Файл: Доклад Внедрение инклюзивного образования в Республике Бурятия Направление подготовки 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование профиль Психология образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет

имени Доржи Банзарова»

(ФГБОУ ВО «БГУ»)

Педагогический институт

Кафедра психологии детства

Доклад

Внедрение инклюзивного образования в Республике Бурятия

Направление подготовки «44.03.02 Психолого-педагогическое образование»

профиль «Психология образования»



Выполнил: студентка 4 курса

07200с группы (заочное отделение)

Токмакова Любовь Андреевна

Проверил:

Лопсонова Зинаида Баторовна,

к.п.н., доцент


Улан-Удэ

2023


Содержание


Введение 2

1.Основные проблемы внедрения инклюзивного образования в общеобразовательные школы Республике Бурятия 4

2. Перспективы инклюзивного образования. План мероприятия «Дорожной карты» 7

Заключение 26

Список литературы 27























Введение


Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех учащихся, что обеспечивает доступ к образованию для учащихся с особыми образовательными потребностями.

В основу инклюзивного образования положена идеология, исключающую любую дискриминацию учащихся, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для учащихся, имеющих особые образовательные потребности [3, C. 375].

Актуальность проблемы развития инклюзивного образования связана, прежде всего, с тем, что число детей, нуждающихся в коррекционном обучении, неуклонно растет. Кроме роста количества детей с ограниченными возможностями, отмечается тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушения каждого отдельного ребенка.

Дети ограничены в общении, самообслуживании, передвижении. Их развитие во многом зависит от удовлетворения их потребностей другими людьми, а это составляет многогранный процесс социально-педагогической интеграции и процесса инклюзии, в частности [1, С. 89].

Проблема исследования заключается в том, что развитие и внедрение инклюзивного образования является недостаточно разработанным вопросом в современном обществе. В настоящее время рынок образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно узок, в небольших городах и селах дети с ограниченными возможностями чаще всего остаются вне системы образования по сугубо экономическим причинам. Традиционной формой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья остаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Значительная часть затруднений в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями связана с острым дефицитом квалифицированных кадров: педагогов-дефектологов, психологов,

воспитателей и социальных педагогов, недостаточным уровнем их подготовки. Ведь инклюзия охватывает глубокие социальные аспекты жизни школы: создается моральная, материальная, педагогическая среда, адаптированная к образовательным потребностям любого ребенка, которую возможно обеспечить только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплоченном командном взаимодействии всех участников образовательного процесса [2, С. 78-79].

Системное внедрение практики инклюзивного образования происходит крайне медленно и достаточно неравномерно. В отдельных регионах эти процессы значительно продвинулись в своем развитии, в других регионах эта практика только начинает складываться.

В основном это обобщение педагогического опыта, наработанного в школах, внедряющих инклюзивные подходы; анализ новых подходов, складывающихся в управлении и финансировании процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Практика инклюзии вызывает много дискуссий и острых споров в педагогических и научных кругах. Одной из причин, вызывающих различное понимание и неоднозначные интерпретации самого процесса инклюзии, его содержания и результативности в системе общего образования, является не разработанность методологических основ самого инклюзивного процесса и отсутствие необходимых видов обеспечения его развития. Неподготовленность системы общего образования к внедрению инклюзивной практики обучения детей с особыми образовательными потребностями, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, ведет к формализации инклюзивного процесса, порождает много страхов и недоверие к самой идее инклюзии.

  1. Основные проблемы внедрения инклюзивного образования в общеобразовательные школы Республике Бурятия

Проблемы инклюзивного образования детей являются предметом изучения педагогики, психологии, социальной работы, социологии. Социологический аспект исследования инклюзивного образования представлен в работах
Д. В. Зайцева [2], А. Я. Чигриной [6], И. М. Донкан [1], И. Г. Россихиной [5], которые акцентировали свое внимание на актуальности изучения проблем детей с ограниченными возможностями как наиболее социально незащищенной группы, подверженной различным формам социальной дискриминации и процесса инклюзивного обучения этих детей для эффективного способа реализации их конституционных прав и неотъемлемого условия их успешной социальной интеграции. В Республике Бурятии этой темой занимаются сравнительно недавно, каких-либо крупных самостоятельных социологических исследований не проводилось, вследствие чего пока нет работ, рассматривающих проблему на основе социологического анализа. Поэтому нашей задачей является изучение состояния и тенденций развития системы инклюзивного образования в Республике Бурятия на основе анализа теоретического и статистического материала, законодательных документов, результатов собственного социологического исследования. Инклюзивное образование, как одна из форм создания безбарьерной среды, подразумевает обеспечение всех необходимых условий для совместного обучения детей-инвалидов со сверстниками в общеобразовательных учреждениях. Само понятие «инклюзивное
образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и создает основу для более справедливого общества [3]. В различных правовых документах как международного значения (Конвенция по правам ребенка, Саламанская декларация 1994 г. и др.), так и принятых в Российской Федерации говорится о за щите прав детей с особыми потребностями от всех видов дискриминации, о предоставлении им равных условий во всех сферах жизнедеятельности. Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации»1 граждане Российской Федерации имеют равные возможности в получении образования.

Перед инклюзивным образованием стоят следующие задачи: предоставить равные возможности детям-инвалидам в получении образовательных услуг, устранить дискриминацию по отношению к людям с инвалидностью, сформировать отношение к людям с инвалидностью как к равноправным членам общества. Отсюда вытекает основная цель инклюзивного образования — предоставить детям-инвалидам равные возможности во всем для достижения независимой жизни. К сожалению, данная цель не всегда может быть реализована в полной мере. Этому препятствуют определенные барьеры.

Самой распространенной проблемой, с которой сталкиваются все без исключения школы, является архитектурная недоступность [4]. Большинство школ построено в ХХ в., где об инклюзии не шло еще и речи, зато были распространены различные