Файл: Курсовая работа технологии проблемного обучения как средство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сергеивна или Сергеевна

Д. – «Сергеевна», суффикс –евн– образует отчества.

Ирачка или Ирочка

Д. – Пишем суффикс –очк–, нет суффикса –ачк–.

зайчонок или зайчёнок

Разбирая слова «ежонок или ежёнок», перед детьми встает проблема.

Д. – Здесь суффикс –онок– .

Д. – А может –ёнок–? При произношении слышу мягкий согл и гласн. [o].

Д. – А [ч] всегда мягкий, может ему не нужен показатель мягкости?

Д. – может есть и суффикс –онок–, и суффикс –ёнок–?

У. – Можем ли мы сейчас ответить на эти вопросы?

У. – Определите тему нашего урока.

Д. –  Мы познакомимся с новыми суффиксами и научимся их писать.

У. – Какие задачи мы поставим  перед собой на уроке?

Д. –  Узнать, есть ли суффикс –онок–, и суффикс –ёнок–, или только один суффикс. Научиться писать слова с новыми суффиксами. 

Д. –  Познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами –онок–и –ёнок–. 

У. – Как мы можем узнать об этом?

Д. –  Можно прочитать правило в учебнике. Можно самим вывести это правило.

У. –  Какой путь вы выбираете?

Д. –  Вывести самим.

У. –  Как нужно работать, чтобы понять тему урока?

Д. – Внимательно, усердно, сосредоточенно.

Приложение 3

       Предлагаю рассмотреть этап постановки проблемы на фрагменте урока литературного чтения по теме: Басня С.В. Михалкова «Ворона и рак»

      Суть в данном случае заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно» сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки и повседневной жизни) либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»).

Анализ

Учитель

Ученики

 

С.В. Михалков уже известен вам как автор многочисленных стихов, сказок, басен и пьес для детей. Сегодня мы будем читать еще одно его произведение. «Ворона и рак». Чтение текста.

 

 

 

Слушают

 

Чтение цепочкой

Читают

Вопрос на новый материал

Попробуйте определить жанр нового произведения.

-Это сказка о животных

-Это басня!

 

Фиксирует мнения на доске

Проблемная ситуация.



 
       
Приложение 4

Этап постановки проблемы на фрагменте урока  русского языка по теме «Правила переноса».

Анализ

Учитель

Ученики

 

-Прочитайте слова на доске.

 

-Объясните орфограммы.

-Теперь я загадаю вам загадку

(ворона)

-Напишу слово «ворона» (продолжает запись)

 -Что мне делать, ребята?

- А что значит перенести?

-Какой знак нужен?

-Ночь, суббота, чайка, подъехал

Объясняют.

 

Наблюдают, что новое слово на строке не помещается.

-Надо перенести.

-Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.

-Знак переноса.

Задание на новый материал

-Помогите перенести мне слово «ворона»

Работайте в парах.

Пары добавляют знак переноса в слово «ворона» на своем листке.

Проверка

задания

-Посмотрим, что вы предлагаете.

 (фиксирует работу на доске)

Варианты:

Вор-она  воро-на

Во-рона ворон-а

Проблемная ситуация.


Приложение 5

Диагностика поведения учащихся в проблемной ситуации.
Цель данной диагностики – проследить за действиями ученика в условиях проблемной ситуации: обнаруживает ли учащийся проблему и осознает ли ее, может ли найти путь решения проблемной ситуации. При этом учитывалось самостоятельно ли ребёнок справился с заданием или получил помощь от учителя.
Для этого были выбраны 4 проблемные ситуации по разным предметам. Ученику предлагались для решения две проблемные ситуации по порядку. Результат наблюдений отмечала знаком «+» при положительном ответе, знаком «−» при отрицательном.
После разрешения первых двух ситуаций, были предложены ещё две, для более точного отслеживания (с учётом помощи и случайного выхода из проблемной ситуации)
Проблемные ситуации, предложенные детям и их краткая характеристика.
1) С помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке?
Для данной диагностики была предложена следующая запись:
у, вы, за, при, летел, под, с, до, пере
Одним из вариантов ответов будет - за счет приставок. Затем было предложено образовать новые слова, выделить приставки.
2) Дана запись: 5, 13, 21, …. Продолжи ряд чисел.
(Ученик находит закономерность: каждое последующее число больше предыдущего на 8. Значит ряд продолжим таким образом: 5, 13, 21, 29, 37, 45, 53, …)


После этого были предложены ещё две аналогичные ситуации.
3) ищ, ик, кот, ок, ёнок                                                                            
С помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке, кроме приставок? Для этого можно использовать суффиксы. Образуй новые слова и выдели в них суффикс.
4) Дан числовой ряд: «69, 60, 51, …». Продолжи запись.
(Ученик устанавливает закономерность: каждое следующее число меньше предыдущего на 9. И продолжает запись следующим образом: 69, 60,51, 42,33,24,15,6,…  )

Приложение 6

Памятка для построения урока, основанного на использовании технологии проблемного обучения.
I. Организационный момент
- вовлечение детей в деятельность
2. Актуализация знаний
- воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых для «открытия» нового знания;
- фиксирование затруднения в деятельности
3. Постановка учебной проблемы
- определение затруднения, его место- определение необходимости нового знания
4. «Открытие» учащимися нового знания
- выдвижение гипотезы;
- проверка гипотезы
5. Первичное закрепление - внешнее оформление новых алгоритмов
- фиксирование уже оформленного знания
6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе
- самостоятельное решение типовых заданий;
- самостоятельная проверка своих работ по эталону
7. Повторение
- включение нового материала в систему знаний;
- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала
8.Итог урока
- рефлексия деятельности на уроке;
- самооценка учащимися собственной деятельности