Файл: Курсовая работа технологии проблемного обучения как средство.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сергеивна или Сергеевна
Д. – «Сергеевна», суффикс –евн– образует отчества.
Ирачка или Ирочка
Д. – Пишем суффикс –очк–, нет суффикса –ачк–.
зайчонок или зайчёнок
Разбирая слова «ежонок или ежёнок», перед детьми встает проблема.
Д. – Здесь суффикс –онок– .
Д. – А может –ёнок–? При произношении слышу мягкий согл и гласн. [o].
Д. – А [ч] всегда мягкий, может ему не нужен показатель мягкости?
Д. – может есть и суффикс –онок–, и суффикс –ёнок–?
У. – Можем ли мы сейчас ответить на эти вопросы?
У. – Определите тему нашего урока.
Д. – Мы познакомимся с новыми суффиксами и научимся их писать.
У. – Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?
Д. – Узнать, есть ли суффикс –онок–, и суффикс –ёнок–, или только один суффикс. Научиться писать слова с новыми суффиксами.
Д. – Познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами –онок–и –ёнок–.
У. – Как мы можем узнать об этом?
Д. – Можно прочитать правило в учебнике. Можно самим вывести это правило.
У. – Какой путь вы выбираете?
Д. – Вывести самим.
У. – Как нужно работать, чтобы понять тему урока?
Д. – Внимательно, усердно, сосредоточенно.
Приложение 3
Предлагаю рассмотреть этап постановки проблемы на фрагменте урока литературного чтения по теме: Басня С.В. Михалкова «Ворона и рак»
Суть в данном случае заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно» сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки и повседневной жизни) либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»).
Анализ | Учитель | Ученики |
| С.В. Михалков уже известен вам как автор многочисленных стихов, сказок, басен и пьес для детей. Сегодня мы будем читать еще одно его произведение. «Ворона и рак». Чтение текста. | Слушают |
| Чтение цепочкой | Читают |
Вопрос на новый материал | Попробуйте определить жанр нового произведения. | -Это сказка о животных -Это басня! |
| Фиксирует мнения на доске | Проблемная ситуация. |
Приложение 4
Этап постановки проблемы на фрагменте урока русского языка по теме «Правила переноса».
Анализ | Учитель | Ученики |
| -Прочитайте слова на доске. -Объясните орфограммы. -Теперь я загадаю вам загадку (ворона) -Напишу слово «ворона» (продолжает запись) -Что мне делать, ребята? - А что значит перенести? -Какой знак нужен? | -Ночь, суббота, чайка, подъехал Объясняют. Наблюдают, что новое слово на строке не помещается. -Надо перенести. -Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку. -Знак переноса. |
Задание на новый материал | -Помогите перенести мне слово «ворона» Работайте в парах. | Пары добавляют знак переноса в слово «ворона» на своем листке. |
Проверка задания | -Посмотрим, что вы предлагаете. (фиксирует работу на доске) | Варианты: Вор-она воро-на Во-рона ворон-а Проблемная ситуация. |
Приложение 5
Диагностика поведения учащихся в проблемной ситуации.
Цель данной диагностики – проследить за действиями ученика в условиях проблемной ситуации: обнаруживает ли учащийся проблему и осознает ли ее, может ли найти путь решения проблемной ситуации. При этом учитывалось самостоятельно ли ребёнок справился с заданием или получил помощь от учителя.
Для этого были выбраны 4 проблемные ситуации по разным предметам. Ученику предлагались для решения две проблемные ситуации по порядку. Результат наблюдений отмечала знаком «+» при положительном ответе, знаком «−» при отрицательном.
После разрешения первых двух ситуаций, были предложены ещё две, для более точного отслеживания (с учётом помощи и случайного выхода из проблемной ситуации)
Проблемные ситуации, предложенные детям и их краткая характеристика.
1) С помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке?
Для данной диагностики была предложена следующая запись:
у, вы, за, при, летел, под, с, до, пере
Одним из вариантов ответов будет - за счет приставок. Затем было предложено образовать новые слова, выделить приставки.
2) Дана запись: 5, 13, 21, …. Продолжи ряд чисел.
(Ученик находит закономерность: каждое последующее число больше предыдущего на 8. Значит ряд продолжим таким образом: 5, 13, 21, 29, 37, 45, 53, …)
После этого были предложены ещё две аналогичные ситуации.
3) ищ, ик, кот, ок, ёнок
С помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке, кроме приставок? Для этого можно использовать суффиксы. Образуй новые слова и выдели в них суффикс.
4) Дан числовой ряд: «69, 60, 51, …». Продолжи запись.
(Ученик устанавливает закономерность: каждое следующее число меньше предыдущего на 9. И продолжает запись следующим образом: 69, 60,51, 42,33,24,15,6,… )
Приложение 6
Памятка для построения урока, основанного на использовании технологии проблемного обучения.
I. Организационный момент
- вовлечение детей в деятельность
2. Актуализация знаний
- воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых для «открытия» нового знания;
- фиксирование затруднения в деятельности
3. Постановка учебной проблемы
- определение затруднения, его место- определение необходимости нового знания
4. «Открытие» учащимися нового знания
- выдвижение гипотезы;
- проверка гипотезы
5. Первичное закрепление - внешнее оформление новых алгоритмов
- фиксирование уже оформленного знания
6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе
- самостоятельное решение типовых заданий;
- самостоятельная проверка своих работ по эталону
7. Повторение
- включение нового материала в систему знаний;
- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала
8.Итог урока
- рефлексия деятельности на уроке;
- самооценка учащимися собственной деятельности