Файл: Образы человека в истории философии. (Античность, Средневековье, Возрождение, Новое Время).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Образы человека в истории философии. (Античность, Средневековье, Возрождение, Новое Время)

В истории человеческой мысли наблюдается смена представлений человека о самом себе. Эти представления являются продуктами жизни людей в определенную историческую эпоху и оказывают обратное влияние на их жизнь.

  1. Античность.

  • В классический период (V-IV вв. до н.э.) человек воспринимался рациональным существом, так как имел разум – проявление мирового Логоса, превращающего Хаос в Космос. Благодаря чему человек мог понять и правильно оценить все сущее, т.е. способен жить в гармонии с сущим, вести добродетельный образ жизни, в чем и состоит человеческая мудрость.

  • В эпоху эллинизма (IV-I вв. до н.э.) мудрость состояла в том, чтобы понять всю суетность мира и внешних благ и стремиться к самодостаточности, найти опору уверенности в себе самом. Так, Марк Аврелий (161-180) считал главным в человеке внутренний принцип его "Я", который не должен быть нарушен: "Мир - изменение, жизнь - убеждение".

  1. Средневековье.

Согласно Августину Блаженному разум не может указать нам путь к истине, так как человек был создан по образу и подобию божьему, но все было им утрачено после грехопадения Адама. Сам человек не может найти путь назад, вернуться к своей изначальной чистой сущности можно только с помощью божественной благодати. Также Фома Аквинский считал, что правильно использовать свой разум человек может только благодаря божественному руководству и озарению. То, что в греческой философии казалось высшей привилегией человека, приобрело вид опасного искушения. Смирение становится фундаментальной добродетелью христианства, узким путем, которым можно войти в тесные врата Царства небесного. Человек предстает в трех измерениях: тело, душа и дух, где дух - это причастность к божественному посредством веры, открытость человека божественному слову, божественной мудрости, которая наполняет его новой силой.

  1. Возрождение.

Человек воспринимается творцом, так как Бог дал человеку свободную волю и человек сам должен решить свою судьбу, определить свое место в мире. Античная метафизика и средневековая теология были основаны на общем принципе: вселенная рассматривается как иерархический порядок, верхнюю ступень которого занимает человек.


Однако по новой космологии Коперника человеческое бытие – одинокая и исчезающе малая точка в бесконечном пространстве. Позже Джордано Бруно добавил, что бесконечный универсум не полагает границ человеческому разуму. Человеческий интеллект осознает собственную бесконечность, соразмеряя свои силы с бесконечным универсумом.

  1. Новое время.

Происходит некое возвращение к рационализму. Галилей утверждал, что в области математики достигается высший доступный для человека уровень познания, равноценный божественному познанию. Декарт утверждает, что человек познает мир силой чистого сознания.

  1. Понятие природы человека. Родовая сущность и индивидуальность. Особенности познания человека. Подходы «извне» и «изнутри» к человеку.

Природа человека – универсальная человеческая природа, т.е. присущая всем людям, где и когда бы они не жили.

Родовая сущность человека – общее, надындивидуальное. Л Фейербах считает общее, родовое в человеке не существует вне отношений людей. Человек как родовое существо универсален, его нравственность универсальна, этим он отличается от животного, его универсальность - есть выражение его родовой сущности, человек вне рода - ничто, раскрытие своей сущности делает человека человеком. Маркс считал сущность человека совокупностью всех общественных отношений.

Однако процесс формирования личности включает в себя и другую сторону – индивидуализацию, формирование своеобразия человека. Индивидуальность - это неповторимое своеобразие человека.

В познании природы человека есть особенность, которая не позволяет исследовать природу человека тем же путем, каким мы раскрываем природу физических вещей: физические вещи можно описать в терминах их объективных свойств, тогда как человека нельзя определить в полной мере, если не учесть того, как он сам себя определяет.

Подход извне рассматривает человека как объект в ряду других объектов научного познания. Подход извне – попытка выявить объективные характеристики человеческой природы на основе эмпирического наблюдения.

Подход изнутри рассматривает человека как субъект, данный самому себе в своих душевных переживаниях.



  1. Прагматическая антропология И. Канта. Концепция человека К. Маркса. Родовая сущность. Проблема отчуждения.

Прагматическая антропология по Канту – исследование того, что человек, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам. Речь идет о том, чтобы извлечь из антропологии правила поведения, сосредоточить внимание на тех свойствах человеческой личности, которые в большей или меньшей мере находятся или могут находиться в ее власти.

Для Маркса человек есть продукт своего общества, сущность его определяется теми общественными отношениями, в которые он включен. "Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений".

Родовая сущность человекаобщее, надындивидуальное. Л Фейербах считает общее, родовое в человеке не существует вне отношений людей. Человек как родовое существо универсален, его нравственность универсальна, этим он отличается от животного, его универсальность - есть выражение его родовой сущности, человек вне рода - ничто, раскрытие своей сущности делает человека человеком. Маркс считал сущность человека совокупностью всех общественных отношений.

Отчуждение (по Марксу)– процесс социализации, при которой личность начинает ассоциировать свою деятельность в плане коммуникации процессом инородным. Проще говоря отчуждение – это своеобразная форма социализма. Она подразумевает свободу от любых запретов и стремление к познанию своего начала. Проходит 4 этапа:

Первый этап – осмысление процесса труда.

Второй – анализ продукта трудовой деятельности.

Третий – осознание собственной сущности.

Четвертый – социализация в плане общения людей друг с другом.

  1. Происхождение человека. Антропогенез. Естественный отбор и социокультурные факторы становления человека (труд, общение, язык, культура).

Происхождение человека
рассматривают два вида теорий: теории антропогенеза (происхождение человека, как живого существа) и теории антропосоциогенеза (происхождение человека, как разумного, общественного существа)

Антропогенез – процесс становления человека. С точки зрения философии, нас интересует его становление как личности.

Естественный отбор влияет на человеческое поведение через социокультурные факторы становления человека. Те формы поведения, которые мы сегодня наблюдаем, максимально повышают приспособленность:

  • Труд помог человеку построить жилье, наделил оружием. Это способствовало не умереть от холода и отбиться от естественных врагов;

  • Общение помогло человеку объединиться против своих врагов, скоординировав действия;

  • Язык имеет много общего с общением, так как является его частью. Он тоже принял участие в естественном отборе (пример не придумал);

  • Культура - новый и очень мощный метод адаптации к среде и управления ею. На определенном этапе эволюции накопление и передача от поколения к поколению необходимой для адаптации информации стали осуществляться с помощью культуры. В условиях быстро и непредсказуемо меняющейся окружающей среды выгодным становится адаптация не через генетические изменения, а через фенотипическую пластичность в сочетании с культурным механизмом преемственности.

  1. Человек как биологическое и социальное существо. Наследственность и среда. Социологизаторский и биологизаторский подходы.

Как биологическое существо человек отличен от животных: вертикальное положение, иное функционирование рук и ног, особая форма черепа и позвоночника, отсутствие сплошного волосяного покрова. Но вместе с тем анатомия и физиология человека в значительной степени сходны с анатомией и физиологией других млекопитающих, особенно высших обезьян.

Как социальное существо человек обладает подлинно человеческими качествами: абстрактное мышление, рефлексия (самосознание). Рефлексируя, человек создает мир культуры. Абстрактное мышление помогает ему менять мир под себя. Пример социальности человека: дети, выросшие вне общества, не смогли стать полноценными людьми.


В связи с двумя природами человека возникает вопрос: какой фактор оказывает большее влияние в становлении человека человеком? Наследственность (гены, биология) или среда (социум)? Существует две крайние позиции:

1) Социолизаторский подход. Человек – социальное существо и решающим фактором формирования человека как человека является воздействие социально-культурной среды. Человек рождается в равных условиях (ну, почти) и он сам кузнец своего счастья: в процессе деятельности и социализации он становится тем, кто он есть.

2) Биологизаторский подход. Человек – биологическое существо и воздействие социально-культурных факторов не выходит за рамки действия биологических законов, человеческое поведение предопределено генетически. Так считали феодалы, индусы (система каст), сторонники расизма (по исследованиям черные тупее белых, но предполагается из-за неравных условий)

  1. Что такое альтруизм? Происхождение альтруизма с точки зрения социологизаторского подхода и биологизаторского подхода.

Альтруизм – это принцип поведения, согласно которому человек делает добрые поступки, связанные с бескорыстной опекой и благополучием других.

Биологизаторский подход предполагает, что альтруистические формы поведения формировались и генетически закреплялись в процессе эволюции, благодаря механизмам дарвиновского естественного отбора, поскольку давали селекционные преимущества. У альтруистов больше шансов выжить, поэтому сначала это закрепилось поведенчески, а потом и на уровне генов. Но ген альтруизма не выявлен.

Социолизаторский подход предполагает, что альтруизм сформировался исключительно благодаря социуму. Поскольку альтруизм предполагает бескорыстную помощь другим, он может привести к гибели или серьезному вреду тому, кто является альтруистом. Это означает, что альтруизм никак не мог закрепиться путем естественного отбора, так как приводил бы к гибели самих альтруистов.

  1. Теория З.Фрейда. Структура психики. Понятие либидо. Внутренний конфликт как главная проблема душевной жизни человека. Понятие сублимации.