Файл: Монография Белгород 2023 удк 338. 212 Ббк 63. 3(2)я7367. 3(2)я73 М74 Рецензенты.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 461
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 1. Динамика ВВП в России и крупных развивающихся странах в 2014-2016 гг. (в %).
Страна | 2014 | 2015 | 2016 | За 3 года |
Россия | 0,6 | –3,7 | –0,2 | –3,8 |
Китай | 7,3 | 6,9 | 6,7 | 34,7 |
Индия | 7,4 | 8,2 | 7,1 | 46,9 |
Вьетнам | 9,0 | 3,0 | 5,2 | 43,0 |
Из таблицы следует, что в результате воздействия санкций на экономику России за три года после присоединения Крыма общее падение ВВП составило 3,8%. В это же время такие страны, как Китай, Индия и Вьетнам нарастили свою экономику на 34-49%.
Падение экономики, масштабная девальвация национальной валюты, произошедшая в 2014–2016 гг., значительно обесценили рубль по сравнению с долларом и евро, усилила инфляционные процессы в стране. В России началось падение реальных доходов населения и снижение потребительского спроса.
Одновременно с попытками заставить Россию отказаться от действий на Украине на окружение российского президента оказывалось давление, в основном путем отказа в визах лицам, включенным в санкционные списки, т.е. активно реализовывались санкции политического принуждения. Под политические санкции одними из первых попали: В.И. Матвиенко, С.Ю. Глазьев, Д.О. Рогозин, В.Ю. Сурков и другие официальные лица. Ограничительные меры также были предприняты западными государствами в отношении ряда компаний и банков. С этой целью в ряде стран предпринимателям Ю. В. Ковальчуку, Г. Н. Тимченко, А.Р. и Б.Р. Ротенбергам и др. были предприняты попытки заморозить банковские счета, наложить арест на их зарубежные активы, считая, что это повлияет на президента В.В. Путина и его решения в отношении Крыма Когда эти ограничительные меры не принесли инициаторам антироссийских санкций желаемых результатов, США и их союзники начали оказывать давление на российское государство дополнительными политическими методами: исключать из состава международных организаций, сокращать дипломатические представительства в США и других государствах, активно критиковать внутреннюю и внешнюю политику Российской Федерации в ООН, Европарламенте, средствах массовой информации и т.д.
21 марта 2017 года США ввели санкции против «Рособоронэкспорта» и еще семи российских компаний якобы за нарушения ими американских законов о нераспространении оружия массового поражения в отношении Ирана, КНДР и Сирии25. Кроме того, страны ЕС закрыли российским банкам и крупным компаниям доступ к рынку кредитования, где бизнесмены могли брать дешевые валютные кредиты, которые были гораздо выгоднее внутренних заимствований.
Таким образом, вышеизложенные факты свидетельствуют о том, что введение антироссийских санкций осуществлялось с постоянным усилением, начиная с ограничений на въездные визы для должностных лиц и крупных предпринимателей Российской Федерации и заканчивая санкциями в отношении ключевых отраслей российской экономики. В то же время усилилось политическое давление на Кремль с целью заставить его отказаться от помощи Донбассу и вернуть Крым Украине.
В сложившейся экономической и финансовой ситуации, вызванной западными санкциями, правительство и ЦБ РФ принимают ряд мер по повышению ликвидности коммерческих банков, выделяя им финансовые ресурсы под льготные проценты для покрытия кассовых разрывов и кредитования реального сектора экономики. Благодаря этой своевременной мере денежные ресурсы, направленные на поддержку банковской системы и ключевых отраслей экономики, способствовали преодолению негативных последствий новых западных санкций.
Европейский союз, видя, что введенные ограничения мало повлияли на макроэкономику России, предпринял попытку усилить свое экономическое давление на Россию, запретив инвестиции в российскую экономику, в том числе в энергетику, нефте- и газодобычу, и установив запрет на поставку оборудования для этих секторов. Это был серьезный удар по стратегическим отраслям российской экономики..
США, действуя в унисон с Евросоюзом, также стремились с помощью санкций нарушить объемы и стабильность экспорта энергоресурсов из России. США запретила поставки в Россию нефтедобывающего оборудования, буровых установок и платформ, насосов высокого давления, морской техники для работы в Арктике. Кроме того, США ввели обязательную проверку контрагентов для того, чтобы Россия не смогла приобрести уникальную технику через третьи страны (параллельный импорт). Однако несмотря на многие попытки США полностью запретить экспорт российской нефти и другого сырья в Европу не удалось из-за экономической заинтересованности европейских государств в сотрудничестве в сырьевом и энергетическом секторах. Дело в том, что в то время Россия поставляла в Европу, по данным Международного энергетического агентства (МЭА), почти половину своего экспорта нефти и нефтепродуктов, что составляло 2,2 млн баррелей сырой нефти и 1,2 млн баррелей нефтепродуктов в сутки
26.
Исходя из этих и других обстоятельств, Евросоюз не стал объявлять эмбарго в 2014 году и тем самым лишать себя львиной доли потребляемых энергоресурсов, несмотря на давление со стороны США.
Новый виток антироссийских санкций США анонсировали в 2017 году. Так, 2 августа 2017 года президент США Д.Трамп подписал закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций». Этот нормативно-правовой акт позволял президенту США вводить санкции, связанные с поставками энергоресурсов из России в Европу. Напомним, что Администрация США во главе с президентом Д. Трампом выступала против введения в эксплуатацию магистрального российского газопровода «Северный поток-2», грозя России и ее партнерам в Евросоюзе, выступавшим за увеличение поставок природного газа по трубопроводам из нашей страны, жесткими финансовыми и иными санкциями.
Согласно закону от 2 августа 2017 г. президент США получил право устанавливать ограничения на экспорт, реэкспорт, предоставление займов, поставки вооружения, технологий двойного назначения и высокотехнологичного оборудования для компаний из секторального санкционного списка27. Министерство финансов США в соответствии с этим законом получило право вводить санкции в отношении российских госкомпаний. Новые санкции запретили американским компаниям поставлять товары, услуги или технологии государственным корпорациям «Газпром», «Газпромнефть», «Роснефть» и частным нефтяным компаниям ЛУКОЙЛ» и «Сургутнефтегаз». Они касались в основном ограничений на передачу американских технологий российским компаниям, занимающимся разведкой и добычей нефти на арктическом шельфе, в глубоководных и сланцевых пластах.
27 октября 2017 года Госдепартамент США опубликовал список «токсичных» российских компаний, сотрудничество с которыми может стать основанием для вторичных санкций. В этот список были включены такие организации, как ФСБ, СВР, ГРУ, а также 33 предприятия и концерна, включая "Рособоронэкспорт", "Калашников", "Уралвагонзавод", "Ижмаш" и другие28. К началу военной спецоперации в санкционном списке находились около 90 российских юридических лиц.
30 января 2018 года Минфин США опубликовал «кремлевский список», в который вошли практически все представители руководства России и крупные российские предприниматели (более 200 человек). Кроме того, Вашингтон выслал из страны 35 дипломатов РФ по обвинению в разведывательной деятельности29.
Антироссийские экономические санкции в последние годы становятся все более востребованным инструментом внешней политики США и их союзников. За последние 8 лет с момента присоединения Крыма в отношении Российской Федерации были применены множественные ограничительные меры со стороны Евросоюза, США и других стран, направленные на ключевые сферы российской экономики, в том числе: добычу и экспорт углеводородов, банки и другие финансовые институты, обрабатывающую промышленность и др.
В результате санкций были значительно сокращенны деловые связи между многими предприятиями стран Запада и России. Санкционные меры запрещали въезд на территории стран Запада некоторым официальным лицам (представители крупных компаний, высокопоставленные российские политики). Был запущен процесс обесценивания российского рубля, произошли массовый отток из России иностранного капитала, падение цен на нефть, газ, металлы, другое сырье, традиционно поставляемое на экспорт. Вследствие инфляции (в среднем 17%, по официальным данным) стали дорожать продукты питания, бытовая техника, электроника, другие товары. Низкий уровень деловой и потребительской уверенности на внутреннем рынке, обусловленный неопределенными перспективами, вызвал дальнейшее снижение потребительской и инвестиционной активности.
Экономические санкции вызвали банкротство ряда российских предприятий малого и среднего бизнеса, сокращение числа рабочих мест, увеличение безработицы, уменьшение реальных доходов населения, снижение его потребительской активность и покупательной способности. Достаточно сказать, что только продажи автомобилей в мае 2022 г. рухнули на 83,5%, в том числе отечественных автозаводов: УАЗ – на 41%, ГАЗ – на 57%, а уход иностранных компаний из РФ поставил под угрозу 350 тысяч рабочих мест. По прогнозам Центрального Банка РФ, ВВП страны к концу 2022 г. упадет на 8–10%. Это совпадает с прогнозом Всемирного банка, который предсказывает падение на 8,9%. Но, скорее всего, в ближайшее время ЦБ скорректирует свой прогноз в более оптимистичную сторону30.
После 24 февраля 2022 г. с началом военных действий России на территории Украины США и их союзники обрушили рекордное количество санкций, скомпонованных в так называемые санкционные пакеты (на момент издания книги было принято 10 таких пакетов и готовился 11-й). Иностранным компаниям и банкам запретили вести бизнес в России, в результате чего страну покинули сотни зарубежных компаний, законсервировав свое производство и прибегнув к увольнению сотрудников из нашей страны.
Покидают Россию не только иностранные компании, но и отечественные владельцы крупного и среднего бизнеса, IT-специалисты, а также представители технической и творческой интеллигенции, не согласные с проведением военной спецоперации в бывшей братской республике.
Негативное воздействие санкций на российскую экономику и социальную сферу заставляет Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации разрабатывать стратегию противодействия санкциям, реализовывать комплекс мер, способных противостоять санкционному давлению и стабилизировать экономику и социальную сферу страны. В этих целях Правительство Российской Федерации приняло несколько программ поддержки для бизнеса: льготное кредитование, кредитные каникулы, мораторий на плановые проверки, обнуление НДС для части компаний, налоговые льготы для ИТ-бизнеса, а также меры по стабилизации рубля, финансовой помощи банкам и др. 11 марта 2022 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил, что санкции вместе с определенными трудностями одновременно предоставляют ряд возможностей для укрепления экономического и технологического суверенитета России. При этом В.В. Путин сослался на опыт Советского Союза, который, по его словам, «жил все время в условиях санкций, развивался и добивался колоссальных успехов»31.
Через полгода после введения новых более жестких экономических санкций с началом спецоперации их экономические последствия для многих перестали казаться катастрофичными: товарных запасов оказалось много, цены уже так быстро растут, а страна, несмотря на создавшиеся трудности пока не перешла к военно-мобилизационной экономике. Россия по-прежнему экспортирует нефть и газ, принимая в оплату за них не только доллары, но и рубли. На этом фоне российские СМИ активно повторяют, как мантру, идею о том, что санкции не так страшны, что они даны во благо и послужат укреплению экономического могущества нашей страны. Простым россиянам с экрана телевизоров последовательно внушают мысль о том, что от США и Евросоюза уже мало что зависит, а России по-настоящему нужны дружественные страны Китай, Индия, Иран, Северная Корея и Саудовская Аравия, «с которыми у нас партнерство или взаимопонимание»32.
Однако даже мониторинг статистических данных Росстата33 позволяет сделать вполне обоснованный вывод о том, что изложенное выше – обманчивое ощущение. Опубликованная статистика показывает практически обрушение промышленности в ряде отраслей. В частности, в мае 2022 г. выпуск легковых автомобилей составил лишь 3,3% от того, что производилось в 2022 г., т.е. почти все автозаводы фактически остановились из-за отсутствия нужных комплектующих и ухода с рынка иностранных автопроизводителей. По этой и другим причинам на 50% стали меньше производить холодильников, стиральных машин, телевизоров, волоконно-оптических кабелей, многих других товаров; от 35 до 55% упало производство многих видов тяжелого и легкого машиностроения. Таким образом, антироссийские экономические санкции, введенные в ответ на спецоперацию, являются гласной причиной резкого спада нашей экономики, особенно после того, как из-за санкций оборвались хозяйственные связи с развитыми странами, включая США и Евросоюз, а вместе с ними был потерян доступ к передовым технологиям и комплектующим.