Файл: Социальноправовая защита женщин в современной России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 1436

Скачиваний: 30

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Особое внимание в системе мер государственной политики должно быть уделено повышению конкурентоспособности женской рабочей силы на базе широко развитого обучения.

Устойчивая практика «закрепленности» за женщиной всего, что касается семьи, политика по отношению к семье, процессы, происходящие в ней, имеют реальные отрицательные последствия. Политика государства, в результате которой многие (почти все) семейные льготы закреплены фактически за работающей матерью, сделала женщин наиболее уязвимыми на рынке труда. Этот «урок» должен быть учтен при разработке социальной политики на всех уровнях.

Решение проблемы должно базироваться на правовых нормах, регулирующих положение работников с семейными обязанностями в труде, семье, обществе, разработанных с учетом накопленного опыта.

В настоящее время в Кабардино-Балкарии идет процесс формирования национального механизма по обеспечению равных прав и возможностей, ликвидации дискриминации в отношении женщин. Некоторые элементы данного механизма уже действуют.

При Президенте КБР действует Республиканская Комиссия по вопросам улучшения положения женщин, семьи и детства, вырабатывающая рекомендации государственной политики, направленной на защиту прав и интересов женщин, семьи и детства.

В структуре Министерства труда и социального развития функционирует Департамент по делам семьи, материнства, отцовства и детства, участвующий в разработке и координации проведения единой государственной политики в отношении семьи, достижения социального равенства женщины, изменения ее положения в обществе.

Однако, ни одна из вышеперечисленных структур в отдельности, ни все эти структуры вместе взятые не обладают достаточными ресурсами и полномочиями для обеспечения и реализации последовательной политики равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. Необходимо, чтобы вопросы ее реализации входили в компетенцию органов исполнительной власти всех уровней и органов местного самоуправления.

Сложность, комплексность социальных проблем женщин, переплетенность их причин с общей социально-экономической и социально-психологической проблематикой общества определяет необходимость системного подхода к их разрешению, привлечения самых разнообразных технологий для получения конкретных позитивных результатов.

На первом месте, безусловно, должно стоять гарантирование
возможности для женщин найти работу, которая позволила бы как обеспечить себя и при необходимости свою семью, так и реализовать личностный потенциал женщины, включая его семейные и в несемейные составляющие. Согласно исследованиям, потребность женщин иметь работу вне дома обусловлена тремя группами мотивов:

Во-первых, это необходимость второго заработка в семье, так как концепция "семейной зарплаты", характерная для многих стран в первой половине XX века и предусматривавшая в цене рабочей силы средства на содержание семьи, во-первых, устарела в настоящее время, а в нашей стране вообще не привилась. Для обеспечения семьи с детьми необходим заработок, как отца, так и матери. В случае же, если в семье единственный родитель, то его зарплата является важнейшим (иногда - единственным) источником ее доходов. Не секрет, что из всего количества неполных семей отцовские составляют только 6,9%, во всех остальных случаях единственный источник зарплаты в доме - мать. Пособия на детей составляют в среднем не более 10% от общих расходов на них.

Во-вторых, работа женщины - важнейшее средство "социальной страховки" как для нее самой, так и для ее семьи. В условиях нарастающей безработицы, массовых невыплат зарплаты работа обоих супругов, желательно в разных местах, может служить хотя бы относительной гарантией выживания семьи.

Семейная нестабильность, опасность распадения, висящая даже над внешне благополучными браками, заставляет женщину в ряде случаев стремиться сохранить свой статус работающей, даже если для этого нет экономических оснований. Кстати, одна из причин ограничения числа желаемых детей всего одним или двумя заключается в известной мере также в нестабильности семьи.

Природные и антропогенные катастрофы, военные действия и национальные конфликты, в которых чаще гибнут мужчины, вызывают повышенный риск овдовения для современных женщин, так что работа представляет собой страховочный фактор еще и по этой причине.

Наконец, в-третьих, для все большего числа женщин, прежде всего, с высоким образовательным статусом, работа является средством самоутверждения, саморазвития, способом получения признания, местом, где можно получить удовольствие от интересного общения, отдых от однообразия домашних дел.

Подобный подход способен еще более усложнить то противоречие, которое уже и так существует из-за наличия ряда льгот для женщин, связанных с деторождением, узаконить второсортность женского труда. Ведь именно перерывы для ухода за малолетними детьми вынуждают в целом более образованных женщин отставать в карьере от сверстников-мужчин, что обусловливает также их более низкий уровень оплаты. Право на более

длительный отпуск может стать для многих женщин повинностью, так как ряд руководителей, в условиях нарастания безработицы, предпочтет сокращать число работающих за счет этой категории женщин, ибо формально это не будет увольнением. Вместе с тем, попытки вернуться на работу после столь длительного отсутствия, с утраченной квалификацией, будут делать женщину еще менее конкурентоспособной, более уязвимой на рынке труда.

Общество, охваченное "патриархатным ренессансом", то есть возрождением представлений о преимуществе мужчин над женщинами, о "естественном биологическом предназначении" женщины, к сожалению, пока не осознает всей опасности нового социального разлома, который с такой стремительностью и глубиной разрастается в нем. Государство поощряет вытеснение женщин из активной социальной жизни для приукрашивания картины безработицы.

Поэтому для женщин единственным вариантом позитивного развития является необходимость скорее изжить иллюзии о возможности чьего-то благодетельного вмешательства в их ситуацию, в положение и благополучие их семей, и строить свою жизнь на максимальном применении принципов личностной независимости и свободы выбора.

Применительно к занятости это должно означать борьбу за достижение таких условий, когда способность к деторождению не будет дискриминирующим фактором на рынке труда. Женщине должно быть предоставлено право, как сочетать материнские и трудовые обязанности (в том числе, имея малолетних детей), так и всецело посвятить себя семье и детям, если такой выбор она считает наилучшим. Проницаемость границ между этими статусами, незатрудненный переход от одного к другому должны обеспечиваться как законодательно, так и системой организационных мероприятий, облегчающих или обеспечивающих женщине адаптацию к изменившимся условиям рынка труда.

Если говорить о собственно гендерных направлениях социальной работы, то в оказании помощи женщинам выделяются три группы задач: по спасению их, по поддержанию функционирования и по развитию. В конкретных индивидуальных и социальных условиях на передний план выходит та или иная целевая группа.

Социально-трудовая реабилитация в условиях безработицы или угрозы безработицы в КБР
заключается в оказании социально-психологической поддержки женщине, фрустрированной своим ущербным положением на рынке труда в ситуации нарастающей безработицы. Кроме того, ей оказывается информационная и порой организационная помощь в поисках нового места работы. Для лучшей адаптации к изменившимся условиям разворачивается деятельность по переподготовке и переобучению женщин дефицитным или более нужным профессиям, хотя в условиях всеобщего кризиса экономики все труднее оказывается изыскать эти профессии. Разумеется, в такой деятельности необходима самая тесная координация усилий учреждений социального обслуживания и служб занятости.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая все вышеизложенное, мы отмечаем, что цель, поставленная в дипломной работе, достигнута, а задачи – выполнены. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в России проводится определенная работа, направленная на улучшение положения женщин в обществе. Но делается это не на самом высоком уровне. На всех этапах жизненного пути в тех или иных формах женщины продолжают сталкиваться с трудностями и ограничениями.

Изучив социально-правовую защиту женщин в современной России, мы сделали следующие выводы:

1. Ознакомившись с международными и российскими документами о социально-правовой защите женщин, мы сделали вывод что принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 году, занимает среди всех документов, указанных выше, центральное место. Она впервые поставила вопрос о правах женщин как неотъемлемой части прав человека. Этот международный документ, подписанный и ратифицированный СССР 22 февраля 1981 года, приобрел после подписания главенствующее значение, а страна его подписавшая возложила на себя обязательства по соблюдению принципов и духа этих документов.

2. Изучив права женщин Российской Федерации, мы сделали вывод что права женщин являются неотъемлемой частью общих прав человека. Полное и равноправное участие женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни на федеральном, региональном и международном уровнях должно стать главной целью государственной политики в области улучшения положения женщин в Российской Федерации.

3. Рассмотрев социальную защиту женщин в Российской Федерации, мы пришли к тому что правительство в меру своих весьма ограниченных возможностей пытается повышать конкурентную способность женщин на рынке труда, содействовать их трудоустройству. Однако, несмотря на это, в России сохраняются элементы дискриминации по признаку пола в сфере занятости. В частности, за одну и ту же работу женщины нередко получают меньшую заработную плату, не имея при этом никаких дополнительных социальных компенсаций.

4. Проанализировав социально-правовую защиту женщин КБР, мы сделали вывод что в настоящее время в Кабардино-Балкарии идет процесс формирования национального механизма по обеспечению равных прав и возможностей, ликвидации дискриминации в отношении женщин. Некоторые элементы данного механизма уже действуют.