Файл: Выпускная квалификационная работа методика обучения морфемному составу слова.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МОРФЕМНОМУ
СОСТАВУ СЛОВА
2.1. Диагностика умений младших школьников осуществлять морфемный анализ слов
На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами были разработаны задания, направленные на выявление знаний о морфемном составе слова и владений детьми способов анализа и синтеза по теме «Состав слова» для обучающихся 3 класса. Всего в исследовании приняли участие 24 ученика.
Критерии: 1.
Наличие представлений о единицах морфемного уровня системы языка.
Задания:
1) Соотнеси правильно понятие с определением.
2) Прочитай: звездолет, полет, летчик, вылет, отлет. Выдели части в каждом слове. Обозначь эти части слова.
3) При помощи, какой значимой части образованы слова: дерево, деревушка, деревенька, деревце, деревня. Обозначь эту значимую часть.
2. Умение действовать с единицей морфемного уровня в системе языка.
4) Выдели суффикс в словах: подписка, прибавка, головка, стрижка, канавка, рыбка, чистка, ножка, березка, ягодка.
5) Напиши по образцу. Выдели окончания.
Новая улица – новые улицы, чудесная встреча – ___________________ ,
частая ошибка – _____________, чайная чашка – _____________,
живая рыбка – _______________, широкое море – ____________ ,
жилая комната –__________________.
6) Образуй от слова ПЛЫТЬ новые слова, с помощью разных приставок. Выдели приставки.
3. Наличие представлений о нормах русского языка с соотносимым морфемным составом слова.
7) Соотнеси правильно слова (с определенным суффиксом) с значением суффиксов.
8) Запиши рядом с названием животного название его детеныша в единственном и во множественном числе. Суффиксы выдели.
Слон -_________________ Слоны -____________________
Корова -_______________ Коровы -___________________
Кошка -_______________ Кошки -____________________
Собака -_______________ Собаки -____________________
9) Поставьте имена существительные в родительном падеже множественного числа.
Абрикос – ___________________________________________________
Яблоко – ___________________________________________________
Полотенце – _________________________________________________
Басня – ______________________________________________________
Блюдце – ____________________________________________________
Сапог – ______________________________________________________
На основе критериев мы выделили показатели предметных умений младших школьников при изучении темы «Состав слова»:
- «Высокий уровень» – обучающийся имеет представление о корне слова, суффиксе, приставке и об окончании, умеет их выделять, владеет представлениями о нормах русского языка, связанных с морфемным составом слова и словообразовательными процессами;
- «Средний уровень» – обучающийся имеет представление о корне, суффиксе, приставке и об окончании, но допускает ошибки при их выделении, имеет представление о некоторых нормах, связанных с морфемикой и словообразованием, прежде всего о нормах, связанных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- «Низкий уровень» – обучающийся испытывает затруднения при представлении о корне слова, суффиксе, приставке и об окончании, систематически допускает ошибки при их выделении, не владеет представлениями о нормах русского языка, связанных с морфемикой и словообразованием, либо при выполнении упражнений эти нормы не учитывает.
Нами были предложены задания:
- Задания №1, №2, №3 направлены на определение уровня достижения предметных результатов по 1 критерию;
- Задания №4, №5, №6 – на достижение результатов по 2 критерию;
- Задания №7, №8, №9 – на достижение результатов по 3 критерию.
Мы получили следующие результаты диагностического исследования обучающихся данного класса о составе слова: 30% учащихся справились с заданиями без ошибок или допустили 1 ошибку, такие учащиеся верно выполнили все задания по теме «Состав слова». Две – три ошибки допустили при выполнении заданий 45% обучающихся третьего класса. 25% учащихся справились с заданиями плохо, они допустили от 6 до 8 ошибок (Приложение 1). Представим полученные нами данные в виде круговой диаграммы.
Рис. 1. Сведения о распределении детей по уровням достижения предметных результатов при изучении темы «Состав слова»
По результатам исследования можно сделать следующие выводы: у 7 (30%) учащихся имеется высокий уровень знаний о составе слова, 11 (45%) обучающихся показали средний уровень знаний о составе слова и 6 (25%) учащихся показали низкий уровень знаний о составе слова.
Таким образом, данные задания позволяют своевременно выявить возникающие у детей трудности в освоении темы «Состав слова», имеющиеся пробелы в знаниях.
Проанализировав результаты диагностического исследования обучающихся данного класса о составе слова, мы увидели, что по 1 критерию – наличие представлений о единицах морфемного уровня системы языка, результаты выше. Учащиеся в полном объеме усвоили, что такое корень, приставка, суффикс, окончание, научились графически выделять части в словах. Выполняя задания по 2 критерию – умение действовать с единицей морфемного уровня в системе языка, мы увидели, что учащиеся умеют образовывать слова с помощью приставок, графически выделять суффикс, приставку в словах, но ошибаются в выделении окончаний. Больше всего затруднений у учащихся возникло при выполнении заданий из 3 критерия – наличие представлений о нормах русского языка с соотносимым морфемным составом слова. Большинство диагностируемых не знают значений суффиксов, затрудняются образовать от слов форму множественного числа родительного падежа. В дальнейшем необходимо обратить внимание на наличие представлений о нормах русского языка с соотносимым морфемным составом слова и словообразовательными процессами.
2.2. Реализация методических приёмов при обучении морфемному составу слова
Проведенная нами диагностика показала, что учащиеся в полном объеме усвоили, что такое корень, приставка, суффикс, окончание, научились графически выделять части в словах, умеют образовывать слова с помощью приставок, но затрудняются при определении норм, связанных с морфемным составом слова и словообразовательными процессами.
Однако данные результаты продемонстрировали не все школьники, поэтому для оптимизации достижения предметных результатов мы предлагаем учитывать следующие педагогические условия:
1. Управление процессом достижений предметных результатов, что обеспечивается реализацией комплекса упражнений
;
2. Реализация предметного содержания через комплекс заданий, направленный на освоение детьми знаний о составе слова и умений, связанный с характеристикой состава слова, включающий дальнейшее овладение действиями, а также на формирование представлений о нормах русского языка;
3. Осуществление детьми самоконтроля и взаимоконтроля, формирование умений, связанных с учебными действиями, с языковыми единицами в рамках темы «Состав слова».
Предложенный нами дидактический комплекс содержит в себе три блока заданий:
1 блок – направлен на освоение первоначальных научных представлений об основных единицах языка;
2 блок – направлен на овладение учебными действиями с языковыми единицами;
3 блок – направлен на овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка.
В рамках каждого блока детям предлагаются задания, направленные на осознание получаемой информации и осознанно овладение и способами действиями по морфемному и словообразовательному составу слова, также предлагаются задания, направленные на самоконтроль и взаимоконтроль.
Самоконтроль ребенок осуществляет относительно образца педагога предложенного на доске, образца другого ученика и ранее выполненных заданий. В рамках самоконтроля обеспечивается возможность контролировать свою деятельность с учетом владения способов действия.
Вводимые условные пометы: уверен, что выполнил правильно; сомневаюсь; я вообще ни в чем не уверен.
Управление деятельностью направлено на осознание детьми необходимости и целесообразности её содержания, то есть ребенку в системе предлагаются вопросы – зачем это нужно делать и знать. Поэтому дидактический комплекс дополнен нами заданиями, направленными на осознанное овладение предметными знаниями (в рамках темы «Состав слова») и способами действия.
В рамках первого блока мы предлагаем следующие задания:
1) Продолжи высказывания:
Корень слова – это ___________________________________________.
Окончание слова – это ________________________________________.
Приставка слова – это ________________________________________.
Суффикс слова – это _________________________________________.
2) Обозначь корни в ряду слов и подчеркни лишние слова. Вода, водичка, водяной, водитель, водный. Море, мороженое, морской, моряк, заморский. Гористый, гора, горняк, гореть, горный. Лестница, лес, лесной, лесистый, лесничий.
3) От глагола ходить образуй новые слова при помощи приставок:
при ____________________________________________________
под _____________________________________________________
за ______________________________________________________
вы ______________________________________________________
пере ____________________________________________________
у _______________________________________________________
в _______________________________________________________
от ______________________________________________________
4) Измени слова так, чтобы они обозначали много предметов. Запиши. Выдели окончания.
Туча – тучи, абрикос – ____________, ананас – ____________________,
арбуз – _____________________, барсук – ________________________,
берег – _____________________, бегемот – _______________________.
При этом самоконтроль и взаимоконтроль обеспечивается заданиями:
5) Закончите предложения:
Корень слова – это __________________________________ часть слова. Слова с одним и тем же корнем называются ____________________________. Чтобы правильно найти в слове корень, нужно _________________________. Суффикс – это _____________________________________________________. Суффикс пишется __________________________________________________. Суффиксы образуют ________________________________________________. Приставка стоит ___________________________________________________. Приставка пишется со словом ________________________________________. Приставки образуют ________________________________________________.
Проверь себя самостоятельно, сравнив свои ответы с правилом в учебнике.
6) Подбери по смыслу и правильно впиши приставки за-, под-, до-, на-, с-. _______________________________________________ делать щель в полу ___________________________________________________ делать пельменей ____________________________________________делать оставшуюся работу ______________________________________________ делать чужую подпись _________________________________________________ делать свою работу ___________________________________________________ делать ошибок
Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга по ранее выполненному заданию.
7) Найдите слова с суффиксом -ИК-, подчеркните их.
Дворник, носик, дикий, крик, сникнуть, пикать, мячик, облик, столик,
мальчик.
Проверь себя самостоятельно, сравнив свою работу с эталоном учителя.
8) Составь и напиши словосочетания, изменяя слова в скобках по смыслу. Выдели окончания.
ценить что? (книга) __________________________________________
дорожить чем? (коллектив) ___________________________________
радоваться чему? (праздник) __________________________________
интересоваться чем? (работа) ________________________________
удивляться чему? (природа) _________________________________
Проверь себя самостоятельно, сравнив свою работу с эталоном на доске.
В рамках 2 блока мы предлагаем следующие задания:
9) Подбери и запиши однокоренные слова к словам
ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МОРФЕМНОМУ
СОСТАВУ СЛОВА
2.1. Диагностика умений младших школьников осуществлять морфемный анализ слов
На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами были разработаны задания, направленные на выявление знаний о морфемном составе слова и владений детьми способов анализа и синтеза по теме «Состав слова» для обучающихся 3 класса. Всего в исследовании приняли участие 24 ученика.
Критерии: 1.
Наличие представлений о единицах морфемного уровня системы языка.
Задания:
1) Соотнеси правильно понятие с определением.
| |
| |
Понятие | Определение |
Корень | Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. |
Приставка | Изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. |
Суффикс | Главная часть слова и общая часть однокоренных слов. |
Окончание | Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. |
2) Прочитай: звездолет, полет, летчик, вылет, отлет. Выдели части в каждом слове. Обозначь эти части слова.
3) При помощи, какой значимой части образованы слова: дерево, деревушка, деревенька, деревце, деревня. Обозначь эту значимую часть.
2. Умение действовать с единицей морфемного уровня в системе языка.
4) Выдели суффикс в словах: подписка, прибавка, головка, стрижка, канавка, рыбка, чистка, ножка, березка, ягодка.
5) Напиши по образцу. Выдели окончания.
Новая улица – новые улицы, чудесная встреча – ___________________ ,
частая ошибка – _____________, чайная чашка – _____________,
живая рыбка – _______________, широкое море – ____________ ,
жилая комната –__________________.
6) Образуй от слова ПЛЫТЬ новые слова, с помощью разных приставок. Выдели приставки.
3. Наличие представлений о нормах русского языка с соотносимым морфемным составом слова.
7) Соотнеси правильно слова (с определенным суффиксом) с значением суффиксов.
Слова | Значение суффиксов |
Жеребенок, медвежонок, мышонок, слонёнок. | Придают словам уменьшительный оттенок. |
Рыбка, Ванечка, дедушка, ножка | Указывают на детёнышей животного. |
Ключик, уголёк, замочек, иголочка. | Придают словам ласкательный оттенок |
8) Запиши рядом с названием животного название его детеныша в единственном и во множественном числе. Суффиксы выдели.
Слон -_________________ Слоны -____________________
Корова -_______________ Коровы -___________________
Кошка -_______________ Кошки -____________________
Собака -_______________ Собаки -____________________
9) Поставьте имена существительные в родительном падеже множественного числа.
Абрикос – ___________________________________________________
Яблоко – ___________________________________________________
Полотенце – _________________________________________________
Басня – ______________________________________________________
Блюдце – ____________________________________________________
Сапог – ______________________________________________________
На основе критериев мы выделили показатели предметных умений младших школьников при изучении темы «Состав слова»:
- «Высокий уровень» – обучающийся имеет представление о корне слова, суффиксе, приставке и об окончании, умеет их выделять, владеет представлениями о нормах русского языка, связанных с морфемным составом слова и словообразовательными процессами;
- «Средний уровень» – обучающийся имеет представление о корне, суффиксе, приставке и об окончании, но допускает ошибки при их выделении, имеет представление о некоторых нормах, связанных с морфемикой и словообразованием, прежде всего о нормах, связанных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- «Низкий уровень» – обучающийся испытывает затруднения при представлении о корне слова, суффиксе, приставке и об окончании, систематически допускает ошибки при их выделении, не владеет представлениями о нормах русского языка, связанных с морфемикой и словообразованием, либо при выполнении упражнений эти нормы не учитывает.
Нами были предложены задания:
- Задания №1, №2, №3 направлены на определение уровня достижения предметных результатов по 1 критерию;
- Задания №4, №5, №6 – на достижение результатов по 2 критерию;
- Задания №7, №8, №9 – на достижение результатов по 3 критерию.
Мы получили следующие результаты диагностического исследования обучающихся данного класса о составе слова: 30% учащихся справились с заданиями без ошибок или допустили 1 ошибку, такие учащиеся верно выполнили все задания по теме «Состав слова». Две – три ошибки допустили при выполнении заданий 45% обучающихся третьего класса. 25% учащихся справились с заданиями плохо, они допустили от 6 до 8 ошибок (Приложение 1). Представим полученные нами данные в виде круговой диаграммы.
Рис. 1. Сведения о распределении детей по уровням достижения предметных результатов при изучении темы «Состав слова»
По результатам исследования можно сделать следующие выводы: у 7 (30%) учащихся имеется высокий уровень знаний о составе слова, 11 (45%) обучающихся показали средний уровень знаний о составе слова и 6 (25%) учащихся показали низкий уровень знаний о составе слова.
Таким образом, данные задания позволяют своевременно выявить возникающие у детей трудности в освоении темы «Состав слова», имеющиеся пробелы в знаниях.
Проанализировав результаты диагностического исследования обучающихся данного класса о составе слова, мы увидели, что по 1 критерию – наличие представлений о единицах морфемного уровня системы языка, результаты выше. Учащиеся в полном объеме усвоили, что такое корень, приставка, суффикс, окончание, научились графически выделять части в словах. Выполняя задания по 2 критерию – умение действовать с единицей морфемного уровня в системе языка, мы увидели, что учащиеся умеют образовывать слова с помощью приставок, графически выделять суффикс, приставку в словах, но ошибаются в выделении окончаний. Больше всего затруднений у учащихся возникло при выполнении заданий из 3 критерия – наличие представлений о нормах русского языка с соотносимым морфемным составом слова. Большинство диагностируемых не знают значений суффиксов, затрудняются образовать от слов форму множественного числа родительного падежа. В дальнейшем необходимо обратить внимание на наличие представлений о нормах русского языка с соотносимым морфемным составом слова и словообразовательными процессами.
2.2. Реализация методических приёмов при обучении морфемному составу слова
Проведенная нами диагностика показала, что учащиеся в полном объеме усвоили, что такое корень, приставка, суффикс, окончание, научились графически выделять части в словах, умеют образовывать слова с помощью приставок, но затрудняются при определении норм, связанных с морфемным составом слова и словообразовательными процессами.
Однако данные результаты продемонстрировали не все школьники, поэтому для оптимизации достижения предметных результатов мы предлагаем учитывать следующие педагогические условия:
1. Управление процессом достижений предметных результатов, что обеспечивается реализацией комплекса упражнений
;
2. Реализация предметного содержания через комплекс заданий, направленный на освоение детьми знаний о составе слова и умений, связанный с характеристикой состава слова, включающий дальнейшее овладение действиями, а также на формирование представлений о нормах русского языка;
3. Осуществление детьми самоконтроля и взаимоконтроля, формирование умений, связанных с учебными действиями, с языковыми единицами в рамках темы «Состав слова».
Предложенный нами дидактический комплекс содержит в себе три блока заданий:
1 блок – направлен на освоение первоначальных научных представлений об основных единицах языка;
2 блок – направлен на овладение учебными действиями с языковыми единицами;
3 блок – направлен на овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка.
В рамках каждого блока детям предлагаются задания, направленные на осознание получаемой информации и осознанно овладение и способами действиями по морфемному и словообразовательному составу слова, также предлагаются задания, направленные на самоконтроль и взаимоконтроль.
Самоконтроль ребенок осуществляет относительно образца педагога предложенного на доске, образца другого ученика и ранее выполненных заданий. В рамках самоконтроля обеспечивается возможность контролировать свою деятельность с учетом владения способов действия.
Вводимые условные пометы: уверен, что выполнил правильно; сомневаюсь; я вообще ни в чем не уверен.
Управление деятельностью направлено на осознание детьми необходимости и целесообразности её содержания, то есть ребенку в системе предлагаются вопросы – зачем это нужно делать и знать. Поэтому дидактический комплекс дополнен нами заданиями, направленными на осознанное овладение предметными знаниями (в рамках темы «Состав слова») и способами действия.
В рамках первого блока мы предлагаем следующие задания:
1) Продолжи высказывания:
Корень слова – это ___________________________________________.
Окончание слова – это ________________________________________.
Приставка слова – это ________________________________________.
Суффикс слова – это _________________________________________.
2) Обозначь корни в ряду слов и подчеркни лишние слова. Вода, водичка, водяной, водитель, водный. Море, мороженое, морской, моряк, заморский. Гористый, гора, горняк, гореть, горный. Лестница, лес, лесной, лесистый, лесничий.
3) От глагола ходить образуй новые слова при помощи приставок:
при ____________________________________________________
под _____________________________________________________
за ______________________________________________________
вы ______________________________________________________
пере ____________________________________________________
у _______________________________________________________
в _______________________________________________________
от ______________________________________________________
4) Измени слова так, чтобы они обозначали много предметов. Запиши. Выдели окончания.
Туча – тучи, абрикос – ____________, ананас – ____________________,
арбуз – _____________________, барсук – ________________________,
берег – _____________________, бегемот – _______________________.
При этом самоконтроль и взаимоконтроль обеспечивается заданиями:
5) Закончите предложения:
Корень слова – это __________________________________ часть слова. Слова с одним и тем же корнем называются ____________________________. Чтобы правильно найти в слове корень, нужно _________________________. Суффикс – это _____________________________________________________. Суффикс пишется __________________________________________________. Суффиксы образуют ________________________________________________. Приставка стоит ___________________________________________________. Приставка пишется со словом ________________________________________. Приставки образуют ________________________________________________.
Проверь себя самостоятельно, сравнив свои ответы с правилом в учебнике.
6) Подбери по смыслу и правильно впиши приставки за-, под-, до-, на-, с-. _______________________________________________ делать щель в полу ___________________________________________________ делать пельменей ____________________________________________делать оставшуюся работу ______________________________________________ делать чужую подпись _________________________________________________ делать свою работу ___________________________________________________ делать ошибок
Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга по ранее выполненному заданию.
7) Найдите слова с суффиксом -ИК-, подчеркните их.
Дворник, носик, дикий, крик, сникнуть, пикать, мячик, облик, столик,
мальчик.
Проверь себя самостоятельно, сравнив свою работу с эталоном учителя.
8) Составь и напиши словосочетания, изменяя слова в скобках по смыслу. Выдели окончания.
ценить что? (книга) __________________________________________
дорожить чем? (коллектив) ___________________________________
радоваться чему? (праздник) __________________________________
интересоваться чем? (работа) ________________________________
удивляться чему? (природа) _________________________________
Проверь себя самостоятельно, сравнив свою работу с эталоном на доске.
В рамках 2 блока мы предлагаем следующие задания:
9) Подбери и запиши однокоренные слова к словам