Файл: Программа повышение безопасности дорожного движения в 2013 2020 годах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2142

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
технического состояния транспортного средства, находящегося в эксплуатации, используют три критерия работоспособности:
– физическая невозможность выполнения транспортной работы или затрудненность водителя в управлении транспортным средством вследствие существующей неисправности;
– несоответствие транспортного средства требованиям к безопасности в эксплуатации, установленным законодательным порядком;
– экономическая нецелесообразность использования транспортного средства по назначению вследствие ухудшения его технического состояния, причем, для запрета эксплуатации транспортного средства, юридически значимым является только условие «несоответствия требованиям
безопасности».
Если, с использованием рекомендуемых изготовителем технологий техобслуживания и ремонта, не удалось восстановить работоспособность транспортного средства, рассматривается целесообразность его капитального ремонта либо списания. Критерии списания (прекращения эксплуатации) транспортного средства по причине выработки ими ресурса, «возраста» или неполного восстановления работоспособности современной нормативно- технической базой не предусмотрены.
Широко практикуемая
комбинированная стратегия обеспечения работоспособного технического состояния транспортных средств, сочетающая
эксплуатацию по наработке или календарному времени (плановые техобслуживание) и эксплуатацию по состоянию (внеплановый ремонт) характерна, в первую очередь, применением к автомобильному транспорту. Другие виды транспорта реализуют в основном стратегию эксплуатации по наработке посредством выполнения планового ремонта и техобслуживания, а отказы характеризуют, как чрезвычайные события.
Эксплуатация транспортных средств исключительно по наработке посредством планово-предупредительных техобслуживания и ремонта требует существенного повышения затрат, а использование «эксплуатации по состоянию» на постоянной основе не исполнимо из-за отсутствия повсеместного внедрения автоматического контроля износа всех компонентов транспортного средства.
Комбинированная стратегия эксплуатации транспортных средств реализована через организационную систему техобслуживания и ремонта, поддерживаемую изготовителями повсеместно, достаточно продолжительный период времени в России она именуется планово-предупредительной системой техобслуживания и ремонта транспортных средств.
«Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», (Р 3112199-0240-84, утверждены Минавтотрансом
РСФСР 20.09.1984 г. [117]) определяет планово-предупредительную систему технического обслуживания и ремонта как совокупность средств, нормативно- технической документации и исполнителей, необходимых для обеспечения
41

работоспособного состояния транспортного средства. Сегодня это – техническая документация и предписания рекомендационного плана плюс порядок проведения работ по техобслуживанию и ремонту от изготовителей.
Само наименование «планово-предупредительная система техобслуживания и ремонта» ныне справедливо лишь при создании эксплуатационной документации транспортных средств российских конструкций, повсеместно бытует система
«техобслуживание по сервисной книжке» с рекомендательным характером применения, но безапелляционным исполнением предписаний в гарантийные сроки.
Систему техобслуживания и ремонта по сервисным книжкам каждый изготовитель разрабатывает для своих транспортных средств, собственными силами по информации собственной фирменной системы техобслуживания.
Помимо сервисных книжек изготовители предоставляют и рекомендации по трудоемкостям работ техобслуживания и ремонта с указанием пооперационных нормативов трудоемкости. Эти нормативы служат основанием для нормирования расценок на оказание услуг по техобслуживанию и ремонту «фирменными» станциями техобслуживания.
Следует помнить, изготовитель не альтруистичен – обязательным условием оформления одобрения типа транспортного средства является положительный результат анализа производства изготовителя, проводимый органом по сертификации и содержащий в обязательном порядке, в частности, наличие
предписаний, касающихся эксплуатации транспортных средств, а также их
предпродажной подготовки, технического обслуживания и ремонта.
2.6.
Государственный надзор в области транспорта и безопасности дорожного
движения.
2.6.1.
Федеральный государственный надзор в области безопасности
дорожного движения (ст. 30 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [2]) реализуется в целях обеспечения соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами – участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
«Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения» (постановление Правительства РФ от
19.08.
2013 г. № 716 [40]) устанавливает порядок осуществления федерального надзора в области БДД, направленного на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований нормативно-правовых актов в указанной сфере.
ТР ТС 018/2011 [23] в части 3, п. 72 определяет, что проверка выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, проводится в отношении каждого зарегистрированного транспортного средства в формах
42


технического осмотра, а также государственного контроля (надзора) за
безопасностью дорожного движения.
Федеральный надзор осуществляется территориальными органами МВД РФ посредством организации и проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
К предмету проверок, наряду с прочими, относится соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований: к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации транспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования; к изменению конструкции зарегистрированных в
ГИБДД МВД России транспортных средств и прицепов к ним; правил дорожного движения.
Перевозки пассажиров и грузов, в том числе тяжеловесных, опасных и крупногабаритных, также подлежат федеральному надзору в области БДД при соблюдении разграничения полномочий с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (далее – ФСНТ) Министерства транспорта РФ, осуществляющей
федеральный государственный транспортный надзор. К административным процедурам, реализуемым в рамках федерального надзора в области БДД, наряду с прочими относятся:
– проверка документов, идентификационного номера, номера кузова, номера шасси транспортного средства, государственных регистрационных знаков, а также технического состояния, находящегося в эксплуатации транспортного средства;
– остановка транспортного средства;
– применение мер административного воздействия в соответствии с КоАП РФ.
Состав, последовательность и сроки осуществления административных процедур, требования к порядку их выполнения устанавливаются регламентом
(
приказ МВД России от 14.11.2016 г. № 727 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и иных нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств и предметов их дополнительного оборудования, изменению их конструкции, перевозкам пассажиров и грузов» [51]).
43


Сотрудники Госавтоинспекции осуществляют надзор в области БДД посредством организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения за исполнением требований законодательства в сфере БДД к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации транспортных средств и предметов их дополнительного оборудования, изменению конструкции зарегистрированных транспортных средств, а также перевозкам пассажиров и грузов, в том числе тяжеловесных, опасных и крупногабаритных.
К тематически значимым позициям следует отнести:
Состав, последовательность и сроки выполнения административных
процедур, требования к порядку их выполнения.
Проверка технического состояния, находящегося в эксплуатации
транспортного средства.
Проверка технического состояния осуществляется при:
– надзоре за дорожным движением;
– выезде на ДТП;
– проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
– поступлении информации о реализации мер по исполнению внесенного представления или выданного предписания;
– совершении регистрационных действий;
– допуске транспортного средства к перевозке опасного груза;
– проверке выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию.
Проверка технического состояния включает:
– визуальную или с использованием технических средств оценку соответствия технического состояния транспортных средств обязательным требованиям;
– оценку соответствия имеющейся конструкции транспортного средства представленным документам и обязательным требованиям.
При проверке технического состояния могут осуществляться:
– измерения параметров узлов и агрегатов транспортных средств, влияющих на обеспечение БДД, а также проверка режимов и характеристик их работы;
– снятие информации с имеющегося технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств;
– проверка наличия сведений о проведенных проверках технического состояния транспортного средства в Единой автоматизированной информационной системе технического осмотра (ЕАИС ТО);
– проверка предусмотренных Правилами дорожного движения документов на перевозку пассажиров и грузов, в том числе тяжеловесных, опасных и
44

крупногабаритных (за исключением документов, подлежащих проверке при осуществлении федерального государственного транспортного надзора);
– фото-, киносъемка и видеозапись.
Продолжительность проверки технического состояния одного транспортного средства не может превышать время, установленное приложением № 2 к Правилам проведения технического осмотра транспортных средств.
Проверка технического состояния при надзоре за дорожным движением
устанавливается регламентом (приказ МВД России от 23.08.2017 г. № 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской
Федерации в области безопасности дорожного движения» [52]), содержащим отсылочную позицию к п. 96 – 99 Административного регламента МВД России
[51] исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и гражданами – участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и иных нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств и предметов их дополнительного оборудования, изменению их конструкции, перевозкам пассажиров и грузов, устанавливающим, в свою очередь, что проверка технического состояния включает в себя оценку соответствия:
– конструкции автомототранспортного средства представленным документам и обязательным требованиям;
– технического состояния автомототранспортного средства обязательным требованиям, проводимую органолептическим методом или с использованием технических средств для измерения параметров узлов и агрегатов автомототранспортных средств, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, а также проверки режимов и характеристик их работы.
В рамках проверки технического состояния проводятся:
– проверка документов, необходимых для участия в дорожном движении, а также на перевозку пассажиров и грузов, в том числе тяжеловесных, опасных и крупногабаритных (за исключением документов, подлежащих проверке при осуществлении федерального государственного транспортного надзора);
45