Файл: Бузулукский гуманитарнотехнологический институт.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- ориентированности обучения на осмысленность и прочность усвоения;

- практичности обучения как проявления и связи обучения с жизнью и прочности его результатов (академик А.Н. Несмеянов образно говорил, что повторение не мать, а мачеха учения; мать учения — применение). Только то знание отлично от нуля и не требует безнадежных усилий для удержания его в памяти, которое применялось;

- воспроизведения — словесного, громкого воспроизведения запоминаемого;

- повторения — полезного для запоминания и обязательного при формировании навыков, умений и развитии качеств;

- предотвращения забывания — активной опоры на имеющиеся знания, навыки и умения при изучении нового, использования поддерживающего и итогового повторения;

- приучения обучающихся к пользованию справочными материалами и компьютерной техникой.

7. Принцип сочетания групповой и индивидуальной работы. Принцип реализуется в правилах:

- преимущественного проведения занятий с группами обучающихся; группах как к испытывающим трудности обучающимся, так и успешным;

- дифференцированного подхода — особого подхода к группам и обучеющимся, различающимся по составу и успеваемости;

- формирование группы как коллектива и использования отношений в нем для дружной совместной учебы и взаимопомощи учащихся друг другу.

8. Принцип связи обучения с воспитанием, развитием, с фундаментальным просвещением, образованием. Принцип воплощается в практику обучения следованием правилам:

- воспитывающего обучения — формирования мировоззренчески значимых знаний, превращения важнейших знаний в жизненные и профессиональные убеждения, мотивирующие факторы, ценностные ориентации, цели, задачи и планы жизнедеятельности, нормы поведения и привычки, дисциплинирования, ответственного отношения и др.;

- развивающего обучения — использования в процессе обучения возможностей для развития разных качеств и способностей —интеллектуальных, творческих, деловых, волевых, профессиональных и др.; процесс обучения обладает богатыми возможностями, чтобы приучать обучаемых всегда думать, быть внимательным, добиваться требуемого и нужного, обоснованно решать, планировать и контролировать свои действия, поступать

- самостоятельно и взвешенно, организованно, развивать пытливость, качества мышления и т.п.;

- всемерной активизации действий и психологической активности, которые лежат в основе развиваемых качеств и способностей. Внимание можно развить только систематическим поддержанием его, память — запоминанием, мышление — решением интеллектуальных задач, от которых «трещит голова», смелость —преодолением робости и страха в воспринимаемых повышенно опасными ситуациях и пр.;


- связи с жизнью, практикой — чем больше учебная деятельность имеет такие связи, тем эффективнее идет процесс личностного и профессионального становления;

- активизации адекватных самооценок — приучением к постоянной самооценке, оценке по делам и успехам, по мнениям окружающих о себе, пониманию своих сильных и слабых индивидуальных особенностей.

Все принципы взаимосвязаны и нуждаются в согласованном применении [22]


Заключение
В данной курсовой работе, посвященной изучению процесса обучения, были рассмотрены следующие его основные характеристики: сущность, закономерности и принципы.

Теоретические основы процесса обучения, его закономерности, принципы, методы и т.д. изучает важнейшая отрасль педагогики – дидактика это часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объем и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся.

Выделяются внешние закономерности процесса обучения и внутренние. Первые характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровня образования. К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между его компонентами: между целями, содержанием, методами, средствами, формами.

Закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения. В ходе выполнения работы было выявлено, что к основным принципам педагогического процесса относятся следующие: сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, научности, доступности, связи теории с практикой.

Под принципами обучения понимаются самые общие закономерности, которых преподаватель должен придерживаться в ходе своей дидактической деятельности. Это относится к каждому действию учителя и одновременно влияет на тот или иной вид обучения ученика в зависимости от принятой преподавателем дидактической системы. В настоящее время не существует какой-либо универсальной классификации, хотя есть классические принципы, которые признаются всеми авторами. Это принципы гуманизации
, демократизации, связи с жизнью, уровнем развития психологии, философией образования; принцип научности, систематичности, принцип учета возрастных особенностей, психологии личности, принципы доступности, наглядности, индивидуализации [23].

Изучение данных характеристик позволяется находить различные подходы в ходе процесса обучения.

Список использованных источников
1. Бордовская Н. В., Реан А. А. педагогика: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 304 с: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

2. Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: просвещение, 1984. – 496 с.

3. Педагогика: учеб. / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Волби, Изд-во проспект, 2005. – 432 с.

4. Подлысатый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. Для студ. высш. учеб. завед.: В 2 кн. – м.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.: ил.

5. Столяренко А. М. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000)/ А. М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006. – 479 с.

6. http://www.eusi.ru/lib/pidkasistyj_pedagogika/7.shtml

7. http://math.bspu.unibel.by/mathinform/2kurs/htm/4Th.htm

8. http://studsovetnic.ru/lekcii/lekcia_5.html

Звонников, В.И.  Современные средства оценивания результатов обучения : учеб. пособие / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова.- 4-е изд.,стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2011. - 224 с. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.: с. 216-219 - ISBN 978-5-7695-8077-2.

9. Самылкина Н. Н. Современные средства оценивания результатов обучения [Электронный ресурс]  / Самылкина Н. Н. - БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

10. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения.-М.:1982г.,с.242-404.

11. Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д.Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 403 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/19993. - ISBN 978-5-16-011928-1. - Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/1027031

12. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога.-М.,1987.

13. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. И.П. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с., с.129-192.

14. Жученко А.А., Исоньков Ж.В. «Европейская система взаимных зачётов результатов обучения» (ECTS) УГППУ. г. Екатеринбург. 1996 г. 31 с.

.

15. Мелекесов Г.А. РАЗВИТИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА КАК ПРОБЛЕМА УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 8. – С. 94-97.


16. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания.-М.2002г.,с. 312-330.

17. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов пед. учебных заведений. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. – 423с., с. 199-224.

18. Сластёнин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений. 3-е издание – М.: Школа – Пресс, 2000г., с.186.

19. А.П.Беляева Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах: Методическое пособие.- М.:Высш.шк.,1991.,с.143-184.

20. Киселев Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании. Учебник для бакалавров[Электронный ресурс]  / Киселев Г. М., Бочкова Р. В. - Дашков и Ко, 2012.

21. Чернобай, Е. В. Содержание подготовки учителя к проектированию учебного процесса в информационной образовательной среде / Е. В. Чернобай // Информатика и образование, 2011. – N 7. - С. 68-71. - Библиогр.: с. 71 (4 назв.).

22. Панкратова, О. П. Информационная образовательная среда как условие достижения новых образовательных результатов / О. П. Панкратова // Информатика и образование, 2011. - N 8. - С. 86-88. - Библиогр.: с. 88 (3 назв.).

23. Леонова, Е. В.  Методические подходы к развитию регулятивных универсальных учебных действий на уроках информатики = Methodical approaches to progress of regulatory universal educational activities at informatics lessons / Е. В. Леонова, Т. К. Харькова // Информатика и образование, 2012. - N 3. - С. 64-66. - Рез. англ..- Библиогр.: с. 66 (4 назв. ).

24. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч.3 [Текст] : учеб. пособие / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой . - М. : Просвещение, 2012. - 273 с. - (Стандарты второго поколения) - ISBN 978-5-09-018587-5.

25. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога.-М.,1987.

26. Стефановская Т.А. Педагогика и искусство.- М..1998.,с141.