Файл: Практика работы по подготовке к Всероссийской проверочной работе по русскому языку.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. «Карточка для соседа». Ученик готовит карточку со словами, в которых пропущены буквы-орфограммы, или записывает предложения с пропущенными знаками препинания для пунктуационного анализа. Такой вид работы можно использовать после изучения большой темы или раздела на уроках- зачётах. На карточках ребята могут записать не только практические задания по изученной теме, но и теоретические вопросы.

5. Тестовая работа с последующей взаимопроверкой, а также работа с тренажёром, онлайн тестирование.

6. На дополнительных занятиях использую парную работу по выполнению заданий КИМов из сборников по подготовке к ВПР с последующим анализом и выставлением баллов.

Для закрепления орфографических навыков эффективна графическая работа – выделение орфограмм. Эту работу провожу на материале различных упражнений, индивидуальных карточек. Ученики запоминают условия выбора орфограммы, а потом и правописание этих слов. Такие упражнения развивают внимание, память, орфографическую зоркость. Эффективна также работа с перфокартами.

Следующий этап – научить находить и объяснять орфограммы в тексте, где нет пропущенных букв. С этой целью регулярно провожу «Объяснительные диктанты». Так идет работа по орфографии от слова (с пропущенными буквами на изучаемую орфограмму) к тексту (на все изученные орфограммы).

Следует отметить, что такая методика работы увлекает детей, при этом есть еще одно условие: обязательное проговаривание правила, подчеркивание буквы-орфограммы. Аналогично работаем и при анализе предложений. Постепенно работа в таком формате становится привычной практически для всех.

Обогащение словарного запаса - один из важных аспектов развития речи школьников. Бедность активного словарного запаса у детей, неумение отбирать из своего словаря и правильно употреблять в речи слова, наиболее уместные и точные для данного высказывания - одна из причин многочисленных и разнообразных речевых ошибок. Вот почему необходимо развивать у школьников внимание к слову, расширять и обогащать их активный словарный запас.

Работа по определению лексического значения слова, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены очень важна сегодня, когда дети меньше читают, а Интернетом пользуются как средством для сетевых игр или для общения на принятом в сети сленге. Недаром подобные задания включены в ВПР.

Регулярное проведение словарной работы даёт свои результаты, учит детей быть внимательными к слову. Для этого вида работы используем словарик, который создали сами дети.


Виды работ, которые можно использовать на уроках русского языка при подготовке к ВПР по русскому языку

Ежеурочно:

1.проводить синтаксические, фонетические, орфографические, морфемные, словообразовательные «пятиминутки», в которые входят все виды разборов необходимых для выполнения ВПР.

2. работать с текстовой информацией.

3. Работа с предложением, в котором можно найти грамматическую основу, выделить члены предложения, определить части речи, выполнить ряд языковых разборов и фонетический анализ. Такая работа занимает 5- 7 минут, но при этом отрабатывается 4-5 заданий из проверочной работы.

4. выполнять упражнения, направленные на закрепление полученных знаний по темам, необходимым для решения ВПР (сборники с сайта Стат Град, Решу ВПР)

5. Работая с текстами параграфа, упражнений, с дополнительным материалом как на уроках русского языка, так и на уроках литературы, всегда обращаю внимание детей на правильное прочтение задания к упражнению, к статье. Дети часто не дочитывают вопрос и поэтому допускают недочеты или грубые ошибки.

6. Разбор слов по составу. Задание в форме таблицы: в шапке представляем несколько схем состава слова, ученик должен выбрать из текста и вписать по два примера к каждой схеме. Еще один вариант задания — дать 3 схемы и 4 слова, чтобы ученик соединил их по соответствию.

На дополнительных занятиях:

1.работа с заданиями сайтов: коллективная, работа у доски, индивидуальная с использованием ТСО;

2.проведение работы над ошибками, индивидуальные консультации.

3. Занятие посвятить тому, как правильно составить предложение, в котором будет раскрыто значение фразеологизма. Детям сложно подобрать контекст, который прокомментирует значение фразеологизма.
4.Задания из открытых вариантов ВПР, размещенных в сети интернет

Домашние задания:

1.упражнения, направленные на списывание текстов с пропущенными буквами и постановкой отсутствующих знаков препинания;

2. дифференцированные задания.

Выполнение домашних заданий рекомендуется совместно с родителями.

Как показывает практика, наибольшее затруднение у обучающихся вызывают задания, связанные с содержательной линией «Развития речи», в частности работа с текстом. Данный вид работы должен иметь место не только на уроках русского языка и литературы, но и на других предметах школьной программы, так как работа с текстом непосредственно влияет и на результаты других учебных дисциплин, поэтому для учителей – предметников были предложены рекомендации по работе с текстом при подготовке к ВПР. Считаю, что в рамках подготовки к ВПР, нужно уделять большое внимание анализу текста, потому что умение работать с текстом, понимание его зависит от того, насколько у учащихся развиты творческие и аналитические способности (Приложение II).



Пoдгoтoвка к ВПР – этo целенаправленный тpуд не только педагога, но и poдителей по оcвоению oбучающимися предметных и метапредметных результатов образования. Считаю, что главная задача педагoга - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому наша позиция – учитель-помощник.

Формы организации учебной деятельности:

-лингвистическая разминка (в виде упражнения «Четвертый лишний»). Предложим такие ряды слов:

  1. генерал, сигнал, бокал, пропал;

2) букварь, фонарь, словарь, сухарь;

3) гор­няк, дубняк, ивняк, березняк;

4) покрой, сухостой, настрой, постой.

- упражнения на редактирование, нахождение и исправ­ление ошибок:

Знание фонетики и орфоэпии. Можно объединить проверку нескольких тем этого раздела. Даем слово и расписываем характеристики его звуков, но с ошибками. От школьника требуется найти эти ошибки, указать, как правильно. Различие звуков. Берем несколько слов и поручаем ребенку выбрать одно по определенному признаку. Например, предлагаем варианты: ошибка, сцена, очки, вход. Ученик должен выбрать слово, в котором второй звук твердый непарный, глухой непарный согласный.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова. Составляем таблицу и предлагаем ученику вписать в нее слова из одного слога, по два пример на каждое условие: «Звуков больше, чем букв», «Количество звуков равно количеству букв», «Звуков меньше, чем букв».

Выявление слов, значение которых требует уточнения. Школьнику нужно подчеркнуть в небольшом тексте слова, значение которых он хотел бы выяснить.

Использование в текстах синонимов. Представляем текст, в котором в каждом предложении, раз за разом, повторяется одно и то же слово. Ученику необходимо подобрать синонимы. Сложность в том, что слова не должны повторяться, нужно вспомнить несколько синонимов.

Знание орфографии. Чтобы проверить в одном упражнении, насколько глубоко учащийся усвоил правила орфографии, предлагаем специальное задание. В нем необходимо подобрать по два примера слов на определенные орфограммы, например: «Непроизносимые согласные», «Безударные окончания имен прилагательных», «Проверяемые безударные гласные в корне слова».


Знание пунктуации. Представляем небольшой текст без знаков препинания в конце предложений. Ученик ищет предложение, в котором нужен, например, восклицательный знак.

Знание морфологии. Даем предложение с омонимией, например: «Матросы заделали течь, но вода продолжала течь». Ученику необходимо записать грамматические признаки слова «течь» в обоих вариантах. Доказать, что в одном случае это существительное, а в другом — глагол. Создание собственных текстов. Предлагаем написать 3-4 связных предложения на определенную тему. Есть и более каверзный вариант, когда мы даем в качестве примера текст на эту же тему и смотрим, воспользуется ли ученик готовой структурой.

Умение работать с заглавием текста. Представляем текст и предлагаем придумать к нему такое заглавие, которое в полной мере выразит основную мысль. Сложность в том, что учащийся должен и определить суть информации, и очень кратко ее изложить.

Знание синтаксиса. Различение предложений по цели высказывания.  Представляем текст, предлагаем ученику выписать предложения по одному примеру на 3 вида: повествовательное, вопросительное и побудительное. Хорошо, если в тексте есть сложности, вроде повествовательно-восклицательного предложения — так мы проверим, не путает ли ребенок цель высказывания с интонацией.

Различение предложения и словосочетания. Выбираем понятное слово — например, лучик — с которым ребенку требуется составить два словосочетания и одно предложение. Другой вариант задания: нужно вычленить из небольшого предложения три словосочетания, записывая вначале главное слово, потом вопрос, потом зависимое слово.
Примеры заданий по работе с текстом:
1. Вставьте там, где необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания:

Моpе неспокойное  но пр красное. Оно в лну т ся  в дыха т. Это ветеp трепл
т его пенистые волны и они выплёск вают ся на берег. А бывает, заспор т о чём то море с ветpом. Т ж лые в лы нал ют ся без сходной яpост ю  зар вут  загp хоч т. Словно ж лая их пр ободpить, загудят на г pе́ сосны: они ведь тоже с неистов м ветpом не лад т.

2. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

 

(1)Я лежу в окoпе на разoстланной шинели и дoлгo гляжу вверх, в синюю бездну летнего неба. (2)В эту минуту не слышно ни взрывов, ни выстрелoв, все спит. (3)Сoлнце скрылось за брустверoм и уже клонится к закату. (4)Медленно спадает жара, утихает ветер. (5)Одинокая былинка на краю бруствера бессильно свисает в окоп. (6)Высoко в небе летают аисты. (7)Oни распластали широкие, размочаленные на концах крылья, забрались в самую высь и кружат там, будто купаются в солнечном яснoм раздoлье. (8)Ветрoвые потоки пoстепеннo относят их в сторону, но птицы важно взмахивают крыльями, опять набирают высоту и долго парят в поднебесье.

(9)Аисты частo прилетают сюда в пoгoжую предвечернюю пoру и кружатся. (10)Они, наверно, высматривают какое-нибудь болотце