Файл: Монография Белгород 2023 удк 338. 212 Ббк 63. 3(2)я7367. 3(2)я73 М74 Рецензенты.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 451

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В 1949 году в Америке был принят «Закон об экспортном контроле», который запрещал продавать в Россию и в другие социалистические страны стратегически важные материалы, оборудование и вооружения. Это нанесло СССР определенный урон, выразившийся в сокращении товарооборота с капиталистическими государствами с 4,4 млрд. рублей в 1948 году до 3,3 млрд рублей в 1951 году. СССР компенсировал это сокращение за счет расширения торговли с государствами, объединенными в январе 1949 года в Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), и странами третьего мира19.

В 1974 году, в эпоху холодной войны, американскими конгрессменами была введена поправка «Джексона-Веника» к закону о торговле США, которая запрещала предоставление кредитов и кредитных гарантий странам, которые ограничивают эмиграцию своих граждан. Поправка также предусматривала введение дополнительных дискриминационных тарифов и налогов на товары, которые ввозились в США из стран с нерыночной экономикой, где лишают своих граждан прав на эмиграцию. Поправку спровоцировал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 августа 1972 года № 519 «О возмещении гражданами СССР, выезжающими на постоянное жительство за границу, государственных затрат на обучение». Суммы для того времени были внушительные, сопоставимыми со стоимостью автомобиля, что становилось препятствием для потенциальных эмигрантов. В декабре 1974г. ТАСС уполномочен заявить о том, что руководство Советского Союза категорически отвергает любые попытки вмешательства во внутренние дела, от кого бы они ни исходили.

Поправка «Джексона-Веника», как дискриминационная мера, была отменена лишь спустя 38 лет, 21 ноября 2012 года, несмотря на то, что Соединенные Штаты официально признали Россию государством с рыночной экономикой.

Тем не менее, основные санкции в период холодной войны можно отнести к экономическим санкциям, и носили они, как правило, ограничивающий характер.

После ввода советских войск в Афганистан в конце 1979 года отношения СССР с Западом резко обострились. Президент США Д. Картер заявил о приостановке «большинства культурных и экономических обменов» с СССР и об ограничении торговли. В результате наша страна была лишена квот на вылов рыбы в водах США, (это примерно 75 тысяч тонн рыбы в год), получив дополнительно запрет на импорт 17 млн тонн зерна, запрошенных у США. «Зерновое эмбарго» удалось компенсировать за счет сделок СССР с Канадой.


Когда в 1981 г. к власти в США пришел президент Р. Рейган, начался новый этап политики «экономического сдерживания» России. Эта политика предусматривала следующие основные цели: подрыв изнутри советской системы власти и управления; вовлечение в гонку вооружений для ослабления экономического потенциала и роста инфляции; ограничение поставок современных технологий, товаров двойного назначения, комплектующих и оборудования. Так, в 1981 г. США ввели запрет на поставки в СССР оборудования для строительства новых магистральных нефте- и газопроводов из Сибири в Европу. Советский Союз в этой ситуации был вынужден увеличить экспорт золота с 90 до 250 тонн в год, чтобы закупить трубы большого диаметра и другое оборудование в Германии20.

Новая волна антисоветских санкций была связана с событиями в Польше в 1980 и 1981 годах. В 1982 году Белый дом обнародовал план Рейгана, к которому присоединились союзники США; в результате его реализации СССР лишился доступа к новым кредитам и был обязан досрочно погасить проценты по прежним займам. В данный период ограничивающие санкции в отношении СССР начинают применять активно несколько игроков мирового рынка: США, Западная Европа, Саудовская Аравия. Одновременно США ввели эмбарго на поставку оборудования для строительства второй ветки газопровода в Западную Европу «Уренгой – Помары – Ужгород». Кроме того, в январе 1982 года президент Р. Рейган утвердил разработанный ЦРУ план саботажа советской экономики путем тайной передачи научно-технических достижений, содержащих скрытые дефекты, в том числе и программное обеспечение, которое позднее привело к мощнейшему взрыву на газопроводе в Сибири.

В середине 1980-х годов, в период перестройки М.С. Горбачева, администрация Р. Рейгана сумела договориться с Саудовской Аравией и другими нефтедобывающими государствами Ближнего Востока о снижении цен на нефть, что привело к падению цен до 10 долларов за баррель. Нехватка нефтедолларов сильно ударило по госбюджету Советского Союза, уменьшило поставки в страну продовольствия и товаров первой необходимости, спровоцировав массовые недовольства населения. Обвал цен на нефть стало одной из причин развала Советского Союза, чего и добивался Запад своей санкционной политикой.



Таким образом, на всем протяжении ХХ века и в начале нового столетия страны Запада во главе с США оказывали на Россию санкционное давление, пытаясь затормозить ее социально-экономическое развитие. Проводимая в отношении Советского Союза недружественная политика сыграла свою негативную роль в истории нашей страны и продолжается в наши дни, воздействуя в той или иной степени на Российскую Федерацию. Тем не менее, санкции в XX веке в большей степени носили экономический характер и имели в своей основе цель – сдерживание экономического развития нашей страны, тогда как в настоящее время они эволюционировали к санкциям политического принуждения и революционным.

Несмотря на партнерство с США и другими западными государствами, лояльное поведение Б.Н. Ельцина, первого президента Российской Федерации, после распада Советского Союза экономическое давление не прекратилось. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что до 1994 г. действовали санкции, введенные еще Координационным комитетом по экспортному контролю. Комитет контролировал поставки в СССР и другие социалистические страны, добиваясь ограничений экспорта новейших технологий и оборудования, а также сокращая поставки электронных систем, оптических волокон, средств связи, реактивных двигателей и т.д.21 С 1991 г. этот запрет автоматически перешел на Российскую Федерацию.

В 1998 г. санкционная политика обрела новое качественное содержание, когда США запретили американским компаниям получать от ряда российских предприятий и организаций любые товары, технологии или услуги. Часть этих ограничений была снята к 2004 г., остальные только в 2010 г22.

Очередной этап санкционного давления на Российскую Федерацию начался в связи с присоединением Крыма и событиями на Донбассе весной 2014 г. Президент США Б. Обама 6 марта 2014 года издал указ "О блокировании собственности некоторых лиц, способствующих ситуации на Украине". Этим указом он наделил администрацию США правом вводить санкции (имущественные и визовые) против физических и юридических лиц, которые «присвоили властные полномочия в Крымском регионе без разрешения правительства Украины». Здесь следует отметить, что полуостров Крым и территория от Екатеринослава до Одессы (под названием «Новороссия») вошли в состав Российской империи по результатам двух русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791 годов. Из истории известно также, что, Османская империя признала Крым российским на основе Кючук-Кайнарджийского мирного договора, заключенного в 1783 году
23. И только после революции большевики передали территории Харьковской, Донецкой, Луганской, Днепропетровской, Запорожской, Херсонской, Николаевской и Одесской областей – Украине. Крым был передан Н.С. Хрущевым из состава РСФСР другой союзной республике в качестве подарка в год 300-летия воссоединения Украины с Россией, без проведения какого-либо референдума. Российская Федерация в 2014 году после волеизъявления крымчан и успешного референдума на законных основаниях вернула себе ранее утраченные властные полномочия в Крымском регионе «без разрешения правительства Украины».

11 марта 2014 года США по инициативе президента устанавливают целый ряд санкций в отношении высокопоставленных российских политиков, которые, по их мнению, причастны к проведению референдума в Крыму. Таким образом, санкции против России носят как международно-правовой характер, так и индивидуальный, сочетают экономические и политические санкции, при этом их можно классифицировать как санкции политического принуждения и ограничивающие. В целом США сгенерировали и ввели против России самый большой пакет различных санкций в связи присоединением Республики Крым к РФ и в связи с другими событиями на юго-востоке Украины. Помимо российских политиков и чиновников в санкционные списки попали ряд крупных российских бизнесменов и их компаний. Ограничительные меры коснулись также финансового, энергетического и оборонного секторов российской экономики. Соединенные Штаты для достижения далеко идущих экономических и политических целей призвали своих союзников к полной экономической и политической изоляции Российской Федерации. К санкционной политике США присоединились страны, входящие в Евросоюз, верные блоковой политике, а затем и ряд других государств, т.е. санкции имеют коллективный характер.

Первоначально антироссийские санкции оказывали ярко выраженное экономическое давление: российским банкам отказывали в кредитах на срок более 90 дней; был введен запрет на экспорт в Россию большинства современных технологий и комплектующих, а американским и европейским компаниям было запрещено любое экономическое сотрудничество с нашей страной. Введение этих и других санкционных мер существенно усложнило выпуск промышленной продукции российскими предприятиями и сократило объем валового внутреннего продукта (ВВП). Об этом свидетельствует следующая таблица
24.