Файл: Курсовая работа по мпря метод проектов в практике преподавания русского языка Направление образования 5120100 Филология и обучение языкам (русский язык).docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ожидаемые результаты - конкретные качества характера, жизненные компетенции личности учащихся как составляющие жизненной компетентности. Ключевой вопрос - это проблема, которая составляет суть проекта. Тематические вопросы - конкретизация ключевому вопросу, путь его раскрытия. Операционные карты содержат разработку тематических вопросов.
Процесс применения методики проектов на уроках русского языка имеет определенную специфику. Работу логично построить по следующему алгоритму:
1. Подготовительную работу над созданием проекта (процесс проектирования, разработки тематических вопросов проекта) следует организовать на устном уроке развития связной речи.
2. Вид материального выражения ученических проектов определяется перечнем работ по развитию связной речи и коммуникативной содержательной линии Программы по русскому языку (сочинения на морально-этическую тему, очерки на основе жизненных впечатлений, выступления на собраниях, семинарах, выступления во время дискуссии, произведения и статьи в газету на общественно-политические темы).
3.Учащиеся выполняют письменную работу (проект) самостоятельно в форме домашней работы.
4. В определенный учителем срок ученики в свободное время собираются группами (теми же группами, которые обрабатывали вместе операционные карты проекта), перечитывают письменные работы друг друга, путем конкурсного отбора выбирают лучший проект, готовятся к его защите.
5. Учащиеся сдают письменные работы.
6. Учитель проверяет ученические работы в соответствии с требованиями программы.
7. Учитель проводит урок анализа письменной работы ..
8. Учитель назначает срок защиты (презентации) проектов.
9. На одном из следующих уроков выделяется время (часть урока) для защиты (презентации) ученических проектов.
10. Ученики защищают отобранный проект. В презентации одного проекта участвует вся группа.
11. Учитель осуществляет внешнюю оценку проекта.
Проект 1.
Встреча с прекрасным
Тема: Сложное предложение
Цель: повторить и обобщить изученное о видах сложных предложений (СП), особенности использования различных видов СП в стилях речи, вспомнить особенности построения сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных предложений, знаки препинания в СП различных видов; делать синтаксический анализ СП, развивать коммуникативную (Р.р.), социальную (работа в группах) и информационную (подбор и анализ материала) компетенции;
воспитывать ценностное отношение к прекрасному в природе, повседневной жизни и в искусстве.
Форма проведения: урок-окно, защита проекта (создание коллажа «Встреча с прекрасным»).
План проведения:
- пресс-конференция;
- толковый диктант;
- лингвистическое наблюдение;
- синтаксическое конструирование;
- диктант-диспут (работа в парах)
- игра «Я - редактор»;
- защита проектов (работа в группах);
- создание коллажа «Встреча с прекрасным».
Благодаря проектированию на уроках русского языка и литературы ученики учатся:
- осознавать цель;
- планировать свою работу, предвидеть возможные результаты;
- использовать источники информации (материалы прессы, литературы, исследования литературоведов, языковедов);
- самостоятельно искать и накапливать материал;
- анализировать и сопоставлять различные факты;
- доказывать свои взгляды; принимать собственные решения;
- подтверждать или опровергать идею; активизировать социальные контакты (распределять поручения, работать совместно)
- создавать материальные носители проектной деятельности (газета, сценарий, журнал).
Комплексное внедрение педагогической технологии проектов в процессе обучения русскому языку и литературе позволяет сформировать у учащихся жизненную компетентность.
Педагогическая технология проектов предполагает наличие у учащихся критического творческого мышления - этот тандем является основой формирования в них жизненной компетентности.
Критическое творческое мышление:
- помогает личности осознать процессы развития, которые о происходят в психике;
- пробуждает мотивацию к развитию личности;
- позволяет осознанно ставить цели развития и управлять ими;
- выступает фактором формирования аналитических умений, которые, в свою очередь, позволяют применять знания и пробуждают стремление к новым знаниям;
- выступает основанием для формирования опыта (в том числе продуктивной деятельности);
- способствует развитию творческих способностей;
- является условием творческой самореализации личности.
Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать способы введения метода проектов в структуру уроков.
Выводы по 2 главе
В условиях современной школы воспитание языковой личности, обладающей совокупностью речемыслительных умений и ответственно относящейся к своей речи, – наивысшая цель гуманитарного образования. Владение языком ценится высоко в любом обществе. Эта способность является составной частью общей культуры человека, его образованности.
Воспитание языковой личности, ее способностей и свойств – процесс длительный, требующий постоянного внимания к развитию природных данных (языковых способностей) и приобретения коммуникативных умений.
Эффективная коммуникативная деятельность возможна в специально созданных условиях, приближенных к естественной жизненной практике, при создании единого коммуникативного пространства. Этим требованиям, на наш взгляд, в полной мере отвечает метод проектов, который мы активно применяем на уроках словесности и во внеклассной работе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современность предъявляет серьезные проблемы развития и совершенствования образования. От качества, глубины и объема знаний, которыми овладевает подрастающее поколение, во многом зависит прогресс общества.
Неоспоримым является тот факт, что в современной школе, кроме сугубо традиционного обучения, все больше практикуются методы, приемы, задачи, формы занятий, позволяющие ученику не репродуктивно воспринимать новое, а побуждают, развивая приобретенные ранее умения и навыки, самостоятельно приобретать новые знания, информацию, творчески все это обрабатывать.
Поэтому цель, которая была поставлена в работе, трансформируется и ведет к переосмыслению содержания и задач образования. И заключается в том, чтобы воспитать личность, способную к взаимодействию со средой.
Поставленные мною во время раскрытия проблемы метода проектов и его компетентностного потенциала на уроках русского языка и литературы, цель и задачи: раскрыть понятие «проектная технология»; выяснить ее особенности; осветить методику использования метода проектов в работе учителя-словесника; раскрыть жизненно компетентностный потенциал были достигнуты в полной мере.
С помощью использования следующих методов исследования: анализа методической, психолого-педагогической литературы, самоанализа уроков, практической работы по внедрению метода проектов, изучение передового педагогического опыта, мной доказано, что использование метода проектов способствует реализации творческого потенциала учащихся, лучшему усвоению знаний у школьников, а также выработке у них умений самостоятельно искать и пользоваться различными источниками информации.
Учебный проект по русскому языку для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.
Учебный проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно – учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности [18,4].
В работе по формированию творческих способностей учащихся нужно использовать разнообразные задания. Строить уроки так, чтобы каждый ученик чувствовал себя исследователем, который самостоятельно приобретает знания, имеет возможность сопоставлять, сравнивать, искать и находить истину, доказывать выдвинутые гипотезы во время общения со своими одноклассниками и с учителем.
Такой подход к процессу обучения и воспитания детей способствует развитию их интеллектуально-творческих задатков и формированию исследовательско-поисковых способностей, которое обеспечивается альтернативными формами обучения: индивидуальная работа, фронтальная, кооперативная, работа в парах, в малых и больших группах.
Как уже было отмечено выше, в педагогической технологии проектов на первый план урока выдвигается воспитательная цель. Планируя урок, учитель определяет ожидаемые результаты работы по проектированию (конкретные качества характера, компетенции личности, способности учеников).
Анализ приведенных проектов показал реализацию ожидаемых результатов уроков. Комплексное внедрение педагогической технологии проектов в процессе обучения русскому языку и литературе позволяет сформировать у учащихся жизненную компетентность. Педагогическая технология проектов предполагает наличие у учащихся критического творческого мышления - этот тандем является основой формирования в них жизненной компетентности.
Таким образом, проектная технология создает условия для творческой самореализации учащихся, повышает мотивацию к учению, способствует развитию их интеллектуальных способностей, самостийности, ответственности,
умению планировать, принимать решения, оценивать результаты.
Время сегодня требует идти не путем усовершенствования методов, в которых принцип подражания является ведущим и приводит к интеллектуальной и физической перегрузки учеников, а путем поиска новых, более эффективных методов учебно-познавательной деятельности.
В проекте ученики становятся основными действующими лицами образовательного процесса, они являются равноправными участниками творческого коллектива. Это позволяет им объединяться по интересам, обеспечивает разнообразие ролевой деятельности. Метод проектов позволяет привлекать к учебному процессу не только действия и мысли школьников, но и их чувства.
Рассмотрев принципы, методы и приемы проектной деятельности в воспитательном процессе в школе, я пришла к выводу: метод проектов усиливает и поощряет искреннее стремление учащихся к обучению, а, следовательно, на практике есть чрезвычайно эффективным. Проектирование всегда личностно ориентированное и позволяет учиться на собственном опыте и опыте других участников в конкретном деле; такая форма деятельности гораздо лучше помогает создать комфортные условия обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную способность, подготовленность к жизни в современном мире. Введение таких видов деятельности в современное учебное заведение является решением педагогических проблем, помогает достижению учебной цели, потому что образование - процесс и результат взаимодействия между учителем и учениками.
Поэтому образование должно быть направлено на будущее, на решение проблем века, развитие творческих способностей учащихся.
Итак, освещая принципы и формы организации проектной деятельности, мы призываем учителей не забывать, что главная задача, которую решает проектная деятельность - это раскрытие творческого, интеллектуального потенциала молодого человека, потому что школа третьего тысячелетия - школа с творчески одаренными педагогами, воспитывающими творчески развитых детей.
Какой бы вид проектной технологии не применил бы учитель - групповой, парный, или индивидуальный, он обязательно должен убедиться, что получить успешный педагогический результат.
Если у ученика проснулась жажда к проектной деятельности, если он, достигнув определенной вершины, связанной с реальной проектной работой, смог увидеть новые горизонты своих исследований, если у него возникло стремление двигаться дальше по пути новых поисков, это и означает, что главная цель организации проектной работы учителем достигнута.