Файл: Курсовая работа по мпря метод проектов в практике преподавания русского языка Направление образования 5120100 Филология и обучение языкам (русский язык).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 182

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- прикладные проекты – характеризуются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников, который ориентирован на их социальные интересы; имеют четкую структуру, сценарий, распределенные роли [11, 62].

А. Клименко та О. Подколзина классифицируют проекты по доминирующему в проекте методу или виду деятельности.

Прикладные проекты отличаются четко определенным результатом деятельности его участников (например, проект закона, справочные материалы, словарь, аргументированное объяснение любого явления). Такие проекты предусматривают основательное осмысление структуры, распределение функций между участниками, оформление результатов деятельности, их дальнейшую презентацию и внешнее рецензирование.

Исследовательские проекты имеют целью организации деятельности учащихся, направленную на решение творческих задач с заранее неизвестным результатом и предусматривают наличие определенных этапов работы (обоснование актуальности темы исследования, предмета и объекта, определение целей и задач, выявление методов поиска и источников информации, выдвижения гипотезы, определение путей решения проблемы, сбор данных, их анализ и синтез, обсуждение и оформление полученных результатов, выступление с сообщением или докладом, определение новых проблем для дальнейшего анализа).

Информационные проекты, которые направлены на изучение характеристик любых процессов, явлений, объектов и предусматривают их анализ и обобщение выявленных фактов; структура такого проекта похожа на структуру исследовательского часто является основой для их сочетания. . Структуру такого проекта можно обозначить следующим образом: цель проекта, его актуальность; методы получения (литературные источники, средства массовой информации, базы данных, в том числе и электронные интервью, анкетирование и т.д.) и обработки информации (ее анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); результат (статья, доклад, реферат, видеофильм) презентация (публикация, в том числе в электронной сети, обсуждение в телеконференции). Такие проекты могут быть органической частью исследовательских проектов, их модулем.

Ролевые проекты, в которых участники выполняют определенные роли, (литературных персонажей или вымышленных героев), обусловленные характеру и содержанию проекта, имитирующие социальные или деловые отношения, осложненные гипотетическими игровыми ситуациями; структура таких проектов только определяется и остается открытой до завершения работы. Такие проекты позволяют не только получить новые знания, но и способствуют получению определенного социального опыта.


Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.

По продолжительности проекты бывают краткосрочные та долгосрочные.

Если краткосрочные проекты могут выполняться на уроках по одному предмету, то долгосрочные проекты (от одного месяца до года) посвящены довольно большой или нескольким связанным проблемам, и соответственно являются междисциплинарными и анализируются в основном во внеурочное время. В реальной практике в большинстве случаев применяются смешанные типы проектов, где, например, сочетаются признаки как предметных, так и межпредметных. Содержательный аспект проекта определяет тематическую направленность проектов.

В зависимости от ситуации отбор тематики проектов может быть различным:

- в одних случаях, эта тематика может формулироваться учеными, работают в области образования, в рамках утвержденных учебных программ;

- в других, инициативно выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации и состояния преподавания предмета, природных профессиональных интересов, предпочтений и способностей учащихся;- в-третьих, тематика проектов может предлагаться и учениками, естественно ориентируются на собственные интересы, не только познавательные, но и творческие, прикладные.

Темы проектов чаще всего сегодня касаются конкретного практического вопроса, что является актуальным для реальной жизни. Вместе с тем, это требует привлечения знаний учащихся не только по одному предмету, но и из разных областей, стимулирует систематическое творческое мышление, «включения» навыков исследовательской работы. Именно таким образом достигается естественная интеграция знаний.

Выводы по 1 главе

Работая над своей методической темой «Проектная деятельность как инновационная педагогическая технология», я изучил разные инновационные методы работы. Некоторые даже с успехом применяю на практике, например, компьютерные технологии. Важно помнить, что каждая технология обучения не является универсальной, она позволяет решить определенный круг задач, но не все задачи, стоящие перед обучением. Более того, для применения той или иной технологии нужно убедиться, что именно это конкретная технология наиболее эффективна в данной ситуации.



Проблема современных образовательных технологий — это поиск тех оснований, которые позволяли бы отличать стандартные технологии от технологий инновационных, развивающих самостоятельность мышления субъекта учения, формирующих инновационное поведение, т.е. отвечающих целям и задачам современного образования.

Использование в педагогической практике образовательных технологий стало неотъемлемой частью образовательного процесса. Современные тенденции в образовании снова обратили свое внимание на понятие «проект». И хотя оно еще не осмыслено до конца, но уже ясно: проект многогранен, эффективен и перспективен. Потому что ориентирован на достижение целей учащимися. Формирует невероятно большое количество умений и навыков.

Проектная деятельность снова может стать альтернативой классно-урочному обучению. Проектный подход к обучению уже доказал свою эффективность в системе современного образования и начинает применяться все активнее в обучении разных уровней образовательной системы.

Таким образом, проектная деятельность будет способствовать:

-развитию творческих способностей и активности учащихся;

-формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Вместе с тем, я уверена, что изменение технологий обучения должно стать одним из основных элементов в развитии образования.


ГЛАВА II. ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

2.1. Применение методики проектов на уроках русского языка

В современном педагогическом процессе система образования занимает центральное место и призвана регулировать и направлять общение и деятельность субъектов образовательного процесса в русле формирования таких качеств и свойств личности, которые необходимы ей для самореализации на данном этапе культурно-исторического развития общества[4].
Цель образования – это формирование и развитие качеств личности, необходимых ей и обществу для включения в социально значимую деятельность.
В воспитании черт творческой личности и формировании ее жизненной стратегии важное место занимают в единстве языковое образование и речевое воспитание, языковая культура и речевое поведение.

С. Ермоленко приводит толкование понятия «языковая личность», которое вошло в научные парадигмы многих отраслей человеческих знаний: «Языковая личность» – сочетание в лице говорящего его языковой компетенции, стремление к творческому самовыражению, свободному, автоматическому осуществлению разносторонней языковой деятельности. Языковая личность сознательно относится к своей языковой практике, несет на себе отпечаток общественно-социальной, территориальной среды, традиций воспитания в национальной культуре» [9].

Итак, язык аккумулирует ум и эстетику нации, является искусством живого общения, является компетенцией и профессионализмом любой специальности.

В. М. Полонский считает, что коммуникативная компетенция - это «способность личности к речевому общению» [15, 66]. Коммуникативность индивида, по мнению В. М. Полонского, обеспечивают следующие умения: «умение задавать вопросы и четко формулировать ответы на них, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение ...и способность выражать эмпатию, адаптировать свое высказывание к возможностям восприятия других участников общения» [15, 67].

В методике русского языка под коммуникативной компетенцией понимаются «знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, ситуациям общения» [3, 5].

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка предполагает получение учащимися знаний о речи, ее функциях, развитие умений в области основных видов речевой деятельности - говорение, аудирование, чтение и письмо. Главным умением, которое формируется в процессе развития коммуникативной компетенции, является умение создавать тексты, которое, согласно классификации умений М. Т. Баранова, относится к числу коммуникативных умений [2, 22].


Таким образом, основой для формирования коммуникативной компетенции учащихся являются знания, умения и навыки.

Указанные лингводидактические аспекты наиболее полно реализуются в 10-11 классах. Возраст старшеклассников называют формативными годами, поэтому задача старших классов - создать оптимальные условия для общекультурного, нравственного, эстетического развития личности учащихся, а в первую очередь - для развития речевых способностей (способности к общению через речь).

Поэтому введение метода проектов на уроках русского языка в старших классах является актуальным. В процессе проектирования учащиеся рассуждают, спорят - происходит исследовательская работа, направленная на самостоятельное искание. Происходит общение на уроке.

Программа по русскому языку определяет язык как весомый фактор формирования личности ученика, акцентирует внимание на жизненной адекватности образования, его ориентации на удовлетворение потребностей и культурных запросов личности, связанных с практической деятельностью, духовной жизнью, коммуникативными интересами.

Все это возможно при условии синтеза таких подходов – системно-деятельностного,компетентностного. Именно компетентностный подходпредусматривает активное участие учащихся в процессе обучения: самостоятельную работу, работу в парах и небольших группах, проектную деятельность, то есть направленность образовательного процесса на формирование и развитие коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций [16, 4].

Целью изучения русского языка в основной школе является формирование духовно богатой языковой личности, которая владеет умениями и навыками свободно, коммуникативно оправдано использовать средства русского языка – его стили, формы, жанры во всех видах речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение и письмо), то есть обеспечение должного уровня коммуникативной компетентности.

Указанным подходам и целям отвечает метод проектов.

Стоит отметить, что обучать учеников выполнять каждый из видов письменных работ необходимо заранее.

Описание каждого из проектов состоит из названия темы, цели, ожидаемых результатов, ключевого вопроса, тематических вопросов, операционных карт с разработки тематических вопросов.

Название проекта включает в себя ведущую тему дальнейшей работы (о чем речь пойдет речь) или главную мысль соображений (идейное содержание проекта), содержательное наполнение работы по проектированию. Следует отметить, что в названии может быть указана только качество, поэтому ученики могут подбирать имена. Указанную жизнетворческую цель следует понимать как движение, задача по формированию составляющих жизненной компетентности учащихся.