Файл: Программа повышение безопасности дорожного движения в 2013 2020 годах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 2163
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4.2.
Организация предрейсового или предсменного контроля технического
состояния транспортных средств.
Как рассматривалось выше (раздел 1), контроль технического состояния транспортных средств, в том числе – предрейсовый или предсменный органично интегрирован в комплекс производственных процессов субъекта транспортной деятельности, обеспечивающих эксплуатационную безопасность транспортных средств. Основными факторами, оказывающими влияние на организацию контроля технического состояния транспортных средств, являются организационно- производственная структура субъекта транспортной деятельности и его технической службы, размер парка транспортных средств, его помарочная и возрастная структура.
В качестве основных позиций контроля технического состояния на практике рассматривают:
– контроль технического состояния транспортных средств, выезжающих с мест стоянок на маршрут;
– контроль технического состояния транспортных средств, возвращающихся на места стоянок;
– контроль технического состояния транспортных средств после проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в порядке и объемах, определяемых технической и эксплуатационной документацией изготовителя транспортного средства.
Рассматривая совокупность методов, способов и средств, служащих общей цели, уместно заключение о системном решении или подходе, предполагающем рассмотрение события, в нашем случае – предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств в составе комплекса взаимосвязанных элементов системы эксплуатационной безопасности.
Системный подход, в общем случае, характеризует выявление объективных связей, как внутри системы, так и при ее взаимодействии с внешней средой, при этом, изучаемую систему принято рассматривать в качестве набора функционально организованных и структурно определенных подсистем.
Реализация системного подхода подразумевает последовательное выполнение ряда определенных процедур:
– установление структуры системы и ее иерархического строения;
– определение признаков системы (целостность и множество делений на элементы);
– изучение свойств, связей и взаимоотношений внутри системы;
– изучение связей взаимодействия с внешней средой;
– описание целей системы;
– описание состояний системы;
– определение информации, необходимой для управления системой.
88
С позиций целеполагания, предрейсовый или предсменный контроль обладает выраженными классификационными признаками – безопасностью и маржинальностью, и может рассматриваться как:
– компонент системы БДД, допускающий к участию в дорожном движении транспортные средства, отвечающие требованиям безопасности, предъявляемые к подвижному составу («Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» - приложение к «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 «
О Правилах дорожного движения» [31]); снижающий возникновение внезапных отказов и неисправностей транспортного средства, которые могли бы стать причиной возникновения ДТП. Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств является мероприятием, ежегодно отражаемым в Плане мероприятий субъекта транспортной деятельности по предупреждению ДТП;
– структурный элемент производственной деятельности предприятия, обеспечивающий участие в транспортной работе технически исправных транспортных средств; снижение непроизводственных простоев и возвратов транспортного средства с маршрута по причине внезапного возникновения неустранимой водителем технической неисправности.
Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния
транспортных средств как структурный элемент производственной
деятельности транспортного предприятия.
Рис. 4.2.1
Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния
транспортных средств, как подсистема ОТК.
89
На рис. 4.2.1 представлена подсистема предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств в виде совокупности контрольно-технических постов
(контролеров технического состояния транспортных средств, имеющих при себе контрольное и диагностическое оборудование и необходимый комплект инструментов), являющаяся статичной моделью, отражающей только строение подсистемы предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, без учета множества состояний элементов.
При этом предполагается, что посты мобильны и способны осуществлять предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств до их выезда с парковки, предназначенной для стоянки транспортных средств, возвратившихся из рейса по окончании смены водителя.
Рассматривая подсистему предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, важно представлять «входы»,
«выходы» и «обратную связь» ее характеризующие.
«
Входы» подсистемы – это различные воздействия на нее внешней среды.
Так, «входами» являются входящий поток транспортных средств, сопутствующая информация (регистрационные номера транспортных средств, информация о техническом состоянии, полученная при опросе водителя, требования к техническому состоянию и др.), ресурсы (электроэнергия, вода, тепло и др.).
«
Выходами» системы являются различные воздействия подсистемы на внешнюю среду, они же рассматриваются, как цели системы. Так, в рассматриваемом случае – это количество транспортных средств, прошедших контроль технического состояния и разделенных на два «выходящих» потока.
Один поток – это транспортные средства, направленные в систему эксплуатации, второй поток – это транспортные средства, направленные в систему диагностики, технического обслуживания и ремонта для устранения выявленных неисправностей агрегатов и узлов.
«
Обратная связь» – это информация о достигнутом показателе на «выходе» подсистемы, по которому судят о достижении цели. «Обратная связь» служит для контроля работы подсистемы, осуществляемого в нашем случае отделом технического контроля (ОТК), где анализируется данные журнала регистрации и учета результатов контроля технического состояния транспортных средств (далее
«Журнал») и заполняется форма ежедневного отчета об их количестве и распределении по потокам. В табл. 4.2.1, представлена форма ежедневного отчета о результатах контроля технического состояния транспортных средств.
Заполненный отчет (ежедневный) о результатах контроля технического состояния транспортных средств, направляется в ОТК и анализируется диспетчером. Из ежедневных отсчетов диспетчер формирует месячные, квартальные и годовые отчеты и в установленном порядке предоставляет начальнику ОТК. Важно отметить, что отчеты представляют собой анализ первичных документов, на основе которых могут приниматься управленческие
90
Экологическая безопасность – это свойство транспортного средства, позволяющее снизить его вредное воздействие на окружающую среду.
Современный уровень проектирования и изготовления конструкций транспортных средств во многом способствует повышению конструктивной
безопасности, что в целом улучшает БДД. В тоже время, развитие конструкции транспортных средств сопровождается повышением их мощности и скорости движения, а в совокупности с увеличением количества транспортных средств различных видов и марок на дорогах, в том числе скоростных автобусов и автопоездов, требует постоянного повышенного внимания к вопросам предотвращения дорожно-транспортных происшествий.
Современные конструкции транспортных средств, вместе с конструктивной безопасностью формируют и начальный уровень эксплуатационной безопасности, значение которой в современных условиях поднимается до уровня социальной проблемы первостепенной важности как в рамках российской, так и международной систем безопасности дорожного движения.
На рис. 4.2.2. показано место предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств в общей системе эксплуатационной безопасности.
Анализ схемы показывает, что контроль технического состояния транспортных средств осуществляется различными подсистемами, в зависимости от использованных методов: периодический технический осмотр; предрейсовый или предсменный контроль; контроль на дорогах. Кроме того, на техническое состояние транспортных средств значительное влияние оказывает контроль технологий диагностики, ежедневного обслуживания (ЕО), технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) транспортных средств путем сертификации услуг по диагностированию, ТО и ремонту, а также сертификация диагностического и технологического оборудования.
Формирование эксплуатационной безопасности транспортных средств
Государственная регистрация
(допуск к эксплуатации ТС)
Лицензирование перевозочной деятельности
Контроль технического состояния ТС
Контроль технологий диагностирования
ЕО, ТО, ТР
Периодический технический осмотр ТС
Предрейсовый или предсменный контроль ТС
Контроль на дорогах
Сертификация услуг по диа- гностированию,
ТО и Р ТС
Сертификация технологичес- кого и диагно- стического оборудования
Рис. 4.2.2. Место предрейсового или предсменного контроля ТС в общей системе
эксплуатационной безопасности.
92
Сертификация – комплекс контрольных мероприятий по подтверждению соответствия конструкции оборудования для диагностирования, ТО и ремонта установленным нормативным предписаниям в соответствии с утвержденными национальными техническими регламентами.
Предрейсовому или предсменному контролю в структуре эксплуатационной безопасности придается большое значение, так как он проводится в интервалах между техническими осмотрами автомобилей, практически в ежедневном режиме.
Современными нормативными документами предусмотрен новый порядок предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств (приказ Министерства транспорта РФ от 8.08.2018 г. № 296 [48]), который устанавливает более четкие организационные формы, расширяя полномочия и наделяя повышенной ответственностью контролера технического состояния транспортных средств.
Основное внимание следует обратить на следующие новые положения:
– контроль технического состояния транспортных средств перед рейсом обязателен для предприятий и предпринимателей, занимающихся перевозкой грузов и пассажиров. В случае не проведения контроля транспортных средств, отправляющихся в рейс, применяются штрафные санкции (согласно ст.12.31.1 КоАП РФ [8]);
– контроль технического состояния транспортных средств (пререйсовый или предсменный) может проводить только контролер, назначенный на эту должность приказом по предприятию. Именно контролер в праве делать отметку о прохождении контроля транспортных средств в путевке, а также в специальном журнале;
– в малых предприятиях должность контролера может совмещать определенное должностное лицо, имеющее в соответствии с установленны- ми требованиями профессиональное образование. В иных случаях, малое предприятие может заключить договор о предоставлении услуг контролера с другим предприятием или сервисными организациями (Приложение № 5).
Для организации предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств:
а) собственными силами субъекта транспортной деятельности необходимо выполнение ряда требований и условий, к которым относятся:
– внутренние организационно-распорядительные документы (приказы) субъекта транспортной деятельности;
– организационно-техническая документация (положение о технической службе субъекта транспортной деятельности; должностные инструкции работников технической службы субъекта транспортной деятельности; порядок проведения контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию с места стоянки, инструкции по охране труда (пожарной и электробезопасности) при осуществлении контроля; график прохождения транспортными средствами техобслуживания;
93
Организация предрейсового или предсменного контроля технического
состояния транспортных средств.
Как рассматривалось выше (раздел 1), контроль технического состояния транспортных средств, в том числе – предрейсовый или предсменный органично интегрирован в комплекс производственных процессов субъекта транспортной деятельности, обеспечивающих эксплуатационную безопасность транспортных средств. Основными факторами, оказывающими влияние на организацию контроля технического состояния транспортных средств, являются организационно- производственная структура субъекта транспортной деятельности и его технической службы, размер парка транспортных средств, его помарочная и возрастная структура.
В качестве основных позиций контроля технического состояния на практике рассматривают:
– контроль технического состояния транспортных средств, выезжающих с мест стоянок на маршрут;
– контроль технического состояния транспортных средств, возвращающихся на места стоянок;
– контроль технического состояния транспортных средств после проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в порядке и объемах, определяемых технической и эксплуатационной документацией изготовителя транспортного средства.
Рассматривая совокупность методов, способов и средств, служащих общей цели, уместно заключение о системном решении или подходе, предполагающем рассмотрение события, в нашем случае – предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств в составе комплекса взаимосвязанных элементов системы эксплуатационной безопасности.
Системный подход, в общем случае, характеризует выявление объективных связей, как внутри системы, так и при ее взаимодействии с внешней средой, при этом, изучаемую систему принято рассматривать в качестве набора функционально организованных и структурно определенных подсистем.
Реализация системного подхода подразумевает последовательное выполнение ряда определенных процедур:
– установление структуры системы и ее иерархического строения;
– определение признаков системы (целостность и множество делений на элементы);
– изучение свойств, связей и взаимоотношений внутри системы;
– изучение связей взаимодействия с внешней средой;
– описание целей системы;
– описание состояний системы;
– определение информации, необходимой для управления системой.
88
С позиций целеполагания, предрейсовый или предсменный контроль обладает выраженными классификационными признаками – безопасностью и маржинальностью, и может рассматриваться как:
– компонент системы БДД, допускающий к участию в дорожном движении транспортные средства, отвечающие требованиям безопасности, предъявляемые к подвижному составу («Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» - приложение к «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 «
О Правилах дорожного движения» [31]); снижающий возникновение внезапных отказов и неисправностей транспортного средства, которые могли бы стать причиной возникновения ДТП. Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств является мероприятием, ежегодно отражаемым в Плане мероприятий субъекта транспортной деятельности по предупреждению ДТП;
– структурный элемент производственной деятельности предприятия, обеспечивающий участие в транспортной работе технически исправных транспортных средств; снижение непроизводственных простоев и возвратов транспортного средства с маршрута по причине внезапного возникновения неустранимой водителем технической неисправности.
Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния
транспортных средств как структурный элемент производственной
деятельности транспортного предприятия.
Рис. 4.2.1
Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния
транспортных средств, как подсистема ОТК.
89
На рис. 4.2.1 представлена подсистема предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств в виде совокупности контрольно-технических постов
(контролеров технического состояния транспортных средств, имеющих при себе контрольное и диагностическое оборудование и необходимый комплект инструментов), являющаяся статичной моделью, отражающей только строение подсистемы предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, без учета множества состояний элементов.
При этом предполагается, что посты мобильны и способны осуществлять предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств до их выезда с парковки, предназначенной для стоянки транспортных средств, возвратившихся из рейса по окончании смены водителя.
Рассматривая подсистему предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, важно представлять «входы»,
«выходы» и «обратную связь» ее характеризующие.
«
Входы» подсистемы – это различные воздействия на нее внешней среды.
Так, «входами» являются входящий поток транспортных средств, сопутствующая информация (регистрационные номера транспортных средств, информация о техническом состоянии, полученная при опросе водителя, требования к техническому состоянию и др.), ресурсы (электроэнергия, вода, тепло и др.).
«
Выходами» системы являются различные воздействия подсистемы на внешнюю среду, они же рассматриваются, как цели системы. Так, в рассматриваемом случае – это количество транспортных средств, прошедших контроль технического состояния и разделенных на два «выходящих» потока.
Один поток – это транспортные средства, направленные в систему эксплуатации, второй поток – это транспортные средства, направленные в систему диагностики, технического обслуживания и ремонта для устранения выявленных неисправностей агрегатов и узлов.
«
Обратная связь» – это информация о достигнутом показателе на «выходе» подсистемы, по которому судят о достижении цели. «Обратная связь» служит для контроля работы подсистемы, осуществляемого в нашем случае отделом технического контроля (ОТК), где анализируется данные журнала регистрации и учета результатов контроля технического состояния транспортных средств (далее
«Журнал») и заполняется форма ежедневного отчета об их количестве и распределении по потокам. В табл. 4.2.1, представлена форма ежедневного отчета о результатах контроля технического состояния транспортных средств.
Заполненный отчет (ежедневный) о результатах контроля технического состояния транспортных средств, направляется в ОТК и анализируется диспетчером. Из ежедневных отсчетов диспетчер формирует месячные, квартальные и годовые отчеты и в установленном порядке предоставляет начальнику ОТК. Важно отметить, что отчеты представляют собой анализ первичных документов, на основе которых могут приниматься управленческие
90
решения. Так, если процент транспортных средств с установленным запретом к дальнейшей эксплуатации превышает допустимое значение, установленное внутренними нормативами субъекта транспортной деятельности, возникает необходимость в детальном анализе работы инженерно-технической службы, как не обеспечивающей выпуск на линию (в рейс) количества транспортных средств, необходимых для осуществления деятельности по обязательствам перевозчика.
Таблица 4.2.1
Отчет (ежедневный) о результатах контроля технического
состояния транспортных средств.
«__» ____________
_ 2019 г.
№
п/п
Количество проверенных
транспортных средств
Распределение транспортных средств
Количество транспортных
средств, допущенных
к эксплуатации, шт.
%
Количество транспортных
средств, не допущенных
к эксплуатации, шт.
%
Сдал: контролер _____________________________ (фамилия и инициалы)
(подпись)
Принял: диспетчер ОТК _______________________ (фамилия и инициалы)
(подпись)
Таким образом, с помощью ежедневного отчета, выстраивается «обратная связь» между контролерами технического состояния транспортных средств и ОТК, на основании которой формируются адресные решения и могут осуществляться корректирующие управленческие воздействия.
Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния как
подсистема эксплуатационной безопасности транспортных средств.
В общей системе безопасности дорожного движения, важное значение придается безопасности транспортных средств, которая характеризуются уровнем конструктивной и эксплуатационной безопасности.
Конструктивная безопасность транспортного средства представляет собой комплекс свойств, влияющих на безопасность транспортного средства и закладываемых в его конструкцию на этапах его создания и производства.
Эксплуатационная безопасность транспортного средства представляет собой «техническое состояние транспортных средств, при котором установленным требованиям соответствует совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств и установленных нормативными документами параметров, определяющих безопасность транспортных средств» [135]. Эксплуатационная безопасность вносит значительный вклад в формирование активной и экологической безопасности транспортных средств.
Активная безопасность транспортного средства – свойство транспортного средства способствовать предотвращению или снижению вероятности возникновения ДТП в условиях функционирования системы «водитель – автомобиль».
91
Таблица 4.2.1
Отчет (ежедневный) о результатах контроля технического
состояния транспортных средств.
«__» ____________
_ 2019 г.
№
п/п
Количество проверенных
транспортных средств
Распределение транспортных средств
Количество транспортных
средств, допущенных
к эксплуатации, шт.
%
Количество транспортных
средств, не допущенных
к эксплуатации, шт.
%
Сдал: контролер _____________________________ (фамилия и инициалы)
(подпись)
Принял: диспетчер ОТК _______________________ (фамилия и инициалы)
(подпись)
Таким образом, с помощью ежедневного отчета, выстраивается «обратная связь» между контролерами технического состояния транспортных средств и ОТК, на основании которой формируются адресные решения и могут осуществляться корректирующие управленческие воздействия.
Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния как
подсистема эксплуатационной безопасности транспортных средств.
В общей системе безопасности дорожного движения, важное значение придается безопасности транспортных средств, которая характеризуются уровнем конструктивной и эксплуатационной безопасности.
Конструктивная безопасность транспортного средства представляет собой комплекс свойств, влияющих на безопасность транспортного средства и закладываемых в его конструкцию на этапах его создания и производства.
Эксплуатационная безопасность транспортного средства представляет собой «техническое состояние транспортных средств, при котором установленным требованиям соответствует совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств и установленных нормативными документами параметров, определяющих безопасность транспортных средств» [135]. Эксплуатационная безопасность вносит значительный вклад в формирование активной и экологической безопасности транспортных средств.
Активная безопасность транспортного средства – свойство транспортного средства способствовать предотвращению или снижению вероятности возникновения ДТП в условиях функционирования системы «водитель – автомобиль».
91
Экологическая безопасность – это свойство транспортного средства, позволяющее снизить его вредное воздействие на окружающую среду.
Современный уровень проектирования и изготовления конструкций транспортных средств во многом способствует повышению конструктивной
безопасности, что в целом улучшает БДД. В тоже время, развитие конструкции транспортных средств сопровождается повышением их мощности и скорости движения, а в совокупности с увеличением количества транспортных средств различных видов и марок на дорогах, в том числе скоростных автобусов и автопоездов, требует постоянного повышенного внимания к вопросам предотвращения дорожно-транспортных происшествий.
Современные конструкции транспортных средств, вместе с конструктивной безопасностью формируют и начальный уровень эксплуатационной безопасности, значение которой в современных условиях поднимается до уровня социальной проблемы первостепенной важности как в рамках российской, так и международной систем безопасности дорожного движения.
На рис. 4.2.2. показано место предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств в общей системе эксплуатационной безопасности.
Анализ схемы показывает, что контроль технического состояния транспортных средств осуществляется различными подсистемами, в зависимости от использованных методов: периодический технический осмотр; предрейсовый или предсменный контроль; контроль на дорогах. Кроме того, на техническое состояние транспортных средств значительное влияние оказывает контроль технологий диагностики, ежедневного обслуживания (ЕО), технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) транспортных средств путем сертификации услуг по диагностированию, ТО и ремонту, а также сертификация диагностического и технологического оборудования.
Формирование эксплуатационной безопасности транспортных средств
Государственная регистрация
(допуск к эксплуатации ТС)
Лицензирование перевозочной деятельности
Контроль технического состояния ТС
Контроль технологий диагностирования
ЕО, ТО, ТР
Периодический технический осмотр ТС
Предрейсовый или предсменный контроль ТС
Контроль на дорогах
Сертификация услуг по диа- гностированию,
ТО и Р ТС
Сертификация технологичес- кого и диагно- стического оборудования
Рис. 4.2.2. Место предрейсового или предсменного контроля ТС в общей системе
эксплуатационной безопасности.
92
Сертификация – комплекс контрольных мероприятий по подтверждению соответствия конструкции оборудования для диагностирования, ТО и ремонта установленным нормативным предписаниям в соответствии с утвержденными национальными техническими регламентами.
Предрейсовому или предсменному контролю в структуре эксплуатационной безопасности придается большое значение, так как он проводится в интервалах между техническими осмотрами автомобилей, практически в ежедневном режиме.
Современными нормативными документами предусмотрен новый порядок предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств (приказ Министерства транспорта РФ от 8.08.2018 г. № 296 [48]), который устанавливает более четкие организационные формы, расширяя полномочия и наделяя повышенной ответственностью контролера технического состояния транспортных средств.
Основное внимание следует обратить на следующие новые положения:
– контроль технического состояния транспортных средств перед рейсом обязателен для предприятий и предпринимателей, занимающихся перевозкой грузов и пассажиров. В случае не проведения контроля транспортных средств, отправляющихся в рейс, применяются штрафные санкции (согласно ст.12.31.1 КоАП РФ [8]);
– контроль технического состояния транспортных средств (пререйсовый или предсменный) может проводить только контролер, назначенный на эту должность приказом по предприятию. Именно контролер в праве делать отметку о прохождении контроля транспортных средств в путевке, а также в специальном журнале;
– в малых предприятиях должность контролера может совмещать определенное должностное лицо, имеющее в соответствии с установленны- ми требованиями профессиональное образование. В иных случаях, малое предприятие может заключить договор о предоставлении услуг контролера с другим предприятием или сервисными организациями (Приложение № 5).
Для организации предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств:
а) собственными силами субъекта транспортной деятельности необходимо выполнение ряда требований и условий, к которым относятся:
– внутренние организационно-распорядительные документы (приказы) субъекта транспортной деятельности;
– организационно-техническая документация (положение о технической службе субъекта транспортной деятельности; должностные инструкции работников технической службы субъекта транспортной деятельности; порядок проведения контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию с места стоянки, инструкции по охране труда (пожарной и электробезопасности) при осуществлении контроля; график прохождения транспортными средствами техобслуживания;
93