Файл: 1. Исторические особенности общественного строя на Древнем Востоке. Понятие Древний Восток.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 552
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Компромиссный характер конституции 1791 г., который в условиях обострения общенационального кризиса стал ее слабым местом.
Для республиканцев она казалась слишком монархической, для монархистов – слишком республиканской. Поэтому она не могла создать прочную и жизнеспособную форму правления. Возможность управления Францией законной центральной властью в этих условиях была утрачена. Место формально законной власти должны были занять органы, созданные народными массами и пользующиеся у них авторитетом.
53. Государственный механизм Якобинской революционно-демократической диктатуры. Причины ее установления и крушения.
С принятием Конституции в октябре 1791 г. начало свою деятельность избранное Законодательное собрание, в котором сложились три политических течения (партии), которые состояли преимущественно из интеллигенции: адвокатов, судей, журналистов, литераторов, учителей, врачей, служащих местной администрации, к которым примыкала и буржуазия. Организационной формой, в которой выступали эти партии, являлись т.н. политические клубы. Среди них выделялись:
1. Конституционные монархисты (которые заседали в клубе фельянов) – сторонники конституционной монархии, в том виде, как ее создала конституция 1791 г. Эта была самая умеренная партия, выражавшая взгляды либерального дворянства и верхов торгово-финансовой буржуазии.
Но политическое преобладание принадлежало двум республиканским партиям – жирондистам и якобинцам.
2. Жирондисты (название партия получила по имени департамента Жиронда, от которого были избраны многие ее руководители) – умеренные республиканцы, сторонники республики, свободы личности. Выражавшие интересы преимущественно средних слоев торговой и в меньшей степени промышленной буржуазии, они не имели сильной организации, партийной дисциплины. Оказавшись у власти, они проявили беспомощность в делах государственного управления, постоянно колеблясь между провозглашением чрезвычайных мер (под давлением левых республиканцев) и нежеланием применять их на практике. В результате они потеряли государственную власть.
Якобинцы – крайние, радикальные республиканцы, выражавшие интересы блока разнородных социальных сил от мелкой буржуазии до городского плебейства. Выступали за сильную централизованную государственную власть для организации обороны и утверждения республики, и за подавление ее противников (террор). Парижский клуб якобинцев имел несколько сот отделений в провинциях, что позволило сторонникам этого течения создать прочную партийную организацию по всей стране, отличавшуюся строгой партийной дисциплиной. Опорой влияния якобинцев среди революционного населения Парижа стала Парижская коммуна (орган городского самоуправления). Якобинский клуб и Парижская коммуна оказывали сильное давление на Законодательное собрание.
Углубление общенационального кризиса и неспособность умеренных партий разрешить стоявшие перед страной проблемы привели к государственному перевороту в июне 1793 г. К власти пришли якобинцы и начался наиболее радикальный этап революции – этап якобинской революционно-демократической диктатуры.
Якобинская диктатура была оформлена «Законом о революционном порядке управления», который был официально введен в действие в декабре 1793 года. Согласно этому закону высшим органом государственной власти становился Национальный Конвент, созданный еще жирондистами в сентябре 1792 года и соединявший в себе законодательную и исполнительную власть. Разнородность состава этого органа привела к тому, что большинство его членов (т.н. «болото») лишь следовали за якобинским ядром (около 100 депутатов). Руководящим центром Конвента выступал Комитет общественного спасения, состоящий из 12 членов Конвента. Комитет обладал исключительными полномочиями: руководство внешней политикой, обороной страны, командование армией и флотом, обеспечение внутренней безопасности, снабжение продовольствием, руководство террором. Все учреждения и должностные лица (министры, генералы) подчинялись Комитету. Он мог отстранять чиновников от должности, предавать их суду и назначать новых должностных лиц вместо отстраненных. Комитет отчитывался только перед Конвентом, который сильно поредел в результате чисток и репрессий, и принимал практически всякое предложение Комитета.
Высшим полицейским органом являлся Комитет общественной безопасности, также состоявший из 12 членов, избиравшийся Конвентом из лиц, предложенных Комитетом общественного спасения. Он был облечен властью арестовывать и отдавать под суд всех «подозрительных» лиц, которых можно было заподозрить в несогласии с политикой правительства. На местах создавались революционные (полицейские) комитеты, имеющие право практически всякого признать подозрительным, арестовать его и передать суду революционного трибунала. Революционные трибуналы являлись чрезвычайными упрощенными судами, которые могли выносить только два вида вердиктов: либо полное оправдание, либо смертный приговор. Они действовали в Париже и во многих департаментах и городах.
Представителями центральной власти на местах были комиссары, назначавшиеся из числа депутатов Конвента, которые рассылались Конвентом в департаменты и в армии. Они были наделены неограниченными полномочиями. Им были подчинены все официальные местные органы власти, они имели право отменять распоряжения местных властей, отрешать от должности любое должностное лицо и заменять их другими и даже взять на себя непосредственное выполнение государственных функций или военное командование. Комиссары Конвента были непосредственно подчинены Комитету общественного спасения, которому они должны были регулярно давать отчеты. В департаментах надзор за чиновниками и выборными органами власти осуществляли местные отделения якобинского клуба, они же служили источником кадров для назначения на должности.
Целями диктатуры являлись организация обороны, отражение иностранного нашествия, подавление антиреспубликанских выступлений, утверждение республики. Якобинская диктатура позволила отразить иностранное нашествие. Конвент ввел обязательный рекрутский набор, который летом 1793 г. позволил воссоздать французскую армию. Спаянная, с одной стороны – террором, а с другой – революционным воодушевлением, новая победоносная армия освободила, Францию от интервентов, подавила антиреспубликанские выступления. Якобинцы смогли отстоять национальную независимость Франции.
Но, с другой стороны, революционная диктатура явилась средством осуществления политических и социальных идей крайних республиканцев, пользовавшихся сочувствием лишь меньшинства населения. Якобинцы проводили антихристианские (фактически – антикатолические) преследования: закрытие церквей, запрет колокольного звона, христианского богослужения, снятие колоколов, ограбление церковных ценностей. Антихристианский характер носило и установление нового революционного календаря, составленного так, чтобы уничтожить память о воскресных и церковных праздниках. Неограниченная власть комиссаров Конвента нередко использовалась ими для неоправданно жестоких расправ над лицами, заподозренными в противодействии властям, а также и для собственного обогащения.
Якобинцы восстановили управляемость страной, централизацию, к которой привыкла и нуждалась страна. Они террористическими методами сделали невозможным восстановление старого порядка (абсолютизма с отжившими сословными привилегиями дворянства и духовенства), старого дворянского правящего слоя. Большинство населения страны осознавало настоятельную необходимость сильной власти для отражения иностранного нашествия и подавления внутренних беспорядков, а кроме якобинцев для этого не оказалось годных кандидатов.
Самое же важное – якобинцы провели в жизнь глубокие социально-экономические преобразования. Они окончательно ликвидировали во Франции остатки феодальных порядков и передали землю в руки широких слоев крестьянства в приемлемой для них форме – распродажи т.н. «национальных имуществ» (т.е. земель, конфискованных у дворянства и духовенства) мелкими участками в кредит, сроком на 20 лет.
Однако широкие слои собственников с подозрением относились к «крайностям» якобинского правления и желали закрепления результатов революции в действующей Конституции и стабильном законодательстве, чего якобинцы с их «идеализмом» обеспечить не могли.
Падение якобинской диктатуры произошло в результате контрреволюционного переворота. Часть якобинских «террористов», нажившихся на конфискациях и виновных в наиболее вопиющих злоупотреблениях властью, опасаясь за свою безопасность, составила заговор против Робеспьера. 27 июля 1794 г. или 9 термидора по революционному календарю в Конвенте были арестованы вожди якобинцев во главе с Робеспьером, а затем они вместе с ближайшими сторонниками были казнены без суда и следствия.
54. Конституция Французской республики 1793 года и причины ее не введения в действие.
Проект Конституции в конце июня 1793 г. был принят Конвентом и одобрен народным голосованием – 1, 8 миллионов высказались за, против около 12 тыс. из семи миллионов избирателей. Для условий гражданской войны, которой тогда была охвачена Франция, (правительство на тот момент контролировало не более трети территории страны), такой результат мог считаться вполне удовлетворительным
Конституции 1793 г. предшествовала Декларация прав человека и гражданина. Она содержала новые черты, которых не было в Декларации 1789 г. Учредительного собрания:
1. Якобинская декларация подчеркивала верховенство народа, а не нации и право сопротивления угнетению, которое превращалось в «право на восстание со стороны народа или любой части народа». Восстание признавалось «священным долгом и безотлагательной обязанностью», если правительство нарушает права народа. При этом не уточнялось, ни что понимается «под частью народа», ни кто должен судить о нарушении ее прав.
2. Декларация 1793 г. в значительной мере была создана под влиянием теоретических взглядов Ж. Ж. Руссо, выраженных в его произведении «Об Общественном договоре, или Принципы политического права» (1762 г.). В нем была развита идея общественного договора и утверждения на его основе народного суверенитета, несовместимого с разделением властей.
3. На общество возлагается обязанность помощи неимущим путем предоставления работы или пропитания.
4. Обязанность общества содействовать образованию всех граждан.
Тем самым якобинцы отмечали необходимость социальной помощи беднейшим слоям населения, хотя они не были социалистами и провозглашали неприкосновенность собственности. В остальном якобинская Декларация мало чем отличалась от первой декларации 1789 г. Общественного строя, установленного конституцией 1791 г., якобинская Декларация не меняла.