Файл: Контрольная работа по теории механизмов и машин тмм 72 00 00 00р зачетная книжка 012300.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Филиал Ухтинского Государственного Технического
Университета в г. Усинске
Контрольная работа
по теории механизмов и машин
ТММ 72 00 00 00Р
Зачетная книжка № 012300
Зачтено« » 2004 г
Преподаватель
Выполнил студент
Группы РЭНГМ – 00 14.04.2004г.
1 Задание на контрольную работу № 1
По заданию 2 и варианту 7 для схемы привода изображенной на рисунке 1, решить следующие задачи:
-
выбрать асинхронный э/двигатель, -
вычислить скорость вращения, мощность и крутящий момент для каждого из валов привода, -
рассчитать клиноременную передачу, -
рассчитать зубчатую тихоходную цилиндрическую передачу, -
рассчитать цепную передачу.
Рисунок 1 -схема привода
1,2,3,4,5, -соответственно валы э.двигателя быстроходный , промежуточный, и тихоходный редуктора и выходной вал привода, 6- э.двигатель ,7- ременная передача , 8 и 9-соответственно быстроходная и тихоходная зубчатая передачи редуктора 10-цепная передача.
Мощность Р5 и частота вращения n5 выходного вала привода равны соответственно 18 кВт и 50 об/мин.
1.2.Кинематический и силовой расчет привода.
2.1 Выбор электродвигателя
2.1.1 Требуемая мощность электродвигателя(2, стр.4)
Ртр=Р5/η (2.1)
где Р5 - мощность на выходе привода, кВт
η – КПД привода
η=η(р) · η(з)2 · η(п)4 · η(ц) (2.2)
где η(р), η(з), η(п), η(ц) – соответственно КПД ременной, зубчатой цилиндрической, пары подшипников качения и цепной передачи.
Руководствуясь рекомендациями (2, стр.5) принимаем
η(з) = 0,97, η(ц) = 0,95, η(п) = 0,99, η(р) = 0,96
После подстановки численных значений параметров в формулы (2.2) и ( 2.1) получим:
η = 0,96 * 0,972 * 0,994 * 0,95 = 0,87
Ртр = 18/0,87 = 20,69 кВт
2.1.2. С учетом требуемой мощности Ртр = 20,69 кВт рассмотрим возможность выбора асинхронных двигателей серии 4А с номинальными мощностями Рн = 18,5 кВт и Рн = 22 кВт. Для первого перегрузка составляет (20,69 - 18,5) * 100%/20,69 = 10,6% при допустимой перегрузке 5%. Далее его не рассматриваем. Для второго недогрузка не более 5,9%.
Для ориентировки в выборе двигателя по частоте вращения оценим передаточное отношение привода i(ср), вычисленное по примерно средним значениям рекомендуемых передаточных отношений отдельных передач. Возьмем (2, стр.7) эти значения для зубчатой конической цилиндрической, ременной и цепной передач соответственно i(ср.з.т) = 3, i(ср.з.б) = 3, i(ср.р) = 3, i(ср.ц) = 3.
После перемножения получим в результате:
i(ср) = 34 = 81
При таком передаточном отношении привода потребуется двигатель с частотой вращения:
n = i(ср) * n5 = 81 * 50 = 4050 об/мин
2.1.3. Окончательно выбираем (3, стр.328) ближайший по частоте вращения асинхронный электродвигатель марки 4А180S2УЗ со следующими параметрами:
1. Номинальная мощность: Рн = 22 кВт
2. Номинальная частота вращения:
nн = nс * (1-S/100) = 3000 * (1 – 2,1/100) = 2937 об/мин
где скольжение S = 2,1%, синхронная частота вращения nс = 3000 об/мин
3. Отношение пускового момента к номинальному Тп/Тн = 1,4
2.2. Передаточные отношения привода и отдельных его передач
Общее передаточное отношение привода при частоте вращения входного вала привода n1 = nн
i(общ.) = n1/n5 = nн/n5 (2.3)
где n5 – частота вращения выходного вала привода.
Расчет по формуле (2.3) даёт:
i(общ.) = 2937/50 = 58,74
примем (2, стр.6) передаточные отношения
1 .Для ременной передачи - i(p) = 3
2.Для зубчатой (быстроходной) цилиндрической передачи - i(з,б) = 3
З.Для зубчатой(тихоходной) цилиндрической передачи - i(з,т) = 3
Тогда на долю цепной передачи остается передаточное отношение
i(ц) = i(общ)/(i(p) * i(з.б) * i(з.т)) = 58,74/33 = 2,18
2.3. Частоты вращения, угловые скорости, мощности и моменты на валах привода .
2.3.1. Частоты вращения валов
n1 = nн = 2937 об/мин
n2 = n1/i(p) = 2937/3 = 979 об/мин
n3 = n2/i(з.б) = 979/3 = 326.33 об/мин
n4 = n3/i(з.т) = 326.33/3 = 108.8 об/мин
n5 = n4/i(ц) = 108.8/2.18 = 50 об/мин
Примечание: здесь и далее параметры, относящиеся к валам привода, обозначены числовыми индексами, соответствующими нумерации валов на схеме привода
2.3.2. Угловые скорости валов
ω1 = π * n1/30 = 3.14 * 2937/30 = 307.4 рад/с
ω2 = ω1/i(p) = 307.4/3 = 102.47 рад/с
ω3 = ω2/i(з.б) =102,47/3 = 34,16 рад/с
ω4 = ω3/i(з.т) = 34,16/3 = 12,56 рад/с
ω5 = ω4/i(ц) = 12,56/2,72 = 4,6 рад/с
2.3.3. Мощности на валах привода
Р1 = Ртр = 20,69 КВт
Р2 = Р1 * η(р) * η(п) = 20,69 * 0,96 * 0,99 = 19,7 кВт Р3 = Р2 * η(з) * η(п) = 19,7 * 0,97 * 0,99 = 18,9 кВт Р4 = Р3 * η(з) * η(п) = 18,9 * 0,97 * 0,99 = 18,2 кВт
Р5 = Р4 * η(ц) * η(п) = 18,2 * 0,95 * 0,99 =17,1 кВт
2.3.4. Моменты на валах привода
Т1 = Р1/ ω1 = 20,69 * 103/307,4 = 67,3 Н * м Т2 = Р2/ ω2 = 19,7 * 103/ 102,47 =192,3 Н * м Т3 = Р3/ ω3 = 18,9 * 103/34,16 = 553,3 Н * м Т4 = Р4/ ω4 = 18,2 *103/12,56 = 1449 Н * м Т5 = Р5/ ω5 = 17,1 * 103/4,6 = 3717 Н * м
2.3.5. Максимальные моменты при перегрузках на валах
Т1max = T1 * 1,4 = 67,3 * 1,4 = 94,22 Н * м
Т2max = Т2 * 1,4 = 192,3 * 1,4 = 269,22 Н * м
T3max = Т3 * 1,4 = 553,3 * 1,4 = 774,62 Н * м
T4max = Т4 * 1,4 = 1449 * 1,4 = 2028,6 Н * м
T5max = Т5 * 1,4 = 3717 * 1,4 = 5203,8 Н * м
2.3.6. Результаты расчетов, выполненных в подразделе2.3. сведены в таблицу
2.1. Частоты вращения, угловые скорости, мощности и моменты на валах привода.
N вала По рис 1. | n, об/мин | ω, рад/сек | Р, кВт | T, Н * м | Тmax, Н*м |
1 | 2937 | 307.4 | 20.69 | 67.3 | 94.22 |
2 | 979 | 102.47 | 19.7 | 192.3 | 269.22 |
3 | 326.33 | 34.16 | 18.9 | 553.3 | 774.62 |
4 | 108.8 | 12.56 | 18.2 | 1449 | 2028.6 |
5 | 50 | 4.6 | 17.1 | 3717 | 5203.8 |
3.Расчет клиноременной передачи.
Из раздела 2 заимствуем следующие данные
P1 = 20,69 кВт
n1 = 2937 об/мин
iр = 3
Т1 = 67,3 Н * м
В зависимости от частоты вращения малого шкива и передаваемой мощности выбираем по монограмме (2.С.134) клиновой ремень сечения А,с площадью поперечного сечения F=81 мм2
Определяем диаметр меньшего шкива d1(2.c.l30)
d1>=3*(T1)1/3
d1 = 3 * (67300)1/3 = 121,86 мм
по ГОСТу принимаем d1 = 125 мм
Определяем диаметр большего шкива d2 и согласуем с ГОСТ:
d2 = ip * d1 * (1 – ε) = 3 * 125 * (1 – 0,015) = 369 мм
где ε – коэффициент упругого скольжения
по ГОСТу принимаем d2 = 400 мм
при этом фактическое передаточное отношение
ip = d2/(d1 * (1 – ε)) = 400/(125 * (1 – 0,015)) = 3,05
Расхождение составляет (3,05 – 3)/3 * 100% = 1,6%
что меньше допускаемых обычно 3%
Выбираем межосевое расстояние арем
арем = 600 мм (это не противоречит условию) (d1 + d2) ≤ арем ≤ 2,5(d1 + d2)
525 ≤ арем ≤ 1312,5
Определяем длину ремня L:
L = 2 * арем + (π/2) * (d1 + d2) + (d2 – d1)2/(4 * арем) =
= 2 * 600 + (3,14/2) * (125 + 400) + (400 – 125)2/(4 * 600) = 2056 мм
Из (2.стр.121) L = 2000 мм
Соответствующее этой длине межосевое расстояние
арем = 0,25 * ((L – w) + ((L – w)2 – 2y))1/2
где
w = 0,5 * π * (d1 + d2)
y = (d2 – d1)2
После подстановки получаем
w = 0,5 * 3,14 * (400 + 125) = 824,25 мм
y = (400 – 125)2 = 75625 мм
арем = 0,25 * ((2000 – 824,25) + ((2000 – 824,25)2 – 2 * 75625))1/2 = 596 мм
Найдем угол охвата меньшего шкива (2.стр.130)
φ ≈ 180о – ((d2 – d1)/арем) * 60о = 180о – ((400 – 125)/596) * 60о = 152о
окружное усилие передаваемое одним клиновым ремнем сечения Б (интерполируя)
Р0 = 155 + (177 – 155)/5 * 2 = 159,4 Н
Допускаемое окружное усилие на один ремень
[Р] = Р0 * Сα * СL * Ср
Сα = 1 – 0,003 * (180 – φ) = 1 – 0,003 * (180 – 152) = 0,916 (2.стр.135)
Коэффициент учитывающий влияние длины ремня
СL = 0,3 * L/L0 + 0,7 = [L0 = 1700] = 0,3 * 2000/1700 + 0,7 = 1,05
Ср = 1
[Р] = 159,4 * 0,916 * 1 * 1,05 = 153,3 Н
скорость v = 0,5 * ω1 * d1 = 0,5 * 307,4 * 125 * 0,001 = 19,2 м/с
окружное усилие
Р = Р1/v = 20690/19,2 = 1077 Н
расчётное число ремней
Z = P/[Р] = 1077/153.3 = 7.02 = 7
Примем предварительно напряжение от предварительного натяжения σ0 = 1,6 Н/мм
Предварительное натяжение каждой ветви ремня вычисляется по формуле (2.стр.136)
S0 = σ0 * F = 1,6 * 81 = 130 H
Усилие действующее на валы
РВХ = 2 * S0 * Z * sin(φ/2) = 2 * 130 * 7 * sin(152o/2) = 1766 H
1. Задание на контрольную работу №2
На основании результатов решения задачи предыдущей контрольной работы расcчитать следующие передачи привода :
-
расcчитать зубчатую тихоходную цилиндрическую передачу -
расcчитать цепную передачу
2. Расчет тихоходной цилиндрической передачи редуктора.
2.1. Материалы зубчатых колес и допускаемые напряжения.
2.1.1. Для зубчатых колес назначаем дешевую углеродистую качественную конструкционную сталь 45 по ГОСТ 1050-80. После улучшения материал колес должен иметь нижеследующие механические свойства, (2,с.34)
Шестерня Колесо
Твердость НВ 230...260 НВ 200...225
Предел текучести σТ, не менее 440 МПа 400 МПа
Предел прочности σb, не менее 750 МПа 690 МПа
2.1.2. Допускаемое контактное напряжение при расчете зубьев и общем случае (2,стр.33)
[σн] = σнlim в * KHL/[SH] (4.1)
где σнlim в – предел контактной выносливости при базовом числе циклов, МПа;
КHL – коэффициент долговечности;
[SH] – коэффициент безопасности.
Для стальных колёс с НВ 350 (2,стр.27)
σнlim в = 2НВ + 70 (4.2)
Коэффициент долговечности (2,стр.33) КHL = 1
если взять [SH] = 1,15 (2.стр.33), то расчет по формулам (4.1), (4.2) дает
[σн]1 = (2НВ + 70) * КHL/[SH] = (2 * 230 + 70) * 1/1,15 = 461 МПа (4.3)
[σн]2 = (2НВ + 70) * КHL/[SH] = (2 * 200 + 70) * 1/1,15 = 409 МПа (4.4)
В частном случае для косозубых передач допускаемое контактное напряжение при расчете на выносливость (2.стр.85)
[σн] = 0,45 * ([σн]1 + [σн]2) (4.5)
при соблюдении условия [σн] < 1,23 * [σн]мин
где [σн]1 и [σн]2 – соответственно допускаемые контактные напряжения для шестерни и колеса вычисленные по формуле (4.1).
Расчёт по формуле (4.5) даёт
[σн] = 0,45 * (461 + 409) = 391,5 МПа
[σн] < 1,23 * [σн]мин = 409 МПа условие выполняется
2.1.3. Допускаемое контактное напряжение при кратковременных перегрузках для колес зависит от предела текучести σт и вычисляется по формуле
[σн]max = 2,8 * σт (4.6)
при σт = 400 МПа (берётся минимальное значение для колеса)