Файл: Выпускная квалификационная работа методика обучения морфемному составу слова.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- рассмотреть лексические и словообразовательные упражнения, активизировать словарь у учащихся и развивать их связную речь;
создать условия для развития логического мышления учащихся.
Т.Г. Рамзаева описывает систему изучения морфемного состава слова, под которой понимает целенаправленный процесс, обеспечивающий усвоение комплекса знаний в научно доказанном порядке.
Применительно к морфемному составу слова система определяет:
- место изучения морфемного состава в общей системе изучения программного материала;
- порядок работы над морфемами, определенное взаимодействие между изучением морфемного состава слова и образованием слова, а также морфемного состава слова и его лексического значения;
- связь работы над формированием навыков правописания морфем с усвоением знаний из области словообразования [34 с.123].
В системе изучения состава слова выделяют четыре этапа.
Первый этап - пропедевтический располагает словообразовательные наблюдения, которые предшествуют изучению "Однокоренных слов". Задачей этого этапа - подготовить детей владению семантической и структурной соотносимости, которая существует в языке между однокоренными словами. Такая задача, но мнению Т.Г. Рамзаевой, обусловлена следующими причинами:
1) главной особенностью однокоренных слов и новых слов в русском языке является семантико-структурная соотносимость слов по лингвистической сущности;
2) учащиеся видят трудности в понимании семантической общности однокоренных слов, которое сплоченно с умением конкретизировать смысловое значение корня от лексического значения. Перед изучением морфемного состава слов нужны наблюдения над "родством" слов со стороны их смысла и состава [33 с.222].
На втором этапе - реализуется знакомство учащихся с особенностями корня и однокоренных слов. Понятие "однокоренные слова" связано с изучением двух их основных признаков: семантической и структурной общности. Для этого необходимо создать условия для понимания учащимися совокупности этих признаков и развитие умения соотносить лексическое значение однокоренных слов с их морфемным составом. На этом этапе проводятся наблюдения над написанием корня в однокоренных словах. Большой интерес уделяется обогащению речи младших школьников однокоренными словами.
На третьем этапе - изучается специфика и роль в языке корня, окончания, приставки, суффикса; знакомятся с сущностью морфологического принципа правописания. Решаются задачи:
- развитие представлений что такое "корень", "окончание", "приставка", "суффикс";
- развития представлений о взаимосвязи между лексическим значением слова и его морфемным составом;
- воспитание навыка правописания проверяемых безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова, а также навыка слитного и графически верного написания приставок;
- развития умения осознанно употреблять в речи слова с приставками и суффиксами.
Четвертый этап предполагает работу над составом слова в процессе изучения частей речи. На этом этапе происходит упрощение знаний учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формообразующей роли окончаний, а также подготовка детей к усвоению образованию имен существительных, имен прилагательных и глаголов. Особое внимание уделяется упражнениям, которые подготавливают учащихся к пониманию производящего и производного слов. При выполнении такого рода заданий учащиеся находят, от какого слова образовалось данное слово и при помощи каких морфем. На этом этапе выполняется развитие навыка правописания падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных и личных окончаний глагола.
1.3. Методы и приёмы изучения состава слова в начальной школе
Современный образовательный стандарт в концепции развивающего обучения предусматривает использование различных методов и методических приемов в процессе обучения младших школьников.
Среди методов обучения выделяются:
- пассивные методы обучения, при которых главную роль играет деятельность учителя.
- активные методы обучения – это методы, при которых происходит равное взаимодействие учителя и ученика.
- интерактивные методы обучения – это методы, где учащиеся взаимодействуют не только с учителем, но и между собой.
Именно в концепции развивающего обучения наиболее действенны: активные и интерактивные методы. Т.е. такие методы как:
- постановка проблемного вопроса, при котором задается проблемная ситуация и осуществляется поиск решения этой проблем путем анализа подобных ситуаций.
- исследовательский метод во многом похож с методом постановки проблемного вопроса, но здесь уже учитель сам задает задачу, а учащиеся должны организовать исследовательскую работу для её решения.
- проектный метод, данный метод предполагает самостоятельное решение проблемы и анализ заданной ситуации. Данный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы, предусмотренные стандартами ФГОС.
- нетрадиционные методы обучения, которые дают не просто возможность увлечь учащегося, но и развить творческие способности учеников. Применение таких методов не может быть постоянным в процессе обучения, так как тогда такие методы становиться уже обычными для учеников.
Так же существует другая классификация методов, предложенная Е.И. Голант, С.Г. Шаповаленко:
- Словесные методы;
- Наглядные методы;
- Практические методы; И.Я. Лернер, Л.Я. Скаткин выделяют другую классификацию:
- Репродуктивный метод, данный метод связан непосредственно с усвоением уже готовых знаний.
- Проблемный метод, здесь наибольшая активность отводится ученикам, они занимаются решением проблемы, которую поставил перед ними учитель.
- Исследовательский метод, здесь учащиеся сами решают проблему, учитель выступает только в роли организатора.
- Частично-поисковый метод, более простой метод, нежели предыдущий, ученики получают знания, умения и навыки лишь на отдельных этапах учебного процесса.
Современного школьника становится все труднее заинтересовывать, особенно в изучении русского языка и потому существует целые методики русского языка. М.С. Соловейчик говорит о том, что методика обучения русскому языку – это наука, предмет которой – процесс обучения языку, его практическому использованию; её специфические задачи: обоснованно определять цели, содержание и способы обучения русскому языку с учетом, во–первых, специфики языка как средства общения, во-вторых, психолого-педагогических закономерностей процесса обучения, в-третьих, социальных потребностей общества [40 с.64].
Порядок морфемного разбора слова описывается не только в методических пособиях, но и в школьных учебниках начальной школы. Во втором классе морфемный разбор делается лишь частично и начинается он с выделения корня, позже морфемный разбор начинается с выделения окончания, а после происходит разбор основы.
В учебнике по русскому языку для 3 класса Рамзаевой Т.Г. предлагается следующий план морфемного разбора:
1. Найди в слове окончание: а) измени его так, как это свойственно словам данной части речи; б) сравни изменения слова; в) отдели изменяющуюся часть. Это окончание. Обведи его рамочкой.
2. Найди корень: а) подбери слова, которые можно объяснить с помощью одного слова; б)
сравни родственные слова, чтобы найти общий отрезок. Это и есть корень. Обозначь его дужкой.
3. Найди приставку: а) отдели часть слова перед корнем; б) образуй другие слова с этой частью; в) проверь, действительно ли этот отрезок – одна приставка (получается ли целое слово, если убрать приставку: часть слова, стоящую перед корнем. Это и есть приставка (или приставки). Обозначь приставку уловным значком.
4. Найди суффикс: а) выясни, есть ли в слове отрезок между корнем и окончанием; б) подбери слова, имеющие отрезок с тем же значением и звуковым составом; в) проверь, действительно ли это один суффикс (можно ли образовать слова с этим суффиксом или суффиксами). Отметь суффикс условным значком.
Прежде чем приступить к морфемному анализу слова, учитель дает задачу младшим школьникам выяснить лексическое значение слова, это делается с тем умыслом, чтобы легко можно было выяснить общую мотивацию однокоренных слов.
Многие методисты дают рекомендации не исправлять учителям ошибки учащихся при морфемном разборе, а задать вопрос – каким образом он нашел в этом слове данную морфему? Таким образом, изучив методические рекомендации, мы видим, что самый подходящий метод при изучении морфемного анализа являются исследовательский метод и метод постановки проблемного вопроса. Так, учащиеся лучше усваивает теоретический материал, исправляет проблемы в полученных знаниях, приобретает дополнительные навыки на уроках русского языка [31 с.57].
Таким образом, в первой главе нами рассмотрены теоретические основы исследования. Достижение младшими школьниками базового уровня освоения учебного материала по теме "Состав слова" возможно, если учитываются языковые закономерности морфемного уровня языка. Для установления морфемного строения слова используется морфемный анализ слова. Объектом морфемного анализа является состав слова, а цель морфемного анализа – установление морфемного состава слова, выяснение и осмысление его компонентов – морфем. В школьной практике морфемный анализ называется разбором слова по составу, при этом данный вид разбора может быть полным и частичным. Процесс формирования навыка морфемного анализа носит важный и развивающий характер, поскольку работа над морфемной структурой слова может быть средством речевого развития учащихся и средством формирования правильной литературной речи. При этом морфемный анализ представляет значительные сложности для младших школьников. Основная причина ошибок в морфемном анализе слова заключается в формальном подходе к данному анализу слова. Установлено, что оперируя морфемами, учащиеся часто и не подозревают об их смысловом наполнении и не учитывают это свойство значимых частей слова при разборе слова по составу. Поэтому для формирования навыков морфемного анализа слова необходима реализация различных приёмов и методов.