Файл: Доклад Внедрение инклюзивного образования в Республике Бурятия Направление подготовки 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование профиль Психология образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
V. Развитие системы психолого-педагогического сопровождения образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ
| | | | | | |||
1. | Модернизация дефектологического образования | Министерство образования и науки РБ, ФГБОУ ВО "Бурятский | 2022 - 2030 годы | 2022 - 2024 годы: Разработка и реализация дополнительных | 2025 - 2027 годы: Разработка дополнительных профессиональных | 2027 - 2030 годы: Обеспечение образовательного процесса программами | В рамках предусмотренных бюджетных средств на | |
| | государственный университет имени Доржи Банзарова", ГАУ дополнительного | | профессиональных программ курсов повышения квалификации для | программ профессиональной переподготовки "Логопедия". | профессиональной подготовки, переподготовки и повышения | текущий календарный год | |
| | профессионального образования РБ Бурятский республиканский | | специалистов по работе с обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ | Разработка дополнительных профессиональных программ | квалификации | | |
| | институт образовательной политики | | | профессиональной переподготовки "Олигофренопедагогика". Разработка | | | |
| | | | | дополнительных профессиональных программ профессиональной | | | |
| | | | | переподготовки "Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ". | | | |
| | | | | Разработка и реализация дополнительных профессиональных | | | |
| | | | | программ курсов повышения квалификации для специалистов по работе | | | |
| | | | | с обучающимися с ОВЗ | | | |
| VIII. Повышение качества образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ | | | | | | | |
1. | Обеспечение поэтапного введения | Министерство образования и науки | 2022 - 2026 годы | 2022 год: Обучающиеся с | 2025 год: Обучающиеся с | | В рамках предусмотренных | |
| федерального государственного образовательного стандарта основного | РБ, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере | | инвалидностью, с ОВЗ 7 классов получают образование в соответствии с ФГОС | инвалидностью, с ОВЗ 10 классов получают образование в соответствии с ФГОС | бюджетных средств на текущий календарный год | ||
| общего, среднего общего образования для обучающихся с ОВЗ | образования (по согласованию) | | ООО. 2023 год: Обучающиеся с инвалидностью, с ОВЗ | СОО. Проведена оценка качества образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ. | | ||
| | | | 8 классов получают образование в соответствии с ФГОС ООО. | 2026 год: Обучающиеся с инвалидностью, с ОВЗ 11 классов получают | | ||
| | | | 2024 год: Обучающиеся с инвалидностью, с ОВЗ 9 классов получают | образование в соответствии с ФГОС СОО. Проведена оценка качества образования | | ||
| | | | образование в соответствии с ФГОС ООО. Проведена | обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ | | ||
| | | | оценка качества образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ | | | | |
2. | Обеспечение поэтапного введения | Министерство образования и науки | 2022 - 2026 годы | 2022 год: Обучающиеся с | 2025 год: Обучающиеся с | | В рамках предусмотренных | |
| федерального государственного образовательного стандарта | РБ, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере | | инвалидностью, с ОВЗ 7 классов получают образование в соответствии с ФГОС | инвалидностью, с ОВЗ 10 классов получают образование в соответствии с ФГОС УО | бюджетных средств на текущий календарный год | ||
| образования обучающихся с умственной отсталостью | образования (по согласованию) | | УО (ИН). Подготовлены предложения по организации обучения детей с инвалидностью, | (ИН). Проведена оценка качества образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ. | | ||
| (интеллектуальными нарушениями) | | | с ОВЗ на дому. 2023 год: Обучающиеся с инвалидностью, с ОВЗ | 2026 год: Обучающиеся с инвалидностью, с ОВЗ 11 классов получают | | ||
| | | | 8 классов получают образование в соответствии с ФГОС УО (ИН). | образование в соответствии с ФГОС УО (ИН). Проведена оценка качества образования | | ||
| | | | 2024 год: Обучающиеся с инвалидностью, с ОВЗ 9 классов получают | обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ | | ||
| | | | образование в соответствии с ФГОС УО (ИН). Проведена оценка качества | | | ||
| | | | образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ | | | ||
| IX. Мониторинг и контроль исполнения законодательства в сфере образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ | | | | | | | |
1. | Разработка и принятие регионального долгосрочного плана | Министерство образования и науки РБ | 2022 год | 2022 год: В Республике Бурятия утвержден региональный | | | В рамках предусмотренных бюджетных средств на | |
| мероприятий ("дорожной карты") по внедрению инклюзивного общего | | | долгосрочный план мероприятий ("дорожная карта") по внедрению | текущий календарный год | |||
| и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий | | | инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию | | |||
| для обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ | | | специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ | | |||
2. | Проведение выездных | Министерство | В | 2022 - 2024 годы: | 2025 - 2027 годы: | 2028 - 2030 годы: | В рамках | |
| и документарных проверок по вопросам соблюдения прав обучающихся с | образования и науки РБ | соответствии с ежегодным планом проведения | Акты, предписания | Акты, предписания | Акты, предписания | предусмотренных бюджетных средств на текущий | |
| инвалидностью, с ОВЗ на получение общего и дополнительного образования | | плановых проверок | | | | календарный год | |
3. | Анализ исполнения предписаний по итогам выездных и | Министерство образования и науки РБ | 2022 - 2030 годы | 2022 - 2024 годы: Аналитические материалы по итогам | 2025 - 2027 годы: Аналитические материалы по итогам | 2028 - 2030 годы: Аналитические материалы по итогам | В рамках предусмотренных бюджетных | |
| документарных проверок | | | устранения нарушений, обозначенных в предписаниях, актах | устранения нарушений, обозначенных в предписаниях, актах | устранения нарушений, обозначенных в предписаниях, актах | средств на текущий календарный год | |
4. | Мониторинг оценки положения дел в сфере соблюдения права обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ на общее и дополнительное образование | Министерство образования и науки РБ | 2022 - 2030 годы | 2022 - 2024 годы: Совершенствование инструментария оценки положения дел в сфере соблюдения права обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ на общее и дополнительное образование | 2025 - 2027 годы: Совершенствование инструментария оценки положения дел в сфере соблюдения права обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ на общее и дополнительное образование | 2028 - 2030 годы: Совершенствование инструментария оценки положения дел в сфере соблюдения права обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ на общее и дополнительное образование | В рамках предусмотренных бюджетных средств на текущий календарный год | |
5. | Организация работы общественных советов и групп | Министерство образования и науки РБ, общественные организации инвалидов (по согласованию) | 2022 - 2030 годы | 2022 - 2024 годы: Протокольные решения заседаний советов, рабочих групп по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (детей-инвалидов) | 2025 - 2027 годы: Протокольные решения заседаний советов, рабочих групп по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (детей- инвалидов) | 2028 - 2030 годы: Протокольные решения заседаний советов, рабочих групп по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (детей-инвалидов) | В рамках предусмотренных бюджетных средств на текущий календарный год | |
6. | Подготовка ежегодного доклада об исполнении плана | Министерство образования и науки РБ, Министерство здравоохранения РБ, | 2022 - 2030 годы | 2022 - 2024 годы: Ежегодный доклад Главе Республики Бурятия - | 2025 - 2027 годы: Ежегодный доклад Главе Республики Бурятия - Председателю | 2028 - 2030 годы: Ежегодный доклад Главе Республики Бурятия - | В рамках предусмотренных бюджетных средств на | |
| | Министерство культуры РБ, Министерство спорта и молодежной | | Председателю Правительства Республики Бурятия, в Министерство | Правительства Республики Бурятия, в Министерство просвещения Российской | Председателю Правительства Республики Бурятия, в Министерство | текущий календарный год | |
| | политики РБ, Министерство социальной защиты населения РБ, органы | | просвещения Российской Федерации об исполнении Комплексного плана | Федерации об исполнении Комплексного плана | просвещения Российской Федерации об исполнении Комплексного плана | | |
| | местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере | | | | | | |
| | образования (по согласованию), ГАУ дополнительного профессионального | | | | | | |
| | образования РБ Бурятский республиканский институт | | | | | | |
| | образовательной политики, ФГБОУ ВО "Бурятский государственный | | | | | | |
| | университет имени Доржи Банзарова", ГБОУ Республиканский | | | | | | |
| | центр образования, специальные коррекционные общеобразовательные | | | | | | |
| | учреждения, общественные организации | | | | | | |
| | инвалидов (по согласованию) | | | | | |
Заключение
Опыт говорит о необходимости дальнейшего продвижения инклюзивного образования в Бурятии, но, к сожалению, пока не созданы в полной мере все необходимые условия для его широкого и активного внедрения. Основными причинами такого положения дел являются имеющиеся проблемы, для разрешения которых требуется, зачастую, достаточно много времени и средств, а также разработанная нормативно-правовая база. В настоящее время активно предпринимаются меры по устранению указанных причин: разработка и принятие новых и корректировка имеющихся нормативно-правовых актов в данной области, усиление контроля за их исполнением, предоставление материальных средств для обустройства школ специальными приспособлениями. Потребность в инклюзивных школах в Бурятии достаточно большая и необходимо дальнейшее и скорейшее его внедрение во многие школы, тем не менее, сравнительно малая доля школ республики участвует в проекте по внедрению инклюзивного образования. Конечно, быстро устранить все имеющиеся барьеры сложно, но продвигать инклюзивное образование необходимо, принимая во внимание имеющийся собственный опыт, опыт других городов и стран, разрабатывая новые способы решения проблем. Только масштабное внедрение инклюзивного образования предоставит детям с инвалидностью
равные возможности во всем для достижения полноценной жизни.
Список литературы
1. Донкан И. М. Социальная эксклюзия семей, имеющих детей-инвалидов : дис. … канд. социол. наук : 22.00.04 / И. М. Донкан. — Хабаровск, 2010. — 173 с.
2. Зайцев Д. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями : дис. … д-ра социол. наук : 22.00.04 / Д. В. Зайцев. — Саратов, 2004. — 360 с.
3. Леско Д. Инклюзивные школьные сообщества: стратегии достижения успеха / Д. Леско // Развитие инклюзивных школ в России : материалы междунар. конф., г. Москва, 19–20 нояб. 2005 г. — URL : http://www. obrazovanie.perspektiva-inva.ru/ index.php?id=388.
4. Маграбу Ф. Открытое досье по инклюзивному образованию / Ф. Маграбу. — Па- риж : ЮНЕСКО, 2005. — 18 с.
5. Россихина И. Г. Социальная инклюзия студентов как функция учреждения сред- него профессионального образования : дис. … канд. социол. наук : 22.00.04 / И. Г. Рос- сихина. — Ростов н/Д, 2010. — 174 с.
6. Чигрина А. Я. Инклюзивное образование детей-инвалидов с тяжелыми физи- ческими нарушениями как фактор их социальной интеграции : дис. … канд. социол. наук : 22.00.04 / А. Я. Чигрина. — Нижний Новгород, 2011. — 147 с.
7. РАСПОРЯЖЕНИЕ от 31 марта 2022 года N 178-р г. Улан-Удэ https://docs.cntd.ru/document/578178741