Файл: 1. Исторические особенности общественного строя на Древнем Востоке. Понятие Древний Восток.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 544
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
56. Бонапартистский государственный переворот 18 брюмера VIII года Республики. Конституция Франции 1799 года и ее характеристика.
Режим Директории оказался переходным, временным и неустойчивым, так как в силу слабости власти не смог справиться с экономическими трудностями: расстройством экономики, финансов, ростом цен, с продажностью государственного аппарата, с разгулом бандитизма. Нестабильность власти, всеобщая усталость и разочарование в революции порождали требование сильной власти и порядка. В этих условиях 18 брюмера (18 ноября) 1799 г. генерал Наполеон Бонапарт, опираясь на армию, совершил успешный государственный переворот. Этот переворот упразднил Директорию и Конституцию 1795 г. Власть оказалась в руках Бонапарта.
Вскоре после переворота специальная комиссия в соответствии с указаниями Бонапарта выработала проект Конституции, которая была утверждена народным голосованием – 3 миллиона голосов было подано за конституцию, только 1500 против. Конституция не содержала Декларации прав человека и гражданина, как это было в трех предшествующих конституциях. Она провозглашала Францию республикой и удерживала принцип народного суверенитета, согласно которому народ доверяет принадлежащую ему власть своему представителю – первому консулу Наполеону. Проявлением народного суверенитета было утверждение наполеоновской конституции народным голосованием. Поэтому Наполеон настаивал, что является первым консулом благодаря воле народа и по постановлению народа.
Народу также было предоставлено право выдвигать кандидатуры лиц, достойных занимать государственные должности, но назначение этих лиц доверялось правительству. Поэтому формально было восстановлено всеобщее избирательное право. Однако на самом деле, созданная избирательная система фактически это избирательное право упраздняла.
Все французы, мужского пола, достигшие 21 года без имущественного ценза, признавались избирателями. Избиратели в округах (6 млн.) выбирали из своей среды 1/10 часть (600 тыс.) в окружные списки (из этого списка назначалась администрация и мировые судьи округа). Граждане, внесенные в окружные списки, указывали, из своей среды, 1/10 граждан (60 тыс.), для внесения в департаментские списки (из этого списка назначалась администрация и судьи департамента). Наконец, граждане, внесенные в департаментские списки, избирали из своей среды 1/10 часть в национальный список (6 тыс.), из которого назначались члены законодательных палат и должностные лица центрального управления. Эта система списков практически не была применена. Фактически высшие и местные государственные органы после переворота 18 брюмера формировались первым консулом и его окружением по собственному усмотрению.
Конституция 1799 г. отказалась от разделения и равенства властей, которые пытались установить конституции 1791 г. и 1795 г. и тем более от подчинения исполнительной власти законодательной по конституции 1793 г. Целью Конституции 1799 г. провозглашалось установление прочного, устойчивого государственного порядка, поэтому устанавливалось явное преобладание исполнительной власти над законодательной.
Вся полнота исполнительной власти была передана в руки первого консула Наполеона, при котором второй и третий консулы пользовались только совещательным голосом. Первый консул стал единоличным главой государства. Консулы назначались самой Конституцией на 10 лет с неограниченным правом переизбрания. Первый консул назначал и смещал должностных лиц: министров, членов государственного совета, послов, офицеров армии и флота, членов местной администрации, большинство судей, (но без права их смещать, так как судьи были несменяемы), руководил внешней политикой: объявлял войну и заключал международные договоры, но решения первого консула по этим вопросам подлежали утверждению законодательным корпусом. Он заботился о внешней и внутренней безопасности государства, являлся главнокомандующим вооруженными силами, распоряжался государственными доходами и расходами, но принятие бюджета в целом входило в прерогативу законодательной власти. Он подписывал и обнародовал законы, принятые законодательным корпусом. Его распоряжения приобретали силу закона, будучи опубликованы в форме постановлений.
Законодательная власть была разделена между четырьмя законодательными собраниями, члены которых должны были назначаться, а не избираться населением. После переворота 18 брюмера большинство членов этих законодательных собраний назначались первым консулом и его окружением из числа бывших революционеров, выступающих как против реставрации дореволюционной монархии, так и против якобинцев. Законодательная инициатива принадлежала первому консулу, который поручал составление законопроектов Государственному совету (30-40 человек), члены которого назначались первым консулом. Обсуждение законопроектов без права принятия по ним решений было предоставлено Трибунату, который состоял из 100 членов, назначаемых Сенатом на пять лет. Затем Законодательный корпус, который также состоял из 300 лиц, назначаемых Сенатом на пять лет, принимал законопроекты целиком, без обсуждения и поправок. Далее Охранительный Сенат рассматривал новый закон с точки зрения его соответствия или несоответствия конституции. Он мог отменить неконституционные законы и назначал членов Законодательного корпуса и Трибуната. Сенат состоял из 80 пожизненных членов. Первоначально большинство сенаторов были назначены консулами, а затем сенат должен был самопополняться из кандидатов, предложенных первым консулом. Законопроект подписывал и обнародовал первый консул, который не имел право отлагательного вето.
Законом 1800 г. было сохранено деление Франции на департаменты, но ликвидировано выборное местное самоуправление и восстановлена система бюрократической централизации. Первый консул назначал и смещал в департаментах префектов, в округах – супрефектов, в общинах (муниципалитетах) – мэров. При префектах, супрефектах и мэрах состояли совещательные органы – советы, членов которых назначал первый консул.
Конституция 1799 г. устанавливала государственный строй Консульства, которое представляло собой замаскированную республиканскими учреждениями абсолютную монархию первого консула. Законодательные собрания, лишенные законодательной инициативы, принадлежащей первому консулу, состояли из лиц, прямо или косвенно им назначенных, а законодательная власть раздроблялась между четырьмя законодательными собраниями. Эти законодательные собрания скрывали почти неограниченную власть первого консула, получавшего, прямо или в замаскированном виде, право назначения на все государственные должности в центре и на местах.
Консульство Наполеона напоминало древнеримский принципат, якобы демократической диктатуры победоносного полководца от имени народа, но без его участия. Наполеон сделался первым консулом на 10 лет, затем получил пожизненную власть и, наконец, принял императорский титул «в силу народных голосований».
Консульство Наполеона являлось замаскированной абсолютной монархией, но производной от народа. Старая абсолютная монархия до 1789 г. была непроизводной от народа, так как считалось, что королевская власть установлена Богом. Именно в этом, прежде всего, отличие абсолютизма Наполеона от дореволюционного абсолютизма. Фактически наполеоновский режим выражал интересы блока крупной буржуазии, для которой он создавал возможности обогащения на своих завоевательных войнах и крестьянства, которому он гарантировал сохранение частной собственности на землю, полученную в ходе революции.
57. Режимы «Реставрации» и Июльской монархии во Франции и причины их крушения. Королевские Хартии 1814 и 1830 годов и их характеристика.
Реставрация Бурбонов. Хартия 1814 г. Крах империи Наполеона был связан не только с его военными поражениями и с общей усталостью населения от бремени многочисленных войн. Экономические неурядицы, последовавшие за промышленным ростом, исчезновение продуктов первой необходимости, голодные бунты и неудачные попытки государства сдержать цены на хлеб – все это подрывало престиж императорской власти. Бывший кумир и непререкаемый авторитет превращался в «корсиканское чудовище».
Реставрация монархии во Франции также не была случайностью. Все послереволюционное развитие французской государственности (правление Директории, авторитарный режим Наполеона) способствовало компрометации республиканских институтов в общественном сознании Франции, подводило его к поискам «исторической справедливости» и к реставрации монархии с Бурбонами во главе.
Падение Первой империи и установление «белого террора» (расправы с политическими противниками монархии) не означали, однако, разрушения созданной Наполеоном бюрократической административной системы. В первое время даже министры императорского правительства (Талейран, Фуше) были использованы вернувшимися во Францию Бурбонами.
Новый король, Людовик XVIII, сам не избежавший влияния либеральных идей, понимал, что реставрация монархии в ее неограниченном дореволюционном виде просто невозможна, что конституционализм пустил глубокие корни во французском обществе. Но вернувшиеся к власти Бурбоны считали необходимым учредить во Франции консервативный вариант конституционной монархии, способный искоренить «революционную заразу» и соответствующий их собственному пониманию государственности. С этой целью они использовали явно устаревшие идеологические постулаты, ссылаясь на свои «исторические права», на королевский суверенитет, на божественный порядок.
Конституционные основылегитимной монархии (так именовался режим Реставрации) были определены в королевской Хартии 1814 г., октроированной (дарованной) Людовиком XVIII французскому народу после его вступления на престол. Таким образом, в отличие от Конституции 1791 г., источником этого конституционного документа считался королевский, а не народный суверенитет.
В Хартии содержались прямые ссылки на «божественное провидение» и декларировалось, что «вся власть сосредоточивалась во Франции целиком в особе короля».
В Хартии предусматривалось возвращение титулов старому дворянству и сохранение их за новой послереволюционной аристократией, которая, однако, была в значительной мере истреблена во время «белого террора». Король получил право жаловать дворянство «по своему усмотрению». Однако сам сословный строй в его дореволюционном виде (с дворянским землевладением) уже не мог быть восстановлен.
Хартия была призвана обеспечить политическое доминирование в государстве дворянской аристократии и новой буржуазной элиты. Она не затрагивала систему отношений собственности, сложившуюся в результате революции, в том числе крестьянское землевладение. Ст. 9 гласила, что «все виды собственности неприкосновенны, не исключая так называемой национальной».
В Хартии нашли свое отражение также либеральные идеи. В ней говорилось о равенстве французов перед законом, о гарантиях личной свободы, о свободе слова и печати, о недопустимости преследования за политическую деятельность, относящуюся «ко времени до восстановления династии» (т.е. к 1792-1814 гг.) и т. д. Противники монархии усматривали в этих положениях принципиально важное признание королем неотъемлемых прав народа. Таким образом, в ряде отношений Хартия 1814 г. была более либеральной, чем последние конституционные документы Наполеона. Во всяком случае режим легитимной монархии в большей степени был ориентирован на законность, а не на личный произвол.
Король, особа которого рассматривалась как «неприкосновенная и священная», выступал в качестве верховного главы государства и «начальника всех вооруженных сил». Ему предоставлялось право объявлять войну, заключать международные договоры, издавать постановления и ордонансы, «необходимые для исполнения законов и для безопасности государства». Согласно Хартии, которая в принципе отвергала идею разделения властей, исполнительная власть принадлежала исключительно королю, а законодательная власть осуществлялась совместно королем, палатой пэров и палатой депутатов. При этом право предлагать законопроекты предоставлялось королю, а палаты могли лишь «всеподданнейше просить короля» рассмотреть их мнения о желательности тех или иных законов. За королем сохранялось право утверждать и обнародовать законы. От имени короля осуществлялось и правосудие.
Предусмотренная Хартией 1814 г. сильная королевская власть, не допускающая противодействия других властей и политической оппозиции в любом виде, не означала восстановления во Франции абсолютизма, к чему с самого начала призывали ультрароялисты.
Законодательный орган по Хартии 1814 г. создавался (не без влияния британского опыта) на аристократической двухпалатной основе, что должно было укрепить политические позиции дворянской верхушки.Палата пэров целиком назначалась королем. Она состояла из пожизненных и наследственных пэров, многие из которых оказались в государственных делах случайными людьми.Палата депутатов избиралась на 5 лет. Право созыва палат на сессию, объявления перерывов в их работе, а также роспуска нижней палаты сохранялось за королем.