Файл: Социальноправовая защита женщин в современной России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 1435

Скачиваний: 30

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кабардино-Балкарская Республика

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Кабардино-Балкарский автомобильно-дорожный колледж»


Специальность 40.02.01. Право и организация социального обеспечения
Допускается к защите

«_____» ____________ 2022 г.

____________Е.В. Карачаева


Дипломная работа

Тема: «Социально-правовая защита женщин в современной России».
Дипломник ________/Шамова А.З. /студент 2 курса, группа Пс-1/20

Руководитель___________/Черкесова З.И./ преподаватель ГБПОУ «КБАДК»

Рецензент________/Хамукова Б.В/ начальник отдела ревизии и проверок ТФОМС КБР

вввас

__

Нальчик, 2022 г.

Кабардино- Балкарская Республика

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Кабардино-Балкарский автомобильно-дорожный колледж»






Утверждаю»

Зам. директора по УПР

___________А.Х. Мукожев

«____»______________2022 г.




ЗАДАНИЕ

НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ

Студенту Шамовой А.З.

Специальность 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».

Руководитель дипломной работы Черкесова З.И.

Тема утверждена приказом директора колледжа от «___»________г.№_________

Тема «Социально-правовая защита женщин в современной России»

Основные задачи, подлежащие разработке (краткое содержание ДР)

  1. Познакомится с международными и российскими документами о социально-правовой защите женщин;

  2. Изучить права женщин Российской Федерации

  3. Рассмотреть социальную защиту женщин в Российской Федерации

  4. Проанализировать социально-правовую защиту женщин КБР



Руководитель ДР ______________________________/Черкесова З.И./

Задание принял к исполнению_____________________/ Шамова А. ./



Содержание
Введение ………………………………………………………………………….4

Глава 1. Международные и российские документы о

социально-правовой защите женщин…………………………………………...7

    1. Документы международного значения против дискриминации

женщин……………………………………………………………………………7

1.2 Законодательные акты Российской Федерации…………………………...15

Глава 2. Социально-правовая защита женщин РФ…………………………...28

2.1 Права женщин Российской Федерации……………………………………28

2.2 Социальная защита женщин в Российской Федерации…………………..35

Глава 3. Социально-правовая защита женщин КБР………………………….40

Заключение …………………………………………………………………….56

Список литературы……………………………………………………………...58

Приложения……………………………………………………………………...60



















Введение

Знаменательным событием 1918 года XX века было принятие первой Конституции Советского государства, в которой, как в последствии и во всех советских конституциях, впервые законодательно была закреплена политика равноправия мужчин и женщин. С тех пор дискриминация женщин не носила явного характера, и законодательство Советского Союза в вопросе равноправия соответствовало международным стандартам и, в основном, реализовывалось. Вместе с тем, сложная экономическая ситуация, имеющая место в РФ, значительно ограничивает финансовые возможности решения проблем социально-экономического положения женщин, что не позволяет полностью реализовать стратегии, намеченные в Концепции улучшения положения женщин. Инерционный характер социальных процессов, существующий временный разрыв между принятием мер в интересах женщин и получением ощутимого качественного результата от их реализации, замедленные темпы формирования новых защитных механизмов в социальной и нравственно-духовной сферах, адекватных возникшим социально-экономическим явлениям, включая негативные, являются объективными факторами, сдерживающими прогресс в улучшении положения женщин, несмотря на принимаемые меры. Несмотря на антидискриминационный характер российского законодательства, фактические гарантии, закрепленные в законодательных актах, реализуются не в полной мере. Существующая правовая система мер по защите прав женщин в значительной степени не соответствует нынешним экономическим реалиям и на практике трудно выполнима. Имеющие место факты нарушения законодательства РФ при приеме на работу и увольнении женщин, сохраняющаяся высокой доля женщин среди официально зарегистрированных безработных, трудности, связанные с созданием дополнительных рабочих мест при выводе женщин с работ с неблагоприятными условиями труда, снижают конкурентоспособность женщин на рынке труда и затрудняют их трудоустройство. В связи с этим женщины в условиях реформ не имеют равного с мужчинами «стартового потенциала» для включения в процессы общественного развития. Уровень доходов многих российских женщин остается маленьким. Наибольший удельный вес работающих с маленькой заработной платой складывается в социальных отраслях бюджетной сферы, где преимущественно заняты женщины. Продолжающаяся сегрегация в сфере труда и связанные с ней различия в уровне оплаты труда мужчин и женщин обуславливают возможность феминизации бедности, вынуждают женщин искать дополнительные источники доходов, затрудняют их интеграцию во все сферы жизнедеятельности. Исторически сложившаяся в РФ организация управленческой пирамиды, ориентированная преимущественно на мужчин, в настоящее время не отражает реально складывающийся сегодня баланс общественных сил, новые роли мужчин и женщин, возможность влияния женщин на дела общества, государства, семьи, не позволяет обеспечить правильную социальную ориентацию развития гражданского общества и его демократизацию.



Актуальность темы дипломной работы определяется тем, что современное положение женщин в России – это пример нарушения важнейших положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 году и вступившей в силу в сентябре 1981 года.

Значимость темы заключается в том, что определение места и роли женщины в обществе является одним из наболевших вопросов современности, а особенно важна конкретность и эффективность социально-правовой ее защиты.

Цель дипломной работы – изучение социально-правовой защиты женщин в современной России.

Исходя из поставленной цели, определен круг основных задач:

  1. Познакомится с международными и российскими документами о социально-правовой защите женщин;

  2. Изучить права женщин Российской Федерации

  3. Рассмотреть социальную защиту женщин в Российской Федерации

  4. Проанализировать социально-правовую защиту женщин КБР

Предмет исследования – сущность и уровень социально-правовой защиты женщин в России.

Объект исследования – женщины РФ и КБР.

Новизна данной работы заключается в том, что с использованием статистических материалов, соответствующей литературы и материалов, взятых из Всемирной сети Интернет, предпринята попытка объективно показать место и роль женщины в российском обществе, ее социальная защита.

Нормативно-правовой основой исследования являются: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция 183 Международной организации труда «О пересмотре Конвенции (пересмотренной) 1952 года об охране материнства», международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конституция РФ, Семейный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации.

Теоретико-правовой основой выступают труды таких ученых, как Л.И. Савинов, Л.А. Гречук, Е.В. Соловьева, Е.В. Кочкина, С.В.Поленина и другие.

При написании дипломной работы использовались следующие методы исследования: анализ литературы и исследование нормативно-правовых документов по тематике дипломной работы.


Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РОССИЙСКИЕ ДОКУМЕНТЫ О СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЕ ЖЕНЩИН
1.1 Документы международного значения против дискриминации женщин
Организацией Объединенных Наций был принят ряд международных документов против дискриминации женщин.

Всеобщая декларация прав человека

Принята в 1948 году. В этом документе, носящем рекомендательный характер, впервые был провозглашен принцип равенства мужчин и женщин. В водной части Декларации отмечено, что она рассматривается в качестве стандарта, к достижению которого должны стремиться все народы и государства. В ней открыто объявлялось: все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Данная Декларация послужила одним из основных источников не только международного, но и национального права. Число государств, конституции которых содержат перечень фундаментальных прав из данного документа, в настоящее время приближается к 100.[1]

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод

По образу и подобию Всеобщей декларации прав человека 4 ноября 1950 года была принята Европейская конвенция о защите прав и основных свобод. Статья 14 этой Конвенции «Запрещение дискриминации» гласит: «Пользование правами и свободами, признанными в настоящей Конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения, по любым иным признакам». Эффективность этой Европейской конвенции определяется двумя моментами:

В отличие от декларации, которая является документом о намерении, конвенция есть многосторонний международный документ, обязывающий присоединившиеся к нему страны к исполнению;

Конвенция устанавливает международно-правовой механизм, обеспечивающий претворение ее положений в жизнь.[2]

Конвенция о политических правах женщин

Была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1952 года (вступила в силу 7 июля 1954 года). Данный документ отражает основные моменты правовой поддержки женщин: им принадлежит право голосовать на всех выборах на равных с мужчинами условиях без какой-либо дискриминации (ст.1); женщины могут быть избираемы на равных с мужчинами условиях без какой-либо дискриминации, во все установленные национальным законом учреждения, требующие публичных выборов (ст. 2); женщинам принадлежит на равных условиях с мужчинами без какой-либо дискриминации, право занимать должности на общественно-государственной службе и выполнять все общественно-государственные функции, установленные национальным законом (ст. 3). Настоящая Конвенция была открыта для подписания любыми членами ООН, а также любыми другими государствами, получившими приглашение от Генеральной Ассамблеи; подлежит ратификации, и ратификационные грамоты сдаются на хранение Генеральному секретарю ООН. Любой спор, возникший между любыми двумя или несколькими договорившимися государствами по поводу толкования или применения настоящей Конвенции, который не разрешен в порядке, передается по требованию любой из Сторон в этом споре, если они не договорятся о другом порядке его урегулирования, на решение Международного Суда.


Несмотря на давность принятия вышеописанной Конвенции, ее статьи применимы и актуальны в современном обществе, олицетворяя собой реализацию принципа равноправия мужчин и женщин и стремящихся к независимости от них женщин. [4]

Конвенция о гражданстве замужней женщины

Была принята в 1957 году. Коллизии в праве и практике, относящихся к гражданству, возникают как результат постановлений об утрате или приобретении гражданства женщинами вследствие вступления в брак, расторжения брака или перемены гражданства мужем во время существования брачного союза. В ст. 15 Всеобщей декларации прав человека указано, что «каждый человек имеет право на гражданство» и что «никто не может быть произвольно лишен своего гражданства». Сотрудничая с ООН, чтобы способствовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех без различия пола, договаривающиеся Государства в соответствии с принятой Генеральной Ассамблеей ООН Конвенцией о гражданстве замужней женщины соглашаются, что ни заключение, ни расторжение брака между кем-либо из его граждан и иностранцем, ни перемена гражданства мужем во время существования брачного союза не будут отражаться автоматически на гражданстве жены (ст. 1); ни добровольное приобретение кем-либо из граждан каждого договаривающегося Государства гражданства какого-либо другого государства, ни отказ кого-либо из его граждан от своего гражданства не будет препятствовать сохранению своего гражданства женой этого гражданина (ст. 2) иностранка, состоящая замужем за кем-либо из граждан договаривающегося государства, может приобрести, по своей просьбе, гражданство своего мужа в специальном упрощенном порядке натурализации. Дарование такого гражданства может быть объектом ограничений, устанавливаемых в интересах госбезопасности или публичного порядка. Настоящая Конвенция не толкуется как затрагивающая какие-либо законодательства или судебную практику, согласно которым иностранка, состоящая за кем-либо из граждан, может по праву приобрести, по своей просьбе, гражданство своего мужа (ст. 3).[5]

После этого ООН приняла ряд документов, направленных на обеспечение равных прав и равных возможностей для женщин и мужчин, среди которых значатся:

Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами (1949 г.);

Конвенция о равном вознаграждении за труд (1951 г.);

Конвенция о дискриминации в области труда и занятий (1958 г.);