Файл: Содержание введение 3 1 Сущность и роль малых и средних предприятий и их место в современной экономике.pdf
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сказано, малое и среднее предпринимательство в разных отраслях имеет разную концентрацию. Но более привлекательными для данных в экономике остаются сферы, где высокая доля человеческого капитала и низкая потребность в большом объёме производственных ресурсов. Для этого проведём анализ субъектов малого и среднего предпринимательства, результаты исследования отражены в таблице 4. Среди преимуществ субъектов малого и среднего предпринимательства, а также среди потенциальных сильных сторон 4 выделяют эффективность использования имеющихся финансовых, трудовых и производственных ресурсов, рациональность, скромность и экономичность производство, достижения максимальной эффективности расходов. В тоже время выделяют высокую компетентность на локальном рынке, которая гораздо выше, чему крупных корпораций. Таблица 4 – анализ малого бизнеса в России Потенциальные внутренние сильные стороны Потенциальные внешние возможности фирмы
20
20
- полная компетентность в ключевых вопросах- адекватные финансовые ресурсы
- хорошее впечатление, сложившееся оком- пании у покупателей
- признанный лидер рынка
- хорошо проработанная функциональная стратегия
- экономия на масштабах производства
- умение избежать (хотя бы в некоторой мере) сильного давления со стороны конкурентов- собственная технология, более низкие издержки (преимущество по издержкам
- лучшие рекламные кампании
- опыт в разработке новых товаров
- проверенный менеджмент большой опыт (опережение по кривой опыта- способность обслужить дополнительные группы клиентов или выйти на новые рынки или новые сегменты рынка
- пути расширения ассортимента продукции, чтобы удовлетворять больше потребностей клиентов
- способность использовать навыки и технологические ноу-хау в выпуске новой продукции или в новых видах уже выпущенной продукции
- вертикальная интеграция (вперед или назад- снижение торговых барьеров на привлекательных иностранных рынках
- ослабление позиций фирм-конкурентов;
- возможность быстрого развития в связи с резким ростом спроса на рынке
- появление новых технологий;
Потенциальные внутренние слабые стороны Потенциальные внешние угрозы- нет четкого стратегического направления развития
- устаревшее оборудование
- низкая прибыльность
- недостаток управленческого таланта и умения
- отсутствие определенных способностей и навыков в ключевых областях деятельности- плохо зарекомендовавшая себя стратегия компании
- внутренние производственные проблемы
- отставание в области исследований и разработок- слишком узкий ассортимент продукции недостаточный имидж на рынке плохая сбытовая сеть
- неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности- выход на рынок иностранных конкурентов с более низкими издержками
- рост продаж продуктов-субститутов;
- медленный рост рынка
- неблагоприятное изменение курсов иностранных валют или торговой политики иностранных правительств
- дорогостоящие законодательные требования- высокая зависимость от снижения спроса и этапа жизненного цикла развития бизнеса
- растущая требовательность покупателей и поставщиков
- изменение потребностей и вкусов покупателей Успешный малый и средний бизнес всегда имеет высокие шансы превратиться в крупный бизнес, поэтому столь необходима выращивать отрасли, которые содержат большую концентрацию субъектов малого и среднего предпринимательства. Среди недостатков традиционно выделяют отсутствие рыночного опыта, непрофессионализм введении бизнеса, сложные отношения с банковской системой, высокие финансовые риски, риски утраты платежеспособности, ликвидности и финансовой устойчивости. Среди экономических показателей эксперты выделяют и стабильность денежного потока, отсутствие ритмичности продажи т.д. На рисунке 3 отметим долю предоставляемых кредитов для субъектов малого и среднего предпринимательства. Рисунок 3 – Доля предоставленных кредитов субъектам МСП
N
22
Можно заметить, что наиболее привлекательные кредитные ресурсы практически не достаются субъектам малого и среднего предпринимательства в связи с высоким риском утраты платежеспособности, а также со сложностью определения кредитоспособности заемщика, вследствие чего банку придётся наращивать банковские резервы под обесценение. В этом там же виновата и высокая доля просрочки от невыплаченных кредитов, так называемых безнадежных банковских кредитов. Рассмотрим показатели результативности финансовой поддержки в таблице 5. Таблица 5 – Результаты финансовой поддержки субъектов МСП в абсолютных величинах В 2018 г. произошло существенное сокращение объема предоставляемых кредитных ресурсов. Сокращение произошло на 35,08%. С одной стороны это свидетельствует о снижении защищённости субъектов малого и среднего предпринимательства, а также это свидетельствует о невозможности реализации государственной поддержки, повышению рисков взаимодействия между банками и субъектами малого предпринимательства. Условиях общей неопре- делённости, волатильности курса рубля, сокращение платежеспособного спроса и многого другого, субъекты малого и среднего предпринимательства остаются наиболее важным, но уязвимом элементом экономики. Наиболее важными они остаются потому, что у них работает большое количество сотрудников (валово), значительной мере они формируют региональный рынок труда. Государственные предприятия или крупные хозяйствующие субъекты
N
23
N
23
не в состоянии создать большое и разнообразное количество рабочих мест, с этим справляются именно малый и средний бизнес. Многие банки являются лишь посредником между государственным кредитованием малого и среднего предпринимательства, например банке ВТБ, Сбербанк, Россельхозбанк, Росбанк и т.д. Как правило, каждый банк сотрудничает с определенной отрасли, в которой работают и развиваются субъекты малого и среднего предпринимательства, поэтому наиболее эффективно коммерческие банки лучше всего выполняют кредитную функцию для определён- ной категории заемщиков, в том числе и для малого предпринимательства. Например, русских Росбанк эффективно кредитует бизнес в сфере сельского хозяйства и промышленности, а также для смежных отраслей. Рассмотрим динамические изменения кредитования субъектов МСП в общей структуре выданных кредитов банками (данные на рисунке 4). Рисунок 4 – Доля субъектов МСП в структуре выданных кредитов ИП и юридическим лицам На рисунке 4 более подробно рассмотрим сокращение ставок для субъектов МСП, которые были снижены за счет государственного субсидирования.
N
24
N
24
Несмотря на положительную динамику снижения процентных ставок по кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства на кредитные ресурсы остаются все еще более существенно дорогие, чем среднерыноч- ные цены. В первую очередь, это объясняется высокой долей банкротства и ликвидации субъектов малого и среднего предпринимательства на ранних этапах становления. В связи с этим, коммерческие банки считают целесообразным поднять процентную ставку, поскольку в целом это является достаточно рискованным сегментом кредитования. В 2017 г. общее количество индивидуальных предпринимателей было в
1,4 раза больше, чем юридических лиц (данные представлены в таблице 5). Их число преобладало в таких видах деятельности, как сельское хозяйство, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, образование, предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг. Количество юридических лиц больше, чем индивидуальных предпринимателей. Сравнение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, которые осуществляли деятельность в 2018 и 2014 г. показывает их увеличение, как по индивидуальным предпринимателям (8,6 %), таки по юридическим лицам (15,9 %). Вместе стем отмечается существенное (на 40 %) сокращение количества МСП, специализированных на сельскохозяйственном производстве. Это сокращение, обусловлено финансовыми проблемами малых предприятий в сельском хозяйстве и их вытеснением с рынков более крупными организациями. В таблице 6 рассмотрим структуру субъектов малого и среднего предпринимательства в различных отраслях экономики России. Например, сельское хозяйство, недвижимость, оптовая и розничная торговля, также операции с недвижимостью являются наиболее экономичными и наиболее объемными сточки зрения объемов субъектов малого и среднего предпринимательства в данных отраслях. Как известно, субъекты малого предпринимательства активно участвует в торговле, популяция и перераспределение готовой продукции по всей территории России. Многие компании не только занимаются продажей, но также осуществляют перевозку и транспортировку готовой продукции, её хранение. Таблица 6 – Количество субъектов МСП за период 2014-2018 гг. Такие капиталоемкие секторы экономики как добыча полезных ископаемых, рыболовство, а в сфере образования и производства электроэнергии традиционно остаются за крупным бизнесом, государственными монополиями и государственно-частным партнерством. Теперь обратимся к структурным изменениям удельного веса малого и среднего предпринимательства запись следуем период по различным отраслям экономики России, результаты анализа представлены в таблице 7. Таблица 7 – Удельные веса количества МСП по видам экономической деятельности В 2018 г. по-прежнему доминируют отрасли обрабатывающей промышленности, но данное утро сын также имело аналогичный показатель ив г. В сегменте строительства малый и средний бизнес в основном выполняют отдельные виды работ, является небольшим подрядчиком, который
N
27
1,4 раза больше, чем юридических лиц (данные представлены в таблице 5). Их число преобладало в таких видах деятельности, как сельское хозяйство, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, образование, предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг. Количество юридических лиц больше, чем индивидуальных предпринимателей. Сравнение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, которые осуществляли деятельность в 2018 и 2014 г. показывает их увеличение, как по индивидуальным предпринимателям (8,6 %), таки по юридическим лицам (15,9 %). Вместе стем отмечается существенное (на 40 %) сокращение количества МСП, специализированных на сельскохозяйственном производстве. Это сокращение, обусловлено финансовыми проблемами малых предприятий в сельском хозяйстве и их вытеснением с рынков более крупными организациями. В таблице 6 рассмотрим структуру субъектов малого и среднего предпринимательства в различных отраслях экономики России. Например, сельское хозяйство, недвижимость, оптовая и розничная торговля, также операции с недвижимостью являются наиболее экономичными и наиболее объемными сточки зрения объемов субъектов малого и среднего предпринимательства в данных отраслях. Как известно, субъекты малого предпринимательства активно участвует в торговле, популяция и перераспределение готовой продукции по всей территории России. Многие компании не только занимаются продажей, но также осуществляют перевозку и транспортировку готовой продукции, её хранение. Таблица 6 – Количество субъектов МСП за период 2014-2018 гг. Такие капиталоемкие секторы экономики как добыча полезных ископаемых, рыболовство, а в сфере образования и производства электроэнергии традиционно остаются за крупным бизнесом, государственными монополиями и государственно-частным партнерством. Теперь обратимся к структурным изменениям удельного веса малого и среднего предпринимательства запись следуем период по различным отраслям экономики России, результаты анализа представлены в таблице 7. Таблица 7 – Удельные веса количества МСП по видам экономической деятельности В 2018 г. по-прежнему доминируют отрасли обрабатывающей промышленности, но данное утро сын также имело аналогичный показатель ив г. В сегменте строительства малый и средний бизнес в основном выполняют отдельные виды работ, является небольшим подрядчиком, который
N
27
может быть достаточно много на одном крупном объекте. Около 36% в 2018 г. Субъектов малого и среднего предпринимательства содержится в сфере торговли, что неудивительно. В таблице 8 представлены данные рабочих мест по различным отраслям в субъектах малого и среднего предпринимательства. Таблица 8 – Удельный вес работников МСП Таблица 8 демонстрирует сохранность данных с таблицами 6 и 7. Совокупность представленных данных отражают пропорции, в которых присутствует малое и среднее предпринимательство в различных отраслях, а также объем рабочих мест, которую удается создать за счёт их производства. Например, операции с недвижимостью также доминирует в остальных данных, потому что агентство по недвижимости, агентство по продажам или перепродажам квартир на вторичном рынке в основном занимаются небольшие фирмы. Существующие меры поддержки субъектов МСП. Конкретные меры поддержки малого и среднего предпринимательства тоже разнятся от региона к региону, но общий список того, чем государство может помочь начинающему предпринимателю, выглядит так
1) Гранты на открытие бизнеса Гранты на открытие бизнеса можно получить, участвуя в специальных конкурсных программах от региональных фондов содействия бизнесу, – найти список действующих конкурсов можно как на Федеральном портале малого и среднего предпринимательства, таки на региональных порталах. Возместить затраты на открытие бизнеса можно и с помощью программы от регионального центра занятости. Через него можно вернуть деньги, которые вы потратите, например, на регистрацию юридического лица или покупку онлайн-кассы. Чтобы получить такую компенсацию, будущий предприниматель должен встать на учет в местный центр занятости населения и подать заявление на поддержку до того, как зарегистрирует ИП или ООО.
Учтём, что гранты – это целевое финансирование. То есть потратить выданные деньги можно только на цели, указанные в условиях выдачи. Если мы потратим грант на что-то другое, нас заставят вернуть деньги и могут добавить в черный список – исключить из числа кандидатов на получение гос- поддержки в дальнейшем.
2) Гарантийная поддержка по кредитам. Если вам нужен кредит на открытие или развитие бизнеса, вы можете пойти в банк, где выдают кредиты при поддержке региональных гарантийных организаций.
1) Гранты на открытие бизнеса Гранты на открытие бизнеса можно получить, участвуя в специальных конкурсных программах от региональных фондов содействия бизнесу, – найти список действующих конкурсов можно как на Федеральном портале малого и среднего предпринимательства, таки на региональных порталах. Возместить затраты на открытие бизнеса можно и с помощью программы от регионального центра занятости. Через него можно вернуть деньги, которые вы потратите, например, на регистрацию юридического лица или покупку онлайн-кассы. Чтобы получить такую компенсацию, будущий предприниматель должен встать на учет в местный центр занятости населения и подать заявление на поддержку до того, как зарегистрирует ИП или ООО.
Учтём, что гранты – это целевое финансирование. То есть потратить выданные деньги можно только на цели, указанные в условиях выдачи. Если мы потратим грант на что-то другое, нас заставят вернуть деньги и могут добавить в черный список – исключить из числа кандидатов на получение гос- поддержки в дальнейшем.
2) Гарантийная поддержка по кредитам. Если вам нужен кредит на открытие или развитие бизнеса, вы можете пойти в банк, где выдают кредиты при поддержке региональных гарантийных организаций.
1 2 3
3) Субсидии.
N
29
N
29
Субсидии – это деньги, которые федеральные, региональные или местные власти на конкурсной основе выделяют на покупку оборудования, сырья или даже чего-то нематериального, например, патента. Это тоже целевое финансирование, которое нельзя потратить не по назначению. Размер субсидий зависит от региона и конкретной программы господдержки – найти необходимую информацию поэтому виду поддержки вы можете на портале для малого и среднего предпринимательства вашего региона.
4) Скидки на лизинг. Этот вид поддержки работает так часть процентов, которые вы должны лизинговой компании, вам помогают возместить региональные власти.
5) Займы по сниженным ставкам Получить такой заем можно в МФО предпринимательского финансирования, работающих по программам господдержки. Условия в них выгоднее, чем в обычных коммерческих организациях.
6) Льготы на аренду В большей степени это касается аренды земли для фермеров, но есть программы, по которым можно снять и помещение для бизнеса на более выгодных условиях, чему частных компаний. Подобрать недвижимость для бизнеса вы можете с помощью Бизнес-навигатора МСП, а найти информацию о льготах можно на сайте Министерства экономического развития любого региона) Обучение Бесплатные курсы, тренинги, семинары и конференции, на которых эксперты отвечают на вопросы начинающих предпринимателей и рассказывают о бизнес-планировании, налогах, страховых отчислениях, маркетинге и многом другом. Банк России периодически проводит обучающие онлайн-марафоны для малого бизнеса.
9) Консультирование
N
30
4) Скидки на лизинг. Этот вид поддержки работает так часть процентов, которые вы должны лизинговой компании, вам помогают возместить региональные власти.
5) Займы по сниженным ставкам Получить такой заем можно в МФО предпринимательского финансирования, работающих по программам господдержки. Условия в них выгоднее, чем в обычных коммерческих организациях.
6) Льготы на аренду В большей степени это касается аренды земли для фермеров, но есть программы, по которым можно снять и помещение для бизнеса на более выгодных условиях, чему частных компаний. Подобрать недвижимость для бизнеса вы можете с помощью Бизнес-навигатора МСП, а найти информацию о льготах можно на сайте Министерства экономического развития любого региона) Обучение Бесплатные курсы, тренинги, семинары и конференции, на которых эксперты отвечают на вопросы начинающих предпринимателей и рассказывают о бизнес-планировании, налогах, страховых отчислениях, маркетинге и многом другом. Банк России периодически проводит обучающие онлайн-марафоны для малого бизнеса.
9) Консультирование
N
30
Предприниматели могут бесплатно проконсультироваться с профессиональными бухгалтерами, юристами, экономистами и кадровыми работниками в центрах занятости населения или в фондах поддержки малого и среднего бизнеса. Если субъект выбрал один из видов господдержки, то это не значит, что вы не можете пользоваться остальными. Можно, например, получить субсидии или выиграть грант и вместе с этим пойти учиться или проконсультироваться в региональном фонде поддержки малого и среднего бизнеса. Выводы. Субъекты малого и среднего предпринимательства в России очень остро нуждаются в помощи и поддержке со стороны государства, особенно в наименее благоприятных отраслях для данных субъектов экономики. Одним из факторов, которые препятствуют развитию и укреплению данного сегмента экономики является нестабильность платежеспособности, низкий объем ликвидности, теневые финансовые потоки, отсутствие ритмичности производства и продажи т.д. Наиболее благоприятными отраслями для субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере услуг, сфера обработки и продаж, иди отрасли позволяют работать даже с небольшим объёмом производственных, финансовых и человеческих ресурсов, поэтому концентрация субъектов МСП в данных отраслях является максимальной по отношению к прочим отраслям.
3 Комплекс мер поддержки МСП в России Структура поддержки малого и среднего бизнеса представляет собой набор определенных организаций, осуществляющих эту поддержку на необходимом уровне. В него входят коммерческие и некоммерческие организации, которые созданы в качестве подрядчиков и размещают заказы на выполнение работ для государственных нужд. Также, в инфраструктуре существуют фонды поддержки предпринимательства, фонды поручительства и гарантий, инвестиционные фонды для привлечения финансовых средств, бизнес-инкубаторы, научные парки и прочие организации. На современном этапе развития малого и среднего предпринимательства и особенно в условиях экономического кризиса, важное значение имеет укрепление финансовой устойчивости. Финансовая устойчивость организации это состояние финансовых ресурсов, их распределение и использование, которое обеспечивает ее развитие на основе роста прибыли и капитала, гарантирует платёжеспособность и кредитоспособность в условиях допустимого уровня риска. Достижению такого финансового состояния субъектов малого и среднего предпринимательства должны способствовать меры по их государственной поддержке. Необходимо отметить, что большинство предпринимателей не пользуются государственной помощью. Во многом это связано стем, что многие
ИП попросту не осведомлены о господдержке бизнеса. Полная информация обо всех действующих программах государственной поддержки малого бизнеса содержится на официальных сайтах ведомств и организаций, администраций и муниципальных органов, ответственных за эту сферу. В условиях меняющейся экономической конъюктуры регулируются условия и критерии государственной поддержки малому и среднему бизнесу.
В 2016 бюджет РФ оценен экспертами как жесткий, однако правительство продолжает реализацию программы Развитие малого и среднего предпринимательства. В результате кризиса и сокращения финансирования субсидии сокращены на 30 % по сравнению 2015 г. Вся программа, а именно субсидии на поддержку и софинансирование объектов капитального строительства составляет млрд. руб. Правительство сократило объем бюджетных ассигнований федерального бюджета в соответствии с государственной программой с
14,8 до 11,2 млрд. руб. На 0,6 млрд. руб. урезана субсидия Федеральной налоговой службы наведение реестра МСП, и на 0,25 млрд. руб. сокращено финансирование российской молодежи на программу Ты – предприниматель. В 2016 г. правительство делает акцент на сельскохозяйственную отрасль и инновации (поскольку отрасль демонстрирует низкую динамику, но помимо этих направлений также будут выделяться средства для компенсации затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, развития и модернизации собственного производства. Малое и среднее предпринимательство составляет основу национальной экономики многих стран. Развитие и поддержка предпринимательства стало толчком в социальной опоре рыночной экономики России. Развитие этого направления способствует снижению безработицы, открытию новых рабочих мест, увеличению денежной массы в обращения. Всё это позволяет не только сохранить стабильность, но и обеспечить экономический рост страны. Рассмотрим совершенствование финансовой поддержки государством субъектов малого и среднего предпринимательства в контексте исследования и применения иностранного опыта. По результатам проведенного анализа, государственные меры по поддержке МСП доказали свою эффективность враз- личных регионах по-разному. Представленные направления в государственной программе реализуются не полностью, в частности недостаток информационной поддержки иногда не позволяет получить реальную финансовую или иную имущественную помощь для субъектов МСП. Например, было бы рациональным предложением при регистрации нового субъекта экономики иметь возможность получить прямую информацию от фондов, а также ответственных департаментов муниципального или областного назначения. Предоставление молодому предпринимателю пакета документов, рекламных буклетов и преимуществ при взаимодействии с государством, с одной стороны, позволит сэкономить на последующих информационных государственных рекламных кампаниях относительно стимулирования взаимодействия.
N
33
3 Комплекс мер поддержки МСП в России Структура поддержки малого и среднего бизнеса представляет собой набор определенных организаций, осуществляющих эту поддержку на необходимом уровне. В него входят коммерческие и некоммерческие организации, которые созданы в качестве подрядчиков и размещают заказы на выполнение работ для государственных нужд. Также, в инфраструктуре существуют фонды поддержки предпринимательства, фонды поручительства и гарантий, инвестиционные фонды для привлечения финансовых средств, бизнес-инкубаторы, научные парки и прочие организации. На современном этапе развития малого и среднего предпринимательства и особенно в условиях экономического кризиса, важное значение имеет укрепление финансовой устойчивости. Финансовая устойчивость организации это состояние финансовых ресурсов, их распределение и использование, которое обеспечивает ее развитие на основе роста прибыли и капитала, гарантирует платёжеспособность и кредитоспособность в условиях допустимого уровня риска. Достижению такого финансового состояния субъектов малого и среднего предпринимательства должны способствовать меры по их государственной поддержке. Необходимо отметить, что большинство предпринимателей не пользуются государственной помощью. Во многом это связано стем, что многие
ИП попросту не осведомлены о господдержке бизнеса. Полная информация обо всех действующих программах государственной поддержки малого бизнеса содержится на официальных сайтах ведомств и организаций, администраций и муниципальных органов, ответственных за эту сферу. В условиях меняющейся экономической конъюктуры регулируются условия и критерии государственной поддержки малому и среднему бизнесу.
В 2016 бюджет РФ оценен экспертами как жесткий, однако правительство продолжает реализацию программы Развитие малого и среднего предпринимательства. В результате кризиса и сокращения финансирования субсидии сокращены на 30 % по сравнению 2015 г. Вся программа, а именно субсидии на поддержку и софинансирование объектов капитального строительства составляет млрд. руб. Правительство сократило объем бюджетных ассигнований федерального бюджета в соответствии с государственной программой с
14,8 до 11,2 млрд. руб. На 0,6 млрд. руб. урезана субсидия Федеральной налоговой службы наведение реестра МСП, и на 0,25 млрд. руб. сокращено финансирование российской молодежи на программу Ты – предприниматель. В 2016 г. правительство делает акцент на сельскохозяйственную отрасль и инновации (поскольку отрасль демонстрирует низкую динамику, но помимо этих направлений также будут выделяться средства для компенсации затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, развития и модернизации собственного производства. Малое и среднее предпринимательство составляет основу национальной экономики многих стран. Развитие и поддержка предпринимательства стало толчком в социальной опоре рыночной экономики России. Развитие этого направления способствует снижению безработицы, открытию новых рабочих мест, увеличению денежной массы в обращения. Всё это позволяет не только сохранить стабильность, но и обеспечить экономический рост страны. Рассмотрим совершенствование финансовой поддержки государством субъектов малого и среднего предпринимательства в контексте исследования и применения иностранного опыта. По результатам проведенного анализа, государственные меры по поддержке МСП доказали свою эффективность враз- личных регионах по-разному. Представленные направления в государственной программе реализуются не полностью, в частности недостаток информационной поддержки иногда не позволяет получить реальную финансовую или иную имущественную помощь для субъектов МСП. Например, было бы рациональным предложением при регистрации нового субъекта экономики иметь возможность получить прямую информацию от фондов, а также ответственных департаментов муниципального или областного назначения. Предоставление молодому предпринимателю пакета документов, рекламных буклетов и преимуществ при взаимодействии с государством, с одной стороны, позволит сэкономить на последующих информационных государственных рекламных кампаниях относительно стимулирования взаимодействия.
N
33