Файл: Программа повышение безопасности дорожного движения в 2013 2020 годах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2147

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тематический план:
6.1.
Технологические карты предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств
6.2.
Продолжительность (трудоемкость) предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.
6.1.
Технологические карты предрейсового или предсменного контроля
технического состояния транспортных средств.
Под технологией предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств понимается совокупность совершаемых исполнителем производственных, технических и других операций (действий) в рамках проведения работ по контролю, последовательность (процедура) этих операций (действий), методы и приемы их выполнения. При разработке технологии предрейсового или предсменного контроля следует руководствоваться установленным перечнем операций проверки технического состояния транспортных средств по условиям безопасности дорожного движения и экологической безопасности, а также пооперационным перечнем диагностических признаков (параметров) и их предельными значениями.
Описание технологии предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств приводится в технологической документации, разрабатываемой субъектом транспортной деятельности. При построении, изложении и оформлении данной документации могут быть использованы положения документа
«РД-200-РСФСР-15-0174-82.
Автотранспортные средства и агрегаты. Порядок разработки, построения, согласования, утверждения и внедрения инструкций по техническому обслуживанию (ТО) и руководств по текущему ремонту (ТР)» [108].
Технологическая документация, регламентирующая проведение предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, включает комплект технологических карт и технологические планировочные решения рабочих мест и рабочих постов, которые определяют размещение постов и рабочих мест и расстановку технологического оборудования.
При разработке технологических карт и технологических планировочных решений могут быть учтены положения документа «РД 200-РСФСР-15-0179-83.
Руководство по организации технологического процесса работы службы технического контроля АТП и объединений» [109], в котором приведены указания по применению технологических карт контроля технического состояния транспортных средств при выпуске их на линию и приему с линии, а также схемы технологических планировок постов и помещений контрольно-технического пункта.

153

При проведении проверки технического состояния транспортных средств при выпуске их на линию используются методы органолептического и измерительного контроля.
Разработка технологической документации предрейсового или предсменного контроля проводится с учетом методов проверки технического состояния транспортных средств, которые установлены ГОСТ 33997-
2016 «Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки» [95].
При разработке и использовании технологической документации предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств рекомендуется руководствоваться отдельными положениями документа
«МУ-200-РСФСР-15-0201-83. Порядок применения типовой нормативно- технической документации по диагностированию, техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей при разработке документации для конкретных
АТП и БЦТО» [127].
Общие требования и рекомендации по организации проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств представлены в документе «Типовой проект организации труда на автотранспортном предприятии. Центр по научно организации труда и управления производством (ЦНОТ)» [129].
Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств проводится в соответствии с технологическими картами, утвержденными субъектом транспортной деятельности. Технологические карты предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств разрабатываются с учетом перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, и соответствующих требований безопасности к их техническому состоянию, а также принимая во внимание нормы, правила и процедуры технического обслуживания и ремонта транспортных средств, установленные заводами-изготовителями транспортных средств с учетом условий их эксплуатации.
В технологических картах в общем случае указывается наименование, содержание и последовательность выполнения операций контроля технического состояния транспортных средств с перечнем контролируемых параметров, место их выполнения, трудоемкость операций, специализация и разряд работы исполнителя, используемые оборудование, измерительные средства, инструмент и приспособления для проведения работ, а также технические условия, нормативы, требования и указания на выполнение работ.
Рекомендуемая форма технологической карты приведена в таблице 6.1.1.
На предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств может разрабатываться одна единая технологическая карта или комплект технологических карт по проверке технического состояния отдельных компонентов транспортного средства. На послерейсовый контроль технического состояния разрабатывается, как правило, единая технологическая карта.
154


Таблица 6.1.1
Форма технологической карты предрейсового или предсменного
контроля технического состояния транспортных средств.

работ
Наименование
и содержание
работы (операции)
Место
выполнения
Число мест
или точек
контроля
Специаль-
ность и
разряд
исполнителя
Обору-
дование,
инструмент
Трудо-
емкость,
чел.-мин
Технические
условия и
указания
6.2.
Продолжительность (трудоемкость) предрейсового или предсменного
контроля технического состояния транспортных средств.
Важнейшей целевой задачей предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств является минимизация его продолжительности (трудоемкости) при полном выполнении требований к техническому состоянию по условиям безопасности дорожного движения и экологической безопасности, которая оказывает существенное влияние на пропускную способность при выпуске транспортных средств на линию.
Увеличение продолжительности (трудоемкости) предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств приводит к созданию очередей транспортных средств у контрольно-технического пункта, значительному увеличению непроизводительных потерь рабочего времени, возрастанию количества рисков срыва договорных обязательств с заказчиком и появлению дополнительных финансовых потерь субъекта транспортной деятельности. Особую актуальность указанная проблема приобретает для крупных автотранспортных предприятий. Так, например, на выпуск 300 транспортных средств потребуются практически сутки, даже если на контроль технического состояния каждого транспортного средства затрачивать только пять минут.
Так как предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств по своей целевой функции совпадает с техническим осмотром транспортных средств, в качестве предварительной оценки времени проведения предрейсового или предсменного контроля транспортных средств может быть использованы данные о продолжительности технического диагностирования транспортных средств при техническом осмотре, приведенные в
«Правилах проведения технического осмотра транспортных средств», утвержден- ных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5.12.2011 г. № 1008
«О проведении технического осмотра транспортных средств» [35].
Указанные данные приведены в таблице 6.2.1.
Категории транспортных средств соответствуют классификации, установленной техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) [23].
Анализ данных, представленных в таблице, наглядно демонстрирует, что продолжительность технического диагностирования транспортных средств при техническом осмотре является неприемлемой для установления продолжитель- ности предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств и для последнего должна быть снижена в несколько раз.
155


Таблица 6.2.1.
Продолжительность технического диагностирования транспорт-
ных средств отдельных категорий.

Категория транспортного средства
Продолжительность технического диагностирования, мин.
1.
М
1 30 2.
М
2 54 3.
М
3 65 4.
N
1 32 5.
N
2 63 6.
N
3 68 7.
O
1
, O
2 25 8.
O
3
, O
4 44 9.
L
10
Категории транспортных средств соответствуют классификации, установленной техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) [23].
Анализ данных, представленных в таблице, показывает, что продолжительность технического диагностирования транспортных средств при техническом осмотре является неприемлемой для установления продолжительности предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств и для последнего должна быть снижена в несколько раз.
Во-первых, указанное снижение возможно при отказе от применения сложного и дорогостоящего диагностического оборудования, использование которого требует значительного времени на подготовительно-заключительные операции, и максимизации количества требований, которые проверяются органолептическими методами, которые основаны на субъективных ощущениях механика об объекте контроля, выявляемых и оцениваемых с помощью органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние). При применении органолептических методов могут быть использованы простейшие измерительные инструменты и приспособления, улучшающие условия осмотра: зеркало на подвижной ручке, эндоскоп с оптическим удлинителем, фонарь, лупа, измерительная рулетка, масштабная линейка, штангенциркуль, микрометр, индикаторный нутромер, оптические и индикаторные приспособления для проверки соосности отверстий и смещения осей, калибры, пинцет и т.д.
Во-вторых, организация предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств может предусматривать проведение части его операций по прибытии с линии к месту стоянки и при проведении ежедневного технического обслуживания транспортных средств.
Совмещение операций предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств с операциями ежедневного технического обслуживания транспортных средств осуществляется следующим образом.
Ежедневное техническое обслуживание включает работы по контролю технического состояния транспортного средства, направленные на обеспечение
156

безопасности движения, а также работы по поддержанию надлежащего внешнего вида транспортного средства, заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью, а для некоторых видов подвижного состава − санитарную обработку кузова. При ежедневном техническом обслуживании, производится внешним осмотром контроль технического состояния и комплектация транспортного средства, проверка уровня масла и охлаждающей жидкости, давления воздуха в шинах (с доведением их до нормы), уборка кабины и платформы (кузова), мойка и сушка (обтирка). Мойка транспортного средства производится по потребности в зависимости от климатических и сезонных условий с целью обеспечения санитарных требований и надлежащего внешнего вида. Моечные работы с последующей сушкой являются обязательными перед постановкой транспортного средства на техническое обслуживание или ремонт. Кузова специализированных транспортных средств для перевозки пищевых продуктов подвергаются санитарной обработке на постах ЕО, а кузова транспортных средств, перевозящих химические удобрения, ядохимикаты и радиоактивные вещества, − обезвреживанию, в соответствии с требованиями и инструкциями, определяющими порядок перевозки таких грузов.
После ежедневного технического обслуживания подвижной состав направляется в зоны стоянки, ТО и ремонта или ожидания технического обслуживания и ремонта. Газобаллонные автомобили после проверки герметичности газовой аппаратуры и мойки могут быть направлены в изолированное помещение для выполнения технического обслуживания или текущего ремонта газовой системы питания. При необходимости должен быть удален газ из баллонов. Техническое обслуживание специального оборудования автомобилей (насосы, холодильные установки и т.п.) осуществляется в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.
Заправочные операции ежедневного технического обслуживания − заправку транспортных средств топливом, доливку масла в картер двигателя и охлаждающей жидкости в радиатор − производят водители за счет подготовительно- заключительного времени, предусмотренного режимом их работы.
В таблице 6.2.2 приведены значения трудоемкости работ ежедневного обслуживания транспортных средств различных типов в соответствии с
«
Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20.09.1984 г. [118].
Сокращение трудоемкости предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства за счет совмещения отдельных операций предрейсового или предсменного контроля и ежедневного технического обслуживания транспортного средства может быть проведено за счет увеличения общей доли трудоемкости работ по контролю ежедневного обслуживания.
157