Файл: Практикум Игра на детских музыкальных инструментах одна из составных частей музыкального развития детей.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Возрастные особенности детей дошкольного возраста учитываются не только при обоснование дидактических задач, но и при отборе различных типов игр. Так, для детей средней группы оптимальными являются игры, разработанные по типу разрезных картинок. Детям раздаются большие карты с разными рисунками, соответствующими содержанию игры. Затем по ходу игры ребенок, правильно выполнивший задание, получает фрагмент такой же карты и кладет ее на соответствующую часть своей большой карты. Для детей старшей группы – игры типа лото. Для подготовительной группы – игры различного типа: лото, парных картинок и др.

Игровая цель – закончить игру первым – присутствует во всех играх для детей всех возрастов. Добиться в игре цели детям помогает точное выполнение правил. Среди основных правил игр можно перечислить следующие: не мешать товарищу отвечать, не подсказывать ему, класть карточку только на определенное место и т.п. Каждое из этих правил учит детей действовать согласованно и организованно.

Основное игровое действие – загадывание и отгадывание – присутствует в каждой игре. Оно помогает ребенку в интересной форме услышать, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, музыкальных произведений и затем уже выполнить игровое задание.

Музыкально-дидактические игры разрабатываются в соответствии с основным дидактическим принципом – принципом наглядности, предполагающим опору на слуховые, зрительные, двигательные ощущения и учитывающим наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. Так, в упражнениях и играх используются песни или небольшие инструментальные пьесы, в которых выделяется какое-либо одно свойство.

Музыкально-дидактические игры дадут лучший результат в формировании восприятия основных свойств музыкальных звуков и средств выразительности музыки, если они будут предложены детям в занимательной форме. Ребенка легче заинтересовать, если действовать он будет с предметами, привлекательными по своему оформлению. Эстетически оформленный вид игры должен вызывать у детей желание играть в нее.

Изобразительное содержание некоторых игр предполагает условность в передаче свойств музыкальных звуков. Например, в игре «Курицы» низкому звуку соответствует картинка с изображением курицы с наклоненной вниз головой; высокому звуку – курица с поднятой головой. Эта же условность дана в играх «Эхо», «Веселые дудочки», «Труба» и др.


В других играх присутствует условно-схематическая наглядность. Так, в игре «Петушок, курочка и цыпленок» ритмическое задание нарисовано в виде зерен, разных по величине. Графической записью представлены ритмические задания в игре «Ритмическое лото».

Каждая игра требует от детей самостоятельных действий в восприятии и различении свойств музыки. Умение вслушиваться, различать то или иной музыкальный звук, характер музыки является показателем определенного уровня музыкально-сенсорного развития у детей дошкольного возраста. А это в свою очередь дает детям возможность использовать игры в самостоятельной музыкальной деятельности.

Методика освоения музыкально-дидактических игр.
Музыкально-дидактические игры – эффективное средство формирования звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха у детей 4 – 7 лет. Для того, чтобы игра проходила весело, интересно, в хорошем темпе, дети должны довольно легко и быстро узнавать различные выразительные свойства музыкальных звуков. Созданию таких прочных навыков музыкально-сенсорного восприятия способствует четырехэтапное освоение музыкально-дидактических игр.

На первом этапе дошкольники знакомятся с музыкальным произведением, составляющем основу игры, выделяют характерные для него музыкальные звуки и их свойства. Происходит первоначальное знакомство со зрительными образами игры. Все это осуществляется на музыкальных занятиях посредством музыкально-дидактических упражнений. Первый этап осуществляется на 3 – 4 занятиях. К концу первого этапа существенно меняется характер педагогического руководства. Уже на 4-ом занятии ребенку не показывают, как действовать, а ограничиваются разъяснениями, советами, указаниями. Дети приучаются действовать самостоятельно. Однако в случае затруднения педагог должен своевременно оказать помощь ребенку. На данном этапе восприятие основных свойств музыкальных звуков становится более целенаправленным и дифференцированным. Это в свою очередь влияет на дальнейшее формирование музыкальных представлений у детей.

На втором этапе дети на музыкальных занятиях знакомятся с внешним видом игры, ее содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями. параллельно идет усвоение музыкально-сенсорных навыков и умений, необходимых для игры. Второй этап также предусматривает 3 – 4 занятия. Характер педагогического руководства на втором этапе освоения игры изменяется так же, как и на первом.



На третьем этапе осуществляется перенос полученных музыкально-сенсорных умений и навыков и игровых действий в самостоятельную деятельность детей, происходит дальнейшее совершенствование этих навыков под косвенным руководством воспитателя. Количество участников определяется правилами каждой игры. Однако обычно присутствуют и те дети, которые с удовольствием наблюдают за ходом игры, а затем становятся ее активными участниками. Этот момент надо поощрять.

Вне занятий педагог может осуществить более дифференцированный подход к каждому: лишний раз поупражнять отстающих детей в восприятии музыкальных звуков, более способным предложить поиграть, чтобы в дальнейшем они смогли быть организаторами игры, исполняли роль ведущих.

На данном этапе, когда ребенок становится непосредственным участником игры, для него появляется много нового. Прежде всего, это новая игровая ситуация, предполагающая действия детей в соответствии с правилами игры. В то же время игровая ситуация снижает качество восприятия, особенно звуковысотного и ритмического, которое было достигнуто на предшествующих занятиях. Поэтому, необходимо еще раз обратить внимание детей на моменты, которые связаны с выполнением дидактической задачи.

Роль педагога на данном этапе – активная, он – участник всех игр детей и косвенно руководит ими: объясняет, если есть необходимость, правила игры; предлагает внимательно слушать музыкальное задание; показывает, как правильно его выполнить; находит приемы для индивидуального воздействия на каждого ребенка; наблюдает за детьми, отмечает их успехи в восприятии свойств музыкальных звуков.

На четвертом этапе дети самостоятельно используют музыкально-дидактические игры. Но это не означает, что дети, играя, должны быть предоставлены сами себе. Педагог выступает в роли организатора детской игровой деятельности: следит, чтобы игровой материал был в хорошем состоянии, находился на видном месте. Иногда воспитатель может быть и участником игры, но чаще всего он незаметно наблюдает за ее ходом. Присматриваясь к детям, выявляет тех, кто действует активно или, наоборот, совсем не интересуется игрой. Нужно тактично привлечь ребенка, заинтересовать его игрой. Направляя игру, педагог регулирует коллективные взаимоотношения детей.

На данном этапе осуществляется автоматизация в восприятии музыкальных звуков, их основных отношений, возрастает объем самостоятельных действий детей.


Для того, чтобы игры проводились систематически и планомерно, на каждый этап отводится примерно по две недели. Время, затраченное на одном занятии для игры (первый и второй этапы), не должно превышать 2 – 4 мин. Игры, проводимые в самостоятельной деятельности (третий и четвертый этапы), регламентируются режимом дня. Играть в музыкально-дидактические игры можно утром, после дневного отдыха; в летний период – на участке детского сада в часы, отведенные для игр. Таким образом, проследив взаимосвязь этапов освоения игры, можно сказать, что для этого необходимо примерно два месяца систематической работы с дошкольниками. Причем решается одна какая-либо конкретная задача формирования музыкального слуха детей.

В течение учебного года дети знакомятся с разными играми. Освоение их происходит в виде непрерывного, взаимосвязанного цикла. Когда какая-либо игра переходит в самостоятельную деятельность детей, на занятии сразу же осваивается следующая игра и т.д. Необходимо распределять музыкально-дидактические игры в течение учебного года. Это позволит не только планомерно и систематически развивать у детей музыкально-сенсорные способности, но и заранее продумывать методы и приемы для данного вида деятельности. В первую очередь рекомендуется осваивать игры для развития звуковысотного и ритмического восприятия. Это связано с тем, что высота и длительность – основные компоненты мелодии, требующие от детей большей упражняемости. Знакомство с играми, формирующими тембровое и динамическое восприятие, следует проводить в конце учебного года, так как они требуют от дошкольников меньших усилий.

Экспериментирование и импровизация в музицировании дошкольников.
Приемы развития музыкального творчества.

Детское музыкальное творчество начинается с «обследования» звуковых возможностей инструментов. Это очень ценно, но дети часто бывают беспомощны в своих поисках. Направляет эти поиски педагог, предлагая детям сыграть, как поют кукушки, птички, как идет дождик, гремит гром и т.д.

Но можно применить еще интересный прием коллективного творчества на металлофонах, ксилофонах. Если заклеить ноты фа и си (IV и VII ступени) или снять пластинки этих звуков, чтобы дети на них не играли, то они могут импровизировать все одновременно. Играют дети на пяти звуках (до, ре, ми, соль, ля). Получаются очень интересные гармонические сочетания, постоянно и неожиданно меняющиеся, но всегда очень мелодичные. При этом иногда дети могут играть в любом ритме, иногда же им предлагают заданный ритм, например, четвертная и две восьмые. Значение этого приема состоит не только в развитии гармонического слуха. Дети начинают сами импровизировать, делать первые попытки в создании «своих сочинений».


Необходимую для ребенка возможность творческого самовыражения предоставляют задания по принципу «подбери инструмент». Положив перед ребенком несколько музыкальных инструментов, можно предложить ему «украсить» любимую песню, сопроводив каждый куплет звучанием музыкального инструмента, подходящего по характеру к содержанию куплета.

Для развития у детей эмоционально-образного восприятия можно предложить им подобрать к различными игрушкам соответствующую музыку, ориентируясь на характер звучания. А затем при повторном исполнении ребенок дополняет звучание собственной импровизацией на инструменте, наиболее характеризующем образ игрушки.

Подобные игры являются предварительным, первоначальным этапом формирования музыкально-творческих проявлений у детей. На этом этапе ставится цель: развивать у детей ориентацию в различных свойствах музыкального звука через игру, в которой ребенок комбинирует музыкальные звуки, отличные друг от друга по высоте, длительности, динамике.
Экспериментирование со звуками.

Как и исполнительство на музыкальных инструментах, экспериментирование в детской музыкальной деятельности начинается с «обследования» различных предметов на их звуковые характеристики. Как правило, предметы-заместители относятся к группе шумовых и ударных «инструментов», что ограничивает диапазон их использования. Однако это существенно увеличивает возможность детской музыкальной исполнительской деятельности в быту.

Для звукового экспериментирования подойдут многие предметы, имеющиеся в каждом доме. Кубики, ложки, палочки, стаканчики, листы бумаги – все, что может шуметь, греметь и по чему можно с удовольствием постучать. При подключении фантазии и находчивости можно составить целый оркестр, который будет включать различные группы «музыкальных инструментов» – ударные, струнные, духовые, звуковысотные, шумовые.

Заключение.
Игра на инструментах – интересная и полезная музыкальная деятельность детей. Знакомство с новыми инструментами, выполнение детьми интересных заданий по выбору инструментов для исполнения тех или иных пьес и песен, приобретаемая способность оценивать (по слуху) качество своего исполнения, импровизировать, возможность своего участия в различных ансамблях – все это делает игру на инструментах интересной для детей и ценной для их общего музыкального развития.