Файл: Образы человека в истории философии. (Античность, Средневековье, Возрождение, Новое Время).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По мнению Фрейда, поведение человека управляется бессознательными силами.

Фрейд строил свою теорию психики на основе принципов материализма и детерминизма. На первом этапе своей деятельности он пытался связать свою психологическую теорию с физической основой, т.е. с нервными клетками в мозге. Но отказался от него, потому что тогдашних знаний не хватало. Фрейд был убежден, что всякое событие имеет предшествующие ему причины. Ничего из того, что делает или говорит человек, не является случайным. Непонятные поступки определяются скрытыми, неосознаваемыми причинами.

Либидо – источник энергии бессознательного сексуального инстинкта. В соответствии с принципом константности, общее количество либидо в психическом аппарате человека является величиной постоянной. Наполнение энергией одного участка психической системы сопровождается отнятием энергии из других участков. Энергия, если ее освободить и иначе направить, может быть использована для удовлетворения текущих потребностей. В процессе развития индивида либидо концентрируется в различных телесных зонах (эрогенных), определяя фазы сексуального развития:

  1. Оральная стадия (0-18 месяцев),

  2. Анальная стадия (1,5 года – 3года, от слова анус),

  3. Фаллическая стадия (3-6 лет, от слова фаллос).

  4. Латентная стадия (6 – 12 лет),

  5. Генитальная стадия (половое созревание).

Позднее, в 20-е годы, Фрейд делит психику на три подсистемы

  • «Оно» – это бессознательные влечения.

  • «Я» – посредник между Оно и внешней реальностью, его задача - обеспечение безопасности, самосохранения. Эго контролирует требования инстинктов, решая, будет ли позволено удовлетворение, или оно будет отложено до более благоприятных обстоятельств, или же они будут полностью подавлены.

  • «Сверх-Я» служит цензором деятельности Эго. Сверх-Я - это нормы и ценности, которые стали частью психики в процессе воспитания. Они по большей части не осознаются индивидом. Они ограничивают автономию "Я".

"Я" оказывается несчастным сознанием, оно должно ориентироваться и на Оно, и на Сверх-Я, а это чревато внутренними конфликтами. "Я" находится как бы между молотом и наковальней. Поэтому любая деятельность человека направлена на то, чтобы уменьшить напряжение, вызванное необходимостью удовлетворить инстинктивную потребность, вернуть телу равновесие.


Сублимация - это переключение энергии либидо на другие цели, реализация энергии в научном или художественном творчестве. Это успешная защита психики, она разряжает напряжение, восстанавливает равновесие внутреннего «Я»

  1. Теория К.Г.Юнга. Коллективное бессознательное. Понятие индивидуации.

Теория Юнга – «аналитическая психология» – утверждает, что содержание бессознательного не сводится к подавленным сексуальным и агрессивным побуждениям, а либидо рассматривает как творческую жизненную силу, как психическую энергию вообще. Энергия либидо концентрируется в различных потребностях - биологических или духовных - по мере того, как они возникают.

Коллективное бессознательное – это хранилище памяти человечества, это общечеловеческий эмоциональный опыт, всех рас и народов; в нем скрыты следы даже опыта наших человекообразных предков. Оно состоит из мощных первичных психических образов, архетипов (образ матери-земли, героя, мудрого старца). Архетипы передаются не только с помощью традиции и миграции, но и с помощью наследственности. Доказательством существования коллективного бессознательного, по мнению Юма, является наличие сходных мотивов в мифах, сказках, снах и бредовых фантазиях пациентов.

Архетип - это форма, которая наполняется конкретным содержанием.

Индивидуа́ция – одно из основных понятий аналитической психологии К. Г. Юнга, означающее процесс становления личности, такого психологического развития её, при котором реализуются индивидуальные задатки и уникальные особенности человека.

  1. Теория А.Адлера. Понятие комплекса неполноценности. Принцип компенсации.

Теория Адлера – «индивидуальная психология» – утверждает: все, что делают люди, имеет целью преодоление ощущения своей неполноценности и упрочение чувства превосходства.

Комплекс неполноценности преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности. Ощущение неполноценности по разным причинам может у некоторых людей стать чрезмерным, что и является источником комплекса неполноценности.

Адлер указал на то, что компенсация

имеет место в психической сфере. Он полагал, что чувство неполноценности берет свое начало в детстве. Ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и, чтобы выжить, должен опираться на родителей. Этот опыт вызывает у ребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении. Появление этого раннего ощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а также стремление к совершенству и безупречности (т.е. ребенок компенсировал свою неполноценность). Адлер утверждал, что стремление к превосходству является основной движущей силой в жизни человека.

  1. Что такое экзистенциализм? Назовите представителей. Что означает «сущность предшествует существованию»? Что такое «пограничная ситуация» и кто ввел этот термин?

Экзистенциализм – это философское направление, стремящееся объяснить существование (философия существования). Он протестует против неких абстракций и за анализ проблем, стоящих перед человеком в его повседневной реальной жизни.

Представители:

  • В России – Бердяев, Шестов

  • В Германии – Хайдеггер, Ясперс

  • Во Франции – Сартр, Марсель, Камю

  • В Италии – Аббаньяно.

«Сущность предшествует существованию» означает, что ничто не может диктовать характер человека, его жизненные цели и т. д.; только сам индивид может определить их сущность.

«Пограничная ситуация» – ситуация, при которой возникает серьёзная опасность для жизни. Термин ввел Ясперс. Оказавшись в пограничной ситуации, человек освобождается от всех ранее сковывавших его условностей, внешних норм, общепринятых взглядов и тем самым впервые постигает себя как экзистенцию. Пограничная ситуация позволяет человеку перейти от «неподлинного» (поведение регулируется нормами отношений) бытия к подлинному (поведение не контролируется ничем).

  1. Объясните выражения Сартра «исходить из субъективности» и «существование предшествует сущности», «выбирая себя, мы выбираем всех людей». Что объясняет Сартр на примере истории со своим учеником?


«Исходить из субъективности» аналог фразы «сущность предшествует существованию»: создание человека (сущности) Богом предшествовало существованию человека, так как сделать человека нужно было по определенному способу и по определенному замыслу. Или другой пример: чтобы изготовить нож нужны его макет, представления о нем и т.д., т.е. нужна его сущность. Это означает, что сущность ножа предшествует существованию самого ножа.

«Существование предшествует сущности» означает, что человек сначала существует, оказывается, появляется в мире и только потом он определяется. В представлении экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что он первоначально ничего собой не представляет. Он станет человеком лишь позже и станет таким человеком, каким он сам себя сделает.

Согласно субъективизму, субъект выбирает сам себя, т.е. человек выбирает сам себя. Создавая себя, мы создаем себе свой образ из того, что считаем хорошим. А так как мы являемся людьми, то создавая свой «хороший» образ, мы создаем и образ для всех людей. Иначе говоря, «выбирая себя, мы выбираем всех людей» (я полчаса перечитывал текст. Я так понял)

На примере своего ученика Сартр объясняет то, что только сам человек способен сделать сложный выбор: отомстить за брата или остаться со своей матерью. Христианское учение говорит: любите ближнего, жертвуйте собой ради другого, выбирайте самый тяжелый путь. Однако кого любить больше: брата или мать? Ради кого жертвовать? Какой путь тяжелее? По мнению Сартра любое учение оставляет некий «пробел»: ситуацию, которая не регламентируется конкретно, а лишь общими понятиями. И только человек способен сделать выбор.

  1. Понятия «этика», «мораль», и «нравственность». Мораль как особая форма регуляции общественных отношений.

Этика – это раздел философии, предметом которого является мораль и применение моральных принципов в деятельности человека.

Мораль – это система ценностей, которыми люди должны руководствоваться в своем поведении. Другими словами, принимая решение о том, как нам поступить, осуждая или одобряя тот или иной поступок другого человека, мы ссылаемся на моральные ценности, в свете которых тот или иной поступок является хорошим или плохим, моральным или аморальным.


Нравственность – аналог слова мораль. Иногда можно заменять.

Мораль регулирует общественные отношения через участие в решении повседневных задач при помощи моральных норм. Одни и те же моральные принципы обязательны для всех. Человек как свободное существо волен нарушить моральный принцип, он может и не делать то, что он должен делать, но это вовсе не отменяет моральный принцип. Моральные принципы имеют объективную основу, которая не зависит от личности. Это связано с тем, что человек живет в обществе. А значит мораль является нормой регуляции общественных отношений.

  1. Проблема обоснования нравственных ценностей в античной философии (Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, стоики).

  • Сократ стремился дать разумное обоснование морали через познание сущности добродетелей с помощью исследования слов, которые их обозначают (то бишь дать определения словам, входящим в состав добродетелй: смелость, справедливость и т.д.). Много разных поступков могут называться смелыми. Сократ полагал, что все действия, которые считаются смелыми, должны иметь нечто общее, и это общее является их общей сущностью. Также он полагал, что каждый здравомыслящий человек, который познал сущность добродетели, не может не поступать добродетельно.

  • Платон разработал идею вещи (черта, которая делает определенные предметы нечто целым и общим). Причем идеи обладает большей реальностью, чем сами вещи. Они образуют иерархию по степени ценности. На вершине иерархии – идея Блага (Единое). Поскольку идея Блага есть источник всего ценного и реального, мы должны стремиться познать и понять Благо. Поскольку идеи можно постичь только разумом, то мы должны руководствоваться только разумом.

  • Аристотель, будучи этическим натуралистом, обозначил счастье, как Благо. Счастье состоит из удовольствия и развития способности мышления. Счастье есть активное действие в соответствии с добродетелью, которых два вида: интеллектуальная добродетель (изучение чего-то с помощью мышления) и моральная добродетель (сдерживание наших вожделений с помощью мышления).

  • Эпикур считал естественным искать удовольствие (морально то, что естественно). Из этого следует, что мы должны стремиться к жизни, полной удовольствий, – атараксии. Для достижения атараксии необходимо различать три вида желаний: