Файл: Программа повышение безопасности дорожного движения в 2013 2020 годах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2151

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рекомендуется с целью защиты от погодных условий размещать осмотровую канаву под навесом или в проездном боксе. При обустройстве и использовании осмотровых канав должны выполняться требования по охране труда, установленные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 6.02.2018 г. № 59н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте» [63].
Исходя из технологических требований плоскость пола вокруг осмотровой канавы, на которую устанавливается диагностируемое транспортное средство, должна быть горизонтальной. На въездной части осмотровой канавы следует предусматривать рассекатель высотой 0,15 м для транспортных средств классификаций М
1
, М
2
, N
1
и высотой 0,20 м − для других транспортных средств.
Верхние боковые кромки канавы должны выдерживать вес транспортных средств и обеспечивать несущую способность при размещении канавного домкрата, поэтому их необходимо укрепить уголком (швеллером).
Для предотвращения падения транспортного средства и людей во время их передвижения в осмотровую канаву, а также для более точного направления движения транспортного средства вдоль осмотровой канавы, устанавливаются железобетонные или металлические реборды высотой не менее 80 мм, исключающие повреждение шин (рекомендуется применение цилиндрических реборд). Реборды окрашиваются в предупредительный цвет (желто-черная диагональная полоса шириной 5 см, под углом 45 градусов). На полу, по краю канавы вдоль внешней стороны реборд целесообразно нанести полосу предупредительного цвета.
Осмотровые канавы должны быть защищены от проникновения грунтовых вод, стены окрашены в светлые тона или облицованы светлой плиткой и оборудованы нишами с размещенными в них стационарными электрическими светильниками и розетками для включения переносных ламп напряжением 12 В.
Электрические светильники должны обеспечивать равномерную засветку канавы.
Выключатели освещения могут располагаться в непосредственной близости от лестницы в канаву, но также могут быть расположены вне осмотровой канавы.
Переносные светильники должны быть защищены от механических повреждений.
При проведении осмотра транспортного средства используются также электрические фонари с автономным питанием. Обогрев осмотровой канавы в холодное время года осуществляется теплым воздухом, поступающим по каналам, устроенным в стенах осмотровых канав.
Рекомендуется сооружение по дну осмотровой канавы двух продольных симметричных ступеней для облегчения выполнения осмотра транспортного средства снизу. Полы в канавах должны иметь уклон 2% вниз от основного входа для стока воды. На полу канавы кладется специальная мелкая нержавеющая решетка, через которую стекает вода. Вода скапливается в дренажную емкость, подсоединенную, либо к центральной канализации, либо к накопительной емкости, оснащенной дренажным насосом.
142


Размеры осмотровых канав должны проектироваться с учетом требований, установленных «РД 3107938-0176-91. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта. ОНТП-01-91» [111]:
− длина осмотровой канавы определяется с учетом максимальной габаритной длины транспортного средства, размера входной лестницы для спуска в осмотровую канаву и запасного выхода из нее. Длина рабочей зоны осмотровой канавы должна быть не менее длины транспортных средств;
− ширина осмотровой канавы должна устанавливаться исходя из размеров колеи транспортных средств с учетом устройства наружных или внутренних реборд;
− глубина осмотровой канавы должна обеспечивать свободный доступ к агрегатам, узлам и деталям, расположенным снизу транспортных средств, и составляет:
1,3
−1,5 м − для легковых автомобилей и автобусов особо малого класса;
1,1
−1,2 м − для грузовых автомобилей и автобусов;
0,5
−1,2 м − для внедорожных автомобилей-самосвалов.
Поперечный разрез канавы с примерными средними размерами показан на рисунке 5.4.1.
Для обеспечения безопасности при переходе через осмотровую канаву необходимо пользоваться переходными мостиками шириной не менее 0,8 м. В нерабочем состоянии проём канавы должен перекрываться прочными щитами для предупреждения падений и возникновения несчастных случаев.
При наличии нескольких проездных осмотровых канав, располагаемых параллельно друг другу, они, как правило, объединяются тоннелями (подземными переходами), а тупиковые канавы - открытыми траншеями. Высота тоннеля должна составлять не менее 2 м, ширина тоннеля − не менее 1 м. Ширина траншеи принимается равной 1,2 м без размещения оборудования и 2,0÷2,2 м при размещении в ней оборудования.
Входы в осмотровые канавы не следует размещать под транспортными средствами и на путях их движения и маневрирования. Рекомендуется организовывать вход в проездную осмотровую канаву через тоннель сбоку от нее.
Выходы из траншей и тоннелей необходимо ограждать металлическими перилами высотой не менее 1,1 м.
Для спуска в осмотровые канавы и подъема из нее следует предусматривать в торцовой части лестницы шириной не менее 0,7 м в количестве:
− для индивидуальных проездных осмотровых канав, объединенных тоннелями - не менее одной на четыре канавы;
− для индивидуальных проездных осмотровых канав, не объединенных тоннелями - не менее одной на каждую канаву;
− для тупиковых осмотровых канав, объединенных траншеями − не менее одной на три канавы;
143


− для тупиковых осмотровых канав, не объединенных траншеями − по одной на каждую канаву.
При наличии одного выхода из осмотровой канавы в ее стене монтируются скобы для запасного выхода.
На осмотровых канавах могут быть установлены стенды для проверки тормозных систем, приборы для проверки света фар с ориентирую- щим приспособлением, напольные передвижные или стационарные канавные подъемники, на канавах также осуществляется проверка токсичности и дымности отрабо- тавших газов. Направляющие для перемещения приборов для про- верки света фар следует распола- гать на напольной поверхности со стороны выездной части (располо- женной со стороны выездных ворот) осмотровой канавы.
Рис 5.4.1.
Схема поперечного разреза осмотровой канавы.
Ориентирующее приспособление должно обеспечивать установку транспортного средства таким образом, чтобы ось отсчёта светового прибора была параллельна плоскости рабочей площадки и находилась в плоскости, перпендику- лярной плоскостям экрана рабочей площадки с погрешностью не более ±0,5°.
5.5.
Площадка для проверки действия тормозной системы.
При отсутствии тормозного стенда в составе контрольно-технического пункта, проверка тормозной системы транспортных средств на в дорожных условиях проводится на площадке с ровным и твердым покрытием (как правило, асфальтобетон или цементобетон). Площадка для проверки тормозных систем транспортных средств в дорожных условиях закрывается от движения транспортных средств, не участвующих в проверке тормозных систем. Площадка должна быть обустроена так, чтобы исключить попадание снега и влаги на дорожное покрытие.
Размеры площадки для проверки тормозных систем транспортных средств должны исключать возможность наезда транспортных средств на людей, строения и т.д. в случае неисправностей тормозной системы. Длина площадки должна учитывать путь разгона транспортного средства до установленной начальной скорости и расстояние последующего торможения с необходимым резервом для обеспечения безопасности проверок. На участке торможения должны быть
144
нанесены отметки через каждый метр для определения тормозного пути. Ширина площадки составляет при этом не менее нормативного коридора движения с необходимым резервом для безопасного выполнения торможений даже при потере поперечной устойчивости (заносе) транспортного средства. Устойчивость транспортных средств при торможении в дорожных условиях проверяют путем выполнения торможений в пределах нормативного коридора движения. Скорость движения транспортных средств на площадках для проверки тормозов не должна превышать 40 км/ч.
Для проверки стояночной тормозной системы транспортных средств на специально отведенном месте площадки сооружается одна или несколько эстакад с наклонной опорной поверхностью. Наклон эстакады, предназначенной для проверки стояночной тормозной системы транспортного средства с технически допустимой максимальной массой должен быть 16%, для транспортных средств категорий M
l
, М
2
, М
3
-
23%, а категорий N
1
, N
2
, N
3
− 31%.
При проверке тормозов в дорожных условиях может быть использован деселерометр и рулетка длиной не менее 20 метров.
5.6.
Рабочее место для проверки внешних световых приборов.
При отсутствии передвижных оптических приборов установку фар проверяют при неработающем двигателе на затемненном рабочем месте, включающем рабочую площадку, плоский экран с белым матовым покрытием, установку для измерения силы света и приспособление, ориентирующее взаимное расположение транспортного средства и экрана.
Размеры рабочей площадки при размещении на ней транспортного средства должны обеспечивать расстояние не менее 10 м между рассеивателями фар транспортного средства и матовым экраном по оси отсчета. Рабочая площадка должна быть ровной, горизонтальной и обеспечивать измерение наклона светового пучка фары ближнего света с погрешностью не более ± 0,1% от номинального угла наклона.
Плоский экран с белым матовым покрытием экран может быть постоянным
(стационарным) или переносным. Поверхность экрана должна быть плоской, матовой. Ширина экрана не менее 2,5 м. Угол между плоскостью экрана и рабочей площадкой должен быть 90°±3°. Разметка стационарного экрана может наноситься на стене помещения. В качестве экрана для регулировки фар, если в этом возникает необходимость, используют стену здания, бетонный забор из плит или какие-либо другие сооружения, перед к которыми имеется ровная площадка. Разметка экрана, его расположение относительно рабочей площадки и продольной центральной плоскости транспортного средства должны обеспечивать измерение величины наклона светового пучка фары ближнего света с погрешностью не более ± 0,1%.
Ориентирующее приспособление должно обеспечивать установку оптической оси прибора параллельно продольной плоскости симметрии транспортного средства (или перпендикулярно к оси задних колес) с погрешностью не более ± 0,5°.
145


5.7.
Парковка (стоянка) для хранения и проведения ежедневного
обслуживания транспортных средств.
Часть технологических операций предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств может быть совмещена с технологическими операциями ежедневного технического обслуживания транспортных средств, проводимого в основном на парковке (стоянке). Поэтому в целом территория транспортной организации должна соответствовать определенным требованиям, обеспечивающим необходимые условия для проведения технологических операций предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.
Территория транспортной организации и производственные площадки должны освещаться в ночное время. Наружное освещение должно иметь управление, независимое от управления освещением внутри здания. Подъездные пути должны быть спланированы таким образом, чтобы не было пересечения основных транспортных потоков движения, следует предусматривать движение транспорта в одном направлении без встречных и пересекающихся потоков. На территории транспортной организации должны быть обозначены проезды для транспортных средств и пешеходные дорожки и установлены дорожные знаки в соответствии с действующим нормативным актом. Для движения транспортных средств и персонала по территории организации составляется схематический план с указанием разрешенных и запрещенных направлений движения, поворотов, выездов, съездов и т.д., который вывешивается у ворот вместе с надписью
«Берегись автомобиля» и освещается в темное время суток.
Покрытие всех подъездных путей должно быть твердым (бетон, асфальт, клинкер, булыжник и т.п.).
Возможность совмещения операций предрейсового или предсменного и послерейсового контроля технического состояния транспортных средств с проведением ежедневного технического обслуживания также существенно зависит от способа хранения транспортных средств. Целью хранения является обеспечение сохранности внешнего вида и исправного состояния, минимальной интенсивности разрушения транспортного средства под воздействием внешней среды, а также исключение несанкционированных внешних воздействий.
Комплекс (зона) хранения транспортных средств имеет особое значение для организации предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, так как транспортные средства подаются на контрольно- технический пункт из зоны хранения. Также, после проведения послерейсового контроля и проведения всех необходимых работ по ежедневному техническому обслуживанию транспортное средство перемещается на стоянку.
При организации хранения транспортных средств должны быть учтены положения «Правил по охране труда на автомобильном транспорте» [63].
Требования к сооружениям и помещениям для хранения транспортных средств установлены «РД 3107938-0176-9. Общесоюзные нормы технологического
146

проектирования предприятий автомобильного транспорта. ОНТП-01-91» [111]. В соответствии с указанным документом, хранение транспортных средств в автотранспортных предприятиях может осуществляться на открытой площадке, под навесом или в закрытом помещении. Рекомендации по выбору способа хранения подвижного состава в автотранспортных предприятиях в зависимости от типа транспортных средств, климатических условий и видов транспортной работы, приведены в таблице 5.7.1.
Таблица 5.7.1. Способы хранения подвижного состава.
Тип подвижного
состава
Выполняемая
транспортная работа
Климатические районы (ГОСТ 16350-80)
Способ хранения
Наименование
Обозначение
1 2
3 4
5
Автомобили легковые и автобусы
Пассажирские перевозки
Очень холодный, умеренно холодный
I
1
, I
2
, II
4
, II
5
Закрытый
Очень жаркий, сухой, жаркий сухой
II
11
, II
12
Под навесом
Прочие районы
-
Открытый без подогрева
Автомобили грузовые
Перевозки промышленных, строительных и сельскохозяйственных грузов
Очень холодный
I
1
Закрытый
Холодный, умеренно холодный
I
2
, II
4
Открытый с подогревом и частично закрытый
Умеренный
II
5
Открытый с подогревом
Прочие районы
-
Открытый без подогрева
Перевозки продовольственных товаров для магазинов, предприятий общественного питания, школ, больниц и т.п.
Очень холодный, холодный и умеренно холодный
I
1
, I
2
, II
4
Закрытый
Умеренный
II
5
Открытый с подогревом и частично закрытый
(30-40%)
Автомобили оперативного назначения
Пожарная, скорая медицинская помощь
Прочие районы
-
Открытый без подогрева
Все районы
-
Закрытый
Наиболее широкое применение имеют открытые стоянки, что обусловлено низкими затратами на их строительство. Открытые площадки для хранения транспортных средств должны располагаться отдельно от зданий и сооружений на расстоянии, установленном действующими нормативными актами, в зависимости от категории производства. Они должны иметь твердое и ровное покрытие с уклоном для стока воды. Поверхность площадок необходимо очищать (летом от грязи, зимой от снега и льда). Площадки должны иметь разметку, определяющую место установки транспортных средств и проездов.
У открытых стоянок имеется серьезный недостаток − затруднение пуска двигателей транспортных средств после межсменного хранения в зимний период.
В связи с этим площадки, расположенные в районах со среднемесячной температурой воздуха самого холодного месяца ниже минус 15°С, должны оборудоваться средствами для подогрева транспортных средств, облегчающими пуск двигателей в холодное время года. Существующие способы облегчения пуска двигателя при низких температурах на открытых стоянках можно разделить на три
147