Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
БУЗУЛУКСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
(филиал) федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Строительно-технологический факультет
Кафедра педагогического образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Методика профессионального обучения»
Закономерности и принципы профессионального обучения
БГТИ (филиал) ГОУ ОГУ 44.03.016813.ОО
Руководитель работы _______________ Олиндер М.В. «___» ____________2023г. Исполнитель Студент группы ______________ ____________ Н.А. Киреев «____» _____________ 2023г. |
Бузулук 2023
ЗАДАНИЕ
на выполнение курсовой работы
студенту Кирееву Николаю Александровичу
по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), профиль «Энергетика»
1Тема курсовой работы
Закономерности и принципы профессионального обучения
2 Срок сдачи студентом работы «10» мая 2023 г.
3 Цель и задачи курсовой работы:
обоснование теоретических и технологических основ закономерностей и принципов профессионального обучения
Задачи исследования:
- изучить закономерности и принципы профессионального обучения;
- рассмотреть понятие обучения как способа организации педагогического процесса;
- обобщить опыт педагогов и педагогической литературы по данной теме;
- разработать методические рекомендации по закономерностям и принципам профессионального обучения.
4 Перечень вопросов, подлежащих разработке.
1.Теоретические основы закономерностей и принципов профессионального обучения
2 Реализация закономерностей и принципов профессионального обучения
3 Перечень графического (иллюстративного) материала
Дата выдачи и получения задания
Руководитель «13» января 2023 г. _____________ М.В. Олиндер
Студент «13» января 2023 г. _____________ Н.А.Киреев
Аннотация
Данная курсовая работа посвящена Закономерностям и принципам профессионального обучения.
В первой части курсовой работы рассмотрены теоретические основы закономерностей и принципов профессионального обучения, приведено их обоснование.
Во второй части курсовой работы проанализирована реализация закономерностей и принципов профессионального обучения.
Определены:
- закономерности и принципы профессионального обучения;
- понятия обучения как способа организации педагогического процесса;
- методические рекомендации по закономерностям и принципам профессионального обучения.
Работа содержит 30 страниц, 2 рисунка.
Содержание
Введение……………………………………………………………………..……...5
1. Теоретические основы закономерностей и принципов профессионального обучения………………………………………………..…........................................6
1.1 Понятие и сущность профессионального обучения …..……………..…..6
1.2 Содержание профессионального обучения …………………..…7
2. Реализация закономерностей и принципов профессионального обучения....16
2.1 Закономерности процесса обучения……………………………………….16
2.2 Принципы процесса обучения……………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………..…………..28
Список использованных источников……………………………………………..29
Введение
Важное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого усваиваются знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность.
Качественное своеобразие обучения выявляется при сопоставлении его с воспитанием, образованием и развитием. В разных видах обучения его образовательно-развивающая составляющая представлена не одинаково, но педагог, руководитель знаний, обязан постоянно конструировать ее. Таким образом, изучение характеристик процесса образования является актуальным вопросом в современной педагогике.
Цель курсовой работы - обоснование теоретических и технологических основ закономерностей и принципов профессионального обучения.
Объект исследования – педагогический процесс профессионального обучения.
Предмет исследования - принципы профессионального обучения.
Задачи исследования:
- изучить закономерности и принципы профессионального обучения;
- рассмотреть понятие обучения как способа организации педагогического процесса;
- обобщить опыт педагогов и педагогической литературы по данной теме;
- разработать методические рекомендации по закономерностям и принципам профессионального обучения.
-
Теоретические основы закономерностей и принципов профессионального обучения
1.1 Понятие и сущность профессионального обучения
Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса, обучение в то же время и специфические качественные отличия.
Понятие "профессиональное обучения" происходит от слов "профессия" и "обучение". Под профессиональным обучением понимается единый процесс физического и духовного становления личности в выбранной ею профессии; процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.
Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально- деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся. Оно тесно связано также с ценностно-ориентационной деятельностью, имеющей своей целью формирование личностных смыслов и осознание социальной значимости предметов, процессов и явлений окружающей действительности.
Цель профессионального обучения - обеспечить профессиональное становление личности современного конкурентоспособного специалиста, готового к полноценной профессиональной управленческой, производственно-технологической, научно-методической, исследовательской деятельности.
Задачи:
1. формирование профессионального образования ценностных отношений к собственному профессиональному образованию и профессиональной деятельности;
2. гарантированная реализация образовательных программ, достижение запланированного уровня и качества подготовки специалиста;
3. развитие творческого потенциала его личности;
4. воспитание полноценной направленности, готовности к самореализации в обществе.
Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости.
Академическая успеваемость обучающегося определяется как степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности. Академическая успеваемость находит отражение в балльной оценке. Успешность обучения это также эффективность руководства учебным процессом, обеспечивающего высокие результаты при минимальных затратах [1].
Обучаемость — это приобретенная учащимся (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения. То есть общая способность к усвоению знаний. Важнейшим показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которая необходима учащемуся для достижения заданного результата. Обученность — это тезаурус, или запас усвоенных понятий и способов деятельности. То есть система знаний, умений и навыков, соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату).
Процесс усвоения знаний осуществляется поэтапно в соответствии со следующими уровнями:
- различения или узнавания предмета (явления, события, факта);
- запоминания и воспроизведения предмета, понимания, применения знаний на практике и переноса знаний в новые ситуации.
Качество знаний оценивают по таким показателям, как их полнота, системность, глубина, действенность, прочность.
Одним из основных показателей перспектив развития учащегося является способность ученика к самостоятельному решению учебных задач (близких по принципу решения в сотрудничестве и с помощью учителя).
В качестве внешних критериев эффективности процесса обучения принимают:
- степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности;
- темпы роста процесса самообразования как пролонгированный эффект обучения;
- уровень образованности или профессионального мастерства;
- готовность повысить образование.
В практике обучения сложилось единство логик учебного процесса: индуктивно-аналитической и дедуктивно-синтетической. Первая ориентирует на наблюдение, живое созерцание и восприятие реальной действительности и лишь затем на абстрактное мышление, обобщение, систематизацию учебного материала. Второй вариант ориентирует на введение учителем научных понятий, принципов, законов и закономерностей, а затем на их практическую конкретизацию [2].
1.2 Содержание профессионального обучения
Содержание обучения включает в себя знания в тесной связи с умениями, навыками, опытом творческой деятельности и эмоционально-ценностным отношением к миру. Его характер и объем определяется социальным заказом образовательной системы. Каждая эпоха формирует это содержание в соответствии с характерной для нее культурой, философией и педагогической теорией. Основным документом, определяющим содержание различных уровней и направлений обучения, является государственный образовательный стандарт, на основе которого разрабатываются учебные планы, программы, учебники и т.п. Так, содержание общего образования дает человеку возможность участия в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует гражданскую позицию, его отношение к миру и определению своего места в нем, а специальное образование дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной области деятельности [3].
Под содержанием обучения понимается определенная информация, которая используется в процессе обучения. Содержание обучения включает в себя четыре основных элемента: знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности. Вся совокупность учебной информации определяется социальным заказом системе образования со стороны личности, общества и государства и адаптируется, приспосабливается к условиям данной образовательной системы. Каждая историческая эпоха, вырабатывая свою культуру, создавая свойственные ей педагогические теории, соответствующим образом перестраивает содержание обучения.