Файл: Практикум Игра на детских музыкальных инструментах одна из составных частей музыкального развития детей.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Полезно приобщать детей к восприятию и выразительному исполнению ритмических речитативных интонаций голоса. На первых порах можно показать их выразительность в простых ритмических приговорках, речевых интонациях, речитативе. Как известно, речитатив близок к напевной декламации. В нем есть естественные для разговорной речи интонационные повышения и понижения, ясно слышны акценты, паузы.

Желательно обращать внимание детей на то, что в различных игровых и жизненных ситуациях можно воспользоваться ритмическими приговорками и музыкально-ритмическими интонациями. По ритмическому рисунку, исполненному взрослым в хлопках или на металлофоне, дети узнают, как назвали девочку – Таней или Танечкой. После этого ребята могут самостоятельно называть друг друга, исполняя ритмический рисунок на знакомых инструментах.

От исполнения ритмического рисунка дети переходят к речитативу. Им предлагается позвать друг друга, но по-разному: ласково, сердито, вопросительно, призывно. Это еще не вокальные интонации с их точной высотой и напевным звучанием. Они произносятся говорком. То повышая, то понижая интонацию, дети одновременно ищут сходные, звучащие на музыкальных инструментах, сочиняя таким образом коротенькие попевки.

Дальнейшее обучение идет в следующей последовательности: сначала осваивается игра на одном инструменте, потом на другом и т.д. При этом увеличивается объем навыков исполнения: сначала ритмических рисунков; затем мелодий, построенных на узких интервалах; позже мелодий, включающих значительные отрезки звукоряда и более широкие интервалы.

Разучивая мелодию несложных пьес, песен, попевок, дети должны справиться с двумя трудностями: воспроизвести ритмический рисунок и мелодическую линию. Сначала, когда идет освоение приемов правильного звукоизвлечения, педагог предлагает детям более легкое задание – воспроизведение ритма, разучивание приемов правильного звукоизвлечения, используя песенки из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной. При этом нужно помнить, что дети способны петь и аккомпанировать себе на металлофоне только хорошо выученную песню, так как звучание у металлофона более высокое и не соответствует голосовым возможностям дошкольника. Следует помнить, что поэтический текст облегчает запоминание и позволяет детям использовать выученные произведения в самостоятельной деятельности. Важно также последовательно усложнять задания. Легче всего играть
секунды, их звуки расположены рядом. Поэтому после упражнений на одном звуке целесообразно играть попевки, построенные на этом интервале.

Усвоение более сложных исполнительских приемов постепенно дает возможность усложнить репертуар. В попевках появляются поступенные ходы в пределах небольших звукорядов, расширяется интервалика. Фортепианное сопровождение, ярко и выразительно изложенное, представляет для детей все больший интерес. Важно, чтобы дети прислушивались к средствам музыкальной выразительности и чувствовали настроение музыки. Каждое художественное произведение по-своему оригинально, своеобразно, и методы его освоения должны быть различными. Дети обычно легче выбирают инструменты, если пьеса достаточно ясна по своему характеру, имеет четкую музыкальную форму, построена на контрастных по характеру частях. Конечно, оркестровать пьесу дети не могут. Но важно использовать интересный прием, при котором они пробуют сочинять и выносят свое «решение» – какой инструмент должен звучать в той или иной части пьесы. Умелым, тактичным подходом можно своевременно повлиять на их предложения и направить их ответы.

Обучение игре на музыкальных инструментах нельзя ограничить лишь разучиванием репертуара. Важно, чтобы эти занятия носили творческий характер. Упражнения, в которых предлагается воспроизвести (по слуху) знакомую мелодию, проиграть ритмическую попевку на разных по высоте звуках (транспонируя), найти новый прием игры на инструменте, безусловно, развивают у детей самостоятельность и слуховые представления. Но важно создать также предпосылки и для собственных творческих проявлений детей. Дать возможность выбирать инструменты для исполнения той или иной пьесы, побуждать их к импровизации.

Примерные критерии отбора музыкальных произведений воспитателем для самостоятельного использования в учебно-воспитательном процессе.


  1. Целесообразность (набор целей или задач – обучающих, развивающих, воспитывающих, сопровождающих деятельность):

  • воспитание эмоциональной отзывчивости; создание атмосферы эмоционального благополучия;

  • развитие творческого воображения, любознательности, познавательных интересов;

  • развитие музыкально-ритмических движений, координация движений, мелкой моторики;

  • знакомство с разнообразными музыкальными инструментами, аранжировками;

  • знакомство с образцами мировой и национальной музыкальной культуры (фольклор, отечественная и зарубежная классика, современная музыка);

  • слушание любимых музыкальных произведений.


  1. Доступность восприятия музыкального произведения:

  • по объему;

  • по содержанию;

  • по настроению;

  • по характеру звучания;

  • по выразительным средствам (динамика, высота звуков, характер, темп, форма).

  1. Вариативность – решение одной задачи на нескольких музыкальных примерах.

  2. Универсальность – решение нескольких задач на примере одного музыкального произведения.

  3. Учет индивидуальных особенностей детей:

  • учет темпа развития (одаренные, нормально развитые, дети с ЗПР или др. отклонениями в развитиями);

  • учет интересов, предпочтений, склонностей ребенка;

  • учет состояния здоровья, настроения ребенка;

  • учет личного музыкального и жизненного опыта;

  • учет опыта семейного музицирования и музыкальных предпочтений семьи.

  1. Возможность использования в разных видах деятельности:

  • на занятиях;

  • в совместной деятельности (взрослый – ребенок, ребенок – ребенок);

  • в свободной деятельности;

  • в режимных моментах и др.

  1. Гигиенические требования:

  • оптимальная громкость звучания;

  • чистота звуковоспроизведения.



Музыкально-дидактические игры и их роль в обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.
Использование музыкально-дидактических игр и пособий в музыкальном воспитании детей позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, ее выразительных возможностях; научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, переданную музыкой. Благодаря применению музыкально-дидактических игр у детей активнее развиваются музыкально-сенсорные способности, а также общие музыкальные способности – ладовысотный слух, чувство ритма. У них возникает интерес к музыке. Музыкальные задания, выполняемые в ходе проведения таких игр, значительно активизируют умственную деятельность ребенка, развивают его самостоятельную деятельность, которая приобретает творческий характер.

Музыкально-дидактические игры служат, прежде всего, учебным целям, развивают у детей представление о высоте и длительности музыкальных звуков
, умение понимать характер разных музыкальных произведений и т.д. как и любая другая, музыкально-дидактическая игра имеет свой игровой сюжет, игровое действие, правила, которые необходимо соблюдать. Особенностью таких игр является и то, что они могут использоваться детьми самостоятельно вне музыкальных занятий. таким образом, музыкально-дидактические игры призваны для того, чтобы помочь музыкальным руководителям и воспитателям более успешно решать на практике задачи музыкально-эстетического воспитания дошкольников, дать им возможность полнее и шире овладеть способами педагогического воздействия на ребенка.

Все музыкально-дидактические игры условно можно разделить на три группы. К первой относятся такие игры, которые дают детям представление о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш). Это такие игры, как «Солнышко и тучка», «Песня – танец – марш», «Чей это марш?» (для детей 5 – 6 лет); «Грустно – весело», «Подбери музыку» (для детей 6 – 7 лет) и др.

Во вторую включены игры, цель которых – дать представление о содержании музыки, о музыкальных образах. Это игры: «Выбери инструмент», «Узнай сказку» (для детей 5 – 6 лет); «Море», «Подбери картинку» (для детей 6 – 7 лет) и др.

Третью группу составляют игры, которые формируют у детей представления о средствах музыкальной выразительности. Это: «Карусель», «Лесенка», «Музыкальный домик» (для детей 5 – 6 лет); «Кого встретил колобок?», «Тихая и громкая музыка» (для детей 6 – 7 лет) и др.

Особый вид музыкально-дидактических игр – игры с использованием музыкально-ритмического движения. Такие игры могут быть отнесены к любой из трех обозначенных групп, т.е. могут решать каждую из названных задач.

Методика применения музыкально-дидактических игр такова. Педагог знакомит детей с каждым элементом игры, объясняя ход игры и ее правила. В игре может участвовать как один ребенок, так и вся группа детей. Следует учитывать, что наибольший эффект может быть достигнуть только при условии, что в ходе игры звучит знакомый детям музыкальный материал.

Как показывает практика, систематическое проведение музыкально-дидактических игр вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.
Основное содержание настольных музыкально-дидактических игр.
В основу классификации игр для музыкально-сенсорного развития детей дошкольного возраста положены задачи формирования восприятия четырех важных свойств музыкальных звуков – высота, ритмические отношения, тембровая окраска и динамические оттенки.



Свойства музыкальных звуков

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа


Высота



Различать звуки в интервалах от октавы до квинты.

«Птица и птенчики»

«Качели»

«Эхо»

«Курицы



Различать звуки в интервалах от кварты до секунды.

«Музыкально лото»

«Ступеньки»

«Где мои детки?»



Различать звуки мажорного трезвучия, поступенное движение мелодии, состоящей из 3 – 5 – 7 звуков, вверх и вниз.

«Три поросенка»

«Подумай, отгадай»

«Звуки разные бывают»

«Веселые петрушки»



Ритмические отношения



Различать простейшие контрастные ритмические рисунки, состоящие из длительностей, находящихся в соотношении 1 и ½.

«Кто как идет?»

«Веселые дудочки»

«Петушок, курочки и цыпленок»



Различать неконтрастные ритмические рисунки, состоящие из четвертных и восьмых.

«Определи по ритму»

«Ритмические полоски»

«Учись танцевать»

«Ищи»


Различать неконтрастные ритмические рисунки песен Е. Тиличеевой, состоящие из четвертных и восьмых.

«Прогулка в парк»

«Выполни задание»

«Определи по ритму»


Тембровая окраска



Различать контрастные тембры трех инструментов (колокольчик, дудочка, бубен)

«Узнай свой инструмент»

«Угадай, на чем играю»



Различать тембры пяти инструментов (металлофон, румба, цимбала, маракас, триола).

«На чем играю?»

«Музыкальные загадки»

«Музыкальный домик»



Различать звучание семи инструментов (триола, аккордеон, барабан, бубен, цимбала, металлофон, ксилофон).

«Угадай, на чем играю»

«Рассказ музыкального инструмента»

«Музыкальный домик»



Динамические оттенки



Различать громкое и тихое звучание музыки.

«Громко – тихо»


Различать громкое, умеренно громкое и тихое звучание музыки.

«Громко, тихо запоем»

«Звенящие колокольчики»



Различать громкое, умеренно громкое, тихое и очень тихое звучание музыки.

«Громко, тихо запоем»

«Звенящие колокольчики»

«Ищи»



Развитие восприятия музыки





«Времена года»

«Наши песни»




«На лугу»

«Песня – танец – марш»

«Времена года»

«Наши любимые произведения»



Развитие музыкальной памяти





«Будь внимательным»

«Буратино»

«Музыкальный магазин»


«Назови композитора»

«Угадай песню»

«Повтори мелодию»

«Узнай произведение»