Файл: Программа повышение безопасности дорожного движения в 2013 2020 годах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2166

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

состояния транспортного средства пройден» и подписью с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения.
При обнаружении указанных неисправностей транспортное средство направляется в зону ТО и Р для их устранения.
Допуск транспортного средства к участию в дорожном движении без отметки о прохождении контроля и подписи контролера не производится.
В целях оценки работоспособности, исправности и состояния узлов, агрегатов, механизмов и систем транспортного средства, проверка которых была осуществлена без использования средств технического диагностирования, субъект транспортной деятельности вправе организовать диагностику технического состояния данных узлов, агрегатов, механизмов и систем с использованием необходимого оборудования, средств измерений и инструментов. Средства измерений, используемые для контроля, должны быть метрологически поверены в соответствии с положениями Федерального закона от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» [10].
Организация предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств субъектом транспортной деятельности предусматривает обязанность регистрации и учета факта и результатов прохождения контроля транспортным средством.
С этой целью субъектом транспортной деятельности ведется журнал регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств, содержащий, в обязательном порядке следующие реквизиты:
– наименование марки, модели транспортного средства;
– государственный регистрационный знак транспортного средства;
– фамилию, имя, отчество (при наличии) водителя транспортного средства;
– фамилию, имя, отчество (при наличии) контролера, проводившего контроль;
– дату, время проведения контроля;
– показания одометра (полные километры пробега) при проведении контроля;
– отметку о прохождении контроля;
– подпись контролера, проводившего контроль.
Журнал ведется на бумажном и (или) на электронном носителях, в первом случае, страницы журнала должны быть прошнурованы и пронумерованы, в случае ведения журнала в электронном виде, внесенные в него сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью, а заполненные страницы электронного журнала должны обладать возможностью распечатки.
В журнале допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления перевозок автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.
105


4.4.
Правовые основы деятельности и профессиональные компетенции
контролера технического состояния транспортных средств.
Как упоминалось ранее, в соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [2], приказом Министерства транспорта РФ от 08.08.2018 г. № 296 [48] утвержден
Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, устанавливающий требования к организации и проведению данной процедуры с целью исключения выпуска на линию технически неисправных транспортных средств.
Порядок является обязательным для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Приложением 2 «Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации» к Правилам обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (приказ Министерства транспорта РФ от 15.01.2014 г. № 7 [45]), раздел 2 «Мероприятия по подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации» устанавливается:
«
Проведение
ежедневного
контроля
технического
состояния
транспортных средств перед выездом на линию с места стоянки и по
возвращении к месту стоянки с соответствующей отметкой о технической
исправности (неисправности) транспортных средств в путевом листе».
Содержательно, при проведении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств осуществляется оценка соответствия транспортного средства требованиям безопасности, предъявляемым:
Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» [23]; Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О
Правилах дорожного движения» [29] к транспортным средствам, участвующим в дорожном движении методами проверки, изложенными в Межгосударственном стандарте ГОСТ 33997-2016 «Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки» [95], введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.07.2017 г. № 708-ст в качестве национального стандарта Российской
Федерации с 01.02.2018 г.
Приказом Министерства транспорта РФ от 8.08.2018 г. № 296 [48] определено, что контроль осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, а контролер, в свою
106

очередь, должен соответствовать профессиональным и квалификационным требованиям к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным приказом
Министерства транспорта РФ от 28.09.2015 г. № 287 [46].
Необходимый уровень знаний и умений работников, в соответствии с
Приказом № 287 [46], должен достигаться посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам.
Рассматривая две основные специальности, осуществляющие контроль технического состояния транспортных средств на предприятиях автомобильного и городского наземного электрического транспорта, необходимо указать, что в отношении контролера технического состояния автотранспортных средств предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:
Контролер технического состояния автотранспортных средств должен знать:
– нормативные акты по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава автомобильного транспорта;
– нормативные акты в области безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте;
– устройство, технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и правила эксплуатации автотранспортных средств;
– технические требования, предъявляемые к транспортным средствам;
– основы транспортного и трудового законодательства;
– правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты.
Контролер технического состояния автотранспортных средств должен уметь контролировать техническое состояние автотранспортных средств.
К контролеру технического состояния автотранспортных средств предъявляется одно из следующих требований:
– наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобиль- ного транспорта», без предъявления требований к стажу (опыту) работы;
– наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00. «Техника и технологии наземного транспорта», за исключением специальности 23.02.03
«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;
– наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной
107

переподготовке по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. В этом случае требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.
Контролер технического состояния транспортных средств городского
наземного электрического транспорта, в рамках устанавливаемых профессиональных компетенций должен знать:
– нормативные акты по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава городского наземного электрического транспорта;
– нормативные акты в области безопасности дорожного движения и техники безопасности на городском наземном электрическом транспорте;
– устройство, технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и правила эксплуатации транспортных средств городского наземного электрического транспорта;
– технические требования, предъявляемые к транспортным средствам наземного электрического транспорта, возвратившимся с линии и после проведения ремонта их узлов и агрегатов;
– основы транспортного и трудового законодательства;
– правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты.
Контролер технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта должен уметь контролировать и проверять техническое состояние транспортных средств городского наземного электрического транспорта.
К контролеру технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта предъявляется одно из следующих требований:
– наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальности 23.02.05 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики на городском наземном электрическом транспорте» без предъявления требований к стажу (опыту) работы;
– наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», за исключением специальности 23.02.05
«Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики на городском наземном электрическом транспорте», с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания транспортных средств городского наземного электрического транспорта не менее одного года;
– наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке по программе профессиональной переподготовки с
108

присвоением квалификации контролера технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта.
Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.
Последовательность действий при проведении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства отражена в таблице 4.4.1.
Таблица 4.4.1.
Предрейсовый или предсменный контроль транспортных средств.
- исправность:
тормозной системы (вклю- чая манометр пневмати- ческого или пневмогидрав- лического тормозных при- водов, если их установка предусмотрена конструкци- ей ТС) рулевого управления стеклоломывателей колес и шин (при наличии) звукового сигнала тахографа аппаратуры спутниковой навигации и устройств вызова экстренных оперативных служб (при наличии)
- исправность предусмотренных конструкцией ТС:
замков дверей кузова или кабины, бортов грузовой платформы, запоров горловин цистерн и пробок топливных баков (кроме
ТС ГНЭТ). устройства фиксации подушки и спинки водительского сидения устройства обогрева и обдува стекол тягово-сцепного устройства, а также страховочных тросов (цепей) держателя запасного колеса фиксатора транспортного положения опор полупри- цепов (при наличии)
- наличие предусмотренных конструкцией ТС:
индикации на щитке приборов, свидетель- ствующей о неисправ- ности, влияющей на безопасность движения
(проверяется при работающем двигателе) стекол и обзорности с места водителя. зеркал заднего вида и их креплений заднего защитного устройства, грязезащитных фартуков и брызговиков ремней безопасности (в установленных законода- тельством случаях)) и(или) подголовников сидений
- работоспособность в установленном режиме:
стеклоочистителей внешних световых при- боров и световозвраща- телей
- герметичность систем, узлов и агрегатов ТС, в том числе системы выпуска отработавших газов, а также дополнительно устанавливаемых на ТС гидравлических устройств;
- укомплектованность медицинской аптечкой, огнетушителем и противооткатными упорами (для грузовых транспортных средств и автобусов);
- отсутствие внесенных в конструкцию ТС изменений в нарушение установленного порядка, предусмотренного разделом 4 главы V ТР ТС 018/2011, в части газобаллонного оборудования, кузовов ТС, бортов грузовой платформы
(для грузовых ТС), дополнительных сидений;
- дополнительно, для транспортных средств городского наземного электрического транспорта: состояние и крепление колесных пар и трамвайных тележек соответствие силы тока утечки предельно допустимым значениям исправность:
Токоприемников тяговых двигателей, вспомогательных элек- трических машин, пуско- регулирующей и защитной аппаратуры, вспомогательных цепей, аккумуляторной батареи контрольно-измерительных приборов электро- оборудования
109