Файл: перспективы развития особых экономических зон в россии (на примере оренбургской области).doc
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, Центр поддержки экспорта Оренбургской области, Гарантийный фонд Оренбургской области, Программы развития субъектов МСП);
- предоставление льгот по предоставлению в аренду земельных участков.
Для общей привлекательности Оренбургской области большое внимание уделяется поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства:
- ведутся работы по повышению престижа и популяризации предпринимательской деятельности;
- оказывается содействие развитию межрегионального и международного сотрудничества;
- оказывается финансовая поддержка в виде субсидий и грантов.
При создании особой экономической зоны учитывался фактор качественной конкуренции. И закладывается в развитие три главных преимущества, которые помогут стать привлекательной площадкой для ведения бизнеса:
1. Уникальное географическое положение.
2. Регион становится центром производства с высокой добавленной стоимостью.
3. Широкий перечень услуг для резидентов, превосходящий уровень потенциальных конкурентов.
Указанные преимущества способствуют развитию логистического направления деятельности особой экономической зоны. Издревле в регион идут товарные потоки из стран Средней Азии, что доказывает целесообразность строительства логистических и распределительных центров на данной территории. Указанное во второй главе географическое преимущество в рамках почвенного покрова способствует созданию предприятий, занимающихся переработкой сельскохозяйственной продукции, а в рамках недр Оренбуржья – способствует размещению перерабатывающих производств.
Одними из преимуществ особой экономической зоны, на которые влияет управляющая компания – это оказываемые ей услуги:
- поддержка в поиске рынка сбыта;
- посредничество при таможенной процедуре;
- аутсорсинг функций правового сопровождения и бухгалтерского учета;
- подготовка бизнес-планов;
- поиск подрядчиков;
- получение разрешительной документации;
- получение субсидий;
- подготовка кадров для резидентов (создание образовательного кластера).
Информация о действующих налоговых льготах для резидентов представлена в таблице 1.
Таблица 1. Действующие налоговые льготы для резидентов
На территории особой экономической зоны также планируется применять процедуру свободной таможенной зоны. Данная процедура позволяет ввозить иностранные товары без уплаты ввозной таможенной пошлины, без запретов и ограничений.
Однако, продукты переработки, вывозимые с особой экономической зоны на другие территории Таможенного союза будут иметь статус иностранных товаров.
По расчетам, преференции по таможенным платежам позволят сократить расходы на размещение нового производства на 30-40%.
На сегодняшний день заключены соглашения с 5 резидентами, двое из которых приступили к реализации инвестиционных проектов:
1. ООО «РЦ «Оренбург» - строительство универсального склада продовольственных и непродовольственных товаров и оказания услуг по хранению и транспортировке. Занимаемая площадь 125 966 м2, объем заявленных инвестиций 1,7 млрд рублей.
2. ООО «МК «Красногорский» - строительство молочного комбината «Красногорский». Занимаемая площадь 20 000 м2, объем заявленных инвестиций 1,3 млрд рублей.
Параллельно ведутся переговоры с более 10 потенциальными резидентами. В итоге планируется привлечь около 20 резидентов нарастающим итогом.
К 2031 году на территории особой экономической зоны планируется реализовать порядка 8 инвестиционных проектов, создать около 1000 рабочих мест. Ожидаемый объем инвестиций резидентов составит порядка 9 млрд рублей, а прогноз выручки от реализации товаров – порядка 110 млрд рублей.
При формировании особой экономической зоны закладывался расчетный срок окупаемости государственных инвестиций на 10 лет и к 2031 году сумма налоговых отчислений в бюджеты разных уровней накопительным итогом составит порядка 1,676 млрд рублей, что превышает инвестиции в создание инфраструктуры.
Говоря про сроки окупаемости инвестиционного проекта хочется отметить и другие метрики для оценки эффективности функционирования особой экономической зоны:
- показатель эффективности деятельности резидента – помимо отражающих рентабельность вложений необходимо внедрение показателей оценки качества создаваемых рабочих мест, количество привлеченных специалистов в регион, участие резидентов в создании социальной инфраструктуры в регионе;
- влияние особой экономической зоны на развитие транспортно-логистической инфраструктуры региона;
- влияние особой экономической зоны на увеличение факультетов в местных образовательных учреждениях;
- уменьшение оттока граждан, проживающих в регионе.
Хочется отметить, что вышеуказанные данные – это прогнозы, которые сформулированы из текущих ситуаций. Но, глядя на другие особые экономические зоны, созданные в период с 2005 по 2009 гг., при правильном управленческом подходе, особая экономическая зона «Оренбуржье» может пережить и продолжить развитие при различных экономических факторах.
Заключение
Механизму особых экономических зон – 17 лет. За это время он стал одним из самых востребованных инструментов федеральной поддержки. Помог создать в регионах почти 57 тысяч рабочих мест, привлечь более 820 млрд рублей инвестиций.
Сегодня роль этого инструмента важна как никогда. Идет структурная трансформация экономики с опорой на внутренние ресурсы и российский капитал. И особые экономические зоны с готовой инфраструктурой и льготными условиями работы становятся ключевым механизмом для перезапуска инвестиционного цикла. Помогают наращивать импортозамещение, укреплять технологическую самостоятельность, осваивать новые ниши и рынки. Понимая эти преимущества, регионы проявляют высокий интерес к механизму.
Правительство Российской Федерации постоянно совершенствует инструмент с учетом запросов регионов. Одним из последних решений расширили возможности для обеспечения площадок особых экономических зон объектами транспортной, инженерной, энергетической инфраструктуры. Субъекты могут компенсировать за счет федеральных налогов уже понесенные ими расходы на создание инфраструктуры. Воспользоваться механизмом инфраструктурных бюджетных кредитов. Или строить объекты за счет средств, высвобождаемых в рамках реструктуризации задолженности перед федеральным центром. Также готовятся новые решения, которые упростят доступ инвесторов к площадкам за счет сокращения процедур и сроков рассмотрения заявок на резидентство.
В текущих условиях российские особые экономические зоны все сильнее конкурируют за инвесторов с зарубежными площадками. Это хороший стимул для того, чтобы развивать кооперационные связи с дружественными странами, делиться лучшими практиками на межгосударственном уровне, помогать друг другу в поиске партнеров. И в конечном итоге – повышать востребованность наших технологий, наращивать объемы экспорта, выходить на новые рынки.
В данной курсовой работе исследованы особенности создания и перспективное развитие особых экономических зон России и в частности особой экономической зоны «Оренбуржье» и решены поставленные задачи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 № 116-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34419/.
2. Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 224-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/.
3. Постановление Российской Федерации «О создании на территориях муниципальных образований «город Оренбург» и «город Орск» Оренбургской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа» от 27.09.2021 № 1616. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_396452/.
4. Постановление Правительства Оренбургской области «О стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года» от 25.08.2010 № 551-п (последняя редакция).
5. Постановление Правительства Оренбургской области «Об утверждении концепции улучшения инвестиционного климата Оренбургской области» от 29.09.2011 № 929-п.
6. Особые экономические зоны промышленно-производственного типа. Официальный сайт Министерства экономического развития [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/osobye_ekonomicheskie_zony/oez_promyshlenno_proizvodstvennogo_tipa/.
7. Особые экономические зоны технико-внедренческого типа. Официальный сайт Министерства экономического развития [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/osobye_ekonomicheskie_zony/oez_tehniko_vnedrencheskogo_tipa/.
8. Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа. Официальный сайт Министерства экономического развития [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/osobye_ekonomicheskie_zony/oez_turistsko_rekreacionnogo_tipa/.
9. Особые экономические зоны портового типа. Официальный сайт Министерства экономического развития [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/osobye_ekonomicheskie_zony/portovye_oez/.
10. Отчет о работе особых экономических зон за 2021 год. Официальный сайт Ассоциации кластеров
, технопарков и ОЭЗ России [Электронный ресурс]. URL: https://akitrf.ru/about_association/description/.
11. Официальная статистика по ВРП. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области [Электронный ресурс]. URL: https://orenstat.gks.ru/folder/139254.
12. Фрумина С.В. Особые экономические зоны: введение в теорию вопроса // Финансы и кредит. – 2019. – Т.25, №1. – С.39 – 54. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobye-ekonomicheskie-zony-vvedenie-v-teoriyu-voprosa/viewer.
13. Эляков А.Л. Особые экономические зоны в Российской Федерации: правовые аспекты развития и оценка эффективности деятельности//Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского
Юридические науки. – 2021. – Т. 7 (73). № 3. Ч. 2. – С. 163-174. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobye-ekonomicheskie-zony-v-rossiyskoy-federatsii-pravovye-aspekty-razvitiya-i-otsenka-effektivnosti-deyatelnosti/viewer.
14. ООО «ЕвроМедиа». Окружной журнал «Вестник. Поволжье» № 1/2022-2023. Печатное издание. 103 с.
15. Фатиева, И.А. Правовой статус особых эконмических зон: проблемы и перспективы нормативного регулирования / И.А. Фатиева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2021. - № 8 (350). – С. 141-145. – URL: https://moluch.ru/archive/350/78684/.
16. Воропаева Д.А. Анализ особых экономических зон и пути улучшения их уровня развития в России / Д.А. Воропаева // Международный научно-исследовательский журнал – 2021. - № 12 (114). – URL: https://research-journal.org/archive/12-114-2021-december/analiz-osobyx-ekonomicheskix-zon-i-puti-uluchsheniya-ix-urovnya-razvitiya-v-rossii.
17. Осипов В.А. Особые экономические зоны как ресурс интенсификации экономического развития: российский и белорусский опыт // Интернет-журнал «Отходы и ресурсы», 2018 №4, URL: https://resources.today/PDF/04ECOR418.pdf.
18. Полякова Т.В. Возможности использования особых экономических зон для развития экономики регионов // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/04/80625.
19. Инвестиции в Оренбуржье. Официальный сайт Агентства инвестиционного развития Оренбургской области. URL: https://investinorenburg.ru/about-region/.
- предоставление льгот по предоставлению в аренду земельных участков.
Для общей привлекательности Оренбургской области большое внимание уделяется поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства:
- ведутся работы по повышению престижа и популяризации предпринимательской деятельности;
- оказывается содействие развитию межрегионального и международного сотрудничества;
- оказывается финансовая поддержка в виде субсидий и грантов.
При создании особой экономической зоны учитывался фактор качественной конкуренции. И закладывается в развитие три главных преимущества, которые помогут стать привлекательной площадкой для ведения бизнеса:
1. Уникальное географическое положение.
2. Регион становится центром производства с высокой добавленной стоимостью.
3. Широкий перечень услуг для резидентов, превосходящий уровень потенциальных конкурентов.
Указанные преимущества способствуют развитию логистического направления деятельности особой экономической зоны. Издревле в регион идут товарные потоки из стран Средней Азии, что доказывает целесообразность строительства логистических и распределительных центров на данной территории. Указанное во второй главе географическое преимущество в рамках почвенного покрова способствует созданию предприятий, занимающихся переработкой сельскохозяйственной продукции, а в рамках недр Оренбуржья – способствует размещению перерабатывающих производств.
Одними из преимуществ особой экономической зоны, на которые влияет управляющая компания – это оказываемые ей услуги:
- поддержка в поиске рынка сбыта;
- посредничество при таможенной процедуре;
- аутсорсинг функций правового сопровождения и бухгалтерского учета;
- подготовка бизнес-планов;
- поиск подрядчиков;
- получение разрешительной документации;
- получение субсидий;
- подготовка кадров для резидентов (создание образовательного кластера).
Информация о действующих налоговых льготах для резидентов представлена в таблице 1.
Таблица 1. Действующие налоговые льготы для резидентов
На территории особой экономической зоны также планируется применять процедуру свободной таможенной зоны. Данная процедура позволяет ввозить иностранные товары без уплаты ввозной таможенной пошлины, без запретов и ограничений.
Однако, продукты переработки, вывозимые с особой экономической зоны на другие территории Таможенного союза будут иметь статус иностранных товаров.
По расчетам, преференции по таможенным платежам позволят сократить расходы на размещение нового производства на 30-40%.
На сегодняшний день заключены соглашения с 5 резидентами, двое из которых приступили к реализации инвестиционных проектов:
1. ООО «РЦ «Оренбург» - строительство универсального склада продовольственных и непродовольственных товаров и оказания услуг по хранению и транспортировке. Занимаемая площадь 125 966 м2, объем заявленных инвестиций 1,7 млрд рублей.
2. ООО «МК «Красногорский» - строительство молочного комбината «Красногорский». Занимаемая площадь 20 000 м2, объем заявленных инвестиций 1,3 млрд рублей.
Параллельно ведутся переговоры с более 10 потенциальными резидентами. В итоге планируется привлечь около 20 резидентов нарастающим итогом.
К 2031 году на территории особой экономической зоны планируется реализовать порядка 8 инвестиционных проектов, создать около 1000 рабочих мест. Ожидаемый объем инвестиций резидентов составит порядка 9 млрд рублей, а прогноз выручки от реализации товаров – порядка 110 млрд рублей.
При формировании особой экономической зоны закладывался расчетный срок окупаемости государственных инвестиций на 10 лет и к 2031 году сумма налоговых отчислений в бюджеты разных уровней накопительным итогом составит порядка 1,676 млрд рублей, что превышает инвестиции в создание инфраструктуры.
Говоря про сроки окупаемости инвестиционного проекта хочется отметить и другие метрики для оценки эффективности функционирования особой экономической зоны:
- показатель эффективности деятельности резидента – помимо отражающих рентабельность вложений необходимо внедрение показателей оценки качества создаваемых рабочих мест, количество привлеченных специалистов в регион, участие резидентов в создании социальной инфраструктуры в регионе;
- влияние особой экономической зоны на развитие транспортно-логистической инфраструктуры региона;
- влияние особой экономической зоны на увеличение факультетов в местных образовательных учреждениях;
- уменьшение оттока граждан, проживающих в регионе.
Хочется отметить, что вышеуказанные данные – это прогнозы, которые сформулированы из текущих ситуаций. Но, глядя на другие особые экономические зоны, созданные в период с 2005 по 2009 гг., при правильном управленческом подходе, особая экономическая зона «Оренбуржье» может пережить и продолжить развитие при различных экономических факторах.
Заключение
Механизму особых экономических зон – 17 лет. За это время он стал одним из самых востребованных инструментов федеральной поддержки. Помог создать в регионах почти 57 тысяч рабочих мест, привлечь более 820 млрд рублей инвестиций.
Сегодня роль этого инструмента важна как никогда. Идет структурная трансформация экономики с опорой на внутренние ресурсы и российский капитал. И особые экономические зоны с готовой инфраструктурой и льготными условиями работы становятся ключевым механизмом для перезапуска инвестиционного цикла. Помогают наращивать импортозамещение, укреплять технологическую самостоятельность, осваивать новые ниши и рынки. Понимая эти преимущества, регионы проявляют высокий интерес к механизму.
Правительство Российской Федерации постоянно совершенствует инструмент с учетом запросов регионов. Одним из последних решений расширили возможности для обеспечения площадок особых экономических зон объектами транспортной, инженерной, энергетической инфраструктуры. Субъекты могут компенсировать за счет федеральных налогов уже понесенные ими расходы на создание инфраструктуры. Воспользоваться механизмом инфраструктурных бюджетных кредитов. Или строить объекты за счет средств, высвобождаемых в рамках реструктуризации задолженности перед федеральным центром. Также готовятся новые решения, которые упростят доступ инвесторов к площадкам за счет сокращения процедур и сроков рассмотрения заявок на резидентство.
В текущих условиях российские особые экономические зоны все сильнее конкурируют за инвесторов с зарубежными площадками. Это хороший стимул для того, чтобы развивать кооперационные связи с дружественными странами, делиться лучшими практиками на межгосударственном уровне, помогать друг другу в поиске партнеров. И в конечном итоге – повышать востребованность наших технологий, наращивать объемы экспорта, выходить на новые рынки.
В данной курсовой работе исследованы особенности создания и перспективное развитие особых экономических зон России и в частности особой экономической зоны «Оренбуржье» и решены поставленные задачи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 № 116-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34419/.
2. Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 224-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/.
3. Постановление Российской Федерации «О создании на территориях муниципальных образований «город Оренбург» и «город Орск» Оренбургской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа» от 27.09.2021 № 1616. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_396452/.
4. Постановление Правительства Оренбургской области «О стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года» от 25.08.2010 № 551-п (последняя редакция).
5. Постановление Правительства Оренбургской области «Об утверждении концепции улучшения инвестиционного климата Оренбургской области» от 29.09.2011 № 929-п.
6. Особые экономические зоны промышленно-производственного типа. Официальный сайт Министерства экономического развития [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/osobye_ekonomicheskie_zony/oez_promyshlenno_proizvodstvennogo_tipa/.
7. Особые экономические зоны технико-внедренческого типа. Официальный сайт Министерства экономического развития [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/osobye_ekonomicheskie_zony/oez_tehniko_vnedrencheskogo_tipa/.
8. Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа. Официальный сайт Министерства экономического развития [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/osobye_ekonomicheskie_zony/oez_turistsko_rekreacionnogo_tipa/.
9. Особые экономические зоны портового типа. Официальный сайт Министерства экономического развития [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/osobye_ekonomicheskie_zony/portovye_oez/.
10. Отчет о работе особых экономических зон за 2021 год. Официальный сайт Ассоциации кластеров
, технопарков и ОЭЗ России [Электронный ресурс]. URL: https://akitrf.ru/about_association/description/.
11. Официальная статистика по ВРП. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области [Электронный ресурс]. URL: https://orenstat.gks.ru/folder/139254.
12. Фрумина С.В. Особые экономические зоны: введение в теорию вопроса // Финансы и кредит. – 2019. – Т.25, №1. – С.39 – 54. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobye-ekonomicheskie-zony-vvedenie-v-teoriyu-voprosa/viewer.
13. Эляков А.Л. Особые экономические зоны в Российской Федерации: правовые аспекты развития и оценка эффективности деятельности//Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского
Юридические науки. – 2021. – Т. 7 (73). № 3. Ч. 2. – С. 163-174. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobye-ekonomicheskie-zony-v-rossiyskoy-federatsii-pravovye-aspekty-razvitiya-i-otsenka-effektivnosti-deyatelnosti/viewer.
14. ООО «ЕвроМедиа». Окружной журнал «Вестник. Поволжье» № 1/2022-2023. Печатное издание. 103 с.
15. Фатиева, И.А. Правовой статус особых эконмических зон: проблемы и перспективы нормативного регулирования / И.А. Фатиева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2021. - № 8 (350). – С. 141-145. – URL: https://moluch.ru/archive/350/78684/.
16. Воропаева Д.А. Анализ особых экономических зон и пути улучшения их уровня развития в России / Д.А. Воропаева // Международный научно-исследовательский журнал – 2021. - № 12 (114). – URL: https://research-journal.org/archive/12-114-2021-december/analiz-osobyx-ekonomicheskix-zon-i-puti-uluchsheniya-ix-urovnya-razvitiya-v-rossii.
17. Осипов В.А. Особые экономические зоны как ресурс интенсификации экономического развития: российский и белорусский опыт // Интернет-журнал «Отходы и ресурсы», 2018 №4, URL: https://resources.today/PDF/04ECOR418.pdf.
18. Полякова Т.В. Возможности использования особых экономических зон для развития экономики регионов // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/04/80625.
19. Инвестиции в Оренбуржье. Официальный сайт Агентства инвестиционного развития Оренбургской области. URL: https://investinorenburg.ru/about-region/.