Файл: Выпускная квалификационная работа методика обучения морфемному составу слова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, включающий дальнейшее овладение действиями, а также на формирование представлений о нормах литературного языка;

3. Осуществление детьми самоконтроля и взаимоконтроля, формирование умений, связанных с учебными действиями, с языковыми единицами в рамках темы «Состав слова».

Таким образом, нами были выделены показатели предметных умений младших школьников при изучении темы «Состав слова»:

- «Высокий уровень» – обучающийся имеет представление о корне слова, суффиксе, приставке и об окончании, умеет их выделять, владеет представлениями о нормах русского языка, связанных с морфемным составом слова и словообразовательными процессами;

- «Средний уровень» – обучающийся имеет представление о корне, суффиксе, приставке и об окончании, но допускает ошибки при их выделении, имеет представление о некоторых нормах, связанных с морфемикой и словообразованием, прежде всего о нормах, связанных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- «Низкий уровень» – обучающийся испытывает затруднения при представлении о корне слова, суффиксе, приставке и об окончании, систематически допускает ошибки при их выделении, не владеет представлениями о нормах русского языка, связанных с морфемикой и словообразованием, либо при выполнении упражнений эти нормы не учитывает.

При исследовании начального уровня предметных результатов, обучающихся 3 класса при изучении темы «Состав слова», мы увидели, что 7 (30%) учащихся находятся на высоком уровне, они справились с заданиями без ошибок или допустили 1 ошибку, такие учащиеся, верно, выполнили все задания по теме «Состав слова». На среднем уровне находится 11 (45%) учащихся данного класса, они допустили две – три 51 ошибки при выполнении заданий. 6 (25%) учащихся справились с заданиями плохо, допустили от 6 до 8 ошибок, таким образом, они находятся на среднем уровне.

Для обеспечения оптимизации образовательного процесса мы реализовали следующие условия:

1. Управление процессом достижений предметных результатов, что обеспечивается реализацией комплекса упражнений;

2. Реализация предметного содержания через комплекс заданий, направленный на освоение детьми знаний о составе слова и умений, связанный с характеристикой состава слова, включающий дальнейшее овладение действиями, а также на формирование представлений о нормах литературного языка;

3. Осуществление детьми самоконтроля и взаимоконтроля, формирование умений, связанных с учебными действиями, с языковыми единицами в рамках темы «Состав слова».


После проведения итоговой диагностики, мы видим, изменилось распределение детей по уровням. У 8 (35%) учащихся имеется высокий уровень знаний о составе слова, 12 (50%) обучающихся показали средний уровень знаний о составе слова и 4 (15%) учащихся показали низкий уровень знаний о составе слова.

Дети, находящиеся на высоком уровне, обладают преимущественно показателями высокого уровня. Они показали высокие показатели по всем трем критериям. Увеличилось количество детей и на среднем уровне. Учащиеся, которые были на низком уровне, выполнив правильно задания или с небольшим количеством ошибок, поднялись до среднего уровня. Также мы видим, что уменьшилось количество детей на низком уровне, учащиеся усвоили, что такое корень, приставка, суффикс, окончание, научились графически выделять части в словах, но до сих пор не усвоили значения суффиксов, не научились образовывать от слов форму множественного числа родительного падежа.

Таким образом, в 3 классе наблюдается положительная динамика предметных результатов, благодаря разработанному нами комплексу заданий, который включает в себя три блока:

1 блок – направлен на освоение первоначальных научных представлений об основных единицах языка;

2 блок – направлен на овладение учебными действиями с языковыми единицами;

3 блок – направлен на овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка. Все блоки включают задания на самоконтроль и взаимоконтроль.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках данной работы нами были решены как теоретические, так и практические задачи исследования. Изучение морфемной структуры слов имеет важное значение в развитии лингвистических способностей детей и интереса к миру языка.

Внимание детей к словопроизводству позволяет глубже разобраться в лексическом значении слов, обогащая словарь учащихся и способствуя более осознанному усвоению орфографии, языковых закономерностей и развитию языкового чутья младших школьников.

Проведенная диагностика учащихся 3 класса показала, что учащиеся в полном объеме усвоили, что такое корень, приставка, суффикс, окончание, научились графически выделять части в словах, умеют образовывать слова с помощью приставок, графически выделять суффикс, приставку в словах, но ошибаются в выделении окончаний, не знают значений суффиксов, затрудняются образовать от слов форму множественного числа родительного падежа.



Для обеспечения оптимизации образовательного процесса мы реализовали следующие условия:

- Управление процессом достижений предметных результатов, что обеспечивается реализацией комплекса упражнений;

- Реализация предметного содержания через комплекс упражнений, направленный на освоение детьми знаний о составе слова и умений, связанный с характеристикой состава слова, включающий дальнейшее овладение действиями, а также на формирование представлений о нормах литературного языка;

- Осуществление детьми самоконтроля и взаимоконтроля, формирование умений, связанных с учебными действиями, с языковыми единицами в рамках темы «Состав слова».

Для оптимизации образовательного процесса в плане обеспечения предметных результатов нами был предложен комплекс заданий.

После реализации дидактического комплекса нами была проведена вторичная диагностика. Мы опирались на ранее выделенные критерии, уровни и получили следующие результаты диагностического исследования: 35% учащихся справились с заданиями без ошибок или допустили 1 ошибку, такие учащиеся, верно, выполнили все задания по теме «Состав слова». Две – три ошибки допустили при выполнении заданий 50% обучающихся третьего класса. 15% учащихся справились с заданиями плохо, они допустили от 6 до 8 ошибок.

Проведенная нами диагностика показала, что учащиеся умеют графически выделять корень, приставку и окончание в словах, большинство диагностируемых знают значения суффиксов, научились образовать от слов форму множественного числа родительного падежа.

Таким образом, в 3 классе наблюдается положительная динамика предметных результатов, благодаря разработанному нами дидактическому комплексу, который включает в себя три блока:

1 блок – направлен на освоение первоначальных научных представлений об основных единицах языка;

2 блок – направлен на овладение учебными действиями с языковыми единицами;

3 блок – направлен на овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка. Каждый блок был дополнен заданиями на самоконтроль и взаимоконтроль.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдрахманова С.Г. Детское творчество при изучении состава слова / С.Г. Абдрахманова // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - №6. - С. 46-47.

2. Бакулина, Г.А. Морфемный разбор слова: новые подходы – новые возможности / Г.А. Бакулина // Начальная школа. – 2015. – № 4. - С. 29-32.

3. Бородина Н.В. Вставить пропущенную морфему / Н.В. Бородина // Русский язык в школе. - 2016. - № 4. - С. 15-21.


4. Бородина Н.В. Формирование морфемной зоркости как одно из условий развития речи учащихся / Н.В. Бородина // Автореф. дисс… канд. пед. наук. – Ульяновск, 2014. - 21 с.

5. Бугинова Е.А. Размышляем о родственных словах / Е.А. Бугинова // Начальная школа. - 2013. - № 6. - С. 38-44.

6. Вороничев О.Е. О логическом соотношении понятий «корень» - «непроизводная основа» и «членимость» - «производность» - «мотивированность» / О.Е. Вороничев // Начальная школа Плюс До и После. - 2005. - №8. - С. 37-40.

7. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка / П.Я. Гальперин. – М.: МГУ, 1985. – 45 с.

8. Головина Л.И. Формирование языковой личности в пропедевтической работе по морфемике и словообразованию на начальном этапе обучении / Л.И. Головина // Традиции и новации в реализации федеральных государсвенных образовательных стандартов: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2014. - С. 129-134.

9. Жедек П.С. Методика изучения морфемного состава // Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / Под ред. М.С. Соловейчик. - М.: Академия, 2016. - С. 170-188.

10.Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учебное пособие / Е.А. Земская. - М.: Наука - Флинта, 2015. - 328 с.

11.Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учебное пособие / Е.А. Земская. – М.: Флинта, Наука, 2015. – 328 с.

12.Земская, Е.А. Язык как деятельность. Морфема. Слово. Речь / Е.А. Земская. – М., 2014. – 145 с.

13.Исаева Н.А. Стратегия исследования структуры слова на разных ступенях обучения / Н.А. Исаева // Начальная школа плюс До и После. – 2017. - № 8. –

14.Кудряшева М.Г. Словообразовательная работа в четвертом классе / М.Г. Кудряшева // Начальная школа. - 2016. - № 9. - С. 34-38.

15.Кудряшева М.Г. Словообразовательная работа как фактор мотивации деятельности четвероклассников / М.Г. Кудряшева // Начальная школа. - 2018. - № 4. - С. 10-24.

16.Кудряшева М. Г. Словообразовательный анализ в системе развивающего обучения / М.Г. Кудряшева // Начальная школа. - 2018. - № 10. - С. 71-83.

17.Кудряшева М.Г. Словообразовательный анализ в начальной школе (система упражнений) / М.Г. Кудряшева // Начальная школа плюс До и После. - 2016. - № 8. - С. 10-24.

18.Кудряшева М.Г. Активизация познавательной деятельности младших школьников при обучении словообразовательному анализу: автореф. дисс. … канд. пед. наук / М.Г. Кудряшева. - М., 2017. - 18 с.

19.Кузнецова А.И. Словарь морфем русского языка / А.И. Кузнецова, Т.Ф. Ефремова. – М., 2019. – 342 с.

20.Курочкина И.В. Учусь правильно образовывать слова: словообразовательный словарик: пособие для учащихся начальной школы / И.В. Курочкина, А.П. Сдобнова. – М.: Дрофа, 2015. – 144 с.


21.Линк Н.А. Теоретические основы изучения морфемики в курсе русского языка в начальной школе / Н.А. Линк // Начальная школа плюс До и После. – 2014. - № 5. – С. 51-56.

22.Лоншакова А.А. Состав слова / А.А. Лоншакова // Начальная школа. - 2013. - № 9. - С. 38- 42.

23.Лопатин В.В. Морфемика. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / В.В. Лопатин. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2018. – 451 с.

24.Лукиных Н.В. Использование задачной системы при формировании морфемных и словообразовательных понятий у младших школьников / Н.В. Лукиных // Начальная школа. - 2015. - №9. - С. 22-25.

25.Львов М.Р. В поисках новых решений. К спорам об изучении приставок и суффиксов / М.Р. Львов // Начальная школа. - 2019. - № 1. - С. 15 - 16.

26. Мазниченко А.С. Формирование познавательного интереса на уроках русского языка в процессе изучения словообразования / А.С. Мазниченко // Начальная школа. - 2016. - №7. - С. 44-49.

27.Мережко Е.Г. Развитие словообразовательного компонента детской речи / Е.Г. Мережко // Предложение и слово. - 2018. - №7. - С. 117 - 121.

28.Мережко Е.Г. Словообразовательный анализ на уроках русского языка / Е.Г. Мережко // Начальная школа. - 2017. - № 6. - С. 32-33.

29.Мережк, Е.Г. Работа со словообразовательным гнездом в начальных классах / Е.Г. Мережко // Начальная школа. - 2013. - №10. - С. 45-52.

30.Николина Н.А. Современный русский язык. Морфемика: учебное пособие / Н.А. Николина, Л.В. Рацибурская. – М.: Флинта, Наука, 2013. – 144 с.

31. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1-4 классы. Рабочая программа. ФГОС. – М.: Издательский центр «Дрофа», 2014.

32. Рамзаева Т. Г. Русский язык. 3 класс. Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2014.

33. Рамзаева Т. Г. Структура и содержание современного начального языкового образования. Авторская концепция и ее реализация в учебниках «Русский язык» для I-IV классов // Начальная школа. № 11, 2015.

34. Рамзаева Т. Г. Условия формирования навыков осознанного морфемного анализа. – М., 2013. – 142 с

35. Реан, А.А. Трудности морфемного анализа [Текст] / Под общей ред. А.А. Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2016. (Серия «Психологическая энциклопедия».)

36. Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Методика обучения русскому языка в начальных классах. – М., 2018. – 84 с.

37. Семенюк Л.М. Изучение морфемного состава слова в начальных классах / Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное Москва: Институт практической психологии, 2016.

38. Смирнов, А.А. Память и ее воспитание. - М.: Правда, 2013