Файл: Курсовая работа по мпря метод проектов в практике преподавания русского языка Направление образования 5120100 Филология и обучение языкам (русский язык).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 184

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Главным элементом проектной технологии является процесс проектирования ученического поиска - от моделирования тренировочных умений к постановке учебной проблемы и ее исследования, к конструированию и определению оптимальных путей ее решения в виде проекта.

Результат внедрения проектной технологии – инновационно-развивающая среда, которая предусматривает:

- мотивацию учебной деятельности учащихся;

- проблемно-креативную направленность;

- интерактивную организацию деятельности учащихся;

-приобретение учащимися знаний, умений и навыков как самостоятельного, так и коллективного поиска, постоянную актуализацию их применения;

- формирование нового опыта и развитие необходимых психологических качеств;

- ориентацию на личностный и коллективный успех [14].

Технология проектов предполагает постановку определенной проблемы и последующее ее решение, с обязательным наличием идеи и гипотезы, четким планированием действий, распределением (если групповая работа) ролей, то есть наличием задач для каждого участника при условии тесного взаимодействия, ответственности участников проекта за свою часть работы, регулярного обсуждения промежуточных шагов и результатов.

Решение определенной учебной или воспитательной проблемы в ходе проектной деятельности предполагает, с одной стороны использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений, из разных областей науки, техники, творчества [14].

С помощью внедрения проектной технологии в учебно-воспитательный процесс можно научить учеников:

- выявлять и определять проблемы;

- проводить их анализ и находить пути их решения;

- развивать умение искать и работать с информацией;

- применять полученную информацию для решения поставленных задач.

Технология проектов является эффективной в том случае, когда в учебном процессе поставлено определенное исследовательское, творческое задание, для решения которого нужны интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик (например, исследования демографических или экономических проблем в разных регионах мира, создания серии репортажей из разных регионов по одной из проблем, которые бы раскрывали определенную тему и т.д.).

Проекты по праву относятся к числу нетрадиционных технологий обучения, поскольку они способны обеспечить:


- активность даже тех учеников, которые, как правило, предпочитают молчание;

- раскрытие учащимися своих способностей, формирует у них уверенность в себе;

- комфортность обучения для учащихся, поскольку они перестают бояться негативной оценки;

- совершенствование коммуникативных навыков учащихся, поскольку это позволяет им больше высказываться;

- развитие у учащихся ряда способностей (совместного принятия решений, избежать конфликтов и т.п.);

- развитие творческого мышления, не просто воспроизведения усвоенных знаний, но и использование их в практически-ориентированной деятельности.

Наряду с понятием «проект» в психолого-педагогической литературе используются и понятия «проектная деятельность», «творческая проектная деятельность», «проектное обучение», «метод проектов». В одном случае проектная деятельность рассматривается как часть учебной деятельности, включающая в себя элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразующей, творческой и практической деятельности, несет в себе все качества и компоненты (мотив, цель, способы, средства, предмет, результат).

В остальном, под проектным обучением понимают такое обучение, при котором под руководством и при поддержке учителя осуществляется активная творческая самодеятельность ученика в процессе его обучения на путях усвоения таких ценностей, как мастерство, интеллектуальные и творческие способности.

Исследования доказывают, что творческая проектная деятельность:

- формирует навыки самостоятельной ориентации в учебной, научно методической и справочной литературе, учит добывать необходимую информацию самостоятельно;

- активно развивает у учащихся основные виды мышления;

- способствует психическому развитию воспитанников;

- способствует развитию интеллектуальных способностей, учит мыслить от абстрактного к конкретному;

- привлекает учащихся к реальному самообразованию;

- помогает ученику осознавать себя творцом своей деятельности;

- усиливает положительную мотивацию к обучению, потому что проект выбирается и реализуется на основе собственных интересов, потребностей и возможностей;

- способствует формированию у учащихся культуры делового «общения, умению аргументировано защищать свои позиции;

- усиливает воображение, которое является значительным стимулом для рождения новых идей, поиска альтернативных решений, их анализа и синтеза как основы инновационного мышления;



- формирует внутренний план действий и реализует его на практике.

По мнению ученых, проектное обучение стимулирует и усиливает положительную мотивацию к обучению, потому что оно:

- личностно-ориентированное;

- активизирует множество дидактических подходов - обучение в процессе деятельности, совместное обучение, мозговой штурм, ролевые игры, эвристическое и проблемное обучение, дискуссия, командное обучение;

- поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной и психомоторной областях на всех уровнях - знание, понимание, применение, анализ, синтез;

- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других непосредственно в конкретном деле;

- доставляет удовольствие ученикам, которые видят продукт своего собственного труда.

1.2. Основные принципы и особенности проектной технологии

Основными принципами проектного обучения являются:

- добровольность выбора вида деятельности каждым школьником;

-учет интересов и психологических особенностей определенной возрастной группы учащихся;

- доведение работы до логического конца;

- формирование основ культуры труда, качественное изготовление и эстетическое оформление объектов;

- полезная значимость выполненных проектов.

Проектная деятельность также связана с учебно-исследовательской деятельностью школьников, но по ряду признаков она отличается тем, что: во-первых, в отличие от последней, проектная технология имеет целью всестороннее тематическое исследование проблемы и разработку конкретного конечного результата; во-вторых, главным результатом учебно-исследовательской работы является исследование истины, тогда как работа над проектом предполагает, прежде всего, получение практического результата; в-третьих, проект является результатом прежде всего коллективных усилий исполнителей, потому что на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ ее полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого участника.

Таким образом, если учебно-исследовательская деятельность является индивидуальной по своей сути и направленная на получение новых знаний, то целью проектирования является выход за рамки отдельного исследования, развитие чувства ответственности, самодисциплины, способности к активной общественной роли и самоорганизации, умение планировать свою работу и время, желание делать свое дело качественно и умение представить результаты своей работы. Такой процесс осуществляется как в процессе обучения, так и в ходе специально организованной внеклассной и внешкольной деятельности учащихся.


Заслуживает внимания при организации проектной деятельности создание мотивационной ситуации и поддержание его в процессе работы. Согласно «теории жизненного опыта» Дж. Дьюи действие, которое выходит по собственной инициативе, приносит больше доказательства и значительно повышает вероятность ее повторения, нежели действие, выполняемое принудительно. Таким образом, мотивация школьника является очень важной чертой проектной технологии.

Формируя мотивацию достижения успеха в процессе проектировочной деятельности как основу для создания позитивной атмосферы, педагог может использовать различные варианты мотивации учащихся для работы над проектом, а именно: возможность получить интересную информацию и самостоятельно выполнить задание; получить уважение сверстников; быть лучшим; осознать полезность своей деятельности для других людей; знакомство с новыми людьми.

Как правило, учащиеся имеют положительную мотивацию для исследования в том случае, когда они получают не только учебный, но и социальный опыт. Это происходит при следующих условиях: если их исследование направлено на решение важной социальной проблемы; тема исследования для учащихся является лично интересной, а процесс исследования захватывающим. В то же время, важным в процессе проектировочного исследования и то, что ученики должны чувствовать себя в безопасности (физической эмоционально) автономными (независимыми) успешными (компетентными, творческими, профессиональными и знающими) чувствовать, что их ценят и о них заботятся.

Можно выделить следующие особенности проектной технологии:

1. Основой технологии является не информационный подход, ориентированный на развитие памяти учащихся, а деятельностный, направленный на формирование комплекса разнообразных умений и навыков, необходимых для успешной самореализации.

2. Проектная технология предусматривает создание мотивационной ситуации, поддержания его в процессе работы и улучшения результативности обучения и воспитания.

3. Проектная технология предусматривает решение проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

4. Проект - целостная работа, ее нельзя закончить, остановившись на полпути, поскольку оценивается конечный продукт.

5.Технология предполагает учет интересов и потребностей школьников и соответствует их содержания обучения.


6.Технология включает различные виды деятельности (анализ, наблюдение, синтез, сравнение и т.д.), является интеграцией знаний, умений из различных областей науки и предполагает непосредственное применение приобретенных знаний учащихся в ходе практической деятельности.

7. Проектная технология одновременно является и способом и результатом воспитания школьников, привлечение их к социальным отношениям, получение собственного жизненного опыта, социально значимых знаний и умений, которые позволяют в течение жизни успешно реализоваться в личностной и профессиональной деятельности.

1.3.Классификация проектов

Основываясь на теоретические положения и практический опыт отечественной и зарубежной педагогики, рассмотрим вопрос классификации типов проектов.

Значительный вклад в развитие теории проектирования делает русский исследователь Е. Полат. Его классификация исследовательских проектов осуществлена ​​в соответствии с предметно-содержательной направленностью, выделяя монопроекты и межпредметные проекты.

Монопроекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе серии уроков. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате.

Межпредметные проекты выполняются обычно во внеурочное время, предусматривают интеграцию знаний из нескольких предметов и нуждаются в квалифицированной помощи учителей-предметников.

Также Е.С. Полат предлагает пять основных критерий, по которым различают типы проектов:

- по доминирующему в проекте методу или виду деятельности;

- по признаку предметно-содержательной области;

- по характеру контактов;

- по количеству участников проекта;

- по продолжительности проекта;

- по результатам.

С учетом выделенных типологических признаков Е.С. Полат определяет следующие основные виды проектов:

- исследовательские проекты, представляющие собой научно-исследовательскую работу, с определением понятийного аппарата;

- информационные проекты, направленные на сбор, анализ и обобщение информации, необходимой для определения каких либо выводов, результатов;

- творческие проекты, направленные на развитие творческих способностей учащихся;

- телекоммуникационные (информационные) проекты, представляющие собой совместную учебно-познавательную, творческую деятельность обучаемых на базе компьютерной коммуникации;