Файл: Образы человека в истории философии. (Античность, Средневековье, Возрождение, Новое Время).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Желания естественные и необходимые, которые должны быть удовлетворены (например, желание пищи или крова); -
Желания, естественные, но НЕ-необходимые, которые могут быть удовлетворены, если это не ведет к дискомфорту или страданию (например, сексуальные желания); -
Желания НЕестественные и НЕ-необходимые, которые НЕ должны быть удовлетворены, так как приводят к негативным последствиям (например, желание богатства или славы).
-
Стоики считали основным принципом этики– осознать господствующую в мире необходимость и подчиниться ей, не утратив при этом чувство собственного достоинства. Господствующая необходимость – это жизненная сила, которая приводит в движение все вещи
-
Этика И. Канта. Понятие категорического императива. Принцип автономии морали.
Для Канта мораль является вопросом долга. Кант проводит различие между условным долгом (чтобы быть здоровым, делай зарядку) и безусловным долгом (делай зарядку, тварь!). Для Канта только безусловный долг является моральным долгом. Потому что подлинная мораль является необходимой и универсальной и не зависит от ситуаций.
Категорический императив – главный моральный принцип Канта: «поступай только согласно такой максиме (субъективный принцип, которым руководствуется индивид в своем поведении), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом (объективный, общезначимый принцип, имеющий силу для каждого разумного существа)», "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству". По сути это переиначивание фразы «Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы они поступали с тобой»
По Канту есть автономия воли, а не морали (но суть в целом не меняется, так как основа рациональной морали является добрая воля).
Автономия воли – третья трактовка категорического императива: "Все понимали, что человек своим долгом связан с законом, но не догадывались, что он подчинен только своему собственному и тем не менее всеобщему законодательству и что он обязан поступать, лишь сообразуясь со своей собственной волей, устанавливающей, однако, всеобщие законы согласно цели природы". Проще говоря:
если ты не подчиняешься собственному закону (значит и воле), то ты поступаешь не по долгу, а значит и не по морали. А подчиняясь собственной воле, наша мораль автономна. Может и фигня, но хз, как лучше
-
Утилитаристская этика (И.Бентам, Д.С.Милль). Какие возражения были выдвинуты против утилитаризма? В чем суть утилитаристского принципа всеобщего счастья?
Утилитаристская этика за критерий правильности действия берет последствия или результаты действия. Утилитаризм принимает за высшее благо достижение общего благополучия (в отличие от Эпикура).
Возражения против утилитаризма:
-
Калькуляция удовольствий. Мы не можем рассчитать какое действие обеспечит максимальное удовольствие для максимального числа людей, так как не всегда мы можем просчитать последствия своих действий. А там, где можем нам не нужно моральное руководство. Также мы не можем постоянно прибегать к подсчету возможных следствий при каждом принятии решения. -
Возможность оправдания моральных поступков. Поступая таким образом, чтобы способствовать наивысшему счастью наибольшего числа людей, мы можем причинить боль и страдания кому-то другому, а значит совершить аморальный поступок (убийство старухи процентщицы – счастье от убийства всем, кроме самой старухи)
Суть утилитаристской этики: мы должны действовать так, чтобы способствовать наивысшему перевесу добра над злом. Надо способствовать величайшему счастью максимального количества людей. По И. Бентаму (основоположник) величайшее счастье – то, что приносит больше (количественно) удовольствия, чем страданий всем. Д. С. Милль добавил, что удовольствия должны быть и качественными.
-
Моральный нигилизм Ф. Ницше. Почему Ницше считает, что надо воздерживаться от сострадания? В чем заключается сущность истинной морали по Ницше? Два типа морали по по Ф.Ницше
Моральный нигилизм – отрицание общепринятых моральных ценностей. Ницше исходит из того, что исторически сложившаяся получившая распространение в Европе форма морали стала основным препятствием на пути возвышения человека и установления межу людьми искренних отношений.
Ницше считает, что надо воздерживаться от сострадания, поскольку сострадание позволяет подчинять некоторых индивидов коллективу. Слабые убеждают себя, что любовь и сострадание хороши, потому что это их устраивает. Но эти идеи не становятся действительно их внутренним убеждением. Они живут, не имея собственного представления о том, что делает ценной их жизнь. Сущность морали, которую они исповедуют вместе с толпой – покорность и самопожертвование. Но они сами не верят в эту истину, чувствуя, что самоутверждение есть нечто естественное; в своих действиях они руководствуются им, не признаваясь себе в этом.
По мнению Ницше, существуют два типа морали: мораль господ и мораль рабов. Ницше решительно, последовательно бескомпромиссно отвергает мораль рабов. Под моралью рабов Ницше подразумевает мораль, которая сформировалась под воздействием античной философии и христианской религии. Она ошибочно воспринимается как синоним морали вообще. Под моралью господ Ницше понимает мораль самоуважения и ощущения себя личностью.
-
Этика А. Швейцера. Как понимаются отношения между человеком и природой в этике благоговения перед жизнью? Каковы причины этического конфликта между обществом и личностью? Что представляет собой нравственная личность по мнению Швейцера?
Этика Швейцера предлагает и предписывает единственное правило – благоговейное отношение к жизни всюду и всегда, когда индивид встречается с другими проявлениями воли к жизни. Срывая цветок, человек совершает зло, спасая раненое животное, творит добро. Это так просто, так элементарно. И эту элементарность, узнаваемость в каждом акте человеческого поведения Швейцер считал важнейшим достоинством открытой им моральной истины.
Отношения между человеком и природой в этике благоговения перед жизнью характеризуются, как зло. Поскольку так или иначе человек наносит вред природе: идя по тропинке, он топчет растения и микроорганизмы; для еды он срывает растения или убивает животных и т.д.
Причинами этического конфликта между обществом и личностью является то, что счастье человека строится на несчастье других людей. Самый простой пример – войны за территорию. (льем еще воды, это ж филас)
Нравственная личность по мнению Швейцера – человек, который сознательно следует в своих действиях принципу благоговения перед жизнью, способствуя ее утверждению всюду, где это возможно, и сводя к минимуму вред, сопряженный с его существованием и деятельностью.
-
Каковы причины истерии с точки зрения психологической теории Брейера и Фрейда? Какие примеры приводит Фрейд? Как лечил истерию Брейер? Как объяснял Брейер возникновение истерических симптомов в отличие от Фрейда?
Причинами истерии с точки зрения психологической теории Брейера и Фрейда являются остатки/осадки аффективных переживаний, которые впоследствии стали называть «психическими травмами». Симптомы были детерминированы известными сценами, они представляли собой остатки воспоминаний об этих сценах. Одно какое-либо переживание не всегда оставляло за собой известный симптом, но по большей части такое действие оказывали многочисленные, часто весьма похожие повторные травмы.
Фрейд приводит пример из практики Брейера: женщина не могла пить воду из стакана. Распутывая клубок, Брейер обнаружил первоисточник проблемы – пьющую из стакана противную собачку. Также онемение рук этой женщины – глюк из-за ползущей змеи, проблемы с речью – из-за того, что она от страха забыла молитвы.
Брейер лечил истерию путем восстановления цепи патогенных воспоминаний в памяти в хронологической последовательности и притом в обратном порядке: последняя травма сначала и первая в конце, причем невозможно было перескочить через последующие травмы прямо к первой, часто наиболее действенной. Прокрутка этих воспоминаний, давало пациенту выговорить свои переживания и это снимало истерию.
Брейер выдвинул предположение, что истерические симптомы возникают при особо душевном состоянии, которое он назвал гипноидным. Те возбуждения, которые попадают в момент такого гипноидного состояния, становятся патогенными, так как такое состояние не даёт условие для нормального оттока процессов возбуждения. Из такого процесса возбуждения возникает симтом. А Фрейд понимал под симптомом искажение того, что человек хотел вытеснить из своего сознания, то что противоречило собственному Я.
-
Что такое истерическая конверсия? Что такое расщепление личности? Какова теория истерии Жане и почему Фрейд с ней не согласен? Что Фрейд считает доказательством существования вытеснения? Почему Фрейд считает необходимым исключить гипноз? Каково основное правило психоанализа?
Истерическая конверсия – процесс, при котором подавляемые возбуждения выражаются в аффектах, которые испытывают превращения в необычные телесные иннервации и задержки, представляющие собой телесные симптомы данного случая. Фрейд считал истерию (физические симптомы) проявлением эмоционального неразрешенного конфликта. То есть подавляемое психическое возбуждение, которое никуда не девается, но при этом должно быть куда-то выплеснуто, начинает преобразовываться в болезненный синдром.
Расщепление личности – это существование в индивидууме нескольких душевных группировок, которые могут существовать независимо друг от друга и попеременно захватывать сознание. Если при таком расщеплении личности сознание постоянно присуще одному из двух состояний, то это последнее называют сознательным душевным состоянием, а отделенное от нее – бессознательным.
Истерия, по воззрениям Жане, представляет собой известную форму дегенеративного изменения нервной системы, которая выражается во врожденной слабости психического синтеза. Фрейд не поддерживает взглядов Жане, так как считает, что расщепление психики- причина истерии. А расщепление психики происходит из-за конфликта противоречащих душевных сил.
Доказательством существования вытеснения Фрейд считал существование сопротивления, которое выражается в человеке как способность противостоять неприятным переживаниям, переводя их в бессознательное состояние.
Зигмунд Фрейд посчитал исключить из своей практики гипноз, т.к. некоторых пациентов он не мог ввести в состояние гипноза и считал этот процесс мистическим. Также он считал, что гипноз маскирует сопротивление и делает доступной определенную душевную область, но зато он накапливает сопротивление на границах этой области в виде вала.
Данное правило гласит, что пациентам следует говорить то, что приходит в голову, не критиковать свои мысли, даже если он считает это неправильным, не относящимся к делу, бессмысленным. И те мысли которые приходят в голову пациента - и являются главным материалом для психоанализа.
-
Какими путями можно сделать освобожденные психоанализом бессознательные влечения безвредными для индивида? На чем основана техника узнавания по свободно возникающим мыслям больного? Каково отношение между возникающими мыслями больного и вытесненным комплексом? Что такое сновидения по мнению Фрейда и что надо учитывать при их толковании?