Файл: Выпускная квалификационная работа методика обучения морфемному составу слова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Допустить к защите

Зам. директора по УМР

_______________________

_________________2023 г.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
«МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОРФЕМНОМУ СОСТАВУ СЛОВА»

Специальность 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Студентка 4 курса Арбулиева Айшат Чигалавовна ______________

подпись


Фома обучения-очная


Руководитель______________________ Магомедова Дженнет Алевдиновна

подпись
Махачкала 2023

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…………………………………….7

1.1. Морфемый состав слова и его характеристика…………………………….7

1.2. Значение и задачи изучения темы «Состав слова»……………………….11

1.3. Методы и приёмы изучения состава слова в начальной школе…………18

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МОРФЕМНОМУ СОСТАВУ СЛОВА………23

2.1. Диагностика умений младших школьников осуществлять морфемный анализ слов………………………………………………………………………23

2.2. Реализация методических приёмов при обучении морфемному составу слова………………………………………………………………………………27

2.2. Контрольный этап экперимента и его результаты………………………..33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….42

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….46

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения. Изучение русского языка в школе представляет собой определенный этап лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами. Научно-познавательный аспект содержания курса «Русский язык» сосредоточен на знакомстве учащихся с системой русского языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения школьников.


Находясь в постоянном движении язык, непрерывно развивается, совершенствуется, имея свое настоящее, прошлое и будущее. Обогащение словаря – это один из важнейших факторов развития языка, свидетельство его динамического характера. Лексика языка находится в состоянии непрерывного изменения в соответствии с языковыми законами. С развитием общества появляются новые предметы, явления, они запечатлеваются в новых словах и новых значениях.

Учитель должен помочь детям овладеть богатствами родного языка, научить умело, пользоваться ими в своей разнообразной речевой практике. Направленность на развитие речи – один из принципов построения программ по русскому языку для начальной школы. В связи с этим одной из практических задач, которую предстоит сегодня решать каждому учителю начальных классов, является совершенствование уроков русского языка с точки зрения его направленности на развитие речи школьников.

Анализ внутренней структуры слова, который в школе называют разбором слова по составу, относится к числу самых сложных видов работы на уроках русского языка, и одновременно является средством пополнения словарного запаса учащихся. Правильный морфемный анализ предупреждает большинство орфографических ошибок, ведь русская орфография основана на морфологическом принципе (общие для родственных слов морфемы передаются при письме единообразно). Применение морфологического принципа требует от пишущего умения находить и выделять в слове его значимые части, то есть осознавать морфемный состав слова.

Практические наблюдения и исследования показывают, что чем быстрее, увереннее и правильнее учащиеся анализируют состав слова, тем выше их орфографическая грамотность. Если ученики будут свободно ориентироваться в структуре слова, научатся выделять и отождествлять повторяющиеся в сотнях слов морфемы, они и слова будут писать правильно. Умение анализировать состав слова значительно облегчает усвоение орфографических правил. Морфемный анализ слов важен и в другом отношении. Выделяя морфемы, определяя их значение, ученик должен перебрать множество слов в поисках родственных, задуматься над их смыслом. Тем самым обогащается словарный запас, развивается речь и расширяется кругозор ученика.

Морфемный анализ слова наиболее эффективен при сочетании его с элементами словообразовательного. В процессе элементарного словообразовательного анализа учащиеся практически знакомятся с наиболее употребительными в русском языке приставками и суффиксами, а также с наиболее продуктивными моделями словообразования. Пропедевтические наблюдения учащихся над тем, как от одного слова образовалось другое, создают возможность для

сознательного членения на морфемы слов, имеющих ту же модель образования. Все это определяет актуальность выбранной темы.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать приемы обучения морфемному составу слова.

Объект исследования: морфемный состав слова.

Предмет исследования: методика изучения морфемного состава в начальных классах.

Гипотеза исследования: достижение учащимися предметных планируемых результатов при изучении морфемного состава слова возможно, если:

- морфемы рассматриваются в единстве их формы и значения;

- учитываются словообразовательный, лексико-словообразовательный и мотивационный принципы;

- ведется диагностическая работа по выявлению трудностей младших школьников с целью последующей коррекции.

Задачи исследования:

1. рассмотреть морфемый состав слова и его характеристику;

2. выявить значение и задачи изучения темы «Состав слова»;

3. раскрыть методы и приёмы изучения состава слова в начальной школе;

4. определить умения младших школьников осуществлять морфемный анализ слов;

5. реализовать методические приёмы при обучении морфемному составу слова;

6. провести контрольный этап экперимента и определить его результаты.

Для решения задач исследования были использованы следующие методы:

- анализ и обобщение научно-методической литературы по теме исследования;

- педагогический эксперимент;

- обработка полученных данных: качественный и количественный анализ результатов исследования.

Теоретическая значимость: полученные результаты исследования выявляют и научно обосновывают наиболее эффективные методы и приёмы обучения морфемному составу слова у младших школьников.

Практическая значимость: материалы выпускной квалификационной работы могут быть полезны учителям начальных классов при организации образовательного процесса на уроках русского языка, а также студентам педагогических направлений при написании курсовых и выпускных квалификационных работ.

База исследования: МБОУ «Начальная школа-детский сад» № 71 города Махачкалы.

Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ

МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Морфемый состав слова и его характеристика

Основными понятиям нашего исследования являются "морфема", "морфемный анализ", "словообразовательный анализ".

Морфема - это грамматическая форма слова и наименьшая её значимая часть. Также морфема является минимальной значимой единицей языка, характеризующаяся по сравнению со словом, как общими для них, так и различными признаками. Общими признаками морфемы и слова являются воспроизводимость, материальность и значимость.

Корневая морфема, как правило, определяет лексическое значение слова. Это самая значимая часть слова, она обязательна для каждого слова, к ней присоединяются другие морфемы. Корень может занимать любое место в слове. Например, в начале слова: писать; в середине слова: переписать; в конце слова: запись. Иногда корень совпадает с основой: стул, книга, нести.

Один и тот же корень часто имеется в ряде слов, которые называются родственными, однокоренными. Они образуют словообразовательное гнездо.

При определении корня слова нужно всегда иметь в виду, что эта морфема нередко состоит из ряда вариантов, возникающих в результате исторических и позиционных чередований звуков: [п] ­ [п’] ­ [пл’] (топка, топить, топлю) [6 с.13].

Корню (корневой морфеме) противопоставляются аффиксы, или аффиксальные морфемы: префикс, суффикс, постфикс, интерфикс, флексия. Они в слове менее значимы, чем корень, имеются не в каждом слове, придают словам лишь дополнительное лексическое или только грамматическое значение. Место их в слове в основном фиксировано.

Префиксы выражают в словах словообразовательное значение, часто придают глаголу значение совершенного вида; всегда находятся в начале слова, впереди корня. Они преимущественно используются для образования глаголов, реже образуют наречия, имена прилагательные, имена существительные.

Приставками следует считать и элементы кое-, ни-, не - у наречий и местоимений: кое-кто, кое-как, никто, никак, некто.

Суффикс выражает в словах словообразовательное значение: бел-изн-а, мир-н-ый, обед-а-ть. Часто употребляются для обозначения грамматических значений, то есть образуют формы слов: чита-вш-ий, чита-нн-ый, читай-ущ-ий.


Суффикс в слове стоит непосредственно после корня перед окончанием.

Суффикс как никакая другая морфема, ставит под сомнение основной признак морфемы ­ значимость. В русском языке есть много слов, у которых после выделения корня и флексии остается звуковой отрезок, не имеющий значения. Такой отрезок, например, находим в глаголах ход-и-ть, смотр-е-ть, руб-и-ть, чит-а-ть, пис-а-ть, в прилагательных выс-ок-ий, низ-к-ий. Этот звуковой отрезок можно считать или частью корня, или специфическим суффиксом. Распространение корня такими отрезками нарушает общую систему морфемного состава русских слов. Более приемлемо указанные отрезки относить к суффиксам ("пустым" суффиксам): эти отрезки ведут себя при слово-и формообразовании так же, как и обычные суффиксы (читать ­ читали, читавший, читалка, читка); кроме того, отрезки - и-, - а-,-е - в указанных глаголах можно считать основообразующими суффиксами[8 с. 17].

Для суффиксов характерна повторяемость, но есть и единичные суффиксы (бел-ёс-ый, почт-амт, поп-адьй-а, четвер-г, стекл-ярус).

Значения суффиксов могут нейтрализоваться, то есть утрачиваться.

Описание основных суффиксов русского литературного языка целесообразно дать при рассмотрении словообразования различных частей речи.

В русском языке есть морфемы, которые функционируют как суффиксы, но находятся в слове после флексии или показателя инфинитива: умывающий-ся, умывать-ся, умываю-сь. Эту морфему называют постфиксом (в школьной грамматике ­ суффиксом).

Все изменяемые части речи имеют флексии. Место флексий ­ на конце слова, хотя после них могут находиться постфиксы. Флексия ­ языковое средство выражения грамматических значений рода, числа, падежа, лица, то есть показатель изменения слов по родам, числам, падежам и лицам, она указывает на связь между словами. Иногда флексия функционирует как показатель не только словоизменения, но и словообразования (Александр ­ Александр-а). Четко отделить флексии от других морфем не всегда удаётся.

Таким образом, по составу и структуре выделяют следующие типы слов русского языка.

1. Слова, состоящие из одной части (корня) и не имеющие структуры: в, и, ли, ах, тут, здесь, чтобы, прямо (частица), господи (междометие), навстречу (предлог), такси, прыг и так далее.

2. Слова, состоящие из корня и флексии, у которых семантическая структура создается взаимодействием лексического значения корня (словоизменительной основы) и грамматических значений флексии: книг-а, тр-и, нов-ый, нес-у, кт-о, стол- (), пять- (), он (), бел- ().