Файл: Социальноправовая защита женщин в современной России.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 1441
Скачиваний: 30
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конвенция (1962 г.) и рекомендации ООН (1965 г.) о согласии на вступление в брак, брачном возрасте, регистрации браков;
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 г.);
Международные пакты об экономических, социальных и культурных правах, о гражданских правах (1966 г.) и др.
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
Принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 году, занимает среди всех документов, указанных выше, центральное место. Она впервые поставила вопрос о правах женщин как неотъемлемой части прав человека. Этот международный документ, подписанный и ратифицированный СССР 22 февраля 1981 года, приобрел после подписания главенствующее значение, а страна его подписавшая возложила на себя обязательства по соблюдению принципов и духа этих документов. Правопреемницей СССР по всем международным пактам и конвенциям, касающимся прав человека, стала Российская Федерация.[6]
Конвенция определяет понятие «дискриминация в отношении женщин» как «любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области» (Ст. 1)
Самые актуальные рекомендации этой Конвенции имеют обязывающий характер для стран, ее подписавших:
Включить принцип равноправия мужчин и женщин в Конституции и другие законодательные акты и добиваться его практической реализации; в случае необходимости использовать специальные санкции, запрещающие дискриминацию в отношении женщин; принимать меры, чтобы изменить действующие законы, обычаи, практику, которые представляются дискриминационными в отношении женщин; обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными, культурными, гражданскими и политическими правами.
Согласно ст. 4 Конвенции не считается дискриминационным принятие государствами-участниками не только мер по охране материнства, но и «временных мер, направленных на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами». Однако такие временные специальные меры должны быть отменены, когда будут достигнуты цели равенства возможностей и равноправного положения мужчин и женщин. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин до сих пор остается самым полным международным актом в области гендерного равенства. Не случайно ее называют «Женской Конвенцией».
В Декларации определены восемь направлений развития, восемь целей в социальной сфере:
1. Ликвидация крайней нищеты и голода;
2. Обеспечение всеобщего начального образования;
3. Содействие в достижении равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин;
4. Сокращение детской смертности;
5. Улучшение охраны материнства;
6. Борьба с ВИЧ/СПИДом и другими заболеваниями;
7. Обеспечение экологической устойчивости;
8. Формирование глобального партнерства в целях развития.
Как мы видим, среди направлений развития третью позицию занимает достижение гендерного равенства.
К числу важнейших международных документов в области гендерного равенства следует отнести также Венскую декларацию и Программу действий. Эти документы были приняты в 1993 году на Всемирной конференции по правам человека. В них также подчеркивается, что права женщин являются «неотъемлемой частью прав человека». И делается особый акцент на значении деятельности международного сообщества по предотвращению насилия над женщинами. В частности, там говорится о «важности работы по прекращению насилия в отношении женщин в общественной и частной жизни, по ликвидации всех форм сексуальных домогательств, против эксплуатации и незаконной торговли женщинами, по ликвидации дискриминации по признаку пола при отправлении правосудия».
В сентябре 1995 года в Пекине состоялась Четвертая Всемирная конференция по положению женщин, которая приняла очень важные документы: «Пекинскую декларацию» и «Платформу действий» и рекомендовала национальным правительствам разработать специальные стратегии и программы, которые позволили бы женщинам расширить их возможности как равных партнеров с мужчинами в технической, управленческой и предпринимательской сферах деятельности. Но главный акцент был сделан на участии женщин в процессе принятия решений: «Равноправное участие женщин в выработке решений является не только требованием элементарной справедливости и демократии, но может рассматриваться в качестве необходимого условия для учета интересов женщин. Без активного участия женщин и учета женских интересов на всех уровнях процесса выработки решений достижение целей равенства, развития и мира невозможно».
«Принимая Пекинскую Платформу действий, правительства взяли на себя обязательства по эффективному включению гендерного аспекта во все государственные институты, стратегии, планирование и принятие решений. На деле это означало, что до принятия решений или выполнения планов всегда необходимо провести анализ их последствий, как для женщин, так и для мужчин, а также анализ потребностей женщин и мужчин».
Правовая защита женщин в Европейском Союзе
Основой правовой защищенности женщин в Европейском Союзе (ЕС) являются провозглашение обязательности соблюдения принципа равноправия мужчин и женщин, в первую очередь в области трудовых отношений, и законодательное закрепление этого принципа в праве Европейского Союза. Непосредственное отношение к правовому регулированию положения женщин в Европейском Союзе имеет Римский договор 1957 г., содержащий специальную статью (ст.119), определяющую правовой статус работающей женщины. Эта статья обязывает государства — членов Европейского Союза гарантировать и соблюдать принцип, согласно которому мужчины и женщины должны получать равную оплату за равный труд.
Она имеет общий характер, и не в состоянии урегулировать все возникающие и могущие возникнуть в будущем вопросы, связанные с принципом равноправия женщин в трудовых и социальных отношениях. Для более развернутой характеристики положений этой статьи в праве ЕС используются формы так называемого “вторичного” законодательства— директивы Совета Европейских Сообществ. Всего Советом ЕС по вопросам, касающимся принципа равноправия мужчин и женщин было принято 5 таких директив: Директива о равной оплате труда мужчин и женщин, (далее — Директива о равной оплате (ДОРО) № 117, 1975 г.; Директива о принципе равенства мужчин и женщин в отношении доступа к рабочим местам, профессиональной подготовке и продвижению по службе, а также равным условиям работы (далее - Директива о принципе равенства (ДОПР) № 207, 1976 г.; Директива о равной соцзащите мужчин и женщин № 7, 1979 г.; Директива о равных тарифах производственного социального страхования № 378, 1986 г.; Директива о принципе равенства в индивидуально-трудовой деятельности № 613, 1986 г.
Первые 2 директивы (ДОРО и ДОПР) наиболее часто встречаются в практике применения права ЕС.
Директива 75/117 о равной оплате (ДОРО) явилась по существу первым нормативным актом, принятым в рамках ЕС, по вопросам ликвидации дискриминации по признаку пола и установления равноправия между мужчинами и женщинами в области трудовых отношений. Часть 1 ст.1 Директивы 75/117 гласит: «Принцип равной оплаты за равный труд мужчин и женщин, закрепленный в статье 119 Римского договора (далее “принцип равной оплаты” (ПРО)), означает равную оплату за одинаковую работу или за работу той же ценности, а также запрещение дискриминации по принципу пола в отношении всех видов и условий заработной платы».
Статья 119 Римского договора и ДОРО регулируют исключительно вопросы оплаты труда. Их действие не распространяется на иные аспекты принципа равенства трудящихся по признаку пола, а именно: равные условия труда, равные возможности в продвижении по службе, доступе к профессиональной подготовке и т.д. Эти вопросы нашли свое отражение в ДОПР 1976 г., которая провозгласила принцип ликвидации всех видов дискриминации по признаку пола в отношении:
- продвижения по службе, профессиональной подготовке и переподготовке;
- равных условий труда, (включая положения, гарантирующие порядок увольнения);
- приема на работу;
Принятие Советом Европейского Союза директив, связанных с равными возможностями мужчин и женщин свидетельствует о том, что право ЕС в рассматриваемой области — не застывшее явление, а институт, находящийся в постоянном развитии.
«Европейская социальная хартия».
Международно-правовой документ, принятый 18 октября 1961 года, наряду с «Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод» является наиболее важным документом Совета Европы в сфере обеспечения прав человека. И если Конвенция является преимущественно инструментом защиты гражданских и политических прав, то Хартия посвящена защите социальных прав, в т.ч. и женщин.
Среди прочих гарантий «Европейская социальная хартия» предусматривает гарантии трудящимся женщинам, права матери и семьи, права детей. Статьи 4, п. 3, 7, 8, 16, 20, 27 предусматривают право женщин на справедливое вознаграждение за труд равной ценности с мужчинами; право детей и молодежи на специальную защиту от физических и моральных рисков; права работающих женщин на охрану материнства; специальную защиту семьи; право на равные возможности и равное обращение в сфере занятости без дискриминации по признакам пола; право работников с семейными обязанностями на равные возможности и на равное обращение. В ст.24. п. 3 Хартии говорится о том, что профсоюзное членство или участие в профсоюзной работе в нерабочее время или с согласия предпринимателя в рабочее время не должно составлять уважительные причины прекращения трудовых отношений.
1.2 Законодательные акты Российской Федерации
Конституция РФ, указы Президента РФ и постановления Правительства, международные обязательства России по выполнению Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Декларации ООН об искоренении насилия в отношении женщин, конвенции и рекомендации Международной организации труда, Пекинская декларация и Платформа действий составляют законодательную базу национального механизма в РФ.
Принцип равноправия женщин и мужчин в России закреплен в статье 19, пункт 3 Конституции Российской Федерации (1993 г.), а также во многих конвенциях и декларациях ООН и других международных организаций, которые ратифицированы Российской Федерацией. Статья 19, п. 3 Конституции Российской Федерации гласит: «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».[7]
Соблюдение этих обязательств, защищающих права и свободы женщин, является необходимой предпосылкой становления гражданского общества, укрепления демократических принципов в России.
Указ Президента Российской Федерации N 337 «О первоочередных задачах государственной социальной политики в отношении женщин» от 4.03.1993 г.
В указе приводятся первоочередные задачи государственной политики в отношении женщин.
В целях обеспечения одинаковых условий для фактического равноправия женщин и мужчин в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны, свободного выбора самореализации женщин во всех областях деятельности и в связи с принятыми Российской Федерацией обязательствами по выполнению Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин Организации Объединенных Наций Президент РФ постановил:
1. Признать осуществление целостной государственной политики по улучшению положения женщин одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства.
Центральным органам федеральной исполнительной власти, органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга исходить из необходимости первоочередного решения следующих задач:
-
обеспечение условий для реального участия женщин в деятельности государственных органов и общественных организаций, формировании и осуществлении государственной политики на всех уровнях; -
создание организационных, экономических и правовых гарантий для реализации права женщин на труд; -
обеспечение конкурентоспособности женщин на рынке труда путем расширения их обучения новым профессиям, предпринимательской деятельности, преодоления отставания женщин-работниц по уровню квалификации и оплаты труда, организации переподготовки и повышения квалификации женщин, имеющих перерывы в работе в связи с рождением детей и уходом за ними; -
поэтапная ликвидация исторически сложившегося отставания в оплате труда в бюджетных отраслях с преимущественной занятостью женщин; -
обеспечение права женщин на охрану труда, защиту их жизни и здоровья с учетом материнской функции; -
предоставление предусмотренных действующим законодательством социальных гарантий для работающих женщин, независимо от формы собственности предприятий, учреждений, организаций, в том числе при их ликвидации или реорганизации; -
организация и развитие социальных услуг, позволяющих родителям совмещать выполнение родительских обязанностей с трудовой и общественной деятельностью, в том числе посредством сохранения и расширения сети учреждений по уходу за детьми.