Файл: 1. Исторические особенности общественного строя на Древнем Востоке. Понятие Древний Восток.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 549
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На первой поправке и до сих пор базируются основные права граждан и политических объединений – партий, профсоюзов, ассоциаций и конфессий.
II поправка признает, что в целях гарантии свободы штаты имеют право содержать ополчение, а народ – хранить и носить оружие: «Поскольку хорошо организованное народное ополчение необходимо для безопасности свободного государства, право народа хранить и носить оружие не должно нарушаться».
Вокруг нее идут многолетние споры, противники свободной торговли оружием добиваются ее отмены.
Поправка III запрещает расквартирование солдат в частных домах без согласия хозяина в мирное время: «В мирное время ни один солдат не должен размещаться на постой без согласия владельца дома; однако в военное время это допускается, но лишь в порядке, предусмотренном законом». В настоящее время утратила свое актуальное значение.
Положения IV поправки гарантирует неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества, касающиеся защиты от необоснованных обысков и конфискаций, запрещающие вмешательство государства в определенные сферы индивидуальных активностей: «Право народа на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов не должно нарушаться; ни один ордер не должен выдаваться иначе как при наличии достаточного основания, и он должен быть подтвержден присягой или торжественным заявлением и содержать подробное описание места, подлежащего обыску, личностей или предметов, подлежащих аресту».
Эти положения, обычно осуществляемые посредством судебной защиты, выражают приверженность идее о том, что конкретные индивидуальные свободы – свобода самовыражения, вероисповедания и другие, направленные против необоснованных вмешательств правительства в частную жизнь, – являются существенными элементами свободного общества.
Эти меры защиты частной жизни обычно объединяются под термином «гражданские свободы».
Принятие Билля о правах явилось несомненной победой американской демократии. В то же время этот документ, как и сама конституция, ничего не говорит о социально-экономических правах и свободах.
Содержащиеся в Билле о правах краткие предписания получили подробнейшее истолкование в многочисленных решениях Верховного суда, а также детализированы в сотнях актов Конгресса.
Билль о правах использовался при разработке Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948, и аналогичных документов, действующих во многих странах мира.
51. Особенности Великой Французской буржуазной революции. «Декларация прав человека и гражданина» от 26.08. 1789 г.
Причинами французской революции являлись недовольство существующим строем различных групп населения; сохранение абсолютной монархией отживших сословных привилегий дворянства и духовенства. Король защищал права и преимущества католической церкви и католического духовенства, которое не платило многих государственных налогов, владело большим количеством земли, обладало феодальными правами в отношении крестьян и взимало с них десятину – десятую часть доходов.
Потомки средневековых феодальных сеньоров перестали играть политическую роль в качестве независимого и самостоятельного сословия, но за это королевская власть взяла на себя охрану всех социальных привилегий унаследованных дворянством от веков его политического могущества. Наиболее важные должности в церкви, армии в администрации доставались по' общему правилу только дворянам. Они были освобождены от большей части налогов, обладали феодальными правами в отношении крестьян. Дворянство, сохранив свои привилегии, утратило свои обязанности и выродилось.
Авторитет абсолютной монархии был подорван среди средних образованных слоев населения, к которым относились городская интеллигенция (юристы, адвокаты, судьи, журналисты, преподаватели, писатели), буржуазия, либеральное дворянство и духовенство. Назрел острый конфликт между представителями старого порядка (так стали называть абсолютную монархию, отжившие привилегии дворянства и духовенства) и средними слоями населения. К представителям старого порядка относились королевская власть, католическая церковь, землевладельческая феодальная аристократия, которые опирались на бюрократию и вооруженные силы. Средние, зажиточные, образованные слои общества сознательно выступали за конституционное государство.
Народные массы, то есть крестьянство, ремесленники, мелкие торговцы не помышляли об ограничении королевской власти. Крестьянство было недовольно феодальными повинностями в пользу сеньоров и непомерными королевскими налогами. Особой популярностью во всей французской нации, кроме привилегированных сословий, пользовался лозунг «отмена привилегий, гражданское равноправие». Даже сами привилегированные сословия, опасаясь утраты своих привилегий, выступали за ограничение монархии в пользу сословных Генеральных штатов, в которых они пользовались бы преобладающим влиянием.
В конце августа 1789 г. Учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина. Это был политико-правовой документ, провозгласивший основные, руководящие принципы нового государственного строя и конституции («принципы 1789 г.»). В ее основе лежали идеи политической философии естественного права идеи Д. Локка, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Ф. Вольтера, Ч. Беккариа.
Основными принципами Декларации были – идея индивидуальной свободы и идея народовластия. Принцип индивидуальной свободы выражался в идее естественных и неотчуждаемых прав, которая являлась реакцией против всевластия абсолютной монархии. Государство образуется из лиц одинаково свободных и равных. Цель государства – обеспечение естественных прав человека: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Эти права человека являются врожденными и неотъемлемыми.
Логическим продолжением этих положений стала трактовка понятий «свобода» и «закон» (ст. 4), а также основных гарантий естественных прав человека, содержащихся, по убеждению авторов Декларации (вслед за Ш. Монтескье), в «хороших» уголовных законах, «воспрещающих лишь деяния, вредные для общества» (см. ст. 4, 5, 8, 9 и др.), и основанных на демократических принципах: презумпции невиновности, уголовной ответственности только за деяния, признанные законом преступлениями, соответствия наказания тяжести преступления, запрещения обратной силы закона и пр.
Главный практический смысл Декларации заключался в требованиях законности, неприкосновенности частной собственности, свободы капиталистического предпринимательства, в осуждении феодального произвола, правового неравенства и пр.
О социально-политическом содержании Декларации свидетельствует и то, что она обходит молчанием, например, вопросы, связанные с властью короля, с запрещением рабства, со свободой ассоциаций, собраний и т.п.
Нельзя не отметить и то, что только одно из «естественных прав» было названо в Декларации «священным» – это право частной собственности, лишить которого, согласно ст. 17 Декларации, можно было не «иначе как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости и при условии справедливого, предварительного вознаграждения».
Следует подчеркнуть, что провозглашение права собственности «священным» было направлено в то время не только на всемерную защиту частной собственности, но и на прямое отрицание права крестьян на землю.
Надлежит выделить и те положения Декларации, которые провозглашали основы нового государства (ст. 10-15) и среди которых главное место отводилось принципам «национального суверенитета» и «разделения властей». Следует указать на несовпадение в тогдашней политической и философской литературе понятий «нация» и «народ». Под «народом» понималась совокупность лиц, в настоящее врем я проживающих на территории Франции. Понятие «нация» часто трактовалось как совокупность не только лиц, но и поколений, как живших в прошлом, так и живущих сегодня и тех, кто будет жить в будущем. Отсюда «высшие» интересы нации совсем не обязательно будут совпадать с интересами народа.
52. Конституция Франции 1791 г. Причины крушения дуалистической монархии во Франции.
Характеризуя первую Конституцию революционной Франции 1791 г.,нужно ответить на важный вопрос, стала ли она «шагом вперед» или, как утверждалось ранее в отечественной исторической литературе, привела к отказу от демократических, республиканских принципов Декларации 1789 г., так как закрепила цензовое избирательное право, сохранила сильную королевскую власть и т.п.
Конституция не могла «отойти» от Декларации в вопросах избирательного права, потому, что деление избирателей на «активных» и «пассивных» в зависимости от имущественного, возрастного ценза и ценза оседлости было закреплено еще до ее принятия Декретом 22 декабря 1789 года. В этой связи необходимо учитывать не только предшествующую конституционную практику Англии и США, но и определяющий характер господствовавших в то время в общественном сознании идеологических установок, согласно которым необразованный бедняк не мог быть приобщен к политической жизни, а также то обстоятельство, что в провозглашении ряда прав и свобод Конституция (см. разд. I «Основные положения») шла дальше Декларации 1789 г.
Сравнение первого раздела Конституции 1791 г. с Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. даст возможность обосновать собственную оценку характера и исторического значения Конституции 1791 г.
Необходимо также подчеркнуть, что отказ от всеобщего избирательного права стал прямым следствием провозглашенной Декларацией идеи «национального», а не «народного» суверенитета. Эта идея основывалась на теориях «избирательной функции» и «представительного мандата». Согласно первой – суверенная воля всей нации проявляется не в результате суммирования воль всех избирателей, а «лишь путем уполномочия», согласно второй – избранные по департаментам представители «являются представителями не отдельного департамента, но всей нации», следовательно, «избиратели не могут выдавать им никаких наказов». Подтверждение этому – в ст. 2 разд. 3 и ст. 7 отд. III гл. I разд. 3 Конституции 1791 г.
Установление «священной» наследственной монархической власти по Конституции 1791 г. определялось также доминирующим в начале Революции убеждением, что король – сторонник Революции. На монархических позициях вплоть до конца 1791 г. стояли лидеры якобинцев Робеспьер, Сен-Жюст и др. Создание единого централизованного государства как одна из целей и задач антифеодальной революции казалось возможным в то время только под эгидой короля – «наследственного главы нации». Показательно, что ни в одном из наказов третьего сословия Учредительному собранию не встречалось критики короля, а парижские санкюлоты осаждали Бастилию с криком «Да здравствует король!».
Необходимо выявление основных принципов и институтов конституционной монархии – формы правления, которая утверждалась на первом этапе Французской революции; анализ тех статей Конституции 1791 г., которые касались структуры и функции органов государственной власти, их взаимоотношений на основе принципа разделения властей (ст. 3–5 разд. 3) и некоторых элементов механизма «сдержек и противовесов» (ст. 1–5 отд. III гл. 3 разд. 3).
При этом следует обратить внимание на полномочия короля в сфере исполнительной власти и его ограниченные законодательные полномочия, выделить, прежде всего, те положения конституции, которые говорили об ответственности министров не только перед королем, но и перед Национальным собранием. Этой ответственности они не могли избежать даже по «указу короля» (ст. 3–6 отд. IV гл. 2 разд. 3).
Конституция 1791 г. просуществовала меньше года. Причинами неустойчивости конституционной монархии во Франции в конце XVIII в. являлись:
1. Неблагоприятные внешние условия – ухудшение экономического положения, дороговизна, недостаток продовольствия, иностранная интервенция, военные поражения старой армии.
В апреле 1792 г. началась война революционной Франции с коалицией европейских государств. В первые месяцы войны старая разложившаяся армия, утратившая в период революции дисциплину, терпела сплошные поражения. Революционеры объясняли населению эти поражения изменой офицеров и короля, которые втайне сочувствуют интервентам, так как при помощи иностранных войск хотят восстановить абсолютную монархию и привилегии дворянства.
2. Слабость либерального дворянства, которое обычно в дуалистической монархии составляет опору королевской власти.
Политика королевской власти в эпоху абсолютизма нацеливала дворян исключительно на службу государству, прямо запрещая им заниматься предпринимательством. Поэтому, хотя во Франции дворянские звания продавались, так же как и в Англии, но ничего подобного английскому джентри возникнуть не могло. Либеральные дворяне Франции оказались связаны с устаревшими формами землевладения и отягощены огромными долгами. Безземельные же дворяне целиком зависели от государственной службы, где они могли занимать «теплые места» исключительно благодаря сословным привилегиям. Поэтому их «либерализм» обречен был оказаться не последовательным и ограниченным.