Файл: Курсовая работа технологии проблемного обучения как средство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На уроках окружающего мира мы чаще организовываем проблемные ситуации с удивлением, возникающие на противоречиях между двумя положениями или между житейским представлением учащихся и научным фактом. После возникновения проблемной ситуации «с удивлением», разворачивается побуждающий диалог: «Вы как сначала думали? А как на самом деле? Сформулируйте тему». Следует отметить, что на уроках окружающего мира часто встречаются ситуации с несколькими решающими гипотезами. В этом случае лучше организовать групповую работу учащихся.

Проблемные вопросы по окружающему миру:

- Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты если исчезнет Солнце?

- Почему в природе страдают красивоцветущие растения и полезные растения?

- Что случится если растения исчезнут?

Так, на уроках русского языка возможен широкий спектр проблемных ситуаций, однако наиболее часто нами используются проблемные ситуации со столкновением мнений учащихся. Классу предлагается практическое задание на новый материал, т.е. в буквальном смысле предъявляется требование «сделайте то, что только сегодня будем изучать». Так, например, учеников просим написать слова или предложения на новое правило, определить новую часть речи. При отсутствии знаний по сегодняшней теме это задание неизбежно вызывает разброс мнений учеников.

В учебниках 3-4 класса по УМК «Школа 2100» по окружающему миру и русскому языку полностью реализована технология проблемного диалога. В каждый параграф включены проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки.


Тема: Где на земле теплее?

Лена: Теплее на юге. Там даже зимой жарко.

Миша: А как же Южный полюс? Там ведь Антарктида!

А ты как думаешь: где теплее?

Тема: Природные разрушители.

Проблемная ситуация и актуализация знаний.

- Откройте учебник на стр. 120, прочитайте диалог Лены и Миши.

- Какой вопрос у вас возникает?

(Грибы - это растения или животные?)
По мере использования в своей работе технологии проблемного обучения мы заметили, что происходит развитие:

1. умственных способностей учащихся(возникающие затруднения   заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);

2. самостоятельности(самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);

3. креативного мышления(самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).

Таким образом, проблемное обучение вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности; способствует развитию познавательной активности; обеспечивает более прочное усвоение знаний;  делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.

Выводы II главы

Использование технологии проблемного обучения в образовательном пространстве начальной школы обеспечивает развитие познавательных учебных действий. В результате этого появляются:

значительные возможности для повышения качества знаний обучающихся;

возможность выдвигать гипотезы по собственной инициативе, упражняясь в творческом поиске;

развитие речи учащихся, углубление понимания нового материала.

На основании теоретического и практического анализа и синтеза можно сделать вывод, что данная технология в начальной школе способствует развитию познавательной учебной деятельности младшего школьника и проявляется в активизации этой деятельности.

Использование проблемного обучения в учебном процессе исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребенка адекватную нагрузку

, что обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки. Таким образом, учебный процесс ориентирован на формирование у детей интереса к обучению, на творческое начало в учебной деятельности, приобретение собственного опыта творческой деятельности. С самых первых уроков детям предлагаются задания, которые, развивают не только ум, но и волю, чувства, эмоции, умение самостоятельно находить и преодолевать затруднения, проводить самооценку. На уроках перед нами стоит очень важная задача – создание особой атмосферы доверия, доброжелательности, теплоты, в которой дети чувствуют себя уверенно и спокойно. Мы не стараемся критиковать их, а хвалим – даже за самую маленькую удачу, за каждое верно найденное слово, за старание и трудолюбие. Поощрение со стороны учителя – это признание способностей ребенка, оно стимулирует его к дальнейшему творчеству. Большую роль в стимулировании к деятельности играет качественная оценка учителя. Глаза ребенка светятся счастьем, когда он получает почетное звание: «самый сообразительный», «самый догадливый», «самый умный на сегодняшнем уроке». Качественные оценки такого рода получают учащиеся с разными способностями, в отличие от ситуаций на традиционных уроках, когда заслуживают отметки «5», как правило, дети дисциплинированные и с хорошей памятью. Очень часто делают «открытие» при изучении нового материала дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью и далеко не «отличники». Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями. Дети настолько привыкают к качественной оценке учителя за два года обучения, что к отметкам в третьем, четвертом классе относятся очень спокойно и осознанно. Они просто забывают о них на уроке, для них гораздо важнее быть первым в решении обозначенной проблемы, сделать самый грамотный вывод. Самыми догадливыми и самыми сообразительными, как правило, хотят быть все. Если ученику комфортно на уроке – тогда и результаты учения будут лучше, и личность будет развиваться более гармонично. Очень важно сохранить не только физическое здоровье ребенка, но и психическое, и нравственное. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, позволяет добиться
положительной динамики качества обучения, развитие интеллекта и творческих способностей, воспитания активной личности при сохранении здоровья учащихся.

 

Заключение

Следует отметить, что решая задачи поставленные перед нами при выполнении данной работы:

1. были описаны и проанализированы психолого-педагогическая и методическая литература по теме исследования.

2. раскрыта сущность проблемного обучения.

3. подобраны и апробированы методики проблемного обучения, способствующие формированию познавательных учебных действий младших школьников.

4. описан собственный педагогический опыт использования технологии проблемного обучения.

5. разработаны педагогические рекомендации по использованию технологии проблемного обучения.

Технология проблемного обучения - необходимый элемент формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников. Познавательная активность личности в свою очередь является основой личностного развития, так как в процессе начального обучения закладывается фундамент умения учиться, который в дальнейшем становится основным условием непрерывного образования. Познавательная активность младшего школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата.

Данная технология является:

- результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективной для развития интеллекта и творческих способностей младших школьников,  развивающей универсальные учебные действия;

- здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно - психические нагрузки учащихся за счёт стимуляции познавательной мотивации и "открытия" знаний.

Технология проблемного обучения носит общепедагогический характер, так как реализуется на любом предметном содержании и на любой образовательной ступени.

Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Все это необходимо человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни. Технология же проблемного обучения позволяет достигнуть тех результатов, которыми должен обладать выпускник начальной школы.


Список литературы
1. Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», М: Просвещение, 2010

2. Брызгалова С.И. «Проблемное обучение в начальной школе. Учебное пособие», Калининград, 1998

3. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Тырин С.В. «Окружающий мир 3 класс часть 1», М.: «Баласс», 2012

4. Гузеев В.В. «Образовательная технология: от приёма до философии», М., 2003

5. Ковалёва Г.С., Логинова О.Б. «Планируемые результаты начального общего образования», М.: «Просвещение», 2011

6. Матюшкин А.М. «Проблемные ситуации в мышлении и обучении», М., 1972

7. Махмутов М.И. «Проблемное обучение», М.: Педагогика, 2007

8. Поташник М.М., Левит М.В. «Как подготовить и провести современный урок», М.: «Просвещение», 2003

9. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии», М.: Просвещение, 1998

10. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, М.: «Просвещение», 2012

Перечень электронных ресурсов

  1. Сайт образовательной системы «Школа 2100» http//www.shcool2100.ru

  2. Сообщество взаимопомощи учителей «Pedsovet.su» http//www.pedsovet.su

  3. Официальный сайт Фестиваля педагогических идей «открытый урок» http//www.festival@1september.ru


Приложение 1

Фрагмент урок математики.

Тема: «Правило проверки решения уравнения».

- За 5 секунд (короткое, ограниченное время) найдите правильно решённое уравнение:    

2 + х = 6              2 + х = 6        2+ x =6

х = 6 + 2             х = 6 - 2          x= 6-2

х = 8                    х = 3                 x= 4

- Почему не все справились с заданием? (Не хватило времени)

- Почему? (Пытался проследить правильность хода решения и не успел вычислить)

- А надо ли было вычислять? (Нет, т.к. есть результат)

- Что же надо было сделать? (Подставить вместо x значение)

- Подставьте. Теперь все нашли правильно решённое уравнение?

- Какова будет цель нашего урока? (Учиться выполнять проверку уравнения)

Приложение 2

Фрагмент урока русского языка, в котором работа строится с использованием приема «Лови ошибку»

Описание приема.

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из полученных раннее знаний;

Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенные задания, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.