоровьесберегающих технологиях.
- здоровьесберегающие технологии обеспечивают школьнику возможность сохранить здоровье за период обучения в школе, формируют у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни. На уроках присутствует благоприятный психологический климат, организую уроки с учётом работоспособности учащихся и со сменой видов учебной деятельности. Учитываю личностные особенности учеников.
Первостепенной задачей учителя остаётся обучение грамотности. Работу по развитию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся следует вести в системе со всеми остальными видами работ, необходимыми для успешной сдачи ВПР.
В своей педагогической практике я использую парную работу, так как пара – это идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ребята могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное. Какие же формы обучения я считаю наиболее эффективными?
1.«Взаимопроверка правила» (ученик рассказывает соседу правило, приводит примеры), затем меняются ролями, оценивают друг друга. Преподаватель может спросить любую пару. Оценки можно фиксировать в специальных «Зачётных книжках», которые дети изготовляют сами. Такая форма работы особенно нравится ученикам 5-6 классов.
2. «Диалог у доски». Ученики задают вопросы по изученному материалу отвечающему у доски.
3. Работа «Хочу спросить» полезна при проверке домашнего задания. Один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разными: найти в домашнем упражнении слова на безударную гласную в корне, найти грамматическую основу предложения, определить тему и основную мысль.