Файл: Образы человека в истории философии. (Античность, Средневековье, Возрождение, Новое Время).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Безвредное освобождение может быть осуществлено перенесением бессознательных влечений в сознание, которые чаще всего могут исчезнуть под влиянием лучших противоположных стремлений. Вытеснение заменится чувством осуждения. Вторым исходом может быть перенаправление вскрытых бессознательных влечений на другие цели.

Техника узнавания по свободно возникающим мыслям больного основана на взаимодействии вытесненного воспоминания и сопротивления ему. Если сопротивление незначительно или равно 0, то вытесненное воспоминание сразу всплывает в памяти. Если сопротивление сильное, то вытесненное воспоминание искажается (искажается сильнее, чем сильнее сопротивление). Искаженное воспоминание – заместитель.

Отношение между возникающими мыслями больного (заместителем вытесненного комплекса) и вытесненным комплексом должно восприниматься, как намёк.

Сновидения являются искаженными заместителями бессознательных мыслей и это самое искажение есть дело защитных сил Я, т.е. тех сопротивлений, которые в бодрствующем состоянии вообще не допускают вытеснения бессознательных желаний в область сознания. При толковании сновидений нужно использовать основное правило психоанализа, которое будет применяться к элементам сновидения, которые не должны быть связаны друг с другом. После сбора материала по каждому элементу сновидения мы узнаем скрытые мысли, которые и будут служить действительному смыслу сновидений.

  1. Основные характеристики общества: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность.

Самодеятельность – деятельность, общественная активность, которая определяется внутренними потребностями общества. Иначе говоря, деятельность по саморазвитию, самовыражению, самовоплощению, самореализации общества. Участники самодеятельного творчества приходят в самодеятельные коллективы из потребности самореализации, самоутверждения как проявления внутренних побуждений личности.

Самоорганизация общества – свободная деятельность индивидов, которая осуществлялась бы при минимальном контроле или даже без всякого контроля. Принятие самостоятельных решений в частной жизни приводит к сокращение управленческих шагов (полиции, пожарных) - это может сэкономить общественные средства, и сама хозяйственная система будут работать эффективнее.


Саморазвитие общества – процесс активного, последовательного позитивного качественного изменения общества, которое является результатом не внешних воздействий, а ее собственных усилий. Различают внешние и внутренние источники активности саморазвития:

  • Внешние (требования и ожидания общества) - основные, определяют направление и глубину необходимого саморазвития.

  • Внутренние источники – убеждения, чувство долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия. Вызванная извне потребность педагога в самовоспитании поддерживается внутренними источниками.

Самодостаточность – способность общества своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия собственного существования и производить все необходимое для коллективной жизни.

  1. Основные сферы общественной жизни

Выделяют 4 основные сферы общественной жизни:

  • Экономическая – производство, распределение, обмен, потребление материальных благ. Удовлетворяет материальные потребности

  • Социальная – отношения между группами внутри общества, деятельность государства по обеспечению социальных гарантий. Удовлетворяет потребность в общении, взаимодействии, взаимопомощи

  • Политическая – отношения власти и управления в обществе и государстве. Удовлетворяет потребность в порядке и законе

  • Духовная – отношения в процессе создания духовных ценностей. Удовлетворяет потребность в истине, вере, красоте, добре.

  1. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества

Согласно формационному подходу (представители К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.) общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы – общественно-экономические формации: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства. Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения. К производительным силам относятся средства производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики. Средства производства, в свою очередь, включают в себя предметы труда (то, что обрабатывается в процессе труда – земля, сырьё, материалы) и средства труда (то, с помощью чего обрабатываются предметы труда – инструменты, оборудование, техника, производственные помещения). Производственные отношения – это отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства. Смена формации происходит тогда, когда производственные силы (развиваются быстрее) настолько ушли вперед, что старые производственные отношения сдерживают дальнейшее совершенствование производственных сил. В момент смены производственных отношений меняется формация.



Существуют две основные разновидности цивилизационного подхода:

  • Теория стадиального развития цивилизации (К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Тофлер и др.) рассматривает цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии):

  1. Традиционное общество. Существуют аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников.

  2. Переходящее общество. Растёт сельскохозяйственное производство, появляется новый вид деятельности – предпринимательство и соответствующий ему новый тип предприимчивых людей. Складываются централизованные государства, усиливается национальное самосознание. Таким образом, созревают предпосылки для перехода общества на новую ступень развития.

  3. Стадия “сдвига”. Происходят промышленные революции, за которыми следуют социально-экономические и политические преобразования.

  4. Стадия “зрелости”. Идёт научно-техническая революция, растёт значение городов и численность городского населения.

  5. Эра “высокого массового потребления”. Наблюдается значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления и превращение их в основной сектор экономики.

Этот процесс начался в глубокой древности, когда человечество перешло от первобытности к цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время произошли большие общественные изменения, которые затронули социально-экономические, политические отношения, культурную сферу.

  • Теория локальных цивилизаций (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби) исходит из того, что существуют отдельные цивилизации (своего рода элементы, составляющие общий поток истории). Они могут совпадать с границами государства (китайская цивилизация), а могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация). Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные компоненты: географическая среда, экономика, политическое устройство, законодательство, религия, философия, литература, искусство, быт людей и т.д. Каждый из этих компонентов несёт на себе печать своеобразия той или иной локальной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. Конечно, с течением времени цивилизации меняются, испытывают внешние воздействия, но остаётся некая основа, “ядро”, благодаря которому одна цивилизация всё равно отличается от другой. А. Тойнби подразделял цивилизации на основные и локальные. Основные цивилизации (например, шумерская, вавилонская, эллинская, китайская, индусская, исламская, христианская и др.) оставили яркий след в истории человечества и косвенно повлияли на другие цивилизации. Локальные цивилизации замыкаются в национальных рамках, их около тридцати: американская, германская, русская и др.