Файл: 1. Исторические особенности общественного строя на Древнем Востоке. Понятие Древний Восток.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 555
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Коллективных» органов власти было несколько.
Центуриатные комиции (собрания) были полномочны – с древнейших времен – принимать или отвергать законопроект, представленный каким-либо магистратом – консулом, претором, народным трибуном. Как уже говорилось, голосовали по центуриям. Помимо законодательных функций центуриатные комиции имели право избирать или отвергать кандидатуры предложенных им должностных лиц, решать вопросы войны и мира, судить за особо тяжкие преступления, угрожавшие смертной казнью причинителю, и т.д.
Трибутные комиции обладали в принципе той же компетенцией, что и центуриатные, но по делам меньшей значимости: избирали низших магистратов, решали вопросы о наложении штрафов и т.д.
Но как бы ни были значительны по своему весу эти собрания, они собирались не регулярно и по воле одного из магистратов – консула, претора, народного трибуна, верховного жреца. Их постановления чаще всего были предрешены магистратами.
Сенат. Действительно важное значение принадлежало сенату, возникшему еще при римских царях в качестве строго патрицианского консультативного органа. Переход к республике усилил влияние сената как единственного постоянного конституционного органа власти, выражавшего волю патрициата.
Созывал сенат один из магистратов, сообщавший собравшимся и причину созыва, и предмет обсуждения. Речи и решения сенаторов заносились в особые книги.
Первоначально сенат имел право утверждать или отклонять решения комиции. Но уже с IV в. до н.э. сенат стал высказывать свое согласие или несогласие с законопроектом, вынесенным на утверждение комиции предварительно. Мнение сената было и в данном случае далеко не формальностью, ибо за ним стояли и магистраты, и соответствующие комиссии (и раньше всего первые 98 центурий). Но исполнительной властью сенат не обладал, и в этом отношении ему приходилось обращаться к помощи магистратур.
К особенной компетенции сената относились прежде всего международные дела, финансовые (доходы и расходы), вопросы культа, объявление и ведение войны, внешняя политика вообще и пр.
Вершина власти сената приходится на 300–135 годы до н.э., когда без него не принималось ни одной сколько-нибудь значительной меры в области внешней и внутренней политики. Падение роли сената началось в эпоху гражданских войн (II–I вв. до н.э.), когда государственные дела вершились сильными личностями (Марий, Сулла, Цезарь). В период империи сенат
, сохраняя внешнее величие, утратил свою власть.
Подводя итоги, спросим себя: в чем состоят принципиальные особенности римской аристократической республики лучших лет ее существования? Что мешало ее переходу к демократии афинского типа, монархии, олигархии (политическое господство небольшой группы правящей партии, правящего класса)?
На этот непростой вопрос можно дать следующий ответ (в современной терминологии): система сдержек и противовесов в функционировании правящей магистратуры, а в более широком плане устойчивое, разумное распределение власти между демократией и аристократией, хотя и при явном преобладании последней.
Как мы убедились, система сдержек и противовесов присуща всем этапам Римской республики: два собрания, одно из которых было поначалу чисто плебейским; коллегиальность магистратур с правом интерцессии одного из магистратов в дела другого, своего коллеги; невмешательство одной магистратуры в дела другой (своего рода разделение властей); строго проведенная срочность всех без исключения магистратур и ответственность магистратов за злоупотребления; отделение судебной власти от власти исполнительной; исключительные полномочия народных трибунов; наличие сената как назначаемого органа, обладающего высшим авторитетом, но лишенного исполнительной власти, и т.д.
Наконец, нельзя не коснуться армии, представлявшей собой в течение всех лет республики (до эпохи диктатур) народное ополчение и уже по одной этой причине бывшей силой, стоявшей на пути к неограниченной царской власти или установлению олигархической формы правления.
Когда с широкой завоевательной политикой Рима, сначала в самой Италии, а затем и на всем ареале земель, омываемых Средиземным морем, римская армия стала постоянным инструментом политики, наемной силой, содержащейся за счет завоеванных народов, разрушилась преграда перед военными диктатурами и появилась возможность перехода к монархическому правлению.
Реформы Гракхов. Во II в. до н.э. после победы над Карфагеном (государством, расположенным в Северной Африке) Рим господствует практически над всем побережьем Средиземного моря. Побежденные государства и племена стали источником новых и новых масс рабов, направлявшихся в обширные латифундии (поместья) старой и новой знати – сенаторов и всадников, трансформировавшихся в IV–III вв. до н.э. в сословие нобилей.
Росту латифундий соответствовал противоположный процесс – обезземеливание и разорение коренного римского крестьянства. Кульминацией борьбы между мелким и крупным землевладением стали реформы братьев Гракхов.
В 133 г. до н.э. трибун Тиберий Гракх, аристократ по происхождению, предложил народному собранию закон, который устанавливал максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках, – 1000 югеров на семью (250 га). Так создавался земельный фонд, служивший целям реформы. Но только земли было еще недостаточно – крестьяне нуждались в деньгах на покупку скота, семян и пр., а деньгами распоряжался сенат.
Крупные землевладельцы, следовательно, и сенаторы были крайне недовольны реформой, и они воспользовались тем, что, проведя закон через комиции, Тиберий трижды нарушил римскую конституцию: он потребовал смещения своего коллеги Октавия, сопротивлявшегося реформе (трибы проголосовали за предложение Тиберия); он предложил, чтобы не сенат, а само народное собрание решило вопрос о субсидиях (и эта мера была принята комициями); он добивался избрания на новый срок, чего никогда еще до того не делалось. Реакционная римская олигархия решилась на крайнюю меру, чтобы предотвратить избрание: трибун Тиберий Гракх был убит (133 до н.э.). Осуществление реформы было фактически приостановлено.
Но в 121 г. до н.э. брат Тиберия, Гай Гракх (и тоже в качестве народного трибуна) продолжил дело Тиберия. В движение пришли те же силы, что и при Тиберий, и прежде всего сенат. Уже в конце эпохи республики сенат присвоил себе право издавать в критических ситуациях чрезвычайный закон (так называемый сенатусконсультум ультимум), который уполномочивал высших магистратов прибегать к любым средствам, в том числе и к неконституционным, чтобы предотвратить грозящую опасность И овладеть ситуацией. Применение этой меры привело к убийству Гая Гракха и решительному отказу от аграрных реформ в пользу римского крестьянства.
Чтобы предупредить навсегда земельные реформы в III г. до н.э. был принят так называемый закон Тория, по которому всякий, кто имел не более 30 югеров пашни (8,5 га), мог считать эту землю своей частной собственностью. Так был положен законоустановленный конец старинному «агер публикус» – общественной земле.
Диктатура Суллы. В I в. до н.э. Рим оказался втянутым в тяжелую для него Союзническую войну и был вынужден предоставить римское гражданство всему населению Италии.
Союзническая война не принесла ни Риму, ни Италии подлинного мира. Наступала эпоха личной власти, эпоха диктатур. Первым диктатором был полководец Сулла, который, опираясь на преданную ему армию, установил в Риме режим единоличной власти, или диктатуры. Она была бессрочной, что отличало ее от описанной выше республиканской диктатуры. Кроме того, Сулла присвоил себе законодательные функции и право произвольного распоряжения жизнью и имуществом граждан. Он предоставил новые права сенату, но резко ограничил полномочия народных собраний и лишил политических функций трибунов. Диктатура Суллы означала наступление новой исторической эры в римской истории, и прежде всего конец республики.
Диктатура Юлия Цезаря. Отречение Суллы (79 до н.э.) возвратило Риму республиканскую конституцию, но ненадолго. Новым римским диктатором стал Гай Юлий Цезарь (100-44 до н.э.). Его правление пришлось на время после восстания рабов (74 до н.э.) под руководством Спартака, которое со всей очевидностью обнажило кризис республиканской формы правления и нужду в авторитарном государстве.
Избранный в 59 г. до н.э. консулом Рима, Юлий Цезарь, возглавляя антисенатскую группировку, провел через комиции два земельных закона, осуществив прямое насилие над сенатом и отклонив как несущественное вето народных трибунов. Рядом последующих мер Цезарь привлек на свою сторону не только широкие слои римского народа, но и жителей провинций.
В 46 г. до н.э. Цезарь покончил со своими последними противниками (помпеянцами) и был провозглашен диктатором на 10-летний срок, а в 44 г. – пожизненно.
Особенность цезариотской диктатуры в том, что диктатор имел не только консульскую и трибунскую власти, но также цензорскую (с 46 г. до н.э.) и высшую жреческую. Будучи командующим армией, Цезарь получил титул императора. Поставленные в зависимость от Цезаря комиции, хотя и продолжали существовать, имитируя сохранение республики, следовали указаниям императора, включая и те, которые относились к избранию на должности.
Кроме того, Цезарь получил полномочие распоряжаться войском и казной государства, право назначать проконсулов в провинции и рекомендовать половину кандидатов в магистраты вообще, право первым голосовать в сенате, что было немаловажно, и т.д. Триумфом для Цезаря было провозглашение его «отцом отечества» со всеми связанными с этим почестями (особая колесница, золоченое кресло, особые одежда и обувь и т.д.).
Созданная при Цезаре форма правления – принципат – получила свое дальнейшее развитие при его преемнике Октавиане Августе (27 до н.э. – 12 н.э.).
13. Общественный и государственный строй Римской империи.
Причины падения Римской республики. Это трудный и спорный вопрос. Но представляется несомненным, что расслоение общества на богатых и бедных, крупных и мелких землевладельцев, резкие различия состояний, умножение класса пролетариев, живущих подачками государства и готовых следовать за тем полководцем или политическим деятелем, который сулит наибольшие материальные блага и т.д., не могли не свести на нет и республиканское равенство, каким бы оно ни было на практике, и народовластие, как бы оно ни ограничивалось и ни ущемлялось. Следует учесть, что римские республиканские институты сложились как институты управления городом, а не империей. Этим во многом объясняется и смена республиканской формы правления на монархическую, тем более приемлемую, что монархический элемент присутствует и в старой республиканской конституции Рима.
В новых условиях оказалось невозможным и далее устранять рабовладельческие классы в завоеванных Римом провинциях от политической власти. Пожертвовав исключительным положением «римского народа», империя способствовала консолидации рабовладельцев на всей ее территории в господствующий класс, связанный единством коренных интересов. Таким образом была создана достаточно прочная социальная база того политического режима, который при всех переменах просуществовал столь же долго, что и республика, – около 500 лет.
Общественный строй Рима в период принципата. После победы Октавиана, внучатого племянника и преемника Юлия Цезаря над своими политическими противниками (при акции 31 г. до н.э.) сенат вручил Октавиану верховную власть над Римом и провинциями (и преподнес ему почетный титул августа). В Риме и провинциях установился государственный строй, который называют принципатом. «Принцепс сенатус» называли в предшествующие времена первого в списке сенаторов (обычно старейшего из бывших цензоров), первым высказывавшего свое мнение. Принцепс Август – это «первый гражданин римского государства», а в соответствии с неписаной римской конституцией это означало пост императора.
Чтобы понять, что представляла собой Римская империя в период принципата, каков был ее общественный строй, надо остановиться в первую очередь на вопросе гражданства. Уже при Юлии Цезаре предоставление прав римского гражданина в провинциях (всего провинций было 18) стало распространенной политической мерой. Эта практика была продолжена его преемниками. В 212 г. н.э. император Каракалла предоставил права римского гражданина всему свободному населению Империи. Это знаменательный шаг имел далеко идущие последствия. Привилегированное положение самого Рима было подорвано. Но к этому времени положение свободных людей в Риме и Империи значительно отличалось от того, что было при республике.