Файл: Выпускная квалификационная работа методика обучения морфемному составу слова.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– лес, класс, гора. Выдели корень.
10) Образуй однокоренные слова приставочным способом, выдели приставку.
Письмо – …
11) Выдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом.
Столик – гвоздик, сынок - __________________ , диванчик - ________ ,
учитель – __________________, маленький – _____________________ ,
осенний – _________________, медвежонок – _____________________ ,
стульчик – __________________, котище – ________________________
, доброта – _____________________ .
12) Выдели окончание в словах.
Глазной, денёк, ловушка, котёнок, еловый, побег, скользкий, времечко, вратарь, перины. Самоконтроль и взаимоконтроль обеспечивается заданиями:
13) Образуйте от слова «бежать» как можно больше слов с разными приставками. Напишите слова. Выделите приставку.
На доске вы видите правильно выполненное данное задание, проверьте свою работу самостоятельно.
14) Прочитай. Подумай, какие в словах пропущены приставки.
Вставь и выдели приставки.
Мама __________________________________________ шла с работы.
Папа _________________________________ шёл утром на фабрику.
Ко мне _______________________________________ шли мои друзья.
Мы _______________________________________шли вместе на улицу.
Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга по ранее выполненному заданию.
15) К данным словам подбери противоположные по значению с тем же корнем. Выдели приставку.
Развязать – связать.
Раздвинуть – ______________________________________________.
Вбежать – _________________________________________________.
Внести – ___________________________________________________.
Разложит – _________________________________________________.
Въехать – ____________________________________________________.
Развернуть – _________________________________________________.
Проверь правильность своей работы по учебнику самостоятельно.
16) Какой частью слова похожи слова: соловушки, воробушка, бабушка, дедушка? Выдели эту часть слова.
Проверь себя самостоятельно, сравнив свою работу с эталоном на доске.
В рамках 3 блока мы предлагаем следующие задания:
17) Чем отличаются слова вода и водичка? Запишите данные слова к себе в тетрадь, выделите корень и суффикс.
18) С помощью какого слова можно ласково сказать слово хлеб? Выдели суффикс в этом слове.
19) Прочитайте слова: лисица, лисичка, лисонька, лиса.
Что общего у этих слов? Чем они отличаются?
20) Прочитай слова: истребитель, кисонька, чемоданчик, пчельник, Танечка, галчонок, мыслитель, воробьиха, изюмчик, читатель, нолик, рябинушка, крестик, соколёнок, кукушата, Сереженька, козлята, мельник, слониха. В какие группы их можно объединить? Спиши слова группами, выдели суффиксы. Самоконтроль и взаимоконтроль обеспечивается заданиями:
21) Образуй названия детёнышей животных с помощью суффиксов. Запиши.
У льва – ____________________________________________________ ,
у лося – _____________________________________________________ ,
у тигра – _____________________________________________________,
у слона – ____________________________________________________,
у лисы – _____________________________________________________,
у лошади – __________________________________________________,
у белки – ____________________________________________________,
у волка – ____________________________________________________,
у медведя – __________________________________________________,
у ежа – _____________________________________________________ ,
у мышки – ___________________________________________________.
Обозначь в словах суффиксы. Почему их называют уменьшительно-ласкательными?
Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга по ранее выполненному заданию.
22) Превратите слова с помощью суффикса – -чик в добрые и ласковые: трамвай, стакан, карман, лимон, фазан. Ответьте на вопрос: Какое еще значение вносит суффикс -чик – в слово?
Проверь правильность своей работы по ранее выполненному заданию самостоятельно.
23) С помощью какого слова можно ласково сказать слово солнце, рыба, хлеб, кот? Выдели суффикс в этих словах.
Таким образом, мы обеспечили реализацию следующих педагогических условий:
1. Управление процессом достижений предметных результатов, что обеспечивает реализацию комплекса упражнений;
2. Реализация предметного содержания через комплекс заданий, направленный на освоение детьми знаний о составе слова и умение, связанное с характеристикой состава слова, а также на формирование представлений о нормах литературного языка;
3. Осуществление детьми самоконтроля и взаимоконтроля, формирование умений, связанных с учебными действиями, с языковыми единицами в рамках темы «Состав слова».
2.2. Контрольный этап экперимента и его результаты
После реализации педагогических условий нами была проведена итоговая диагностика. Для диагностики нами были разработаны задания по теме «Состав слова» для обучающихся 3 класса.
Мы опирались на ранее выделенные критерии:
1. Наличие представлений о единицах морфемного уровня системы языка.
Задания:
1) Закончи правило:
Корень – это _________________________________________________
Приставка – это _______________________________________________
Суффикс – это ________________________________________________
Окончание – это_______________________________________________
2) Укажите слова, строение которых соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, окончание.
Крылышко, погрузка, поход, подснежник, лесок, пригородный.
3) При помощи, какой значимой части образованы слова: дом, домик, домишко, домовой, домище. Обозначь эту значимую часть.
2. Умение действовать с единицей морфемного уровня в системе языка.
4) Прочитай, определи какое слово лишнее. Подчеркни однокоренные слова, выдели корень.
Краска, украшать, красить.
Крупа, крупный, крупяной, крупинка.
Дорога, подорожник, путь, дорожная.
Вода, подводный, водитель, водичка, водный
5) Выдели приставку в словах.
Отполз, обсудил, подпрыгнул, всадник, улов, подумал, перевод, заметный, выход, сделал, осмотр, дослушал, промокашка, надпись.
6) Выдели окончание в словах.
Глазной, денёк, ловушка, котёнок, еловый, побег, скользкий, времечко, вратарь, перины.
3. Наличие представлений о нормах русского языка с соотносимым морфемным составом слова.
7) Соотнеси правильно слова (с определенным суффиксом) с значением суффиксов.
8) Запиши рядом с названием животного название его детеныша в единственном и во множественном числе. Суффиксы выдели.
Лошадь -_________________ Лошади - ____________________
Лиса -____________________ Лисы- _______________________
Медведь - ________________ Медведи - ___________________
Овца - ___________________ Овцы - ______________________
9) Поставьте имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.
1. У нас не было (спичка).
2. В комнате стояло пять (кресло).
3. Стреляли со всех (корабль).
4. У меня не было (ключ).
5. У сестёр было много красивых (платье), а у Золушки — совсем ничего.
6. Без (туфля) по горячему асфальту идти было трудно.
7. (Вилка) и (тарелка) в доме не оказалось.
Нами были предложены задания:
- Задания №1, №2, №3 направлены на определение уровня достижения предметных результатов по 1 критерию;
- Задания №4, №5, №6 – на определение результатов по 2 критерию;
- Задания №7, №8, № 9 направлены на определение результатов по 3 критерию.
При проведении диагностики мы опирались на ранее выделенные нами показатели и ранее представленное описание уровней. Проведя диагностику, мы получили следующие результаты диагностического исследования обучающихся данного класса о составе слова: 35% учащихся справились с заданиями без ошибок или допустили 1 ошибку, такие учащиеся, верно, выполнили все задания по теме «Состав слова». Две – три ошибки допустили при выполнении заданий 50% обучающихся третьего класса. 15%
учащихся справились с заданиями плохо, они допустили от 6 до 8 ошибок (Приложение 2).
Представим полученные нами данные в виде круговой диаграммы.
Рис. 2. Сведения о распределении детей по уровням достижения предметных результатов при изучении темы «Состав слова»
По результатам исследования можно сделать следующие выводы: у 8 (35%) учащихся имеется высокий уровень знаний о составе слова, 12 (50%) обучающихся показали средний уровень знаний о составе слова и 4 (15%) учащихся показали низкий уровень знаний о составе слова.
Проанализировав результаты диагностического исследования обучающихся данного класса о составе слова, мы увидели, что по 1 критерию – наличие представлений о единицах морфемного уровня системы языка, учащиеся в полном объеме усвоили, что такое корень, приставка, суффикс, окончание, научились графически выделять части в словах. Выполняя задания по 2 критерию – умение действовать с единицей морфемного уровня в системе языка, мы увидели, что учащиеся умеют графически выделять корень, приставку и окончание в словах. При выполнении заданий из 3 критерия – наличие представлений о нормах русского языка с соотносимым морфемным составом слова, большинство диагностируемых знают значения суффиксов, научились образовать от слов форму множественного числа родительного падежа.
Таким образом, в 3 классе наблюдается положительная динамика предметных результатов, благодаря разработанному нами дидактическому комплексу, который включает в себя три блока:
1 блок – направлен на освоение первоначальных научных представлений об основных единицах языка;
2 блок – направлен на овладение учебными действиями с языковыми единицами;
3 блок – направлен на овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка.
А также положительную динамику мы связываем с такими педагогическими условиями как:
1. Управление процессом достижений предметных результатов, что обеспечивается реализацией комплекса упражнений;
2. Реализация предметного содержания через комплекс заданий, направленный на освоение детьми знаний о составе слова и умений, связанный с характеристикой состава слова
10) Образуй однокоренные слова приставочным способом, выдели приставку.
Письмо – …
11) Выдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом.
Столик – гвоздик, сынок - __________________ , диванчик - ________ ,
учитель – __________________, маленький – _____________________ ,
осенний – _________________, медвежонок – _____________________ ,
стульчик – __________________, котище – ________________________
, доброта – _____________________ .
12) Выдели окончание в словах.
Глазной, денёк, ловушка, котёнок, еловый, побег, скользкий, времечко, вратарь, перины. Самоконтроль и взаимоконтроль обеспечивается заданиями:
13) Образуйте от слова «бежать» как можно больше слов с разными приставками. Напишите слова. Выделите приставку.
На доске вы видите правильно выполненное данное задание, проверьте свою работу самостоятельно.
14) Прочитай. Подумай, какие в словах пропущены приставки.
Вставь и выдели приставки.
Мама __________________________________________ шла с работы.
Папа _________________________________ шёл утром на фабрику.
Ко мне _______________________________________ шли мои друзья.
Мы _______________________________________шли вместе на улицу.
Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга по ранее выполненному заданию.
15) К данным словам подбери противоположные по значению с тем же корнем. Выдели приставку.
Развязать – связать.
Раздвинуть – ______________________________________________.
Вбежать – _________________________________________________.
Внести – ___________________________________________________.
Разложит – _________________________________________________.
Въехать – ____________________________________________________.
Развернуть – _________________________________________________.
Проверь правильность своей работы по учебнику самостоятельно.
16) Какой частью слова похожи слова: соловушки, воробушка, бабушка, дедушка? Выдели эту часть слова.
Проверь себя самостоятельно, сравнив свою работу с эталоном на доске.
В рамках 3 блока мы предлагаем следующие задания:
17) Чем отличаются слова вода и водичка? Запишите данные слова к себе в тетрадь, выделите корень и суффикс.
18) С помощью какого слова можно ласково сказать слово хлеб? Выдели суффикс в этом слове.
19) Прочитайте слова: лисица, лисичка, лисонька, лиса.
Что общего у этих слов? Чем они отличаются?
20) Прочитай слова: истребитель, кисонька, чемоданчик, пчельник, Танечка, галчонок, мыслитель, воробьиха, изюмчик, читатель, нолик, рябинушка, крестик, соколёнок, кукушата, Сереженька, козлята, мельник, слониха. В какие группы их можно объединить? Спиши слова группами, выдели суффиксы. Самоконтроль и взаимоконтроль обеспечивается заданиями:
21) Образуй названия детёнышей животных с помощью суффиксов. Запиши.
У льва – ____________________________________________________ ,
у лося – _____________________________________________________ ,
у тигра – _____________________________________________________,
у слона – ____________________________________________________,
у лисы – _____________________________________________________,
у лошади – __________________________________________________,
у белки – ____________________________________________________,
у волка – ____________________________________________________,
у медведя – __________________________________________________,
у ежа – _____________________________________________________ ,
у мышки – ___________________________________________________.
Обозначь в словах суффиксы. Почему их называют уменьшительно-ласкательными?
Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга по ранее выполненному заданию.
22) Превратите слова с помощью суффикса – -чик в добрые и ласковые: трамвай, стакан, карман, лимон, фазан. Ответьте на вопрос: Какое еще значение вносит суффикс -чик – в слово?
Проверь правильность своей работы по ранее выполненному заданию самостоятельно.
23) С помощью какого слова можно ласково сказать слово солнце, рыба, хлеб, кот? Выдели суффикс в этих словах.
Таким образом, мы обеспечили реализацию следующих педагогических условий:
1. Управление процессом достижений предметных результатов, что обеспечивает реализацию комплекса упражнений;
2. Реализация предметного содержания через комплекс заданий, направленный на освоение детьми знаний о составе слова и умение, связанное с характеристикой состава слова, а также на формирование представлений о нормах литературного языка;
3. Осуществление детьми самоконтроля и взаимоконтроля, формирование умений, связанных с учебными действиями, с языковыми единицами в рамках темы «Состав слова».
2.2. Контрольный этап экперимента и его результаты
После реализации педагогических условий нами была проведена итоговая диагностика. Для диагностики нами были разработаны задания по теме «Состав слова» для обучающихся 3 класса.
Мы опирались на ранее выделенные критерии:
1. Наличие представлений о единицах морфемного уровня системы языка.
Задания:
1) Закончи правило:
Корень – это _________________________________________________
Приставка – это _______________________________________________
Суффикс – это ________________________________________________
Окончание – это_______________________________________________
2) Укажите слова, строение которых соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, окончание.
Крылышко, погрузка, поход, подснежник, лесок, пригородный.
3) При помощи, какой значимой части образованы слова: дом, домик, домишко, домовой, домище. Обозначь эту значимую часть.
2. Умение действовать с единицей морфемного уровня в системе языка.
4) Прочитай, определи какое слово лишнее. Подчеркни однокоренные слова, выдели корень.
Краска, украшать, красить.
Крупа, крупный, крупяной, крупинка.
Дорога, подорожник, путь, дорожная.
Вода, подводный, водитель, водичка, водный
5) Выдели приставку в словах.
Отполз, обсудил, подпрыгнул, всадник, улов, подумал, перевод, заметный, выход, сделал, осмотр, дослушал, промокашка, надпись.
6) Выдели окончание в словах.
Глазной, денёк, ловушка, котёнок, еловый, побег, скользкий, времечко, вратарь, перины.
3. Наличие представлений о нормах русского языка с соотносимым морфемным составом слова.
7) Соотнеси правильно слова (с определенным суффиксом) с значением суффиксов.
Слова | Значение суффиксов |
Лосёнок, галчонок, щенок, львёнок. | Придают словам уменьшительный оттенок |
Сонечка, ручка, мамочка, собачка. | Указывают на детёнышей животного |
Звёздочка, зернышко, гнездышко, баночка.. | Придают словам ласкательный оттенок |
8) Запиши рядом с названием животного название его детеныша в единственном и во множественном числе. Суффиксы выдели.
Лошадь -_________________ Лошади - ____________________
Лиса -____________________ Лисы- _______________________
Медведь - ________________ Медведи - ___________________
Овца - ___________________ Овцы - ______________________
9) Поставьте имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.
1. У нас не было (спичка).
2. В комнате стояло пять (кресло).
3. Стреляли со всех (корабль).
4. У меня не было (ключ).
5. У сестёр было много красивых (платье), а у Золушки — совсем ничего.
6. Без (туфля) по горячему асфальту идти было трудно.
7. (Вилка) и (тарелка) в доме не оказалось.
Нами были предложены задания:
- Задания №1, №2, №3 направлены на определение уровня достижения предметных результатов по 1 критерию;
- Задания №4, №5, №6 – на определение результатов по 2 критерию;
- Задания №7, №8, № 9 направлены на определение результатов по 3 критерию.
При проведении диагностики мы опирались на ранее выделенные нами показатели и ранее представленное описание уровней. Проведя диагностику, мы получили следующие результаты диагностического исследования обучающихся данного класса о составе слова: 35% учащихся справились с заданиями без ошибок или допустили 1 ошибку, такие учащиеся, верно, выполнили все задания по теме «Состав слова». Две – три ошибки допустили при выполнении заданий 50% обучающихся третьего класса. 15%
учащихся справились с заданиями плохо, они допустили от 6 до 8 ошибок (Приложение 2).
Представим полученные нами данные в виде круговой диаграммы.
Рис. 2. Сведения о распределении детей по уровням достижения предметных результатов при изучении темы «Состав слова»
По результатам исследования можно сделать следующие выводы: у 8 (35%) учащихся имеется высокий уровень знаний о составе слова, 12 (50%) обучающихся показали средний уровень знаний о составе слова и 4 (15%) учащихся показали низкий уровень знаний о составе слова.
Проанализировав результаты диагностического исследования обучающихся данного класса о составе слова, мы увидели, что по 1 критерию – наличие представлений о единицах морфемного уровня системы языка, учащиеся в полном объеме усвоили, что такое корень, приставка, суффикс, окончание, научились графически выделять части в словах. Выполняя задания по 2 критерию – умение действовать с единицей морфемного уровня в системе языка, мы увидели, что учащиеся умеют графически выделять корень, приставку и окончание в словах. При выполнении заданий из 3 критерия – наличие представлений о нормах русского языка с соотносимым морфемным составом слова, большинство диагностируемых знают значения суффиксов, научились образовать от слов форму множественного числа родительного падежа.
Таким образом, в 3 классе наблюдается положительная динамика предметных результатов, благодаря разработанному нами дидактическому комплексу, который включает в себя три блока:
1 блок – направлен на освоение первоначальных научных представлений об основных единицах языка;
2 блок – направлен на овладение учебными действиями с языковыми единицами;
3 блок – направлен на овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка.
А также положительную динамику мы связываем с такими педагогическими условиями как:
1. Управление процессом достижений предметных результатов, что обеспечивается реализацией комплекса упражнений;
2. Реализация предметного содержания через комплекс заданий, направленный на освоение детьми знаний о составе слова и умений, связанный с характеристикой состава слова