Файл: перспективы развития особых экономических зон в россии (на примере оренбургской области).doc
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- 31 промышленно-производственного типа – созданы для производства и переработки товаров, а также их реализации. Особые экономические зоны промышленно-производственного типа располагаются в наиболее развитых с экономической точки зрения регионах. Для них характерно преобладание промышленных предприятий, а также наличие разветвленной инфраструктуры, богатых природных ресурсов и квалифицированной рабочей силы;
- 10 туристско-рекреационного типа – реализованы для развития привлекательности внешнего и формирования внутреннего туризма на одном или нескольких участках территории. Туристско-рекреационные зоны располагаются, как правило, в живописных регионах России и на привлекательных туристам маршрутах (в том числе, заброшенных в определенные периоды развития страны), для которых характерен высокий уровень экологической чистоты. Территории данного типа зон предполагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного рекреационного и других видов бизнеса;
- 7 технико-внедренческого типа – данный тип особых эконмических зон формируется с целью прорыва и развития инновационной деятельности, для создания и реализации научно-технической продукции (доведение до промышленного применения), а также созданию отечественного софта, программных продуктов и оказание услуг по их внедрению и обслуживанию. Как правило, данный тип особых экономических зон располагается в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы;
- 2 портового типа – созданы для организации судостроительной и судоремонтной деятельности, предоставления современных логистических услуг, отвечающих международному стандарту, а также основу для новых маршрутов, находящейся в непосредственной близости от основных транспортных развязок.
1.2. Цели, задачи и особенности функционирования особых экономических зон в Российской Федерации
Одним из наиболее перспективных и привлекательных инструментов предусматривающий комплексный подход к реализации экономического развития нашей страны является создание особых экономических зон.
Ключевыми тактическими целями создания особых экономических зон, является стимулирование бизнеса к развитию и инвестированию в обрабатывающие отрасли экономики; в высокие технологии с целью их дальнейшей коммерциализации («Борьба будет не за нефть, а за чипы в преддверии нового технологического передела, ведущего нас в новую эпоху интернета-вещей»); в производство новых современных видов продуктов закрывающие «боли» не только населения нашей страны; развитие омниканальной инфраструктуры; развитие туризма – впоследствии нашли свое отражение в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Для достижения этих целей должны быть решены задачи, как на уровне государства, так и на уровне бизнеса.
При формировании и реализации высокоэффективных зон, стабильного функционирования и перспективного развития их, органы власти на всех уровнях должны быть готовы к внедрению и применению различных видов стимулирующих инструментов, создающих наиболее благоприятную «почву» для вложения инвестиций и ведения бизнеса, в том числе, но не ограничиваясь:
- таможенные льготы – корректировка или льготные каникулы на экспортно-импортные таможенные пошлины, упрощенный порядок внешнеторговых операций, помощь вывода продукта на «полки» в другие страны;
- фискальные льготы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать различные аспекты налогообложения: порядок исчисления налоговой базы (прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, транспорт), пониженный уровень налоговых ставок по отдельным видам налогов, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения – так называемые налоговые каникулы;
- предоставление государством налоговых кредитов. Финансовые преференции, включающие различные формы государственных субсидий, предоставляемых как в прямом виде – за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно – в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками, средствами инфраструктуры особой зоны и т.д.;
- административные льготы, регистрация предприятий и лицензирования в один клик, на территории особой экономической зоны.
Потенциальных инвесторов, естественно, привлекают достаточно серьезные выгоды для осуществления предпринимательской деятельности, однако, держателями особых экономических зон устанавливаются ряд условий для получения статуса резидента особой экономической зоны. Однако необходимо держать баланс между привлекательностью и условиями, а это тонкая грань.
Типовыми условиями для всех особых экономических зон являются требования государственной регистрации (юридического лица или индивидуального предпринимателя) в месте расположения особой экономической зоны, а также осуществление предпринимательской деятельности в одной из приоритетных сфер.
Далее более детально рассмотрим условия получения статуса резидента для каждого типа особой экономической зоны отдельно.
Так, резидентом особой экономической зоны промышленно-производственного типа может являться только коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия. При этом на территории особой экономической зоны могут осуществлять предпринимательскую деятельность инвесторы, которые не являются резидентами особой экономической зоны. В случае утраты хозяйствующим субъектом статуса резидента особой экономической зоны ему разрешается вести деятельность в особой экономической зоны на общих основаниях. Резидент особой экономической зоны промышленно-производственного типа, в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности, обязан осуществить капитальные вложения в сумме не менее чем 120 млн рублей, из которых не менее 40 млн рублей должны быть проинвестированы в течение 3 лет со дня заключения соглашения.
Резидентом особой экономической зоны технико-внедренческого типа может являться как индивидуальный предприниматель, так и коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия. Также, как и на территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа, на территории особой экономической зоны технико-внедренческого типа могут осуществлять предпринимательскую деятельность инвесторы, которые не являются резидентами этой особой экономической зоны. В случае утраты хозяйствующим субъектом статуса резидента особой экономической зоны ему разрешается вести деятельность в особой экономической зоны на общих основаниях. Минимальный объем вложений может не устанавливаться.
Резидентом особой экономической зоны туристско-рекреационного типа может являться как индивидуальный предприниматель, так и коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия. Минимальный объем вложений для этих зон не устанавливается, однако, в данных особых экономических зонах не разрешается применение процедуры свободной таможенной зоны.
Резидентом портовой экономической зоны признается только коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия. При этом на территории особой экономической зоны не разрешается осуществление предпринимательской деятельности инвесторам, которые не являются резидентами этой зоны (за исключением деятельности по строительству и эксплуатации объектов инфраструктуры особой экономической зоны и объектов инфраструктуры, создаваемых в границах земельных участков, предоставленных органом управления особой экономической зоны резидентам особой экономической зоны), а также хозяйствующим субъектам, которые утратили статус резидента особой экономической зоны.
Резидент портовой особой экономической зоны в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности обязан осуществить следующие капитальные вложения:
- при строительстве объектов инфраструктуры – в сумме не менее чем 400 млн рублей;
- при реконструкции объектов инфраструктуры – в сумме не менее чем 120 млн рублей.
При этом в рамках указанных капитальных вложений в течение первых 3 лет резидент особой экономической зоны должен проинвестировать не менее 40 млн. руб.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что в современном мире для решения важных социально-экономических задач государству необходимы условия для создания взаимовыгодного сотрудничества с бизнесом.
При грамотной постановке задач для достижения целей выбранного вектора развития, наличии проработанной нормативной правовой базы и соблюдении условий взаимовыгодного сотрудничества (при сохранении главенствующей роли государства), синтез государства и частного бизнеса помогает решать различные друг для друга задачи:
- для государства, а в частности для региональных органов власти потенциальными выгодами являются увеличение объемов и улучшение качества предоставляемых услуг в инфраструктурных и социально ориентированных отраслях; повышение эффективности государственного управления; решение финансовых проблем; развитие местных рынков капитала, товаров и услуг; привлечение негосударственного финансирования для инвестиций в объекты социально-общественной значимости; возможность привлечения иностранных инвестиций в реальный сектор экономики;
- для частного сектора потенциальные выгоды представлены стабильностью и возвратом инвестиционных вложений, устойчивостью в получении доходов, возможным выходом на мировые рынки капиталов, предоставлением налоговых льгот, получением дополнительных возможностей для ведения бизнеса; пониманием что государство становится партнером и одним из ключевых инструментом стабильного развития бизнеса;
- для общества выгоды и возможности выражены в росте качества жизни населения, благодаря получению качественной продукции и услуг; увеличении количества рабочих мест, росте занятости населения; повышении качества предоставляемых социальных услуг; повышении инвестиционной привлекательности административных территорий региона; развитии социальной инфраструктуры региона.
ГЛАВА 2. ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ НА ТЕРРИТОРИИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Комплексная оценка ключевых внешних и внутренних ресурсных возможностей Оренбургской области
Развитие экономики начинается с регионов – с открытия новых производств, запуска передовых технологий, создания рабочих мест. В существующей геополитической картине мира Правительству РФ, регионам и бизнесу предстоит стать участниками прорывных изменений в экономике, в том числе, за счет реализации масштабных инвестиционных проектов. Такую задачу поставил Президент Российской Федерации В.В. Путин.
Динамичное экономическое развитие российских регионов является одной из главных задач государственной политики, которая направлена на создание таких условий, которые бы увеличили экономическую активность регионов и повысили конкурентоспособность отечественной продукции.
Перед Правительством Оренбургской области стоят задачи по повышению инвестиционной привлекательности региона. На основании постановления Правительства Оренбургской области от 20.08.2010 № 551-п в Оренбургской области действует Стратегия социально-экономического развития, рассчитанная до 2030 года. Данный документ определяет общий вектор развития региона на долгосрочную перспективу и основан на взаимодействии органов власти, бизнеса и общества.
Стратегия отражает основные направления будущего территориально-пространственного, социального и экономического развития всего региона и отдельных отраслей. Главной целью является улучшение инвестиционного климата, непрерывный экономический рост и повышение уровня жизни населения.
При создании Стратегии Правительство региона учитывало приоритеты государственной социально-экономической политики, прогнозы Оренбуржья и Российской Федерации на долгосрочный период, а также иные документы стратегического планирования федерального уровня.
В Оренбургской области уже сформирована определенная законодательная база, стимулирующая инвестиционную деятельность. Сравнительный анализ инвестиционной привлекательности региона с регионами-лидерами (Республика Татарстан, Краснодарский край, Самарская область и др.) показал, что в создании системной работы по привлечению инвестиций есть существенные резервы.
Оренбургская область обладает значительным внутренним потенциалом развития, что определяется рядом конкурентных преимуществ.
1. Географическое положение.