Файл: Бузулукский гуманитарнотехнологический институт.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

БУЗУЛУКСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(филиал) федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего образования

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Строительно-технологический факультет

Кафедра педагогического образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Методика профессионального обучения»

Закономерности и принципы профессионального обучения

БГТИ (филиал) ГОУ ОГУ 44.03.016813.ОО



Руководитель работы

_______________ Олиндер М.В. «___» ____________2023г.

Исполнитель

Студент группы ______________

____________ Н.А. Киреев

«____» _____________ 2023г.



Бузулук 2023

ЗАДАНИЕ

на выполнение курсовой работы
студенту Кирееву Николаю Александровичу

по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), профиль «Энергетика»

1Тема курсовой работы

Закономерности и принципы профессионального обучения

2 Срок сдачи студентом работы «10» мая 2023 г.

3 Цель и задачи курсовой работы:

обоснование теоретических и технологических основ закономерностей и принципов профессионального обучения

Задачи исследования:

- изучить закономерности и принципы профессионального обучения;

- рассмотреть понятие обучения как способа организации педагогического процесса;

- обобщить опыт педагогов и педагогической литературы по данной теме;

- разработать методические рекомендации по закономерностям и принципам профессионального обучения.

4 Перечень вопросов, подлежащих разработке.

1.Теоретические основы закономерностей и принципов профессионального обучения


2 Реализация закономерностей и принципов профессионального обучения

3 Перечень графического (иллюстративного) материала
Дата выдачи и получения задания
Руководитель «13» января 2023 г. _____________ М.В. Олиндер
Студент «13» января 2023 г. _____________ Н.А.Киреев

Аннотация

Данная курсовая работа посвящена Закономерностям и принципам профессионального обучения.

В первой части курсовой работы рассмотрены теоретические основы закономерностей и принципов профессионального обучения, приведено их обоснование.

Во второй части курсовой работы проанализирована реализация закономерностей и принципов профессионального обучения.

Определены:

- закономерности и принципы профессионального обучения;

- понятия обучения как способа организации педагогического процесса;

- методические рекомендации по закономерностям и принципам профессионального обучения.

Работа содержит 30 страниц, 2 рисунка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……...5

1. Теоретические основы закономерностей и принципов профессионального обучения………………………………………………..…........................................6

1.1 Понятие и сущность профессионального обучения …..……………..…..6

1.2 Содержание профессионального обучения …………………..…7

2. Реализация закономерностей и принципов профессионального обучения....16

2.1 Закономерности процесса обучения……………………………………….16

2.2 Принципы процесса обучения……………………………………………...20

Заключение……………………………………………………………..…………..28

Список использованных источников……………………………………………..29

 

Введение
Важное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого усваиваются знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность.

Качественное своеобразие обучения выявляется при сопоставлении его с воспитанием, образованием и развитием. В разных видах обучения его образовательно-развивающая составляющая представлена не одинаково, но педагог, руководитель знаний, обязан постоянно конструировать ее. Таким образом, изучение характеристик процесса образования является актуальным вопросом в современной педагогике.



Цель курсовой работы - обоснование теоретических и технологических основ закономерностей и принципов профессионального обучения.

Объект исследования – педагогический процесс профессионального обучения.

Предмет исследования - принципы профессионального обучения.

Задачи исследования:

- изучить закономерности и принципы профессионального обучения;

- рассмотреть понятие обучения как способа организации педагогического процесса;

- обобщить опыт педагогов и педагогической литературы по данной теме;

- разработать методические рекомендации по закономерностям и принципам профессионального обучения.



  1. Теоретические основы закономерностей и принципов профессионального обучения

1.1 Понятие и сущность профессионального обучения
Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса, обучение в то же время и специфические качественные отличия.

Понятие "профессиональное обучения" происходит от слов "профессия" и "обучение". Под профессиональным обучением понимается единый процесс физического и духовного становления личности в выбранной ею профессии; процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.

Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально- деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся. Оно тесно связано также с ценностно-ориентационной деятельностью, имеющей своей целью формирование личностных смыслов и осознание социальной значимости предметов, процессов и явлений окружающей действительности.

Цель профессионального обучения - обеспечить профессиональное становление личности современного конкурентоспособного специалиста, готового к полноценной профессиональной управленческой, производственно-технологической, научно-методической, исследовательской деятельности.

Задачи:

1. формирование профессионального образования ценностных отношений к собственному профессиональному образованию и профессиональной деятельности;


2. гарантированная реализация образовательных программ, достижение запланированного уровня и качества подготовки специалиста;

3. развитие творческого потенциала его личности;

4. воспитание полноценной направленности, готовности к самореализации в обществе.

Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости.

Академическая успеваемость обучающегося определяется как степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности. Академическая успеваемость находит отражение в балльной оценке. Успешность обучения это также эффективность руководства учебным процессом, обеспечивающего высокие результаты при минимальных затратах [1].

Обучаемость — это приобретенная учащимся (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения. То есть общая способность к усвоению знаний. Важнейшим показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которая необходима учащемуся для достижения заданного результата. Обученность — это тезаурус, или запас усвоенных понятий и способов деятельности. То есть система знаний, умений и навыков, соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату).

Процесс усвоения знаний осуществляется поэтапно в соответствии со следующими уровнями:

- различения или узнавания предмета (явления, события, факта);

- запоминания и воспроизведения предмета, понимания, применения знаний на практике и переноса знаний в новые ситуации.

Качество знаний оценивают по таким показателям, как их полнота, системность, глубина, действенность, прочность.

Одним из основных показателей перспектив развития учащегося является способность ученика к самостоятельному решению учебных задач (близких по принципу решения в сотрудничестве и с помощью учителя).


В качестве внешних критериев эффективности процесса обучения принимают:

- степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности;

- темпы роста процесса самообразования как пролонгированный эффект обучения;

- уровень образованности или профессионального мастерства;

- готовность повысить образование.

В практике обучения сложилось единство логик учебного процесса: индуктивно-аналитической и дедуктивно-синтетической. Первая ориентирует на наблюдение, живое созерцание и восприятие реальной действительности и лишь затем на абстрактное мышление, обобщение, систематизацию учебного материала. Второй вариант ориентирует на введение учителем научных понятий, принципов, законов и закономерностей, а затем на их практическую конкретизацию [2].

1.2 Содержание профессионального обучения
Содержание обучения включает в себя знания в тесной связи с умениями, навыками, опытом творческой деятельности и эмоционально-ценностным отношением к миру. Его характер и объем определяется социальным заказом образовательной системы. Каждая эпоха формирует это содержание в соответствии с характерной для нее культурой, философией и педагогической теорией. Основным документом, определяющим содержание различных уровней и направлений обучения, является государственный образовательный стандарт, на основе которого разрабатываются учебные планы, программы, учебники и т.п. Так, содержание общего образования дает человеку возможность участия в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует гражданскую позицию, его отношение к миру и определению своего места в нем, а специальное образование дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной области деятельности [3].

Под содержанием обучения понимается определенная информация, которая используется в процессе обучения. Содержание обучения включает в себя четыре основных элемента: знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности. Вся совокупность учебной информации определяется социальным заказом системе образования со стороны личности, общества и государства и адаптируется, приспосабливается к условиям данной образовательной системы. Каждая историческая эпоха, вырабатывая свою культуру, создавая свойственные ей педагогические теории, соответствующим образом перестраивает содержание обучения.