Файл: Контрольная работа по теории механизмов и машин тмм 72 00 00 00р зачетная книжка 012300.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
[σн]max = 2,8 * 400 = 1120 МПа
2.1.4. Допускаемые напряжения изгиба при проверочном расчете зубьев на выносливость вычисляются по формуле /3,с.190/
[σF] = σFlim в * КFL * KFC/[SF] (4.7)
где σFlim в – предел выносливости материала зубьев при нулевом цикле, соответствующего базовому числу циклов;
КFL – коэффициент долговечности при расчёте зубьев на изгиб;
КFC – коэффициент, учитывающий влияние двухстороннего приложения нагрузки на зубья (в случае реверсивной передачи);
[SF] – допускаемый коэффициент безопасности (запаса прочности).
По рекомендациям (2,стр.43-45) берём:
для заданных сталей
σFlim в 1 = 1,8 * НВ = 1,8 * 230 = 414 МПа
σFlim в 2 = 1,8 * НВ = 1,8 * 200 = 360 МПа
при одностороннем нагружении зубьев, КFC = 1 (привод не реверсивный) [SF] = 1,75
КFL = (NFO/NFE)1/m (4.8)
где m – показатель корня;
NFO – базовое число циклов;
NFE – эквивалентное число циклов.
Для колёс с твердостями зубьев до и более НВ 350 коэффициент m равен соответственно 6 и 9. Для всех сталей принимается NFO = 4·106. Для обоих колес NFE имеет те же численные значения, что и NHE (см.п.2.1.2.). Оба эти значения (для шестерни – 70*107, для колеса – 21*107) больше NFO = 4*106, поэтому КFL = 1 (3,стр.191,192).
Расчёт по формуле (4.7) даёт соответственно для шестерни и колеса
[σF]1 = 414/1,75 = 236,6 МПа
[σF]2 = 360/1,75 = 205,7 МПа
2.1.5. Допускаемое напряжение изгиба при расчете зубьев на кратковременные перегрузки для сталей с твердостью менее НВ 350
[σн]max = 0,8*σт (4.9)
Расчёт по этой формуле (см.п.2.1.1.) даёт для шестерни и колеса соответственно
[σF]max 1 = 0.8*440=352 МПа
[σF]max 2 = 0.8*400=320 МПа
2.2.Расчёт геометрических параметров быстроходной зубчатой передачи.
Межосевое расстояние передачи из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев (2,стр.32)
аw = Ка*(u+1)*((T4*Kнb)/( [σн]2*u2*φba))1/3 (2.10)
где Ка - коэффициент, равный 49,5 и 43 для прямозубых и косозубых колес соответственно;
u - передаточное число зубчатой пары, u = 3, (передача понижающая);
Т4 - момент на колесе /на большем из колес/, T
4 = 1449 H*м
Кнb - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца, Кнb = 1,25;
[σн] – допускаемое контактное напряжение, [σн] = 391,05 МПа;
φba - коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию, φba = 0,5;
В итоге расчёт по формуле (2.10) даёт
аw = 43*(3+1)*((1449*103*1,25)/(391,52 * 32 * 0,5))1/3 = 237 мм
Межосевое расстояние округляем до стандартного значения (3,стр.30)
аw = 224 мм
нормальный модуль (2,стр.36)
mн = (0,01…0,02)* аw = (0,01…0,02)*224 =3,36 мм
Из стандартного ряда модулей (3,стр.30) берем mн = 3,5 мм
Назначим угол наклона зубьев β = 40о (2,стр.37). Тогда число зубьев шестерни
Z1 = 2* аw *cosβ/((u+1)*mн) = 2*224*cos40o/(3+1)*3.5 = 24.5
Примем Z1 = 26, тогда число зубьев колеса
Z2 = Z1* i(з) = 26*3 = 78
Уточненное значение cosβ = (Z1+Z2)*mн/(2* аw) = (26+78)*3.5/(2*224) = 0.8125
Отсюда β = arccos(0.8125) = 36o
При Z1 = 26 подрезание зубьев исключается, т.к. условие неподрезания (2,стр.38)
Zмин = 17*cos2β
Делительные диаметры шестерни и колеса соответственно
d1 = (mн*Z1)/cosβ = 1.25*26/cos36o = 40 мм
d2 = (mн*Z2)/cosβ = 1.25*78/cos36o = 144 мм
Диаметры вершин зубьев
da1 = d1+2mн = 40+2*3.5 = 47 мм
da2 = d2+2mн = 144+2*3,5 = 151 мм
ширина колеса (берем колесо как нераздвоенное) b≤φba*aw = 0.5*224 = 112 мм.
Примем b = 110
Принимаем ширину каждого колеса b2 = 55
Шестерни возьмем шире колес на 4 мм
b1 = b2+4 = 55+4 = 59 мм
2.3. Проверочный расчёт прочности зубьев быстроходной передачи.
2.3.1. Расчётное контактное наряжение (2,стр.31)
σн=270/ aw*(Т*Кн*(u+1)3/(b*u2))1/2≤ [σн] (2.11)
где Кн – коэффициент нагрузки;
b – ширина колеса (нераздвоенного);
Окружная скорость колес
vδ = ω3*d1/(2*103)=34.16*40/2000=0.68 м/с
При такой скорости назначаем восьмую степень точности (2,стр.32)
Коэффициент нагрузки (2,стр.32) при проверочном расчёте на контактную прочность
Кн=Кнα*Кнβ*Кнv (2.12)
где Кнα – коэф., учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями;
Кнβ - коэф., учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине зуба (по ширине венца);
Кнv - коэф., учитывающий дополнительные динамические нагрузки.
По рекомендации (2,стр.39,40) назначаем:
Кнα=1,07 при восьмой степени точности Кнβ =1,06
твердости зубьев менее НВ 350; Кнv=1 v<5м/с и 8 степени точности
По формуле (2.12)
Кн=Кнα*Кнβ*Кнv = 1,07*1,06*1 = 1,136
Ширину колеса (нераздвоенного) берем в расчёт минимальную, т.е. b=110 мм
Момент на колесе Т4 = 1449 Н*м расчёт по формуле (2.11) даёт
σн=270/224*(1449*103*1,136*(3+1)3/(110*32))1/2=372,4 МПа
что меньше допускаемого напряжения [σн]=391,5 МПа
2.3.2. Расчёт зубьев на контактную прочность по формуле (2.11) при кратковременных перегрузках моментом T4max=2028.6 Н*м дает
σн=270/224*(2028,6*103*1,136*(3+1)3/(110*32))1/2=1035 МПа
что меньше допускаемого[σн]=1120 МПа
2.3.3.Напряжения изгиба зубьев цилиндрических колес при проверочном расчёте на выносливость вычисляются по формуле (2,стр.46)
σF=Ft*KF*YF*Yβ*KFα/(b*mн)<[σF] (2.13)
Ft – окружная сила, Н;
KF – коэф. нагрузки;
YF – коэф. формы зуба;
Yβ – коэф., компенсирующий погрешности, возникающие из-за применения для косых зубьев той же расчётной схемы, что и для прямых;
KFα – коэф., учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями;
b – ширина колеса, находящаяся в зацеплении (минимальная), мм;
mн - модуль нормальный, мм.
В зацеплении колес (раздвоенного колеса) тихоходной передачи действуют следующие силы(2,стр.158)
окружная Ft = T3*2/d1=2*553.3*103/40=27665 H
радиальная Fr = Ft *tg α/cos β = 27665*tg20o/cos36o=12447 H
осевая Fa = Ft *tg β = 27665*tg36o = 20098 H
Коэффициент нагрузки (2,стр.42)
KF = KFβ*KFv (2.14)
где KFβ – коэф., учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине зубьев;
KFv – коэф., учитывающий дополнительные динамические нагрузки (коэф.динамичности).
Примем KFβ =1,11 (2,стр.43) с учётом, что твердость колеса менее НВ 350,.
Назначим KFv =1,1, учитывая дополнительно, что окружная скорость v = 0,8 м/с, а степень точности принята восьмая.
Тогда по формуле (2.14)
KF = 1,11*1,1 = 1,23
Без расчётов, руководствуясь только рекомендацией (2,стр.46), возьмем KFα = 0,92
коэффициент Yβ – определим по формуле (2,стр.46)
Yβ = 1-β/140 = 1-36о/140 = 0,74
β – вычисленный уже ранее угол наклона зубьев
YF – коэф. формы зуба зависит от эквивалентного числа зубьев (2,стр.46), которое составляет
для шестерни Zv1 = Z1/cos3β = 26/cos336 = 49
для колеса Zv2 = Z2/cos3β = 78/cos336 = 145
Для эквивалентных чисел зубьев соответственно шестерни и колеса находим (2,стр.42)
YF1 = 3,7 YF2 = 3,6
Подстановка подготовленных численных значений в формулу (2.13) дает для шестерни и колеса соответственно
σF1 = 27665*1,23*3,7*0,74*0,92/(224*3,5) = 109 МПа
σF2 = 27665*1,23*3,6*0,74*0,92/(224*3,5) = 106 МПа
Это значительно меньше вычисленных допускаемых напряжений
[σF]1 = 236,6 МПа
[σF]2 = 205,7 МПа
Напряжения изгиба при кратковременных перегрузках вычисляются также по формуле (2.13), куда вместо окружной силы рассчитанной для длительно передаваемой мощности, следует подставить окружную силу при кратковременных перегрузках
Ft max = T3 max/d1 = 774.62*103/40 =19365 H
После подстановки в формулу (2.13) получаем при перегрузках соответственно для шестерни и колеса напряжения изгиба
σFmax1 = 19365*1,23*3,7*0,74*0,92/(224*3,5) = 76 МПа
σFmax2 = 19365*1,23*3,6*0,74*0,92/(224*3,5) = 74 МПа
Эти напряжения значительно меньше вычисленных допускаемых напряжений
[σF]max 1 =352 МПа
[σF]max 2 =320 МПа
2.3.5. Геометрические параметры колес тихоходной зубчатой передачи, обоснованные в результате расчётов, сведены в таблицу.
Параметры | Шестерня | Колесо |
Межосевое расстояние, мм | 224 | |
Нормальный модуль, мм | 3.5 | 3.5 |
Угол наклона зубьев, град. | 36 | 36 |
Число зубьев | 26 | 78 |
Направление зубьев | левое | правое |
Делительные диаметры, мм | 40 | 144 |
Диаметры вершин зубьев, мм | 47 | 151 |
Ширина венцов колёс, мм | 59 | 55 |
Расчёт цепной передачи.
Выбираем для передачи цепь приводную роликовую ПР по ГОСТ 13568-75
Числа зубьев (3,стр.84)
Z1 = 31-2*I = 31-2*2.72 = 26
Z2 = Z1*I = 26*2.72 = 71
Допускаемое среднее давление примем ориентировочно по табл. 5.15 (3,стр.85)
[р] = 37 Н/мм2, чтобы вычислить Кэ по формуле принимаем kд = 1,25; ka = 1; kн = 1;
kp = 1.25; kcm = 1.5; kп = 1
получим
Кэ = 1,252*1,5 = 2,33
число рядов m = 1
Следовательно
t = 2.8*((T4*Кэ/(Z1*[р]*m)1/3 = 2.8*(1449*1000*2.33/(26*46))1/3 = 39.5 мм
Ближайшее стандартное значение по таблице 5.12 (3,стр.82) t = 38.1 мм
соответственно F = 473 мм2 ; Q = 12700 кгс; q = 5,5 кг/м.
По табл. 5.14 (3,стр.84) условие [n4]≥n4 выполнено
Условное обозначение цепи: Цепь –ПР-19.05-3180 ГОСТ 13568-75
Определим скорость цепи
V = z1*t*n4/60000=26*38.1*108.8/60000=1.8 м/с
Окружное усилие
Р = Р4/V = 18,2*1000/1,8 = 8402 Н
Проверяем среднее давление
р = Р*Кэ/F = 8402*2,33/473 = 37,83
Уточняем по табл. 5.15 (3,стр.85) при 55 об/мин [р] = 36,4 Н/мм2 (получено интерполированием) умножая согласно примечанию наёденное значение на поправочный множитель Кz = 1+0,01(z1-17) получим
[р] = 36,8*(1+0,01(26-17)) = 40,11 Н/мм2
Таким образом р<[р] , следовательно выбранная цепь по условию надёжности и износостойкости подходит.
Выполним геометрический расчет передачи:
принимаем межосевое расстояние
а = 40*t; at = a/e = 40
Для определения числа звеньев Lt находим предварительно суммарное число зубьев
Z = Z1+Z2 = 26+71 = 97
Поправку ∆ = (Z2-Z1)/(2*π) = (71-26)/(2*3.14) = 7.16
По формуле(3,стр.84)
Lt = 2*at+0.5*Z+∆2/at = 2*40+0.5*97+7.162/40 = 129.8
Уточняем межосевое расстояние по формуле (3,стр.84)
а = 0.25*t*[Lt-0.5*Z+((Lt-0.5*Z)2-8*∆2)]1/2 =
= 0.25*38.1*[129.8-0.5*97+((129.8-0.5*97)2-8*7.162)]1/2 = 1016 мм
Для обеспечения свободного провисания цепи следует предусмотреть уменьшение а на 0,4%, т.е. на 1016*0,004 = 4 мм
Делительный диаметр меньшей звездочки по формуле (3,стр.82)
dд1 = t/(sin180/Z1) = 38.1/(sin(180/26)) = 316 мм
большей звездочки
dд2 = t/(sin180/Z2) = 38.1/(sin(180/71)) = 861 мм
наружные диаметры по формуле (3,стр.84)
De1 = t/(sin180/Z1)+1.1*d1 = 38.1/(sin(180/26))+1.1*22.23 = 339 мм
здесь d1 – диаметр ролика по табл. 5.12 (3,стр.82) d1 = 22,23
De2 = t/(sin180/Z2)+0,96*t = 38.1/(sin(180/71))+0.96*38.1 = 896 мм
силы действующие на цепь
окружная Р = 8402 Н
центробежная Рv = q*v2 = 5.5*1.82 = 17.82 H
от провисания Pf = 9.819*kf*q*a = 9.81*1.5*5.5*1.013 = 82 H
здесь kf = 1,5 при расположении цепи под углом 45о расчетная нагрузка на валы
Рв = Р+2*Pf = 8402+2*82 = 8566 H
проверяем коэф. запаса прочности по формуле (3,стр.86)
n = 9.81*Q/(P+Pv+Pf) = 9.81*12700/(8402+17.82+82) = 14.65
что значительно больше нормативного [n] = 10. Следовательно, условие прочности выбранной цепи также удовлетворительно.
Список литературы.
1. Задания к расчетным и контрольным работам по теории механизмов и машин Ухта 2003 г.
2. С.А. Чернавский и др. „КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ МАШИН" Москва. „ Машиностроение" , 2-е изд. Переработанное и дополненное.1988г.
З. С.А. Чернавский и др. „КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ МАШИН", Москва. „ Машиностроение "1979г.
4. П.Г. Гузенков. „Детали машин " издание третье . Москва „высшая школа", 1982г.