Файл: Управление финансами коммерческих организаций на оптимизации налогообложения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10
То есть, у субъектов оптимизации налогообложения цели оптимизации будут в большинстве случаев разнонаправлены. Хотя, в части стремления государства увеличить доходную часть бюджета, всестороннего стремления по максимизации налоговых доходов не будет в силу следующих причин:
• изъять в пользу государства в форме налоговых платежей все ресурсы кредитных организаций нельзя, поскольку государству необходима действующая банковская система, у которой в наличии после налогообложения должны оставаться ресурсы для функционирования;
• если ограничить сферу налогообложения и рассматривать процесс уплаты налогов только в его денежной части, то необходимо отметить, что в обороте финансового сектора должна оставаться определенная денежная масса, как регулятор экономических процессов.
Надо отдать должное и хозяйствующим субъектам, которые в случае добросовестности не будут заинтересованы в сведении налоговых обязательств к нулю, поскольку в этом случае социальная (в том числе пенсионная) защита населения ляжет в части их сотрудников полностью на них, так как у государства будут отсутствовать ресурсы для выполнения своих социальнонаправленных обязательств.
Таким образом, под основным критерием оптимизации налогообложения кредитных организаций целесообразно понимать установление баланса между показателями величин налоговых доходов (обязательств), которые с одной стороны позволяют удовлетворить потребность государства в ресурсах, необходимых для реализации функций, возложенных на него, а с другой будут минимальными законно исчисленными и уплаченными коммерческими кредитной организациими.
1.2. Этапы налоговой оптимизации кредитных организаций
Оптимизация налогообложения кредитных организаций, как и любой процесс, можно представить как последовательную реализацию подпроцессов, реализуемых поочередно и именуемых этапами. Если представить оптимизацию налогообложения в виде постановки задачи, то «процесс нахождения оптимального решения, как правило, состоит из четырех этапов: формулировки проблемы, построения модели, нахождения оптимального модельного решения, проверки адекватности модели».11
Щербакова Е.М. накладывая на данное деление содержание «оптимизация налогообложения», которое взято за основу ее научной работы, этапы налогообложения излагает в следующем виде:
- определение факторов, нарушающих равновесие основного критерия оптимальности налогообложения;
- поиск и разработка мероприятий, реализация которых восстановит равновесие;
- построение и проверка системы моделей поведения участников оптимизации налогообложения;
- нивелирование выявленных на теоретическом уровне проверки недостатков и пробелов сформированного перечня мер по восстановлению оптимизации налогообложения;
- реализация оптимизационных мероприятий;
- сбор данных и анализ результатов осуществленных мер, и их последующая корректировка (при наличии необходимости) для более эффективной реализации поставленной задачи.
Рассмотрим этапы налоговой оптимизации:
1) первый этап: выбирается место нахождения организации (ее руководящих органов, основных производственных и коммерческих помещений), которое позволит уменьшить налоговые платежи;
2) второй этап: выбор подходящей для данной сферы деятельности правовой формы организации, которая также влияет на объем выплат;
3) третий этап: разработка способов для наиболее эффективного использования возможностей налогового законодательства, например, налоговых льгот при оценке облагаемого дохода;
4) четвертый этап: определение путей наиболее рационального использования оборотных средств, размещения полученной прибыли и иных накоплений, определение оптимальных способов и методов рационализации.
Александров И.М. предлагает семь этапом налоговой оптимизации, которая приведена в таблице 2.
Таблица 2 – Этапы налоговой оптимизации по мнению Александрова И.М.
Источник: Александров, И. М. Налоги и налогообложение: учебник / И. М. Александров. – 9-е изд., пере раб. и доп. – М. : Дашков и К`, 2009. – 318 с
Первые три этапа налоговой оптимизации происходят только один
раз до регистрации организации, а остальные относятся к текущей
деятельности и должны осуществляться постоянно в ходе процесса
хозяйственной деятельности на всех ее уровнях. Налоговую оптимизацию
в зависимости от периода времени, в котором она проводится, можно
подразделить на перспективную и текущую. Перспективная налоговая оптимизация заключается в применении таких приемов и способов, которые уменьшают налоги в процессе всей деятельности налогоплательщика. Подобная оптимизация достигается посредством правильной постановки на предприятии бухгалтерского и налогового учета, грамотного применения налоговых льгот
и освобождений. Текущая налоговая оптимизация заключается в применении
совокупности методов, позволяющих снижать налоги в каждом конкретном
случае в отдельно взятом налоговом периоде, например, при осуществлении12
Минимизация налоговых платежей в процессе налоговой оптимизации различается на уровне хозяйствующих субъектов в зависимости от разных этапов становления и функционирования организации. Селезнева Н.Н. выделяет следующие этапы налоговой оптимизации (рисунок 1).13
Этапы налоговой оптимизации
Налоговое планирование на стадии проектирования и создания организации
Налоговое планирование на стадии функционирования организации
- соблюдение правил взаимоотношения плательщика с налоговыми органами, кредитной организациими;
- знание прав, обязанностей и ответственности налогоплательщика;
- оценку налоговых последствий учетной политики;
- использование оптимальных форм договоров для минимизации налоговой базы по отдельным налогам;
- принятие решений по наиболее рациональному размещению активов и прибыли и по проблемам инвестирования и аккумулирования средств;
- реорганизацию предприятия с целью снижения налогообложения.
- руководящих органов;
- филиалов;
- дочерних и зависимых обществ.
Рисунок 1 - Этапы налоговой оптимизации
Исходя из рисунка, мы можем сделать вывод, что Селезнева Н.Н. выделяет налоговую оптимизация на стадии создания организации и функционирования. На первой стадии определяется место регистрации и расположения организации, а на второй стадии соблюдаются правила взаимоотношения между налогоплательщиком и налоговым органом, также для минимизации налогов используются оптимальные формы договоров и т.д.
Таким образом, не смотря на необходимость налоговых платежей и строгость налогового законодательства, предприятие имеет возможность минимизировать свои налоговые платежи при наличии грамотного налогового планирования. Для данных целей применяется налоговая оптимизация, состоящая из общих и специальных методов.
1.3. Принципы и подходы к оптимизации налогообложения кредитных организаций
Говоря о составе принципов, на которых базируется оптимизация налогообложения, необходимо отметить, что он будет обусловлен совокупностью принципов налогообложения, принципов оптимизации, а также принципов, которые можно применить исключительно при оптимизации налогообложения, поскольку принципы налогообложения и оптимизации не во всех случаях могут быть применимы по отношению друг к другу в полном объеме, вследствие чего возникает необходимость формулирования отдельного перечня.14
Существует позиция, согласно которой «на современном этапе принципы налогообложения – это, по сути, основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начала осуществления налоговых отношений, представляющие собой, с одной стороны, систему координат, в рамках которой развивается налоговая система, а с другой стороны, вектор, определяющий направление развития налогообложения».
Лермонтов Ю.М. в своей книге «Оптимизация налоговых платежей» выделяет следующие принципы оптимизации налогообложения:
Рассматривая перечисленные принципы, автор исходил из того, что оптимизацию налогообложения осуществляет исключительно налогоплательщик. Однако, исходя из определения, которое было выведено в статье Щербаковой Е.М. «Оптимизация налогообложения: сходство и различия во взглядах на природу процесса», можно сделать вывод, что в качестве субъекта оптимизации может выступать и налоговый орган, и государство. Соответственно, из перечисленных принципов в единый перечень можно будет включить только те, которые допускают участие государства и налоговых органов в процессе оптимизации. Принципы оптимизации налогообложения, представленные Щербаковой Е.М. приведены в рисунке 2.
То есть, у субъектов оптимизации налогообложения цели оптимизации будут в большинстве случаев разнонаправлены. Хотя, в части стремления государства увеличить доходную часть бюджета, всестороннего стремления по максимизации налоговых доходов не будет в силу следующих причин:
• изъять в пользу государства в форме налоговых платежей все ресурсы кредитных организаций нельзя, поскольку государству необходима действующая банковская система, у которой в наличии после налогообложения должны оставаться ресурсы для функционирования;
• если ограничить сферу налогообложения и рассматривать процесс уплаты налогов только в его денежной части, то необходимо отметить, что в обороте финансового сектора должна оставаться определенная денежная масса, как регулятор экономических процессов.
Надо отдать должное и хозяйствующим субъектам, которые в случае добросовестности не будут заинтересованы в сведении налоговых обязательств к нулю, поскольку в этом случае социальная (в том числе пенсионная) защита населения ляжет в части их сотрудников полностью на них, так как у государства будут отсутствовать ресурсы для выполнения своих социальнонаправленных обязательств.
Таким образом, под основным критерием оптимизации налогообложения кредитных организаций целесообразно понимать установление баланса между показателями величин налоговых доходов (обязательств), которые с одной стороны позволяют удовлетворить потребность государства в ресурсах, необходимых для реализации функций, возложенных на него, а с другой будут минимальными законно исчисленными и уплаченными коммерческими кредитной организациими.
1.2. Этапы налоговой оптимизации кредитных организаций
Оптимизация налогообложения кредитных организаций, как и любой процесс, можно представить как последовательную реализацию подпроцессов, реализуемых поочередно и именуемых этапами. Если представить оптимизацию налогообложения в виде постановки задачи, то «процесс нахождения оптимального решения, как правило, состоит из четырех этапов: формулировки проблемы, построения модели, нахождения оптимального модельного решения, проверки адекватности модели».11
Щербакова Е.М. накладывая на данное деление содержание «оптимизация налогообложения», которое взято за основу ее научной работы, этапы налогообложения излагает в следующем виде:
- определение факторов, нарушающих равновесие основного критерия оптимальности налогообложения;
- поиск и разработка мероприятий, реализация которых восстановит равновесие;
- построение и проверка системы моделей поведения участников оптимизации налогообложения;
- нивелирование выявленных на теоретическом уровне проверки недостатков и пробелов сформированного перечня мер по восстановлению оптимизации налогообложения;
- реализация оптимизационных мероприятий;
- сбор данных и анализ результатов осуществленных мер, и их последующая корректировка (при наличии необходимости) для более эффективной реализации поставленной задачи.
Рассмотрим этапы налоговой оптимизации:
1) первый этап: выбирается место нахождения организации (ее руководящих органов, основных производственных и коммерческих помещений), которое позволит уменьшить налоговые платежи;
2) второй этап: выбор подходящей для данной сферы деятельности правовой формы организации, которая также влияет на объем выплат;
3) третий этап: разработка способов для наиболее эффективного использования возможностей налогового законодательства, например, налоговых льгот при оценке облагаемого дохода;
4) четвертый этап: определение путей наиболее рационального использования оборотных средств, размещения полученной прибыли и иных накоплений, определение оптимальных способов и методов рационализации.
Александров И.М. предлагает семь этапом налоговой оптимизации, которая приведена в таблице 2.
Таблица 2 – Этапы налоговой оптимизации по мнению Александрова И.М.
Этапы | Характеристика этапа |
Первый этап | первый этап момент создания коммерческой организации, когда формулируются цели и задачи нового образования, определяется, следует ли 8использовать те налоговые льготы, которые предоставлены законодательством |
Второй этап | второй этап — выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения организации и ее структурных подразделений |
Третий этап | третий этап — выбор одной из существующих организационно правовых форм юридического лица или формы предпринимательства без образования юридического лица |
Четвертый этап | анализ всех предоставленных налоговым законодательством льгот по каждому из налогов |
Пятый этап | анализ всех возможных форм сделок, планируемых в коммерческой деятельности, с точки зрения минимизации совокупных налоговых платежей |
Шестой этап | решение вопроса о рациональном размещении активов и прибыли предприятия, имея в виду не только предполагаемую доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода |
Источник: Александров, И. М. Налоги и налогообложение: учебник / И. М. Александров. – 9-е изд., пере раб. и доп. – М. : Дашков и К`, 2009. – 318 с
Первые три этапа налоговой оптимизации происходят только один
раз до регистрации организации, а остальные относятся к текущей
деятельности и должны осуществляться постоянно в ходе процесса
хозяйственной деятельности на всех ее уровнях. Налоговую оптимизацию
в зависимости от периода времени, в котором она проводится, можно
подразделить на перспективную и текущую. Перспективная налоговая оптимизация заключается в применении таких приемов и способов, которые уменьшают налоги в процессе всей деятельности налогоплательщика. Подобная оптимизация достигается посредством правильной постановки на предприятии бухгалтерского и налогового учета, грамотного применения налоговых льгот
и освобождений. Текущая налоговая оптимизация заключается в применении
совокупности методов, позволяющих снижать налоги в каждом конкретном
случае в отдельно взятом налоговом периоде, например, при осуществлении12
Минимизация налоговых платежей в процессе налоговой оптимизации различается на уровне хозяйствующих субъектов в зависимости от разных этапов становления и функционирования организации. Селезнева Н.Н. выделяет следующие этапы налоговой оптимизации (рисунок 1).13
Этапы налоговой оптимизации
Налоговое планирование на стадии проектирования и создания организации
Налоговое планирование на стадии функционирования организации
- соблюдение правил взаимоотношения плательщика с налоговыми органами, кредитной организациими;
- знание прав, обязанностей и ответственности налогоплательщика;
- оценку налоговых последствий учетной политики;
- использование оптимальных форм договоров для минимизации налоговой базы по отдельным налогам;
- принятие решений по наиболее рациональному размещению активов и прибыли и по проблемам инвестирования и аккумулирования средств;
- реорганизацию предприятия с целью снижения налогообложения.
-
выбор места регистрации организации; -
места расположения:
- руководящих органов;
- филиалов;
- дочерних и зависимых обществ.
Рисунок 1 - Этапы налоговой оптимизации
Исходя из рисунка, мы можем сделать вывод, что Селезнева Н.Н. выделяет налоговую оптимизация на стадии создания организации и функционирования. На первой стадии определяется место регистрации и расположения организации, а на второй стадии соблюдаются правила взаимоотношения между налогоплательщиком и налоговым органом, также для минимизации налогов используются оптимальные формы договоров и т.д.
Таким образом, не смотря на необходимость налоговых платежей и строгость налогового законодательства, предприятие имеет возможность минимизировать свои налоговые платежи при наличии грамотного налогового планирования. Для данных целей применяется налоговая оптимизация, состоящая из общих и специальных методов.
1.3. Принципы и подходы к оптимизации налогообложения кредитных организаций
Говоря о составе принципов, на которых базируется оптимизация налогообложения, необходимо отметить, что он будет обусловлен совокупностью принципов налогообложения, принципов оптимизации, а также принципов, которые можно применить исключительно при оптимизации налогообложения, поскольку принципы налогообложения и оптимизации не во всех случаях могут быть применимы по отношению друг к другу в полном объеме, вследствие чего возникает необходимость формулирования отдельного перечня.14
Существует позиция, согласно которой «на современном этапе принципы налогообложения – это, по сути, основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начала осуществления налоговых отношений, представляющие собой, с одной стороны, систему координат, в рамках которой развивается налоговая система, а с другой стороны, вектор, определяющий направление развития налогообложения».
Лермонтов Ю.М. в своей книге «Оптимизация налоговых платежей» выделяет следующие принципы оптимизации налогообложения:
-
принцип адекватности затрат; -
принцип юридического соответствия; -
принцип конфиденциальности; -
принцип подконтрольности; -
принцип допустимого сочетания формы и содержания; -
принцип нейтралитета; -
принцип диверсификации; -
принцип автономности.15
Рассматривая перечисленные принципы, автор исходил из того, что оптимизацию налогообложения осуществляет исключительно налогоплательщик. Однако, исходя из определения, которое было выведено в статье Щербаковой Е.М. «Оптимизация налогообложения: сходство и различия во взглядах на природу процесса», можно сделать вывод, что в качестве субъекта оптимизации может выступать и налоговый орган, и государство. Соответственно, из перечисленных принципов в единый перечень можно будет включить только те, которые допускают участие государства и налоговых органов в процессе оптимизации. Принципы оптимизации налогообложения, представленные Щербаковой Е.М. приведены в рисунке 2.