Файл: перспективы развития особых экономических зон в россии (на примере оренбургской области).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Антициклональный тип погоды определяет пониженную способность ландшафтов к самоочищению, что усугубляет экологические проблемы, связанные с деятельностью крупных предприятий добывающей промышленности, металлургических производств, предприятий строительной индустрии. Существенны ограничения по водным ресурсам. В условиях нарастающей неопределенности в социально-экономической сфере как в России, так и в мире, в Оренбургской области должна быть сформирована система управления развитием региона, инструменты и институты которой возможно будет использовать для минимизации внешних угроз и рисков:

- макроэкономических: нестабильность макроэкономической ситуации может привести к срыву инвестиционных планов. Кроме того, сконцентрированные в области виды экономической деятельности, связанные с производством машин и оборудования, металлургическим производством, а также добычей и переработкой полезных ископаемых, в значительной степени зависят от конъюнктуры мировой экономики;

- конкурентных: развитие соседних экономически более сильных регионов в условиях схожести некоторых экономических ниш может привести к уходу из области инвестиционных потоков в другие регионы;

- политических: существует опасность осложнения отношений Российской Федерации с государствами Центрально-Азиатского региона из-за вопросов миграционной политики, смены политических элит, глобальных политических изменений и других, что может отрицательно сказаться на перспективах приграничного сотрудничества;

- экологических: возможна деградация сельскохозяйственных угодий при их нерациональном использовании;

- консервация экологических проблем;

- природных: высокая вероятность опустынивания части территории региона в связи с глобальными климатическими изменениями.

Цель развития Оренбургской области до 2030 года – повышение качества жизни населения на основе развития многоукладной экономики, сочетающей модернизацию традиционных отраслей специализации с формированием отдельных сегментов постиндустриальной экономики и активным трансграничным сотрудничеством.

Ключевой задачей государственных органов власти и местного самоуправления Оренбургской области является создание в тесном сотрудничестве с бизнесом прозрачной системы институтов социального партнерства; обеспечение условий для конструктивного диалога социальных
, профессиональных и этнических групп, формирование активных субъектов развития региона. Такая система позволит установить прямую зависимость между экономическим ростом и социальным развитием области, поможет решить ряд задач формирования комфортной среды проживания.

ГЛАВА 3. ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ РАЗВИТИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

3.1. Инвестиционные эффекты особых экономических зон России
Исходя из изученной и представленной мной выше информации, можно сделать вывод, что особые экономические зоны на территории регионов – это реальный инструмент, позволяющий ускорить инвестиционное развитие регионов и создать тысячи дополнительных рабочих мест.

Несмотря на те вызовы, которые бросает мировое сообщество Российской Федерации, развитие и запуск новых особых экономических зон продолжается, как пример: в декабре 2022 года Председателем Правительства Российской Федерации М.В. Мишустиным было подписано постановление о создании особой экономической зоны «Нягань» в городе Югре Ханты-Мансийского автономного округа. В общем за прошедший год в России было создано 7 особых экономических зон, 2 особые экономические зоны были расширены. Общий объем инвестиций по соглашениям предполагается в размере 1,8 трлн рублей, из которых 822 млрд рублей уже осуществлено. Это показывает эффективность, инвестиционную привлекательность и правильный путь для решения масштабных задач и развития экономики России и, в частности, регионов.

Высокие показатели достигаются за счет правильно разработанной регионами концепциями развития особых экономических зон с учетом их региональных особенностей.

Ниже приведу несколько примеров функционирования особых экономических зон и их достижений.

Особая экономическая зона «Технополис Москва» среди эффективно работающих промышленных площадок города занимает особое место, поскольку этот проект направлен на рост и развитие реального сектора экономики высокотехнологичных производств. Продукцию, производимую на данной площадке экспортирует каждый пятый резидент. Наибольший объем экспорт обеспечили производители микроэлектроники. Сейчас продукцию резидентов приобретают в Европе, Азии, страна СНГ, Египте, Турции, Израиле. На конец 2022 года на площадке «Технополис Москва» 90 резидентов. Общий объем инвестиций резидентов - 64,7 млрд рублей, общий объем выручки резидентов – 141 млрд рублей, общее число созданных резидентами рабочих мест – 8 549.



Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Липецк» входит в список самых эффективных промышленных площадок России. На конец 2022 года зарегистрировано 59 резидентов с заявленными инвестициями 180 млрд рублей. На сегодняшний день резидентами вложено более 82 млрд рублей. Общий объем реализованной продукции с даты создания особой экономической зоны составил 194 млрд рублей, а также создано свыше 5100 рабочих мест. Данная площадка интересна для агропромышленных компаний, так как в Липецкой области производится половина всего объема сахарной свеклы России и порядка 20 % пшеницы. Также площадка стала центром притяжения логистических агропромышленных мощностей.

Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга» была создана в 2006 году. На сегодняшний день это партнер полного цикла и предоставляет одну из лучших инфраструктур мирового уровня – инженерную, строительную, социальную, логистическую и кадровую. Только в инфраструктуру накопительным итогом вложено более 43 млрд рублей. На территории зарегистрировано 57 резидентов, уже функционирует 33 завода. Создано 8223 рабочих места, а с учетом управляющей компании – 9480 рабочих мест. Объем частных заявленных инвестиций составил 232 млрд рублей. По моему мнению, правильные шаги управляющей компании на примере возведения коттеджного поселка «Три медведя», для проживания топ-менеджеров и специалистов компаний-резидентов, позволяют привлечь не только иностранных партнеров, но и крупные отечественные инвестиционные проекты такие как запуск производства автомобилей AURUS, уникального завода по производству ПАН-прекурсора.

Особая экономическая зона портового типа «Ульяновск» - единственная зона, которая граничит с международным аэропортом. В ней доступны любые виды транспортной инфраструктуры, а также имеется возможность для реэкспорта товаров. Проект был реализован в 2009 году, количество резидентов 42, из них 7 – иностранных. Осуществленные инвестиции накопительным итогом – более 14,5 млрд рублей. Выручка резидентов свыше 5,5 млрд рублей. Количество созданных рабочих мест свыше 1000.

Также хочу привести примеры особых экономических зон туристско-рекреационного типа. На мой взгляд, зоны данного типа имеют особое значение в социальной сфере: несмотря на более длительный процесс возврата инвестиционных вложений, эффект от функционирования этих не менее важен для населения страны.


Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» является одним из самых масштабных инвестиционных проектов туристической сферы Алтайского края и представляет собой комплекс природного и экстремального туризма. Данный проект ориентирован на туристов, любящих активный отдых и экологический туризм. Объем осуществленных инвестиций накопительным итогом составил 6,7 млрд рублей, из них внебюджетных инвестиций резидентов - 870 млн рублей.

Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала» расположена на берегу озера Байкал у подножья горного хребта Хамар-Дабан. Высокую рекреационную привлекательность создает озеро Байкал и его горное обрамление, а также уникальный памятник инженерного искусства Кругобайкальская железная дорога и горнолыжный курорт «Гора Соболиная». Объем осуществленных инвестиций накопительным итогом составил 1,3 млрд рублей, из них внебюджетных инвестиций резидентов - 305 млн рублей.

Вышеприведенные особые экономические зоны – это малая часть от созданных в разные годы особых экономических зон в России.

Приведенные цифры инвестиционных вложений и прибыли резидентов «будоражат кровь». Но это всего лишь начало пути.

В 2021 году родилась особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Оренбуржье», ей предстоит пройти долгий и интересный путь от создания до инвестиционных показателей, которые будут наравне с лучшими особыми экономическими зонами России. Об этом я хочу рассказать в следующем параграфе.


3.2. Особая экономическая зона «Оренбуржье»
На основании Постановления Правительства Российской Федерации № 1616 от 27 сентября 2021 года «О создании на территориях муниципальных образований «город Оренбург» и «город Орск» Оренбургской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа» в Оренбургской области создана особая экономическая зона «Оренбуржье».

Данная зона располагается на двух площадках: город Оренбург – площадь территории 380 га и город Орск – 180 га, что позволяет обеспечить размещение предприятий по кластерному типу, сгруппировав их по отраслевой принадлежности, по схожести технологий и сырьевой базе.

Особая экономическая зона «Оренбуржье» будет специализироваться на следующих видах деятельности:

- машиностроение, металлургия, металлообработка;

- переработка сельскохозяйственной продукции;

- производство строительных материалов;

- пищевая и перерабатывающая промышленность;

- логистика.

Ключевой целью создания особой экономической зоны является оказание содействия развитию экономики Оренбургской области и России в целом путем создания наиболее благоприятных условий для реализации российскими и международными компаниями инвестиционных проектов в области промышленного производства.

Предполагаемый объем инвестиций в создание объектов инфраструктуры составляет не менее 1,6 млрд рублей. Создание объектов инфраструктуры планируется осуществлять за счет регионального бюджета.

На сегодняшний день для благоприятного инвестиционного климата проводятся следующие мероприятия:

- определены основные перспективные направления инвесторов;

- внедрена единая система рассмотрения, поддержки и мониторинга реализации инвестиционных проектов по принципу «одного окна»;

- организована работа по инфраструктурному обеспечению инвестиционных проектов (индустриальных парков, инвестиционных площадок);

- применяются механизмы реализации инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства;

- применяются механизмы региональных институтов развития (Фонд развития промышленности Оренбургской области