Файл: Программа повышение безопасности дорожного движения в 2013 2020 годах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2140

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На рис. 2.3.3 и 2.3.4 показана динамика изменения показателей безопасности дорожного движения по причине технической неисправности транспортных средств (по данным НЦ БДД МВД России).
Рис. 2.3.3. Количество ДТП из-за технической неисправности транспортных
средств в России (по данным НЦ БДД МВД России).
Рис. 2.3.4
Количество раненых и погибших человек в ДТП из-за технической
неисправности транспортных средств в России (по данным НЦ БДД МВД
России).
Анализ графиков показывает, что количество ДТП из-за технической неисправности транспортных средств, число раненых и погибших людей за последние годы сокращается недостаточными темпами, что требует дополнительного внимания к обеспечению эксплуатационной безопасности транспортных средств.
Рассматривая, подробнее ДТП с участием технически неисправных транспортных средств (более точно − с наличием неисправностей или условий, при которых запрещается их эксплуатация), необходимо отметить, что при общей по
33
стране слабо выраженной положительной тенденции на снижение в 31-ом регионе за 2018 год количество таких происшествий увеличилось.
Чаще, чем в среднем, выявляют при оформлении ДТП технические неисправности и условия, при которых запрещена эксплуатация, в Республике
Коми (11,8%), Ставропольском крае (15,3%), Пензенской области (11,1%), Ямало-
Ненецком автономном округе (10,4%), а в Красноярском крае данные факты выявлены более чем в половине (53,1%) случаев.
Вместе с тем, менее чем в 0,5% случаев были выявлены неисправности и условия, при которых запрещена эксплуатация, в Республике Башкортостан (0,3%),
Приморском крае (0,2%), г. Санкт-Петербурге (0,4%), Волгоградской области
(0,2%), а в Чукотском автономном округе – 0%, что свидетельствует о недостаточном внимании к техническому состоянию транспорта.
Чаще других среди видов технических неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация, выявляются в частности, такие, как «установка
на одну ось транспортных средств шин различных размеров, конструкций,
моделей, с различными рисунками протектора либо на транспортном средстве
одновременно установлены ошипованные и неошипованные шины» (25,1%). В
2018
◦г. зарегистрировано 1 562 ДТП с участием транспортных средств с подобным нарушением, в которых погибло 324 и ранено 2 227 человек. Данное нарушение повышает риск совершения происшествий в зимних условиях, в том числе, связанных с выездом на полосу встречного движения, а тяжесть последствий таких
ДТП, как правило, в полтора раза выше средних значений.
Также достаточно часто выявляются наличия конструктивных изменений по сравнению с серийным транспортным средством, сведения о которых отсутствуют в регистрационных документах (19%), неисправность внешних световых приборов
(14,4%) и износ рисунка протектора (9,6%).
Наиболее же часто (почти в каждом третьем случае, 29,4%), по-прежнему указываются не конкретизированные, а «иные» неисправности, при этом количество таких фактов уменьшилось (−11,5%, 1827).
Значительно возросло количество выявленных фактов неисправности внешних световых приборов (+60,2%, 899), несоответствие шин модели транспортного средства(+29,3%, 331), наличия конструктивных изменений по сравнению с серийным транспортным средством, сведения о которых отсутствуют в регистрационных документах (+16,9%, 1185) и разрыв колеса (+4,4%, 236).
Снижение отмечается только по выявлению при оформлении ДТП неисправностей рабочей тормозной системы (−37%, 102), рулевого управления (−12,5%, 63), тормозной системы прицепа, износа рисунка протектора, отсоединения колеса, неисправности сцепного устройства, неисправности электрооборудования, установки на одну ось транспортного средства шин различных размеров и конструкций, отсутствия, предусмотренных конструкцией транспортного средства ремней безопасности и (или) подголовников сидений.
34


2.4.
Требования к техническому состоянию транспортных средств в условиях
эксплуатации.
Требования к техническому состоянию формируются компонентом транспортного средства, к которому предъявляется требование; диагностическими параметрами и нормативами; допускаемыми методами проверки. Требования задают перечнями, утверждаемыми или рекомендуемыми для разных стадий жизненного цикла транспортного средства или разных условий выполнения проверки. Обязательные требования предусматриваются в отношении безопасности транспортного средства и устанавливаются компетентными органами исполнительной власти, причем, для разных стадий жизненного цикла определены два рода обязательных требований: к безопасности конструкции и к техническому состоянию транспортного средства при эксплуатации. Соответствие транспортного средства этим требованиям проверяют в разных организационных системах, где конструкцию и техническое состояние подвергают испытаниям или проверке.
Примерами могут служить системы одобрения типа транспортного средства и технического осмотра.
Даже в процессе эксплуатации сформированы разные системы требований, например, для технического осмотра и выпуска транспортного средства на линию.
К одним и тем же компонентам транспортного средства возможно предъявление разных систем эксплуатационных требований с разными диагностическими параметрами. В одном случае, это могут быть требования с целью обеспечения безопасности, в другом, при восстановлении работоспособности транспортных средств, с целью обеспечения экономичности эксплуатации.
Таблица 2.4.1.
Принципы обоснования требований к безопасности конструкций
и техническому состоянию транспортных средств.
- к техническому состоянию:
- к конструкции:
Грубая оценка снижения безопасности ТС от уровня конструктивной безопасности
Наиболее полная оценка свойств безопасности ТС
Применение национальных эксплуатационных требований, отличных от предъявляемых к конструктивной безопасности
Использование международной системы Правил
ЕЭК ООН.
Требования предъявляют:
- к признакам неисправностей по структурным
(или конструкционным) параметрам;
- функционированию составных частей;
- параметрам частных эксплуатационных свойств
ТС.
Использование требований:
- к параметрам частных эксплуатационных свойств безопасности ТС;
- структурным (конструкционным) параметрам.
Введение эксплуатационных групповых и индивидуальных (для типа ТС) нормативов.
Использование конструкционных нормативов
Правил ЕЭК ООН.
Использование эксплуатационных методов проверки технического состояния на производственно-технической базе.
Использование полигонных методов сертификационных испытаний по Правилам ЕЭК
ООН.
Например, к рабочей тормозной системе при эксплуатации предъявляют требования по удельной тормозной силе и относительной разности тормозных сил колес оси, а к ее работоспособности при техобслуживании и ремонте – к
35

тормозным силам колес, их биению, сопротивлению вращения незаторможенных колес, времени срабатывания тормозной системы и давлению в тормозном приводе.
Кроме того, при предрейсовом контроле магистральных автопоездов и при выпуске автобусов на линию или возврате с линии на лицензируемых пассажирских перевозках используются требования, утверждаемые руководителями автопредприятий. Принципы обоснования требований к безопасности конструкций и технического состояния транспортных средств разные
(табл. 2.4.1).
При эксплуатации предъявляют требования к техническому состоянию транспортных средств в отношении безопасности и экономичности его эксплуатации (рис. 2.4.1).
Требования к транс- портным средствам, в части экономичности эксплуата- ции носят рекомендатель- ный характер, применяются добровольно и приводятся в руководствах (инструкциях) изготовителя по эксплуата- ции и техническому обслу- живанию транспортных средств, технологиях техни- ческого обслуживания и ремонта, а их применение не регулируется государ- ством
1
. Они определяют топливную экономичность, комфортабельность, удобство управления и т.д.
Рис. 2.4.1 Эксплуатационные требования к техническому состоянию
транспортного средства, предъявляемые по условиям
безопасности и экономичности.
К техническому состоянию транспортных средств возможно предъявление требований, учитывающих возможные изменения конструкции и комплектности
1
Для стимулирования повышения указанных эксплуатационных свойств функционирует система добровольной сертификации транспортных средств.
36
эксплуатируемого транспортного средства, внесенные владельцем или исполнителями работ по техобслуживанию и ремонту.
В процессе эксплуатации объективно востребованы несколько систем эксплуатационных требований к безопасности транспортного средства, каждая из которых «привязана» к определенным технологическим возможностям и условиям проверок и отличается от применяемой при сертификации системы требований к безопасности конструкций.
Отечественная нормативная база обязательных эксплуатационных требова- ний к транспортным средствам, в виде единой иерархической структуры не существует, на практике оперируют четырьмя юридически правомочными системами обязательных требований, отличающихся областью применения, содержанием, полнотой, нормативами и мерами ответственности за нарушение.
Наиболее полную систему требований регламента ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» [23] надлежит применять при техобслуживании и ремонте, добровольной сертификации услуг по техобслуживанию и ремонту. За несоответствие требованиям регламента отвечает владелец транспортного средства, или исполнитель работ по техническому обслуживанию и ремонту.
При техническом осмотре применяют требования приложения № 1 к
«Правилам проведения технического осмотра транспортных средств» [35]
(«Правилам проведения технического осмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта» [36]), вместе с отдельными предписаниями
ГОСТ 33997-2016 «Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки» [95], на которые содержатся ссылки в упомянутом приложении № 1. При несоответствии любого из указанных требований эксплуатация транспортных средств не запрещается, но технический осмотр должен быть пройден повторно.
Таблица 2.4.2.
Системы обязательных требований к безопасности транспортных
средств, находящихся в эксплуатации.
Назначение требований
Нормативная база
ТО и ремонт, система добро- вольной сертификации услуг по
ТО и ремонту
Пп. 6, 7, 8 раздела II, отдельные пп. приложения 5, отдельные пп. приложения 6, приложение 7, п. 6 приложения 8 ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».
Технический осмотр
Приложение № 1 «Правил проведения технического осмотра транспортных средств» и ГОСТ 33997-2016, эксплуатационная документация изготовителя транспортного средства.
Запрет эксплуатации неисправных транспортных средств
Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения и ГОСТ 33997-2016; ГОСТ 32565-2013; ГОСТ Р
50577-2018.
Запрет на участие в дорожном движении
П. 2.3.1. Правил дорожного движения Российской Федерации
Упомянутые «Правила проведения технического осмотра транспортных средств» [35] и «Правила проведения технического осмотра транспортных средств
37

городского наземного электрического транспорта» [36] гармонизированы с ТР ТС
018/2011 [23]
, проверку соответствия транспортного средства требованиям
«Правил» допускается проводить только специально установленными методами но, ни в одном из указанных нормативных правовых актов, устанавливающих требования, не содержится содержательной регламентации методов выполнения проверок – в лучшем случае присутствует отсылочная норма на ГОСТ 33997-2016.
«Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки» [95].
«Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» [31], (приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения [30], утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090
[29]
), условно − третья система обязательных требований – консолидирует ряд требований ГОСТ Р, которые применяются вместе с этим «Перечнем», и используется при дорожном надзоре (но не при техническом осмотре), отличаясь от требований Правил техосмотра номенклатурой и «жесткостью» – иными словами, допустимо применение санкций «Перечня» к владельцу транспортного средства при выявлении нарушений технического состояния в дорожных условиях, которые не подлежат выявлению при техосмотре.
Пункт 2.3.1 Правил дорожного движения
Российской Федера- ции [29] содержит еще одну систему немно- гочисленных требова- ний к безопасности транспортного средст- ва, находящегося в эксплуатации с наи- более жесткими санкциями за их несоблюдение.
При несоответствии этим требованиям, участие транспортного средст- ва в дорожном дви- жении запрещается.
Рис. 2.4.2. Факторы, формирующие требования к безопасности
транспортных
средств,
находящихся
в
эксплуатации.
38

При формировании требований к безопасности транспортных средств, находящихся в эксплуатации, необходимо учитывать ряд факторов, выявляемых анализом: условий и интенсивности эксплуатации; деятельности изготовителей; конъюнктуры спроса на новый и подержанный транспорт; структуры и интенсивности утилизации, и конечно – направлений технической политики
России в области модернизации транспорта и деятельности по присоединению к международным соглашениям.
2.5.
Принципы обеспечения работоспособности транспортных средств.
Деятельность по обеспечению работоспособности транспортных средств применительно к автомобильной технике разного технического уровня включает в себя две основные составляющие: техническое обслуживание и ремонт.
Контроль технического состояния транспортных средств или диагностирование в разных формах агрегировано модулем в технологии техобслуживания и ремонта и, отчасти, в обязанности водителя. Как самостоятельный вид работ, контроль технического состояния и диагностика транспортных средств не обособлены ни в автосервисе, ни в технической службе субъекта транспортной деятельности. Исключением являются операторы технического осмотра, специализирующиеся на проверке безопасности технического состояния транспортных средств.
Определение технического состояния объекта, в соответствии с ГОСТ 20911-
89 «Техническая диагностика. Термины и определения» [79], именуется
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

техническим диагностированием, одной из задач которого, наряду с поиском
места и определения причины отказа (неисправности) и прогнозированием
технического состояния, является
контроль технического состояния.
Под контролем технического состояния, традиционно подразумевается
проверка соответствия значений параметров объекта требованиям технической
документации и определение на этой основе одного из установленных,
фиксированных видов технического состояния. Ранее, уже были упомянуты
виды
технического состояния − исправное, работоспособное, неисправное, неработоспособное и т.п.
Сам же термин «контроль технического состояния» применяется, когда основной задачей технического диагностирования является определение вида технического состояния.
Применительно к технической эксплуатации транспортных средств, примерами контроля технического состояния могут считаться процедуры технического осмотра и контроля при выпуске на линию (предрейсовый или
предсменный контроль технического состояния транспортных средств), приказ
Министерства транспорта РФ от 8.08.2018 г. № 296 [48]).
При эксплуатации, выполняя задачи проверки соответствия транспортного средства установленным требованиям и обобщающей оценки его технического состояния, уместнее использовать термин «контроль технического состояния», а для поиска неисправностей оперировать понятием «диагностирование»,
39
трактуемое, как последовательность операций поэтапного поиска места, характера и причин неисправности с использованием диагностических параметров и признаков, их пределов и эталонов, чередующихся с частичной разборкой, ремонтом или заменой компонентов.
Процедура диагностирования может включать в себя прямые и косвенные измерения, наблюдения, вычисления, логическую обработку результатов, приведение в действие органов управления и силовые воздействия на компоненты транспортного средства, использование нормативов и сведений о конструкции и функционировании. В автомобильной диагностике синонимом термина «контроль технического состояния» служит понятие
«общее диагностирование», а «поиск места и определение причин отказа (неисправности)» часто именуется
«по-
элементным» или «углубленным» диагностированием [135].
Работоспособное техническое состояние транспортного средства обеспечивается рядом концептуальных, универсальных организационно- технологических принципов, а именно:
– плановое проведение техобслуживания и ремонта возложено на собственника транспортного средства;
– процедуры, нормы, правила, технологии их обеспечивающие, устанавливаются изготовителем транспортного средства;
– работы по техобслуживанию и ремонту в послегарантийный период эксплуатации транспортного средства допускаются вне системы фирменного обслуживания изготовителя;
– работоспособность эксплуатируемого транспортного средства обеспечивается посредством: замены отказавших компонентов и рабочих жидкостей на новые или восстановленные; регулировки компонентов на основе технологий технического обслуживания; ремонта, с использованием механизированного и ручного труда;
– контроль технического состояния эксплуатируемых транспортных средств предусмотрен в форме технического осмотра и только с позиций безопасности, за исключением дополнительных требований к транспортным средствам, используемым на лицензируемых перевозках пассажиров и при перевозках опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
– контроль технического состояния, организация и выполнение планового техобслуживания осуществляется индивидуально, по каждому транспортному средству;
– выполнение ряда операций по обеспечению работоспособности транспортного средства осуществляется в плановом порядке, через установленные интервалы (по времени, пробегу), и именуется техническим обслуживанием.
Эти принципы лежат в основе организации выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств (и вне сферы фирменного сервисного обслуживания – тоже). Для обобщающей оценки
40