Файл: 1. Исторические особенности общественного строя на Древнем Востоке. Понятие Древний Восток.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 550

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел, отнесенных к их компетенции: о спорных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах к смертной казни и т.д.

Всего родов было 300, по 100 в каждом племени. Десять родов образовывали курию (10 курий – триба – племя). Такая организация была и остается предметом научной дискуссии вследствие ее явного искусственного происхождения. Это, по сути дела, рационально устроенная армия, на раннем этане, при Ромуле, завоевавшая и отстаивающая захваченную землю, а затем приступившая к планомерному захвату Италии.

Как член рода и племени римский гражданин: 1) являлся участником общей земельной собственности в виде выделенного ему и его семье надела: 2) получал право на наследование надела и родового имущества вообще; 3) мог требовать себе от рода и помощи, и должной защиты; 4) участвовал в общих религиозных празднествах и т.п. В свою очередь курия, племя и союз племен в целом могли требовать от каждого гражданина исполнения его военных и других публичных обязанностей. До известного времени права и обязанности граждан находились в своеобразной гармонии.

Главы родов составляли совет старейшин, или сенат, который с течением времени приобрел значение главной правительственной власти. Сенат имел право предварительного обсуждения всех тех дел, которые выносились на решение Народного собрания. Он же ведал многими текущими делами по управлению Римом. Всего сенат насчитывал сначала 100, затем 300 сенаторов. Сенат существовал и при царях, равно как и Народное собрание, бывшее первоначально собранием римских курий. По куриям же производилось и голосование.

Главой римской общины, ее гражданским управителем и верховным военачальником был реке – царь. Это была выборная должность, подотчетная народу.

Следует отметить, что общее собрание римского народа было и войсковым собранием, смотром военной силы Рима. По своим подразделениям оно строилось и голосовало.

Клиенты и плебеи. С древнейших времен на территории Рима жили и неграждане – клиенты и плебеи. По всей видимости, плебеи – обедневшие сородичи. Они поступали в услужение к римской знати, получая на определенных условиях земельные наделы. Многие плебеи занимались ремеслами и торговлей. С течением времени численность плебса увеличилась
, и он превратился в политическую и экономическую силу, противостоящую патрициату. Политическая история Рима нескольких веков отмечена борьбой плебеев за уравнение своих прав с патрициями. Ибо будучи лично свободными, плебеи несли военную службу наряду с патрициями, но получали не справедливую долю добычи, но должны были довольствоваться лишь подачками из нее.

Наряду с плебеями вне римского гражданского общества были и клиенты, происходившие, как можно думать, из чужаков, нашедших себе покровителей в среде патрициата.

Реформа Сервия Туллия. Важным этапом в становлении римской государственности была реформа, которую римская традиция связывает с именем шестого рекса Сервия Туллия (578–534 до н.э.). При нем плебеи были введены в состав римской общины, а территориальные округа – трибы несколько потеснили родоплеменные.

В ходе реформы все римские граждане, т.е. как патриции, так и плебеи, были «оценены» по их наличному имуществу (земля, скот, инвентарь и пр.) и разделены на 193 сотни – центурии. Те, чье имущество достигало 100 тыс. ассов (за один асе можно было купить овцу), были объединены в 80 центурий. Самые богатые, чье имущество превышало 100 тыс. ассов, составили 18 центурий конницы. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса богатых и самых богатых центурий составляли большинство – 98 голосов из 193. Второй класс граждан с цензом в 75 тыс. ассов объединился в 22 центурии, третий класс с цензом в 50 тыс. ассов – 20 центурий и т.д. Пролетарии, т.е. 80 вовсе лишенные учитываемого имущества, составили всего одну центурию. При согласованном голосовании первых двух разрядов голоса остальных не имели значения.

Таким образом было положено начало господству богатых и знатных независимо от того, были ли они патрициями или плебеями.

Наряду с этим к несомненной выгоде плебеев было введено еще одно важное новшество – территория города была разбита на четыре округа – трибы, что является (в более общем плане) несомненным свидетельством победы принципа территориального деления населения над родоплеменным.

Реформа Сервия Туллия разрушила общество, основанное на кровном родстве, и вместо него создала государственное устройство, основанное, как справедливо писал Ф. Энгельс, на имущественном различии и территориальном делении.

После устранения рекса римское государство стало республиканским.
12. Общественный и государственный строй Рима в эпоху республики. Кризис республики в Риме и позднереспубликанские военные диктатуры.



Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям, но она не уравняла их с патрициями, особенно в том, что касалось наделения землей, и этот вопрос становился все более актуальным по мере завоевания Италии, приносившего свободные земли.

Кроме того, была необходима реформа, которая бы отменила долговое рабство за несвоевременную уплату долга. И это, и участие в дележе завоеванных земель более других ущемляло интересы плебеев.

Но чтобы добиться нужного решения этих вопросов, плебеи нуждались в политических правах. В результате длительной борьбы в течение двух последующих столетий плебеи добились удовлетворения всех своих требований, в том числе: 1) учреждения особой плебейской магистратуры, так называемого народного трибуната, призванного защищать плебеев от произвола патрициев; 2) доступа к общественной земле наравне с патрициями; 3) защиты от произвола патрицианских судей (введением кодекса законов, известных как Законы XII таблиц); 4) разрешения браков между патрициями и плебеями; 5) права занимать сначала некоторые, а затем и все главные государственные должности, включая военные. С 287 г. до н.э. решения плебейских сходок (собраний) стали иметь ту же силу, что и решения центуриатных комиций, т.е. они стали обязательны для всех без исключения римских граждан и всех государственных учреждений Рима. К тому же эти решения не подлежали ни утверждению сената, ни его ревизии.

Конечно, уважение древности происхождения, знатности исчезло не сразу, и патрицианские семьи сохранили несомненное преимущество при замещении – хотя и по выборам – всех главных должностей в государстве, но юридического преобладания старой римской аристократии в отношении плебеев не стало. Таким образом, завершился процесс формирования рабовладельческой государственности – пережитки родоплеменных отношений ушли в прошлое.

Завладев правым берегом Тибра, римляне вели упорную борьбу за господство над всей Италией. В результате так называемой второй Латинской войны и Самнитских войн Рим уже в IV в. до н.э. подчинил себе сначала Среднюю Италию, а затем (к середине III в. до н.э.) и Южную. При всем том Рим остался по форме тем, чем был, – аристократической республикой.

Во главе Рима по-прежнему стояли центуриатные комиции и плебейские сходки, затем сенат. Консулы, преторы и народные трибуны избирались народными собраниями на год и были подотчетны им по истечении срока полномочий. Следуя принципу коллегиальности магистратур
, римляне избирали ежегодно двух консулов, двух (а затем и более) преторов, плебеи избирали несколько народных трибунов. По общему правилу, магистраты (начальники) не вмешивались в дела друг друга, но если, скажем, консул находил, что распоряжение его коллеги неверно и вредно, он мог приостановить его своим «вето». Поэтому магистраты должны были советоваться между собой прежде, чем решиться на сколько-нибудь важную меру (приказ).

Консулы занимались всеми первостепенными делами по гражданской и военной части, а во время войны один из них оставался в Риме, другой командовал войском.

Преторы, приобретшие значение самостоятельной магистратуры (IV в. до н.э.), занимались судебными спорами. По своему значению претура следовала за консулатом. Начиная с III–II вв. до н.э. преторы станут толкователями права и его творцами. Вступая в должность, преторы издавали эдикт, его заносили на побеленную доску, которую выставляли на Форуме, в котором объявляли о том, что они будут защищать из гражданских исков и что не получит защиты.

Благодаря преторам и в соответствии с велениями времени римский судебный процесс становится формулярным, т.е. определяемым формулой претора, его волей, его отношением к рассматриваемому иску. Законы XII таблиц сохраняются как священный завет, но отступают на задний план перед тем, что предписывает судье претор, в свою очередь опирающийся на веления «доброй совести» и «справедливости», т.е. нравственные категории, которым придается значение авторитетного начала, корректирующего старое право с позиций, диктуемых новыми правоотношениями.

Сентенции преторов и римских юристов с очевидностью обнаруживают стремление приспособить древнее, архаическое право к экономическим, социальным, моральным, политическим требованиям поздней республики с ее все более развивающимися товарными отношениями, кредитом, договорным правом (обязательным) и т.д. Именно отсюда берет начало то самое римское право, которому предстояло стать непременным элементом европейской цивилизации.

Первоначально задача народных (плебейских) трибунов заключалась в защите плебеев от произвола патрицианских магистратов, но с течением времени, когда эта обязанность практически отпала, они взяли на себя функцию блюстителей законности, защитников всякого невинно обиженного гражданина. Осуществлению этой функции способствовало то, что народный трибун имел важное право – налагать запрет на действия магистратов, которые он считал противоправными. Постепенно на должности плебейских трибунов стали претендовать и патрицианские политики, вроде братьев Гракхов, поскольку трибуны могли входить с законодательными предложениями во все виды народных собраний.


Важную роль в политической жизни Рима играла коллегия цензоров. Она состояла из пяти человек и избиралась на пять лет. Цензоры распределяли людей по центуриям согласно их имущественному цензу (отсюда и их название). Позднее им доверили назначение сенаторов, что придало коллегии цензоров большой вес в политической системе государства. Наконец, нельзя не указать и на такую их функцию, как наблюдение за нравами, проводившееся с целью предупредить воинов-римлян относительно излишней роскоши, а тем более безнравственных поступков. Идеология простого и честного образа жизни, в духе которой воспитывали римское юношество, в немалой степени способствовала превращению Рима в центр огромной империи. Недаром многие римские авторы (а вслед за ними и многие позднейшие историки Рима) связывали падение Римской республики с разложением нравов, отказом от простого и честного образа жизни, переходом к стяжательству, накопительству, широкому образу жизни, пирам и роскоши. Этого объяснения, конечно, недостаточно для убедительного суждения, но в том, что с падением патриархальной нравственности, патриархальной старины наступило и политическое перерождение, как кажется, не может быть сомнений. Тем не менее остается открытым вопрос о тех глубинных причинах, которые вызвали падение нравов, поразившее не только знать, но также плебс, в том числе и пролетариат.

Безнравственный поступок давал основание цензорам вычеркивать недостойное лицо из числа сенаторов или всадников и переводить его в более низкие центурии.

Диктатор. Все указанные магистратуры были ординарными, обычными. Экстраординарной считалась должность диктатора, на которую назначали одного из консулов по соглашению с сенатом. Поводом для назначения диктатора могли быть любые кризисные ситуации на войне и внутри страны, требовавшие неотложных, непререкаемых и быстрых действий. Лицо, назначенное диктатором, обладало высшей гражданской, военной и судебной властью одновременно; диктатор имел законодательную власть, ему были не страшны никакие законные способы противодействия, включая вето плебейских трибунов. При этом все прочие магистраты продолжали функционировать, но под властью диктатора.

По истечении шестимесячного срока диктатор был обязан сложить свои полномочия. Последняя из известных республиканских диктатур имела место в 220 г. до н.э.

Противоположными республиканской диктатуре были диктатуры, возникшие с грубым нарушением республиканской конституции, – бессрочные диктатуры Суллы, Цезаря и др.