Файл: Управление финансами коммерческих организаций на оптимизации налогообложения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10

То есть, у субъектов оптимизации налогообложения цели оптимизации будут в большинстве случаев разнонаправлены. Хотя, в части стремления государства увеличить доходную часть бюджета, всестороннего стремления по максимизации налоговых доходов не будет в силу следующих причин:

• изъять в пользу государства в форме налоговых платежей все ресурсы кредитных организаций нельзя, поскольку государству необходима действующая банковская система, у которой в наличии после налогообложения должны оставаться ресурсы для функционирования;

• если ограничить сферу налогообложения и рассматривать процесс уплаты налогов только в его денежной части, то необходимо отметить, что в обороте финансового сектора должна оставаться определенная денежная масса, как регулятор экономических процессов.

Надо отдать должное и хозяйствующим субъектам, которые в случае добросовестности не будут заинтересованы в сведении налоговых обязательств к нулю, поскольку в этом случае социальная (в том числе пенсионная) защита населения ляжет в части их сотрудников полностью на них, так как у государства будут отсутствовать ресурсы для выполнения своих социальнонаправленных обязательств.

Таким образом, под основным критерием оптимизации налогообложения кредитных организаций целесообразно понимать установление баланса между показателями величин налоговых доходов (обязательств), которые с одной стороны позволяют удовлетворить потребность государства в ресурсах, необходимых для реализации функций, возложенных на него, а с другой будут минимальными законно исчисленными и уплаченными коммерческими кредитной организациими.
1.2. Этапы налоговой оптимизации кредитных организаций
Оптимизация налогообложения кредитных организаций, как и любой процесс, можно представить как последовательную реализацию подпроцессов, реализуемых поочередно и именуемых этапами. Если представить оптимизацию налогообложения в виде постановки задачи, то «процесс нахождения оптимального решения, как правило, состоит из четырех этапов: формулировки проблемы, построения модели, нахождения оптимального модельного решения, проверки адекватности модели».11

Щербакова Е.М. накладывая на данное деление содержание «оптимизация налогообложения», которое взято за основу ее научной работы, этапы налогообложения излагает в следующем виде:


- определение факторов, нарушающих равновесие основного критерия оптимальности налогообложения;

- поиск и разработка мероприятий, реализация которых восстановит равновесие;

- построение и проверка системы моделей поведения участников оптимизации налогообложения;

- нивелирование выявленных на теоретическом уровне проверки недостатков и пробелов сформированного перечня мер по восстановлению оптимизации налогообложения;

- реализация оптимизационных мероприятий;

- сбор данных и анализ результатов осуществленных мер, и их последующая корректировка (при наличии необходимости) для более эффективной реализации поставленной задачи.

Рассмотрим этапы налоговой оптимизации:

1) первый этап: выбирается место нахождения организации (ее руководящих органов, основных производственных и коммерческих помещений), которое позволит уменьшить налоговые платежи;

2) второй этап: выбор подходящей для данной сферы деятельности правовой формы организации, которая также влияет на объем выплат;

3) третий этап: разработка способов для наиболее эффективного использования возможностей налогового законодательства, например, налоговых льгот при оценке облагаемого дохода;

4) четвертый этап: определение путей наиболее рационального использования оборотных средств, размещения полученной прибыли и иных накоплений, определение оптимальных способов и методов рационализации.

Александров И.М. предлагает семь этапом налоговой оптимизации, которая приведена в таблице 2.
Таблица 2 – Этапы налоговой оптимизации по мнению Александрова И.М.

Этапы

Характеристика этапа

Первый этап

первый этап момент создания коммерческой организации, когда формулируются цели и задачи нового образования, определяется, следует ли 8использовать те налоговые льготы, которые предоставлены законодательством

Второй этап

второй этап — выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения организации и ее структурных подразделений

Третий этап

третий этап — выбор одной из существующих организационно правовых форм юридического лица или формы предпринимательства без образования юридического лица

Четвертый этап

анализ всех предоставленных налоговым законодательством льгот по каждому из налогов

Пятый этап

анализ всех возможных форм сделок, планируемых в коммерческой деятельности, с точки зрения минимизации совокупных налоговых платежей

Шестой этап

решение вопроса о рациональном размещении активов и прибыли предприятия, имея в виду не только предполагаемую доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода


Источник: Александров, И. М. Налоги и налогообложение: учебник / И. М. Александров. – 9-е изд., пере раб. и доп. – М. : Дашков и К`, 2009. – 318 с

Первые три этапа налоговой оптимизации происходят только один
раз до регистрации организации, а остальные относятся к текущей
деятельности и должны осуществляться постоянно в ходе процесса
хозяйственной деятельности на всех ее уровнях. Налоговую оптимизацию
в зависимости от периода времени, в котором она проводится, можно
подразделить на перспективную и текущую. Перспективная налоговая оптимизация заключается в применении таких приемов и способов, которые уменьшают налоги в процессе всей деятельности налогоплательщика. Подобная оптимизация достигается посредством правильной постановки на предприятии бухгалтерского и налогового учета, грамотного применения налоговых льгот
и освобождений. Текущая налоговая оптимизация заключается в применении
совокупности методов, позволяющих снижать налоги в каждом конкретном
случае в отдельно взятом налоговом периоде, например, при осуществлении12

Минимизация налоговых платежей в процессе налоговой оптимизации различается на уровне хозяйствующих субъектов в зависимости от разных этапов становления и функционирования организации. Селезнева Н.Н. выделяет следующие этапы налоговой оптимизации (рисунок 1).13


Этапы налоговой оптимизации




Налоговое планирование на стадии проектирования и создания организации

Налоговое планирование на стадии функционирования организации



- соблюдение правил взаимоотношения плательщика с налоговыми органами, кредитной организациими;

- знание прав, обязанностей и ответственности налогоплательщика;

- оценку налоговых последствий учетной политики;

- использование оптимальных форм договоров для минимизации налоговой базы по отдельным налогам;

- принятие решений по наиболее рациональному размещению активов и прибыли и по проблемам инвестирования и аккумулирования средств;

- реорганизацию предприятия с целью снижения налогообложения.




  1. выбор места регистрации организации;

  2. места расположения:

- руководящих органов;

- филиалов;

- дочерних и зависимых обществ.



Рисунок 1 - Этапы налоговой оптимизации

Исходя из рисунка, мы можем сделать вывод, что Селезнева Н.Н. выделяет налоговую оптимизация на стадии создания организации и функционирования. На первой стадии определяется место регистрации и расположения организации, а на второй стадии соблюдаются правила взаимоотношения между налогоплательщиком и налоговым органом, также для минимизации налогов используются оптимальные формы договоров и т.д.

Таким образом, не смотря на необходимость налоговых платежей и строгость налогового законодательства, предприятие имеет возможность минимизировать свои налоговые платежи при наличии грамотного налогового планирования. Для данных целей применяется налоговая оптимизация, состоящая из общих и специальных методов.
1.3. Принципы и подходы к оптимизации налогообложения кредитных организаций
Говоря о составе принципов, на которых базируется оптимизация налогообложения, необходимо отметить, что он будет обусловлен совокупностью принципов налогообложения, принципов оптимизации, а также принципов, которые можно применить исключительно при оптимизации налогообложения, поскольку принципы налогообложения и оптимизации не во всех случаях могут быть применимы по отношению друг к другу в полном объеме, вследствие чего возникает необходимость формулирования отдельного перечня.14

Существует позиция, согласно которой «на современном этапе принципы налогообложения – это, по сути, основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начала осуществления налоговых отношений, представляющие собой, с одной стороны, систему координат, в рамках которой развивается налоговая система, а с другой стороны, вектор, определяющий направление развития налогообложения».

Лермонтов Ю.М. в своей книге «Оптимизация налоговых платежей» выделяет следующие принципы оптимизации налогообложения:

  • принцип адекватности затрат;

  • принцип юридического соответствия;

  • принцип конфиденциальности;

  • принцип подконтрольности;

  • принцип допустимого сочетания формы и содержания;

  • принцип нейтралитета;

  • принцип диверсификации;

  • принцип автономности.15


Рассматривая перечисленные принципы, автор исходил из того, что оптимизацию налогообложения осуществляет исключительно налогоплательщик. Однако, исходя из определения, которое было выведено в статье Щербаковой Е.М. «Оптимизация налогообложения: сходство и различия во взглядах на природу процесса», можно сделать вывод, что в качестве субъекта оптимизации может выступать и налоговый орган, и государство. Соответственно, из перечисленных принципов в единый перечень можно будет включить только те, которые допускают участие государства и налоговых органов в процессе оптимизации. Принципы оптимизации налогообложения, представленные Щербаковой Е.М. приведены в рисунке 2.